Оценка самолета

 

Оценка самолета, особенно истре­бителя, очень сложный вопрос, так как кроме таких очевидных характерис­тик, как скорость или дальность, необ­ходимо принимать во внимание такие параметры, как, например, тактика применения или боевая выучка пило­тов... Бывали дни, когда советские ис­требители падали на землю буквально сотнями. Бывали стычки, описанные самыми известными ассами Люфтваф­фе, когда они благодарили Бога, за то, что им удалось выйти живыми из по­единков с Яками.

Предоставим слово героям крова­вых боев периода Великой отечествен­ной войны.

Арсений Ворожейкин «Солдаты неба».

«В солнечных лучах блестели четы­ре FW-190. Подозрительно белые они шли на одной с нами высоте - 7000 м. Атаковать как можно скорее! Но они ушли вверх. Видят очи, да зуб не имеет: «фоккеры» имели на этой высоте более высокую скорость и маневрен­ность. Наши Яки (Як-9Д) хороши до пяти тысяч метров»

И еще из этой же книги:

«Крутимся в танце смерти с «фоккерами». Вражеские самолеты лучше наших в вертикальном маневре. Яки перегруженные бензином медленно на­бирают высоту (...). В конце, враг, по­чувствовав наше превосходство в го­ризонтальном маневре уходит пикиро­ванием. Мы за ним не идем. (...) Истре­бители противника окружили одино­кий Як-9 и сейчас его прикончат. Ис­пользую свое единственное преимуще­ство - вираж»

Владимир Лавриненков «Возвра­щение в небо».

«На территории завода стояло не­сколько готовых Як-9 (из контекста следует, что это были Як-9Т). Внешне они походили на своих предшествен­ников, но изменения в конструкции были значительными (...). Я не хотел менять самолет (Як-1), потому что хотя новый Як-9 и имел более мощную пуш­ку и больший запас топлива, но по ма­невренности уступал своему младшему брату - Яку-1. Предчувствие не обману­ло меня: несколькими днями позднее, во время первого вылета, Як-9 был сбит в воздушном бою. За его штурвалом си­дел опытный пилот, Левченко (...). В бою на вертикалях тяжелому Як-9 за­шел в хвост Bf-109 и сбил его».

 

Производство Як-7

модификация  №№ заводов период производства          построено

Як-7УТИ

301, 153

IV- К 1941

186

Як-7

301,  153

IX-X 1941, XII 1941

52,11

Як-7М

292

1X1941

1, переделан из Як-7УТИ

Як-7А

153

1-V 1942

277

Як-7БМ-105ПА

153

IV- VII 1942

261

ЯК-7БМ-105ПФ

153,82

VIII42-XII43, V 42-VII 44

5120

Як-7Б с АФА-1М

153,82

в течении всего периода производства

около 350

Як-7-37

153

VIII 1942

22

Як-7 М-82

153

с VIII 41 до XII 1941

1, переделанный из Як7А

Як-7ПД

 

окончен в К 1942

1 , переделанный из Як7Б

Як-7В

 

V 42 -XII 1943

597;510 построено заново и 87 переделано из Як-7Б

Як-7Д

 

окончен в VI 1942

1, переделанный из Як-7-7В

Як-7ДИ

 

окончен в VI 1942

1, фюзеляж Як-7Б №23-26, крыло новое

Як-9П

 

осень 1943

1, переделанный из Як7Б №46-13

 

Производство Як-9

модификация

№№ заводов

период производства

Построено

Як-9

153, 166

X 1942 - II 1943

II 1943 - VII 1943

195  и  264,   E. Гордон  приводит  в  книге  «Советские боевые самолеты...» данные, что было построено 500 шт.

Як-9Т

153

III 1943 - VI 1945

2748

Як-9П

ОКБ

III 1943

1

Як-9Д

153, 166

III 1943 - VI 1946

3035, Е. Гордон приводит в книге «Советские боевые самолеты...» данные, что было построено 3058 шт.

Як-9Р

166

лето 1943

35 заново изготовленных самолетов дальнего радиуса действия. Часть машин ближнего радиуса действия так же изготавливалась заново, а часть переоборудовалась.

Як-9ПД

 

IV 1943

5, построены на базе Як-9Д

Як-9ПД

 

по VI 944

30, построены на базе Як-9У

Як-9ТК

 

Х 1943

1 , переделанный

Як-9К

 

IV - VII 1944

53

Як-9Б

 

II - III 1944

109

ЯК-9ДД

 

V-X 1944

399

Як-9М

 

V 1944-VI 1945

4239

Як-9

«Курьерский»

 

VII 1944

1

Як-9В

 

VIII 1945 – VIII 1947

793: 456 новых, а 337 переделано из Як-9М

Як-9У/ВК-105

 

XI 1943

1

ЯК-9У/ВК-107

 

IV 1944-VI1I1945

3921

Як-9С

 

V1945

2

Як-9УТ

 

П-V 1945

282

Як-9 УВ

82

VI 1945

1

Як-9П

153

лето1946-ХШ948

801, возможно к этим 801 самолетам нужно добавить 2 прототипа этой модификации №№ 01-03и01-04

ВСЕГО

 

 

16578

 

