|
1. Fw 190A-8 «черный
двойной шеврон», капитан Пауль Хайнрих Дэне (Daehne),
командир II./JG 1,
Мекленбург, февраль 1945 года
Самолет Дэне был из числа тех Fw 190, что
появились на Восточном фронте в 1945 году. Камуфляж и обозначения
выполнены по одной из типичных для того времени схем. Красная полоса у
хвоста обозначает принадлежность машины к авиации ПВО Рейха. Это была
одна из первых машин JG 1, переброшенных на
восток. Есть вероятность того, что до Дэне на этом самолете летал прежний
командир JG 1, майор Гер.манн Штайгер. На счету
Дэне более 100 воздушных побед, из которых 80 он записал себе на востоке.
Часть из них он одержал в 1942/43 г.г., летая в составе
JG 52, однако точно вычислить его успехи на Fw
190 в 1945 году не представляется возможным, так как архивы части
утеряны. Капитан погиб 24 апреля 1945 года, во время боевого вылета на
Heikel He 162 «Volksjaeger».
2. Fw 190A-8, «желтая
единица», майор Берна Галлович (Gallowitsch),
командир 7./ JG 1, Гари/Узедом, март 1945 года
В противоположность машине Дэне, «Антон-8» Галловича не имеет полосы
авиации ПВО Рейха. Вероятно, эта машина поступила в часть уже после
переброски ее на восток. Обращает на себя внимание пятнистый камуфляж: и
другая схема опознавательных знаков. Галлович дожил до конца войны, а за
всю свою карьеру, включая службу в JG 51,
записал на свой счет 64 победы, из которых 59 на Восточном фронте. Также
не известно, сколько побед он одержал на Fw 190
в конце войны.
3. Fw 190D-9 «черный
двойной шеврон», оберлейтенант Оскар Ромм (Romm),
командир IV./JG 3,
Пренцлау, март 1945 года
Самолет Ромма несет стандартный камуфляж и опознавательные знаки,
дополненные двойным шевроном командира группы. Машина заметно отличается
от других истребителей «Дора-9», принадлежавшими штабу
IV./JG 3, на которых отчетливо виднелись
следы активной эксплуатации и многократного перекрашивания. Однако ни на
одном из самолетов за крестом не было видно никаких знаков, указывающих на
IV группу. Карьера Ромма также закончилась 24
апреля 1945 года, когда он вместе с Дэне попал в катастрофу. Ромм уцелел,
но получил тяжелое ранение. К этому моменту на его боевом счету было 92
победы.
4. Fw 190D-9, «черный
шеврон и полоса», подполковник Герхард Михалъски (Michalski),
командир JG 4, Одер, январь 1945 года
Этот самолет имеет несколько нетипичный камуфляж:. Зимой 1944/45 года
Михалъски летал на нескольких подобных самолетах. Обозначения на
самолете состоят из одиночного шеврона и полосы, проходящей слева и
справа от креста. У хвоста видна черно-бело-черная полоса ПВО Рейха -
машину недавно перебросили с Рейна на Одер. Михалъски, долгое время
служивший в II./JG 53,
а также летавший на Bf 109 над Средиземным
морем, закончил войну, одержав на Восточном фронте 14 побед. Через девять
месяцев после окончания войны он погиб в автокатастрофе.
5. Fw 190A-3, «черная
единица», капитан Фридрих-Вильгельм Штракельян (Strakeljahn),
командир 14. (Jabo)/JG
5, Петсамо, северная Финляндия, июнь 1943 года
Ранний, стандартный для Восточного фронта тип окраски
Fw 190, до введения желтых полос быстрой идентификации. На капоте
двигателя эмблема эскадрильи - лук и бомба. К весне 1943 года самолеты с
такой эмблемой на Восточном фронте составляли уже скорее исключение, а не
большинство. Весной 1944 года Штракельян вместе со своей эскадрильей был
переброшен в Италию, но вскоре вернулся на восток уже в должности
командира II./SG 4. Он
погиб в боевом вылете 6 июня 1944 года. Штракельян летал на штурмовки, но
между делом сумел одержать девять воздушных побед.
