Слишком мало, слишком поздно

 

JG 54 крепко застрял в Курляндии, и это означало, что единственными фокке-вульфами на Восточном фронте были Fw 190 в штурмовой модификации. Не смотря на то, что количество полков штурмовой авиации постоянно увеличи­валось (если в середине 1944 года на Во­сточном фронте сражались семь полков, то к концу года их количество возросло до 12, кроме того, появились отдельные штурмовые эскадрильи), общее количе­ство боеспособных машин не превыша­ло 300 штук. На плечи этих трех сотен штурмовиков была возложена невыпол­нимая задача остановить бронирован­ный поток Красной Армии, льющийся через прорванную линию фронта на уча­стке между Витебском и Днепром - ис­торические «ворота», через которые раз­ные армии шли в Россию, а затем отсту­пали обратно.

Хотя главной целью штурмовиков были наземные цели, некоторые пило­ты не упускали случая увеличить свой список воздушных побед. Жаркие крымские денечки уже давно ушли в прошлое, но II./SG 2 на протяжение всего пути отступления через Румынию и Венгрию продолжал сопровождать подразделения своего полка, оснащен­ные Ju 87, и использовал любую воз­можность пощипать советские истре­бители. Советские истребители тоже использовали возможности пощипать немецкие штурмовики. Среди «ощи­панных» оказался гауптман Гюнтер Блекман (Bleckmann) (27 воздушных побед) из 6/.SG 2, который был сбит и погиб на территории Румынии 4 июня.

Спустя месяц, 6 июля возле город­ка Мацуты в Польше нарвался на зе­нитную батарею, получил прямое по­падание и погиб гауптман Фридрих-Вильгельм Штракельян, бывший ко­мандир 14.(Jabo)/JG 5, ставший со вре­менем командиром II./SG 4.

В октябре лейтенант Отто Доммерацки (Dommeratzky) (40 воздушных побед) из 6./SG 2 перегонял самолет и потому не имел на борту боезапаса, но был перехвачен американскими истре­бителями и сбит над Чехословакией. Вместе с Доммерацки в самолете нахо­дился его механик, у которого не было парашюта. Лейтенант не захотел поки­нуть товарища и попытался совершить вынужденную посадку, во время кото­рой они оба погибли.

Американцы уже давно давали о себе знать на Восточном фронте. Впер­вые летчики из II./SG 2 столкнулись с «Мустангами» Р-51 в июне, когда эва­куировались из Крыма в Румынию. Действуя с баз в Италии, американс­кие истребители залетали далеко на восток и сбили несколько самолетов из II./SG 2, среди сбитых оказались два командира эскадрилий. По мере того, как Восточный и Западный фронты приближались друг к другу, росла опасность со стороны истребительной авиации союзников. Американские истребители, занимающиеся свобод­ной охотой, представляли собой посто­янную угрозу, от которой никто не был застрахован. 17 апреля 1945 года на долю союзников выпал наибольший успех. В тот день 8./SG 77 под коман­дованием Августа Ламберта (Lambert) (116 воздушных побед) - самого резуль­тативного летчика-штурмовика, выле­тело бомбить советские войска, нахо­дящиеся в районе Каменца к северо-востоку от Дрездена. Но до цели нем­цы добраться не смогли, так как были перехвачены группой американских истребителей, начитывавшей 60-80 «Мустангов». Ни один немецкий само­лет, включая самолет Ламберта, не вер­нулся на базу.

Вслед за американцами, в дело вступили и англичане. 30 апреля отряд «Спитфайров» перехватил группу Fw 190 из I.(Pz)/SG 9 (самолеты из I.(Pz)/ SG 9, базировавшегося в Сюльте око­ло Шверина, несли противотанковые ракеты). В завязавшемся бою погибли командир дивизиона гауптман Андреас Куффнер (Kuffner) и командир 3.(Pz)/SG 9 обер-лейтенант Райнер Носсек (Nossek). Обер-лейтенант Виль­гельм Бромен (Bremen) успел сбить одного англичанина, прежде чем сам был сбит и получил при этом серьез­ное ранение. Самолет, сбитый Броменом, стал одним из последних самоле­тов, сбитых над Европой - спустя во­семь дней война закончилась.

Но за несколько недель до этого на Восточном фронте снова появились истребители Fw 190. Меньше чем че­рез месяц после операции «Боденплятте» - слишком дорого обошедшемся люфтваффе и слишком мало принес­шем результатов налете, состоявшем­ся под Новый год - десять истребитель­ных полков, в том числе 11 дивизио­нов, оснащенных Fw 190, начали дей­ствовать на Восточном фронте. Если быть абсолютно точным, то Fw 190 и прежде пару раз появлялись на восто­ке. Например, в июне 1944, III./JG 11 воевал в Польше вместе с IV./JG 54. Очень интригующим выглядело появ­ление в августе 1943 года, в составе 8./ NJG 200, оснащенного Не 111 и Ju 88, одного Fw 190 в модификации ночно­го истребителя.

Но только в середине января 1945 года, когда советские танки уже кро­шили гусеницами мерзлую землю Гер­мании, а над Берлином нависала не­посредственная угроза, Восточный фронт получил подкрепления. Но было уже слишком поздно. Восточный и Западный фронты уже сблизились вплотную, через несколько недель со­стоялась знаменитая встреча на Эльбе, поэтому даже язык как-то не повора­чивается сказать, что части, оснащен­ные Fw 190, были переброшены на Во­сточный фронт. Поэтому, хотя номи­нально они действовали против Крас­ной Армии, в действительности пило­ты из этих полков, в основном, зани­мались тем, что отбивались от наседав­ших сзади союзников.