Як-9 выпускались на трех заводах: №82 в Москве, который производил только версию с двига­телем ВК-107, №153 в Новосибирске, который занимался изготовлением Як-9 с начала и до конца его производства, № 166 в Омске производил Як-9 с января 1943 года. При подсчете количества произведенных Як-9 возникает проблема: до общего количества про­изведенных Як-9 - 16769 экземпляров не хватает 191 штук. Возможно, это были разведыва­тельные самолеты, количество которых нигде однозначно не указывается. Есть так же ве­роятность того, что произведенные Як-9М ПВО не учитывались в общем, количестве пост­роенных машин модификации «М», так что именно они и дают нестыковку в 191 машину; однако все это предположения. Дополнительно дело запутывает информация о том, что в общем количестве Як-9 (16769 машин) учтено 611 учебно-тренировочных самолетов. Степанец приводит данные, что построено 793 Як-9В (в том числе 456 заново), а потом вводит в замешательство, приводя данные о 611 машинах -то есть сообщает совершенно разные циф­ры. Таким же образом запутывает дело и Е.Гордон.

Выпущенные Як-7 так же как Як-9 в первую очередь направлялись в истребительные полки фронтовой авиации. Распределение 20196 боевых Як-7 и Як-9, построенных во время войны, показано в таблице:

 

Поставки боевых Як-7 и Як-9 Авиация Военно-Морского Флота

 

1941-42

1942-43

1943-44

1944-45

ВСЕГО

Як-7Б

 

160

256

 

416

Як-9

 

 

306

613

919

Войска Противовоздушной Обороны

 

1942

1943

1944

1945

ВСЕГО

Як-7

109

559

493

286

1447 (1434?)

Як-9

 

108

671

876

1655

 

В сумме авиация ВМФ и Войска ПВО получили 3089 истребителей Як-7 и Як-9. Часть из них, как, например, Як-7, которые поступили в ПВО в 1945 году - машины, переданные из фронтовых частей.

Борис Еремин «Воздушные бойцы»

«Як-7, в общем, ничем не отличал­ся от своего предшественника Як-1. Во всяком случае, полетав на нем, не уви­дел у него никаких преимуществ. Если бы пришлось выбирать между Як-1 и Як-7, выбрал бы первый, так как боль­ше привык к нему (...). На наших Як-1 связи в воздухе практически не было (...), в то время как на Як-7, я как веду­щий имел приемник и передатчик, а пилоты моей группы приемники. В це­лом эта аппаратура работала сносно».

Иван Федоров «В небе оставили след» (разговор с Е. Савицким).

«- Федоров, ваш самолет не наилуч­ший. Тяжелый в управлении и двига­тель что-то слабый. - Любой самолет с тяжелым управлением - отвечаю - как мне кажется более чуткий. А двига­тель? Сейчас только второй ресурс вырабатывает. На этом Як-9 с номе­ром 31 сбил пятнадцать самолетов, причем в основном истребителей»

«20 августа 1944 года из 274-го ИАП, братской дивизии нашего кор­пуса, дошло неприятное сообщение. Як-9, вооруженный пушкой калибра 45 мм, прошедший фронтовые испыта­ния, не был принят на вооружение из-за недостатков новой пушки».

Автор попросил командира корпу­са передать четыре Як-9 в его 812-й ИАП. Просьба была удовлетворена. 27 августа 1944 года вылетели парой на перехват двух FW-190.

«(...) Решил на всякий случай дать две короткие очереди, чтобы попасть наверняка. Нажимаю на спуск. Само­лет трясет от очереди «сорокопятки», кажется, что сидишь на грохоте. Левое крыло «фокке-вульфа» разлетается от взрывов, отваливается и самолет летит кувырком к земле.»

Георгий Захаров «Я - истребитель».

« Отношение к самолету всегда очень субъективно. Поэтому ничего удивительного не будет в том, если многие мои друзья, бывшие летчики-истребители, найдут мою оценку Як-3 завышенной. Летчики 139-го гвардей­ского полка, летавшие в ту пору на Як-9У, признавали достоинства Як-3, но вовсе не считали их абсолютными. Во всяком случае, многие находили, что мощный мотор Як-9У и его пушка сто­ят легкости и маневренности Як-3. Ну а патриоты «лавочкина», в особеннос­ти последних его модификаций - Ла-7 и Ла-9 - нигде и никогда не согласятся, что «лавочкин» в чем-то уступал «яку». Тут все дело в личных привязанностях летчика, порой даже в характере само­го летчика».

Заслуживает внимания информа­ция из изданного в 1943 году учебника по воздушному бою: «Наши пилоты проводившие воздушные бои на Як-7 с FW-190 и неоднок­ратно сбивавшие их, пришли к выводу, что Як-7 может вести бой с FW-190 в любых условиях и даже легче чем с Bf-109G. Ни в одном из боев не было замечено, чтобы FW-190 пытался уйти вверх, когда бой начинался на одной высоте. Это подтверждает его более низкую скороподъ­емность по сравнению с Як-7, а так же Bf-109G. В правом вираже Як-7 заходил в хвост FW-190 очень легко, в левом бой проходил на равных. В пикировании Як-7 легко дого­нял «фоккера». На Як-1 и Ла-5 бой с FW-190 еще легче.