6. Fw 190D-9, «черный
шеврон и полоса», майор Герхард Баркхорн (Barkhorn),
командир JG 6, Нижняя Силезия, январь 1945 года
«Дора-9» Баркхорна несет знаки, как на самолете Михалъски. Баркхорн, хотя
и одержал 301 победу на Восточном фронте, пересев на Fw
190 не сумел увеличить это число. Окраска и опознавательные знаки
его самолета типичны для JG 6 в то время.
Красно-бело-красная полоса обозначает принадлежность самолета системе ПВО
Рейха. Под кабиной написано имя жены пилота - «Christl».
Между плечами шеврона помещена небольшая белая пятерка. Эти обозначения
оставались на машинах Баркхорна на протяжении всего его боевого пути. |
|
7. Fw 190A-8, «черный
двойной шеврон», капитан Герберт Куча (Kutscha),
командир III./JG 11,
Бранденбург, февраль 1945 года
Этот А-8 с упрощенными опознавательными знаками показывает альтернативный
способ окраски самолетов в конце войны. На фюзеляже имеется полоса,
говорящая о том, что прежде самолет входил в состав системы ПВО Рейха.
Поскольку полоса была .желтого цвета, ее оставили после переброски
самолета на Восток. Куча сбил свой первый самолет 14 декабря 1939 года
(это был «Веллингтон»), затем летал на В/ 110. Закончил войну с 47
победами, из которых 14 одержал на Восточном фронте. Кроме самолетов он
уничтожил большое количество наземных целей.
8. Fw 190A-3, «черный
двойной шеврон», капитан Генрих Краффт (Krafft),
командир I./JG 51,
Йессау/Восточная Пруссия, август 1942 года
Самолеты А-3 в составе 1./JG 51 во время
перевооружения части на базе в Йессау несли стандартный камуфляж: и
опознавательные знаки, но не имели желтой полосы быстрой идентификации.
На борту многих машин имелась эмблема: козочка на вершине горы. После
того, как часть перебросили на Восточный фронт, эмблему закрасили,
поскольку использование подобных эмблем было запрещено. Краффт вскоре
погиб, 14 декабря его самолет был сбит огнем зенитной артиллерии. К тому
времени он имел на счету 78 побед.
9. Fw 190A-5, «черный
двойной шеврон», майор Эрих Ляйе (Leie),
командир I./JG 51,
Орел, май 1943 года
Эрих Ляйе - третий из летавших на Fw 190
командиров I. группы - был более удачлив, чем
его предшественники, поскольку смог продержаться на должности в течение
почти двух лет. Его А-5 показан так, как он выглядел перед началом битвы
на Курской Дуге. Летний камуфляж:, состоявший из пятен двух оттенков
зеленого цвета. Желтая полоса быстрой идентификации, которая прежде
служила фоном для опознавательного знака, теперь смещена к хвосту
самолета. В конце 1944 года Ляйе стал командиром JG
77, а 7 марта 1945 года погиб над Чехословакией после того, как его
машину таранил Як-9. На Восточном фронте Ляйе одержал 75 побед, на
Западном - 43.
10. Fw 190А-3, «черный двойной шеврон», капитан
Рудольф Буш (Busch), командир
I./ JG 51, Иван-озеро/Россия, январь 1943
года
На «Антоне-3» Буша видно, как страдает техника в результате нескольких
недель интенсивных полетов. Недавно наложенный зимний камуфляж: уже начал
облезать. На самолете видны дополнительные элементы быстрой
идентификации, а эмблема части замазана. Пробыв на командирской должности
немногим более месяца, Буш погиб 17 января 1943 года. На его счету было
около 40 побед, из которых 5 на востоке.
