Як-9В

 

Это еще одна учебная модифика­ция, в срочном порядке спроектиро­ванная в ОКБ Яковлева. На этом са­молете устранили досадные недостат­ки его предшественников, и он стал полноправным членом семьи «семе­рок» и «девяток», а не бедным род­ственником которому доставались объедки. Уже одно оснащение учебной модификации двигателем ВК-105ПФ2 свидетельствует о том, что его харак­теристики хотели максимально при­близить к параметрам боевых машин.

И действительно, только макси­мальная скорость была на 4 км/час меньше чем у Як-9Т, а остальные ха­рактеристики оказались идентичными.

Як-9В, имел хорошо оборудованную заднюю кабину, полностью обеспечи­вавшую управление полетом с собствен­ным сектором газа, компасом и т.д.

Практически все Яки имели тен­денцию к сваливанию на нос во время торможения. А поскольку курсанты не грешили особой выучкой, то в кабине инструктора был установлен переключатель, который делал невозможным торможение из передней кабины. Сами кабины были, наконец, разделены про­зрачной перегородкой, и теперь инст­руктор не обдувался ветром, когда пе­редний фонарь был открыт.

Была демонтирована бронеплита за сиденьем пилота, бронестекло, про­текторы бензобаков и система их за­полнения инертным газом. Вооруже­ние ограничили пушкой ШВАК с бое­запасом в 90 снарядов.

Значительно расширилось, по сравнению с Як-7В (не говоря уже об УТИ), приборное оборудование. Были установлена радиостанция РСИ-6МУ, радиополукомпас РПК-10М, авиаго­ризонт и фотопулемет РАУ-22 (в пра­вом крыле).

Пилоты получили переговорное ус­тройство СПУ, и инструктору уже не приходилось перекрикивать из задней кабины шум двигателя и свист ветра. Радиопередача была возможна из обеих кабин, так же как и радиоприем.

Як-9В, служивший эталоном для серийного производства, проходил го­сударственные испытания в НИИ ВВС, в период с 10 по 17 апреля 1945 года. По их завершению, этот очень удачный учебно-тренировочный самолет был запущен в серийное производство и изготавливался с августа 1945 года по август 1947 года. Всего было выпуще­но 793 экземпляра; 456 Як-9В изгото­вили заново, а 337 переоборудовали из модификации «М».