JG 51 перевооружается...

 

Мы прервали наш рассказ о JG 51 в тот момент, когда понесший тяжелые потери во время битвы на Курской дуге IV./JG 51 пересел опять на Bf 109. Эта мера позволила в некоторой степени облегчить ситуацию со снабжением в двух других дивизионах JG 51, по-пре­жнему оснащенный Fw 190. После по­ражения вермахта под Орлом I./JG 51 и III./JG 51 отступили к Брянску. Од­нако в Брянске оба дивизиона пробы­ли недолго. Дивизион майора Эриха Лайе перебросили на юг, в район Пол­тавы, где летчики участвовали в по­пытке сдержать наступление Красной Армии на Харьков. III./JG 51 (коман­дир - гауптман Фриц Лозигкайт (Losigkeit)), напротив, отправился на север, к Смоленску. Но в это время Красная Армия начала большое на­ступление на юге и III./JG 51 срочно перебросили на Украину.

Кочевая жизнь, сочетавшаяся с по­стоянным отступлением, продолжа­лась до конца 1943 года. Это сказыва­лось на состоянии матчасти дивизио­нов. Росло количество аварий, а маши­ны, находившиеся в ремонте, приходи­лось или бросать или уничтожать при поспешной передислокации. К концу августа боевая мощь обоих дивизио­нов составляла не более половины от первоначальной, причем на протяже­нии нескольких месяцев улучшить по­ложение было невозможно.

Но несмотря на все трудности, бо­евой счет дивизионов продолжал рас­ти. 2 июня коллективный счет JG 51 достиг 5000 побед. 15 сентября начал­ся отсчет восьмой тысячи, а к концу апреля 1944 года количество побед пе­ревалило за 9000. В этот же период многие «эксперты» довели свой лич­ный счет до 100 побед. Командир ди­визиона Эрих Лайе или «Тигр-Лайе» сбил сотый самолет противника 11 но­ября. Обер-лейтенант Иоахим «Ахим» Брендель последовал за своим коман­диром спустя 11 дней. В 1II./JG 51 от­личились два будущих командира ди­визионов. Обер-лейтенант Карл-Гейнц Вебер (Weber) сбил сотый самолет 13 августа. В том же месяце лейтенант Гюнтер Шак (Schack) добавил себе 40 воздушных побед и 3 сентября также довел свой боевой счет до 100.

Выдержки из донесений Гюнтера Шака могут стать хорошей иллюстра­цией того хаоса, который царил в кон­це лета - начале осени 1943 года:

«7 августа. Нас перевели на неболь­шой аэродром возле Смоленска.

8 августа. В 16:00 поднят аэростат. Мы сопровождали бомбардировщики, летевшие на Ельню. Уже ближе к вече­ру весь дивизион участвовал в воздуш­ном бое (в каждой эскадрилье остава­лось по четыре боеспособные маши­ны). Под Ярцево наблюдатели замети­ли советский самолет, летевший на низкой высоте. Я смог первым его на­стичь. Свалив русский самолет на зем­лю, я покачал крыльями, показывая своему звену, что пора возвращаться на базу. На базе мы даже не успели дозаправиться и пополнить боезапас, как нас послали сопровождать другой отряд бомбардировщиков. На высоте 4800 метров над целью мы отразили атаку двух русских истребителей. Од­ного из них нам удалось сбить, а вто­рой быстро ретировался. Во время тре­тьего вылета мы встретили 25 «цемен­товозов», которых прикрывало около 40 истребителей. Поскольку нас было всего двое мы набрали высоту и ата­ковали сверху, причем мне удалось сбить два самолета. Каждый день нам встречаются большие отряды советс­ких самолетов, такого численного пре­восходства русские не имели с самого начала войны. Большие группы бом­бардировщиков, сопровождаемые ог­ромным числом истребителей».

В течение последующих дней Шак сбил 70 самолетов противника, его Fw 190 однажды вернулся на базу получив два пулеметных и два пушечных попа­дания. Через четыре дня Шак отправил­ся на свой 500-й боевой вылет, во время которого сбил четыре самолета против­ника и довел свой счет до 75. 15 августа Шак прошел на волосок от смерти, ког­да он и еще два пилота из 9./JG 51 со­провождали JG 87. Из-за неисправнос­ти прицела Шак слишком долго пресле­довал советский истребитель и оторвал­ся от своих. Поскольку его друзья поте­ряли Шака из вида, то его победу под­твердить никто не мог. На обратном пути Шак попал под огонь зенитной ба­тареи и войдя в штопор имитировал ги­бель пилота. В ответ зенитчики дали по его самолету несколько очередей. За сут­ки данные разведки успели устареть, и территория, над которой самолет Шека был обстрелян, уже перешла в руки со­ветских войск.

С дырой диаметром полметра в ле­вом крыле Шак все же сумел дотянуть до своего аэродрома. Чтобы удержать высоту пришлось нажимать на штур­вал коленями ног.

В течение трех дней эскадрилья Шака бездействовала, так как в ней не осталось ни одного боеспособного са­молета. Вскоре дивизион перебросили к Брянску, где он действовал совмест­но с I1./JG 54. Потом III./JG 51 напра­вили дальше к югу - на Украину.

27 августа Шак в сопровождении двух других пилотов встретил боль­шую группу советских бомбардиров­щиков, сопровождаемую 30 советски­ми истребителями. Шаку удалось сбить бомбардировщик (90-я победа), но затем истребители сопровождения завязали бой и немцы с большими уси­лиями выбрались из этой заварухи.