11. Fw 190A-3, «белая
девятка», капитан Хайнц Ланге, командир 3./JG
61, Вязьма, декабрь 1942 года
А-3 Ланге покрыт неровным зимним камуфляжем. Хайнц Ланге из командира 3./JG
51 стал командиром IV группы, а за четыре
недели до конца войны возглавил JG 51, став
шестым и последним командиром. Его карьера началась в
I./JG 51 30 октября 1939 года с победы
над «Бленхеймом» в районе германо-голландской границы. За четыре года
службы на востоке он добавил к первой победе еще 69.
12. Fw 190A-4,
«желтая единица», обер-фельдфебелъ Герберт Баройтер (Bareuther),
3./JG51, Орел, июнь 1943 года
Еще одна машина I./JG
51, участвовавшая в операции «Цитадель». Самолет Баройта заметно
отличается от А-5, на котором летал Ляйе. Бортовые номера самолетов 3-й
эскадрильи были темно-желтого цвета, который иногда даже определяют как
коричневый. Позднее Баройта перевели в IV./JG
3, где он погиб 30 апреля 1945 года, вылетев во главе 14-й
эскадрильи на штурмовку советских войск севернее Пренилау. Всего Баройтер
одержал 55 побед, все на востоке. |
|
13. Fw 190A-4,
«желтая пятерка», лейтенант Йозеф Йенневайн (Jennewein),
3. JG 51, Орел, июнь 1943 года
А-4 Йенневайна служит примером еще одного типа камуфляжа, состоящего и
пятен коричневого и зеленого цвета. Обращает на себя внимание более темный
п, сравнению с полосой быстрой идентификации оттенок тактического номера.
Йенневайн считал «пятерку» своим счастливым числом, поскольку в 1940 году
он завоевал золотую медаль на международном чемпионате по горнолыжному
спорту выступая именно под этим номером.
14. Fw 190A-5,
«черный двойной шеврон», капитан Фриц Лозигкайт (Losigkeit)
командир III./JG 51,
Курск, июль 1943 года
Это одна из первых машин Лозигкайта в период его десятимесячного
пребывания на должности командира III./JG
51. Окраска самолета немного светлее стандартной, опознавательные
знаки стандартные, горизонтальная полоса обозначает III.,
JG 51. В апреле 1944 года Лозигкайта назначили
командиром JG 51, на этом посту он оставался в
течение года, после чего его перевели на должность командира
JG 7. Большинство из своих 68 побед он одержал
на Восточном фронте, служа в составе JG 51.
15. Fw 1-90А-3, «белая единица», капитан Герберт
Венельт (Wehnelt), командир 7.
JG 51, Орел, январь 1943 года
На белом зимнем камуфляже видны следы активной эксплуатации самолета.
Верхняя часть желтой полосы быстрой идентификации закрашена, чтобы
затруднить обнаружение самолета сверху. К тому времени налеты советской
авиации на немецкие аэродромы уже представляли серьезную проблему для
люфтваффе. Петая в составе JG 51, Венельт
одержал 36 побед (в том числе две победы на западе), и в августе 1943 года
возглавил Ergaenzungsgruppe.
16. Fw 190D-9, «белая
единица», лейтенант Курт Танцер (Tanzer),
командир 13./ TG 51, Шмолдов/Поморъе, апрель
1945 года
После долгого периода полетов на Bf 109,
IV./JG 51 снова
пересела на «фокке-вульфы» в самом конце войны. Самолеты А-8
и D-9 несли типичный камуфляж. На всех
машинах на фюзеляже за крестом помещалась белая волнистая линия,
означавшая принадлежность к IV группе. Желтая
полоса быстрой идентификации отсутствовала. Из 143 побед 126 Танцер
одержал на востоке. После войны он поступил ВВС ФРГ и в I960 году разбился
на учебном самолете Т-33.