Например I./JG 1, прибывший в Восточную Пруссию 14 января, поте­рял около дюжины пилотов из-за на­летов английских истребителей. Хотя дивизион записал на свой счет несколь­ко советских самолетов, включая Як-9, сбитый 30 января командиром диви­зиона обер-лейтенантом Эмилем Демутом (Demuth), потери самого дивизи­она в пять раз превышали его успехи. В начале февраля 1945 года I./JG 1 от­вели с фронта для переоснащения ре­активными истребителями Volksjager Не 162. II./JG 1 на востоке «повезло» больше. В первый же день своего при­бытия дивизион потерял в воздушном бою с Яками два самолета, а спустя неделю пришлось взорвать еще десять машин при поспешном отступлении с занимаемого аэродрома.

IV./JG 3 «Udet», оснащенный тяже­ло бронированными и мощно воору­женными Fw 190A-8/R8, в системе Обороны Рейха специализировался на перехвате стратегических бомбарди­ровщиков противника. Однако и этот дивизион бросили на восток против советских сухопутных войск, двигаю­щихся вдоль Одера к Штеттену (Ще­цин) и Берлину. Хотя Fw 190A-8/R8 были более устойчивы к зенитному огню, чем обычные Fw 190A-8, но они безнадежно уступали по боевым харак­теристикам советским истребителям. Даже новый командир IV./JG 3, обер-лейтенант Оскар Ромм - тот самый «Осей» Ромм, сбивший свой первый самолет в декабре 1942 года над Вязь­мой, летая в рядах I./JG 54 - проявил изрядную изобретательность.

Ромм первые увидел новую длин­ноносую модификацию Fw 190D-9, оснащенную двигателем жидкостного охлаждения Jumo несколькими неделя­ми раньше. Обер-лейтенант сумел таки раздобыть для своего дивизиона опре­деленное количество таких машин, причем несколько самолетов он смог увести с аэродрома, уже почти захва­ченного противником. Вскоре в распо­ряжении Ромма было достаточно ма­шин, которых хватило на весь его ди­визион.

«В условиях подавляющего превос­ходства противника в воздухе, Fw 180D-9 показали себя лучше старых Fw 190А. Они были быстрее и обладали большей скороподъемностью. По ско­рости пикирования Fw 190D-9 также превосходили советские истребители Як-3 и Як-9».

Карьера Ромма завершилась 24 ап­реля 1945 года. В тот день Ромм отпра­вился на перехват советских штурмови­ков. Пройдя мимо истребителей, при­крывавших штурмовики, Ромм заметил, что двигатель его самолета начал перегреваться. Тогда обер-лейтенант снизил­ся и оторвался от противника, который было попытался его преследовать. Ему удалось пересечь линию фронта, но со­вершая вынужденную посадку, Ромм получил серьезные травмы.

III./JG 11 (командир - гауптман Герберт Куча (Kutscha)) снова оказал­ся на Восточном фронте в конце янва­ря 1945 года, на этот раз вместе со шта­бом полка и 1-м дивизионом. Все эти части действовали совместно вдоль фронта на Одере и дальше к Позену (Познань). 17 февраля погиб командир JG 11, майор Юрген Гардер (Harder), известный ас, летавший на Bf 109 на Средиземноморском ТВД. Гардер по­гиб в катастрофе, которую, как пола­гают, произошла из-за отказа кисло­родного оборудования.

II./JG 300 был другим дивизионом на Восточном фронте, оснащенным Fw 190A-8/R8. Вместе с подразделениями JG 301 (этот полк был оснащен Fw 190D-9 и Та 152Н - предпоследней и последней модификациями фокке-вульфа) II./JG 300 пытался остановить части Красной Армии, прорвавшие 1 февраля фронт на Одере.

Гибельность ведения войны на два фронта была продемонстрирована че­рез восемь дней, когда упомянутые выше дивизионы были брошены на перехват американских бомбардиров­щиков. Американцы не только сброси­ли бомбы на цели в западной части Германии, но и сбили 11 немецких ис­требителей. К апрелю III./JG 301 про­водил атаки американских войск, дви­гающихся вдоль Эльбы, а затем опять развернулся кругом. Дивизион закон­чил войну в Берлине, где по воспоми­наниям многих свидетелей встречались обломки Fw 190D-9 - очевидно «Осей» дорого продал свою жизнь!

В то время как большинство пол­ков прикрывало северные и восточные подходы к Берлину, JG 6 воевал юж­нее, в Нижней Силезии. II./JG 6, дис­лоцировался в Гёрлице и входил в со­став боевой группы Руделя. Заданием для II./JG 6 было прикрывать истреби­тели танков Ju 87, которые еще иногда совершали вылеты. Штаб и I./JG 6 на­ходились на своей базе в Райхенберге, там же дислоцировалась маленькая часть тактических разведчиков.

До конца марта JG 6 возглавлял май­ор Герхард Баркхорн, второй по резуль­тативности пилот люфтваффе. Все до единой из своих 301 победы Баркхорн одержал на Восточном фронте (в соста­ве JG 52). Тот факт, что последний свой самолет Баркхорн сбил 5 января за 11 дней до своего назначения на должность командира полка, а за весь период свое­го командирства не смог одержать ни одной новой победы в воздухе, говорит о том, насколько тяжелым было поло­жение оборонявшихся.