Як-9ДД

 

Когда фронт, на котором вели бои советские войска, развернулся от Нор­вегии до Югославии, возникла необходимость в истребителе, имеющем еще большую дальность.

Как и следует ожидать, основные изменения касались количества прини­маемого на борт Як-9ДД топлива.

В восемь баков можно было залить 845 л, кроме того, имелся еще расход­ный бачок. Наученные горьким опы­том конструкторы снабдили каждый бак своей заливочной горловиной, и заправка занимала всего 20 мин. Кро­ме двух внешних крыльевых баков ос­тальные были протекторированные -выложенные изнутри материалом, полностью затягивающим пробоины от попаданий 7,62 мм пуль, но при про­боинах большего размера течь все-таки открывалась.

Существенные изменения про­изошли в радиооборудовании. Боль­шая дальность самолета требовала бо­лее мощной радиостанции. Здесь кон­структоры могли рассчитывать толь­ко на технику союзников. Американс­кая радиостанция типа SCR-274N обеспечивала связь на дальности 100 км, когда Як-9ДД летел на высоте 1000 м и 300 км при высоте полета 7000 м.

Навигационные приборы были допол­нены радиополукомпасом РНК-10М и авиагоризонтом АГ-2.

Несмотря на то, что был снят пу­лемет (модификация «ДД» имела толь­ко пушку ШВАК с запасом снарядов в 120 штук) масса самолета существен­но возросла. Притом, что собственная масса Як-9ДД не значительно отлича­лась от массы Як-9Т и была идентич­на Як-9Д, но во время старта полнос­тью заправленный «ДД» был на 362 кг тяжелее чем «Т».

В начале полета Як-9ДД со всех точек зрения был хуже своих предше­ственников. После выработки полови­ны топлива, имел такие же характери­стики и несколько худшую маневрен­ность, чем модификация «Д» сразу пос­ле старта.

Дальность была несравнимой с другими истребителями. Когда новый самолет летел со скоростью равной 90% от максимальной, то мог проле­теть 1325 км. При крейсерской скоро­сти дальность составляла уже 2285 км (6 часов 31 минуту полета). Следующим советским истребителем, который мог летать дальше стал только ... Су-27.

С такой дальностью Як-9ДД был, прежде всего, эскортным истребите­лем, но полеты, во время которых со­провождались Ту-2, показали, что он имел слишком малое превосходство в скорости над этим бомбардировщиком. Одной из причин этого было осна­щение модификации «ДД» двигателем М-105 ПФ, вариант М-105ПФ2 предназ­начался в то время только для Як-3.

Истребитель «дальнего действия» созданный на основании постановле­ния ГКО от 20 февраля 1944 года, в апреле был готов для проведения ис­пытаний. Государственные испытания длились с 24 июля по 2 августа 1944 года (только неделю!) после чего само­лет был направлен в серийное произ­водство. В период с мая 1944 года по сентябрь 1945 года было построено 399 Як-9ДД (это дает средний темп произ­водства - 25 самолетов в день).

Войсковые испытания, для оценки боевой ценности Як-9ДД, были прове­дены с 9 марта по 25 апреля 1945 года. На новых машинах летали пилоты из 368 ИАП, 334 НАД и 6 БАК (Бомбардировочный авиационный корпус), который имел на вооружении Ту-2. В испытаниях приняло участие 40 Як-9ДД из 1-й и 2-й производственных се­рий, которые были изготовлены меж­ду маем и августом 1944 года.

Мнение пилотов о нем было от­нюдь не хвалебное - его называли «ле­тающей цистерной».

Як-9ДД, однако, успел прославить­ся. В августе 1944 года, двенадцать ис­требителей, под командованием май­ора И.И. Овчаренко, перелетели в Бари, Италия, чтобы оттуда эскорти­ровать советские С-47, занимавшиеся снабжением партизан Тито. Аккурат­но эксплуатировавшиеся истребители выполнили в Италии в ходе этого за­дания 155 боевых вылетов, не имея ни одной аварии. Опытные, отобранные из всей дивизии, пилоты без проблем садились даже на маленьких горных аэродромах в Югославии.

Советские пилоты провели не­сколько учебных воздушных боев, во время которых Як-9ДД показали, что они быстрее и маневреннее чем Р-47, Р-40Е, Spitfire IX, Tempest, P-63C и дру­гих базирующихся в этом районе ис­требителей союзников. Однако, как скромно отметил в своей книге Алек­сей Степанец, «девятки» были лучше только до высоты 3000-4000 м.

Як-9ДД использовались так же для эскорта американских В-17 и В-24, ко­торые после бомбардировки объектов на Балканах и в Венгрии приземлялись в Полтаве.