17. Fw 190A-8, «черная
тройка с полосой», унтер-офицер Гельмут Ион (Johne),
StabsstaffelJG 51, Мемель, ноябрь 1944 года
Три группы JG 51 в конце 1943 - начал 1944 года
снова пересели с «фокке-вульфов» на «мессершмитты». Однако штабная
эскадрилья продолжала летать на Fw 190 на
протяжение всего своего пребывания на Восточном фронте. Система
обозначений, принятая эскадрилье, также оставалась неизменной и состояла
из знака командира JG то есть линии слева и
справа от крест, на фюзеляже. Позднее линию заменил, индивидуальным
номером. Значение желтой метки на коке винта неизвестно. Может быть это
элемент быстрой идентификации для наземных частей. К тому времени немецкие
солдаты открывали огонь по любым самолетам так как немецких машин в
воздухе уже почти не осталось. Бытовала даже шутка: «самолет без камуфляжа
- американский, самолет с камуфляжем русский, невидимый самолет -
немецкий». Ионе успел одержать восемь побед, прежде чем был сбит
советскими истребителями 9 февраля 1945 года.
18. Fw 190А-8, «черная шестерка и полоса»,
обер-фельдфебелъ Фриц Люддеке (Luddecke),
Stabsstaffel JG 51, Орша, июль 1944 года
Короткое время в начале 1944 года на самолетах штабной эскадрильи летчики
помещали женские имена (вероятно, жен или подружек), что было исключением
для Fw 190 на Восточном фронте, обратите
внимание, что в отличие от трех других машин эскадрильи, изображенных
здесь, у этого самолета надпись «Hanni» не имеет
белой обводки, Люддеке - эксперт с пятьюдесятью победами - был сбит огнем
зенитной артиллерии в районе прусско-литовской границы 10 августа 1944
года. |
|
19. Fw 190A-8,
«черное одиннадцать и полоса», лейтенант Гюнтер Хайм (Неут),
Stab./JG 5, Цихенау,
сентябрь 1944 года
«Tanja» Гюнтера Хайма выглядит по-восточному. С
уверенностью можно сказать, что машина принесла ему удачу, поскольку из
всех представленных тут летчиков эскадрильи, только Хайму удалось дожить
до конца войны, одержав к этому времени более 20 побед.
20. Fw 190A-8,
«черное двенадцать и полоса», фельдфебель Иоганн Мербелер (Merbeler),
Stab./JG 51, Нойкурен,
Восточная Пруссия, ноябрь 1944 года Последняя из четырех машин штабной
эскадрильи не имеет собственного имени. В составе эскадрильи Мербелер
одержал более десяти побед, а в начале января 1945 года не вернулся из
очередного вылета.
21. Fw 190A-4,
«черный двойной шеврон и полоса», подполковник Ханнес Траутлофт, командир
JG 54, Красногвардейск, декабрь 1942 года
Белый зимний камуфляж: уже успел слегка облезть. Видны желтые элементы
быстрой идентификации и эмблема. Эмблема представляет собой зеленое
«сердце» (эмблема самого Траутлофта) с наложенными на него гербами
городов, где находились базы JG 54: Нюрнберг
(слева вверху -1 группа), Вена-Асперн (сверху справа -
II группа) и Йессау (с тремя дополнительными силуэтами
Bf 109). В начале 1943 года подобного рода
эмблемы были запрещены. В некоторых частях приказ проигнорировали, но в
JG 54 соблюдали жесточайшим образом, даже
запрещая пилотам отмечать на борту истребителя одержанные победы. Смысл
тактического знака на борту фюзеляжа неясен: двойной шеврон командира
группы объединен с полосой командира JG 54. За
неполных три года на Восточном фронте Траутлофт одержал 45 побед, после
чего его перевели на работу в генштаб.
22. Fw 190A-4, «белый
шеврон и полоса», майор Губертус фон Бонин (von Benin),
командир JG 54, Красногвардейск, август 1943
года
В отличие от «Антона-7» Траутлофта, машина фон Бонина несет стандартное
обозначение командира JG 54. Обращает на себя
внимание небольшая «семерка» над задней половиной линии. Стандартный
пятнистый камуфляж:, обычные опознавательные знаки, «зеленое сердце»
отсутствует. Характерно для JG 54 положение
желтой полосы быстрой идентификации, которая представляет собой фон для
бортового креста. В JG 5 желтую полосу почти
сразу стали наносить у самого хвоста.