В тот же день Шак снова отправил­ся выполнять боевое задание. Этот вылет чуть не стал последним в его жизни. Во время боя с советскими ис­требителями самолет Шака случайно столкнулся в воздухе с машиной оберфельдфебеля Лотара Мая (Mai) (45 побед), который, очевидно, в горячке боя атаковал тот же самолет, что и Шак. Самолет Мая рухнул с высоты 3600 мет­ров и разбился рядом со сбитым советс­ким истребителем. По-видимому, оба пилота погибли. Шак же сумел выров­нять свою машину и дотянуть до базы. Через два дня эскадрилья Шака от­правилась в Конотоп. 1 сентября пило­ты из III./JG 51 в сумме сбили 40 самоле­тов, а Шаку пришлось совершать вы­нужденную посадку на брюхо самолета. Но уже через два дня Шак сбил свой 100-й самолет противника. Командир III./JG 51, гауптман Фриц Лозигкайт также уча­ствовал в том бою:

«Гюнтер, я - Ганнибал. Поздрав­ляю с сотой победой!»

Вскоре после этого III./JG 51 сно­ва был направлен в район Брянска. 12 сентября поступил приказ отправлять­ся в Росславль. Через три дня полк до­вел свой боевой счет до 7000 побед. В тот же день полк перебросили в Смо­ленск. 19 сентября последовала пере­броска в Могилев, а 10 октября полк был уже в Витебске. И так дальше. С одного аэродрома на другой, но каж­дый последующий аэродром распола­гался западнее предыдущего. Не уди­вительно, что в таких условиях возрос уровень потерь в летном составе и тех­нике. Места выбывших асов заняли молодые пилоты, прошедшие ускорен­ную программу подготовки. В услови­ях подавляющего превосходства совет­ских ВВС в воздухе у этих ребят было мало шансов уцелеть. Часто случалось, что .они гибли не успев сбить и одного самолета противника.

Постоянно сказывалась нехватка самолетов. Сборочные линии Фокке-Вульфа не поспевали за потребностя­ми Западного и Восточного фронтов, а также системы обороны Рейха. По­этому в начале 1944 года I./JG 51 отве­ли на базу в Демблин-Ирене, где диви­зион был перевооружен, получив в за­мен Fw 190 Мессершмитты Bf 109G. После возвращения I./JG 51 в Бобруйск пришла очередь III ./JG 51 отправлять­ся в Демблин-Ирену. Таким образом к началу мая 1944 года все три дивизио­на JG 51, сражавшихся на Восточном фронте, пересели на Bf 109G. На «Гус­тавах» они воевали до конца войны.

Однако некоторые подразделения JG 51 сохранили верность Fw 190. Дело в том, что когда II./JG 51 проходил перевооружение, две эскадрильи диви­зиона - 4./JG 51 и 5./JG 51 - так и не успели получить Fw 190, прежде чем в конце 1942 года были направлены в Средиземноморье, после того как союзники высадились в Северо-Западной Африке. А вот 6./JG 51 (командир -обер-лейтенант Дитхельм фон Айхель-Штрайбер (von Eichel-Streiber)) про­шла перевооружение по полной про­грамме и вернулась на Восточный фронт. Вскоре после возвращения в Россию 6./JG 51 реорганизовали в Stabsstaffel (штабная эскадрилья) и дальше эта эскадрилья действовала полуавтономно и подчинялась непос­редственно командованию JG 51. Средняя численность штабной эскад­рильи составляла на протяжение двух с половиной лет примерно 12 самоле­тов, причем в их число иногда входи­ли и Bf 109. Гауптман Айхель-Штрайбер возглавлял эскадрилью до апреля 1944 года, затем его направили в III./ JG 51 на место командира дивизиона (Фриц Лозигкайт, который прежде ко­мандовал III./JG 51, стал командиром всего JG 51). Служа в рядах Stabsstaffel, Айхель-Штрайбер сбил 70 самолетов противника (еще 5 побед он одержал ранее). Закончил войну он в составе JV 44, летая на реактивном Me 262 и доведя свой счет до 96 побед из которых 94 были одержаны на Восточном фронте.

Гауптман Эдвин Тиль (Thiel), заме­нивший фон Айхель-Штрайбера на посту командира эскадрильи, прослу­жил на этом посту гораздо меньший срок и оказался не столь удачливым как его предшественник. 14 июля 1944 года Тиль был сбит огнем зенитной артиллерии в районе польского горо­да Кобрин. К этому времени на счету Тиля значилось 76 воздушных побед. В течение месяца эскадрилья потеряла еще четырех пилотов, в том числе обер-фельдфебеля Фрица Люддеке (Luddecke) (50 побед), погибшего 10 августа, и нового командира эскадрильи, обер-лейтенанта Хайнца Буссе (Busse) (22 победы), сбитого 25 августа. Люддеке был сбит огнем советской зенитной артиллерии в районе города Вилковишкен (Вилкавискис), расположенно­го на территории Литвы у границы с Восточной Пруссией, а Буссе погиб во время воздушного боя, примерно в том же районе.

Мы упомянули Восточную Прус­сию не случайно, а чтобы подчеркнуть насколько далеко пришлось отступить JG 51 в 1944 году. Если весной штаб­ная эскадрилья дислоцировалась в Бобруйске, то затем ей пришлось пе­ребазироваться в Тересполь (к западу от Бреста) и дальше в Мемель (Клай­педа) на берегу Балтийского моря, куда эскадрилья прибыла в сентябре. В конце 1944 года Stabsstaffel перебра­лась через границу Рейха и расположи­лась сначала в Инстербурге (централь­ная часть Восточной Пруссии), а затем в Нойкурене (ближе к берегу моря). Здесь спустя пять месяцев штабная эс­кадрилья, да и весь JG 51 приняли пос­ледний бой.