Як-9М

 

Это очень интересная модифика­ция. В отличие от предыдущих, она не содержала ничего нового, а только другое сочетание старых элементов. К фюзеляжу Як-9Т были пристыковано крыло модификации «Д». Хотя он не вооружался 37-мм пушкой, но имел кабину сдвинутую (как на Як-9Т) на­зад на 400 мм. И это давало принципи­альную возможность установки НС-37. Як-9М был задуман таким образом, чтобы благодаря проведенной унифи­кации узлов быть как бы «три в од­ном». Завод № 153, который произво­дил модификации «Т» и «Д» теперь, в зависимости от потребности мог очень быстро ставить на сборочную линию, соответствующую модификацию. Хотя, собственно говоря, разница меж­ду модификациями «Д» и «М» была только в обозначении. Ведь Як-9М был практически Як-9Д, только со сдвинутой назад на 400 мм кабиной.

В новой модификации был карди­нально решен вопрос стойкости об­шивки на крыле. В 1943 году случаи срыва полотна и фанеры с крыльев были настолько частыми. Что Сталин сказал в разговоре с Яковлевым - «Пи­лоты боятся летать на Яках».

На модификации «М» была приме­нена бакелитовая фанера большей толщины, которая приклеивалась по всей длине лонжеронов и шпангоутов.

Имеет смысл остановиться попод­робнее на проблемах с обшивкой. Петр Дементьев, заместитель наркома авиа­ционной промышленности, который вместе с Яковлевым был вызван в Кремль и назван «пособником Гитле­ра», так описывает дальнейший ход событий. Прежде всего, Сталин спросил о причинах аварий. Отвечал толь­ко Дементьев: «В составе краски отсут­ствовали некоторые компоненты, ко­торые перед войной получались из Америки. Теперь эти запасы кончи­лись, а наш заменитель оказался не­пригодным. Влага проникла под об­шивку, и это привело к отклеиванию полотна». После такого объяснения вождь поручил Берии заняться руко­водством двух фабрик производящих краски, и оба заместителя наркома уже ощущали тени чекистов за своими пле­чами. Дементьев спросил, сколько вре­мени они имеют для ремонта машин. После долгой паузы Сталин ответил - «две недели». Пораженному Яковлеву показалось, что Дементьев сошел с ума - отремонтировать несколько сот (по некоторым данным даже 800) самоле­тов за 14 дней? Однако план Дементь­ева был гениален. Прежде всего «арес­товали» все, что осталось от американ­ских поставок, а потом привели в дей­ствие свой замысел. Он был, однако, не жестко-угрожающим, а скорее «сек­суальным». Были созданы ремонтные бригады из 25-30 молодых девчат под руководством одного бригадира. По­явление женщин в фронтовых частях, произвело такое сильное впечатление на личный состав полков, что все ки­нулись помогать девчатам. А девчон­ки только лежали на траве и показы­вали пальчиками - нужно еще сделать то и это ... Таким способом в течении двух недель были подготовлены к экс­плуатации все самолеты.

Другие изменения, выполненные на модификации Як-9М, состояли в укороченной антенне, установке аэро­динамической системы сброса фонаря кабины, автомата АРТ-41 для регули­рования температуры воды и перено­се переключателей радиостанции на рукоять управления газом.

Начиная с первого самолета 25-й серии построенного на заводе № 153 (25-01) последующие изменения прово­дились на самолетах вне зависимости от их серии. С октября 1944 года дви­гатели ВК-105ПФ заменили ВК-105ПФ2. К тому времени промышлен­ности удалось полностью удовлетворить потребности авиазаводов в этой модификации двигателя. До этого вре­мени их устанавливали только на ис­требители Як-3.

Государственные испытания были проведены с 17 по 27 декабря 1944 года. Производились Як-9М с мая 1944 года по июнь 1945 года, всего было постро­ено 4239 машин. Модификация Як-9М была, таким образом, самым много­численным вариантом «девятки»