23. Fw 190A-5, «белый
шеврон и полоса», майор Губертус фон Бонин (von Bonin),
командир JG 54, центральный участок Восточного
фронта, ноябрь 1943 года Другая машина фон Бонина похожа на предыдущую.
Белая «семерка» уступила место черной «четверке». Что обозначали эти
цифры - неизвестно. Маловероятно, что они имели какой-то мистический
смысл, а их последовательность исключает предположение о том, что это
число когда-либо пилотированных самолетов. Может быть, все машины
штабной эскадрильи несли на борту командирский знак, а фон Бонин летал
на той, которая в данный момент была свободна. 15 декабря 1943 года фон
Бонин погиб в районе Витебска, одержав к тому времени 64 победы.
24. Fw 190A-6, «белый
шеврон и полоса», подполковник Антон Мадер (Mader),
командир JG 54, Дерпт/Эстония, июль 1944 года
Антон Мадер, занявший место фон Бонина, сохранил в качестве эмблемы белый
шеврон с полосой. Однако его машина несет совершенно другой камуфляж:,
состоящий из пятен светло-зеленого и коричневого цвета. Этот камуфляж:
хорошо подходил к условиям северного участка фронта, его часто носили
разведывательные самолеты 1-го воздушного флота. Мадер заявил 86 побед, из
которых 25 он одержал в период службы на Западном фронте и на
Средиземноморье. |
|
25. Fw 190A-4,
«черный двойной шеврон», капитан Ганс Филипп (Philipp),
командир I./JG 54,
Красногвардейск, январь 1943 года
На А-4 Филиппа свежий белый камуфляж. Видны обычные для Восточного фронта
опознавательные знаки, а также знак командира группы. Свою первую победу
Филипп одержал в Польше в 1939 году, летая в составе
JG 76. П марта 1943 года он стал вторым немецким пилотом, сумевшим
преодолеть рубеж в 200 побед. Через две недели он покинул
JG 54 и возглавил JG1
на западе. 8 октября 1943 года его сбил американский Р-47. К тому времени
Филипп имел 206 побед, все кроме 29 из которых он заявил на Восточном
фронте.
26. Fw 190A-6,
«черный двойной шеврон», капитан Вальтер Новотны (Nowotny),
командир I./JG 54,
Витебск, ноябрь 1943 года
Стандартный серый камуфляж (Werk Nr 410004) на
большой площади замазан пятнами двух оттенков зеленого цвета. На этом
самолете 14 октября 1943 года Новотны одержал свою 250-ю победу, заняв
первое место в списке лучших пилотов люфтваффе. Обратите внимание на белую
«восьмерку» (вероятно, это номер старой, любимой машины) и дополнительное
счастливое «тринадцать» у фонаря. Новотны был командиром
I./JG 54 до февраля
1944 года, затем возглавил учебную часть, а потом его поставили командиром
группы, летавшей на реактивных Me 262. 8 ноября
1944 года Новотны погиб в районе Ахмера, когда его самолет был сбит в бою
с американскими бомбардировщиками и истребителями сопровождения. Из 258
побед 255 Новотны заявил на востоке.
27. Fw 190A-8,
«черный двойной шеврон», капитан Франца Айзенаха (Eisenach),
командира I./JG 54,
Шрунден/Курляндия, ноябрь 1944 года
Айзенах (последний командир I./JG
54) в Курляндии летал на хорошо сохранившемся «Антоне-8». Окраска
характерная для данного периода, опознавательные знаки в виде прощенных
крестов на фюзеляже. Кок винта украшен белой спиралью. Айзенах,
первоначально летавший на Bf110, одержал 129
побед, все на востоке.
