Як-9В
Это еще одна учебная модификация, в срочном порядке спроектированная в ОКБ Яковлева. На этом самолете устранили досадные недостатки его предшественников, и он стал полноправным членом семьи «семерок» и «девяток», а не бедным родственником которому доставались объедки. Уже одно оснащение учебной модификации двигателем ВК-105ПФ2 свидетельствует о том, что его характеристики хотели максимально приблизить к параметрам боевых машин.
И действительно, только максимальная скорость была на 4 км/час меньше чем у Як-9Т, а остальные характеристики оказались идентичными.
Як-9В, имел хорошо оборудованную заднюю кабину, полностью обеспечивавшую управление полетом с собственным сектором газа, компасом и т.д.
Практически все Яки имели тенденцию к сваливанию на нос во время торможения. А поскольку курсанты не грешили особой выучкой, то в кабине инструктора был установлен переключатель, который делал невозможным торможение из передней кабины. Сами кабины были, наконец, разделены прозрачной перегородкой, и теперь инструктор не обдувался ветром, когда передний фонарь был открыт.
Была демонтирована бронеплита за сиденьем пилота, бронестекло, протекторы бензобаков и система их заполнения инертным газом. Вооружение ограничили пушкой ШВАК с боезапасом в 90 снарядов.
Значительно расширилось, по сравнению с Як-7В (не говоря уже об УТИ), приборное оборудование. Были установлена радиостанция РСИ-6МУ, радиополукомпас РПК-10М, авиагоризонт и фотопулемет РАУ-22 (в правом крыле).
Пилоты получили переговорное устройство СПУ, и инструктору уже не приходилось перекрикивать из задней кабины шум двигателя и свист ветра. Радиопередача была возможна из обеих кабин, так же как и радиоприем.
Як-9В, служивший эталоном для серийного производства, проходил государственные испытания в НИИ ВВС, в период с 10 по 17 апреля 1945 года. По их завершению, этот очень удачный учебно-тренировочный самолет был запущен в серийное производство и изготавливался с августа 1945 года по август 1947 года. Всего было выпущено 793 экземпляра; 456 Як-9В изготовили заново, а 337 переоборудовали из модификации «М».