28. Fw 190А-4, «белая восьмерка», лейтенант
Вальтер Новотны (Nowotny), командир 1./JG
54, Красногвардейск, ноябрь 1942 года
Хорошо известный самолет, который выпадает из ряда безликих машин, на
которых пилоты летали по очереди, в соответствии с графиком. Именно на
этом самолете Вальтер Новотны принес 300 победу своей эскадрильи. Белая
заливка балочного креста имеет какой-то нечистый оттенок. Весь самолет
покрыт белым зимним камуфляжем.
29. Fw 190A-4, «белая
десятка», лейтенант Вальтер Новотны
Весной камуфляж этого самолета, не котором иногда летал Новотны, частично
удален, в результате получилась необычная бело-зеленая мозаика. Знак
группы - зеленое сердце - еще виден.
30. Fw 190A-5, «белая
пятерка», обер-лейтенант Вальтер Новотны ('Nowotny),
командир 1./JG 54, Красногвардейск, июнь 1943
года
В июне, когда Новотны одержал над Ладогой свою сотую победу, знак группы и
эмблема JG 54 уже не использовались. Этот А-5 в
пятнистом камуфляже, один из многих самолетов, на которых пилоты
JG 54 летали по очереди.
31. Fw 190A-6, «черное
двенадцать», лейтенанта Гельмута Веттштайна (Wettstein),
командира 1./JG 54, центральный участок
Восточного фронта, 1943 год
Этот А-6, на котором летал следующий за Новотны командир 1-й эскадрильи,
не имеет каких-либо тактических знаков, казывающих на часть. Камуфляж
состоит из пятен двух оттенков зеленого вето и характерен для самолетов
I./JG 4 летом 1943
года. Позже Веттштайна перевели во II./JG
54, где он командовал -и эскадрильей до конца войны. |
|
32. Fw 190A-8, «белая
единица», лейтенант Хайнц Вернике (Wernicke),
командир 1./JG 54, Рига-Скульте/Литеа, сентябрь
1944 года
Типичный камуфляж: для конца войны, упрощенные опознавательные знаки.
Яркий и свежий тактический номер, очевидно, нанесен поверх закрашенного
старого. Вернике начал свою карьеру в I./JG
54 весной 1942 года, и все свои 117 побед одержал в составе этой
части. 27 декабря 1944 года он погиб в Курляндии, столкнувшись в воздухе
со своим ведомым.
33. Fw 190A-8, «белое
двенадцать», обер-лейтенант Йозеф Хайнцеллер (Heinzeller),
командир 1./JG 54, Шрунден/Курляндия, ноябрь
1944 года
Еще один безликий «Антон-8», типичный для конца войны. Крест на фюзеляже
выполнен по-другому, чем у предыдущего самолета. На коке винта белая
спираль обозначает 1-ю эскадрилью. Хайнцеллер закончил войну, имея на
счету 35 побед.
34. Fw 190A-4, «белая
девятка», фельдфебель Карл Шнёррер (Schnoerrer),
1./JG 54, Красногвардейск, январь 1943 года
«Квакс» Шнёррер долгое время был ведомый Вальтера Новотны и в начале 1943
года часто летал на «белой девятке», покрытой белым камуфляжем. Этот
самолет можно было бы использовать в качестве эталона использовавшихся
опознавательных знаков, элементов быстрой идентификации и тактических
знаков. Отсутствует только желтая метка, часто встречавшаяся на руле
направления. 12 ноября 1943 года Шнёррер был тяжело ранен. К тому времени
на его счету было 35 побед. Закончив лечение, он вернулся служить в
качестве пилота реактивного Me 262. В составе
JG 7 он сбил девять четырехмоторных
бомбардировщиков, но был сбит над Гамбургом 30 марта 1945 года и снова
получил тяжелое ранение.
35. Fw 190A-4, «белая
двойка», обер-фельдфебель Антон Дёбеле (Doebele),
1./JG 54, Красногвардейск, весна 1943 года
Антон Дёбеле, еще один член звена Новотны, летал на этой «белой двойке» с
частично снятым белым камуфляжем, маскирующим самолет на фоне проталин
«Зеленое сердце» еще видно, а эмблему группы с капота убрали. 11 ноября
1943 года Дёбеле погиб, столкнувшись в районе Витебска с другим немецким
самолетом. К тому времени звено одержало 524 победы (Шнёррер был ранен на
следующий день). Сам Дёбеле одержал 94 победы.
36. Fw 190A-4, «белая
тройка», фельдфебель Петер Бремер (Bremer), 1./JG
54, Орел, июль 1943 года
На «Антоне-4» Бремера виден еще один вариант летнего камуфляжа в виде
пятен двух оттенков зеленого цвета, применявшийся в I./JG
54. 13 июля 1943 года Бремере совершил вынужденную посадку на
территории, контролируемой советскими войсками. К этому моменту он имел
40 побед, одержанных, на востоке.
37. Fw 190A-4,
«черная пятерка», капитан Ганс Гётц (Goetz),
командир 2./JG 54, июль 1943 года
А-4 Гётца несет летний камуфляж: с нечеткой границей между пятнами двух
оттенков зеленого цвета. Обратите внимание, вторые эскадрильи (2-я и 5-я)
двух групп JG 54, действовавших на Восточном
фронте носили черные, а не красные (как полагалось) тактические номера. От
красного цвета отказались, чтобы не создавать путаницы с советскими
звездами. Гётц начал служить в 2./JG 54 в январе
1940 года, но счет победам начал лишь оказавшись на Восточном фронте,
доведя его до 82. Погиб 4 августа 1943 года.
38. Fw 190A-4,
«черное одиннадцать», фельдфебель Ганс-Иоахим Крошински (Kroschinski),
2./JG 54, Красногвардейск, февраль 1943 года
Еще один А-4 в зимнем камуфляже, причем камуфляж довольно потертый.
Крошински долгое время служил в составе I./JG
54, одержал на Восточном фронте 75 побед, сбил американский
бомбардировщик, будучи инструктором на западе, получил тяжелые ранения 24
декабря 1944 года в Курляндии. |
|
39. Fw 190A-6, «желтая
пятерка», обер-лейтенант Отто Киттель (Kind),
3./JG 54, Рига-Скулъте, август 1944 года
Ничто не указывает на то, что на этом самолете летал лучший пилот
JG 54. Отто Киттель не искал громкой славы и все
свои три с половиной года, проведенные на Восточном фронте, летал в
составе «зеленых сердец». В первые месяцы боев, летая на
Bf 109, он одержал 40 побед. Но большинство из
своих 267 побед он одержал на Fw 190 и стал
лучшим асом Восточного фронта из летавших на «фокке-вульфе». Киттель погиб
14 февраля 1945 года в Курляндии в бою с Ил-2, которые были самым опасным
противником немецких пилотов.
40. Fw 190A-5,
«желтая восьмерка», лейтенант Роберт Вайсе (Weiss),
3./JG 54, Орел, июнь 1943 года
«Баци» Вайсе первоначально летал в составе JG
26, затем два года прослужил на Восточном фронте, потом вернулся в Рейх и
принял командование III./JG
54. действовавшей на Западном фронте. 29 декабря 1944 года Вайсе
погиб в бою со «спитфайрами» в районе голландско-германской границы. Из
своих 121 победы 90 были им одержаны на Восточном фронте, где он летал на
таком Fw 190 в камуфляже из пятен двух оттенков
зеленого цвета.
41. Fw 190A-6,
«черный двойной шеврон», майор Эрих Рудорффер (Rudorffer),
командир II./JG 54,
Иммола/Финляндия, июнь 1944 года
Так самолет Рудорффера выглядел во время кратковременного пребывания
группы в Финляндии. Машина покрыта пятнами камуфляжа, на борту шеврон
командира с тонким кантом, небольшая черная «единичка» внутри шеврона и
полоса за крестом, означающая II. группу.
Обратите внимание на спираль на коке винта и цветные метки на хвосте.
Рудорффер был третьим (после Киттеля и Новотны) асом JG
54, одержав 136 из своих 222 побед. В конце войны, летая на
Me 262, он одержал еще 12 побед.
42. Fw 190A-6,
«черная пятерка», обер-лейтенант Макс Штотц (Stotz),
5./JG 54, Сиверская, май 1943 года
После того, как с самолетов смыли белый камуфляж, многие машины получили
новую характерную окраску, состоявшую из пятен коричневого цвета и двух
оттенков зеленого. На этом самолете видны эмблемы группы и
JG 54, а также черный номер звена. Летом 1943
года Штотц стал командиром 5./JG 54, но 14
августа 1943 года погиб в районе Витебска. На его боевом счету было 189
побед, из которых только 16 он одержал вне II./JG
54.
43. Fw 190A-6, «черная
семерка», лейтенант Эмиль Ланг (Lang), 5./JG
54, северный сектор Восточного фронта, лето 1943 года
Не у далось выяснить, действительно ли в II./JG
54 использовали краску песчаного цвета или самолет Ланга сильно
выгорел. По сравнению с «черной пятеркой», изображенной низке, цвета
«семерки» заметно светлее. Все эмблемы частей закрашены. Ланг одержал 173
победы, из которых 26 на Западном фронте, куда был переведен на должность
начальника II./JG 26.
Погиб 3 сентября 1944 года над Бельгией, когда его сбил Р-47.
44. Fw 190A-4,
«черное двенадцать», фенрих Норберт Ханниг (Hannig),
5./JG 54, Сиверская, май 1943 года
Еще один пример летнего камуфляжа самолетов II./JG
54 из пятен коричневого цвета и двух оттенков зеленого. Эта машина
была получена частью недавно и никогда не несла эмблем, закрашенных у
более старых истребителей.
45. Fw 190А-4, «желтая шестерка»,
обер-лейтенант Ганс Байссвенгер (Beisswenger),
командир 6./JG 54, Рельбика, февраль 1943 года
Зимний камуфляж:, частично счищенный, частично облезший. Байссвенгер
служил в II./JG 54 с
осени 1940 года (10 августа 1942 года стал командиром 5-й эскадрильи).
Большинство из своих 152 побед он одержал, летая на Bf
109. На Fw 190 пролетал всего несколько
недель, прежде чем был сбит над Ильменем 6 марта 1943 года. |
|
46. Fw 190A-9,
«желтая единица», капитан Гельмут Веттштайн (Wettstein),
командир 5./JG 54, Липава/Гробин/Курляндия,
февраль 1945 года
Прослужив на должности командира 1./JG 54
(рисунок 31), Веттштайн закончил войну в Курляндии как командир
6-й эскадрильи. Его побитый «Антон-б» с
упрощенными опознавательными знаками типичен для конца войны. На счету
Веттштайна значится восьмитысячная победа JG 54,
которую он одержал 15 октября 1944 года в Курлянднии. Войну Веттштайн
закончил с 43 победами.
47. Fw 190A-8,
«желтая единица», лейтенант Герд Тюбен (Thyben),
командир 7./ JG 54, Липава-Гробин/Курляндия,
январь 1945 года
Еще один пример обычного камуфляжа, на этот раз дополненного спиралью на
коке винта. Тюбен сначала служил в JG 3 на юге
Восточного фронта, а в апреле 1944 года его перевели в
I1./JG 54. В конце войны он возглавил 7-ю
эскадрилью. На Восточном фронте одержал 152 победы (плюс пять побед на
западе), последняя из них 8 мая 1945 года. Это была последняя победа
JG 54 во Второй Мировой войне.
48. Fw 190A-4,
«желтая двойка», обер-фельдфебель Генрих Штерр (Sterr),
6./JG 54, март 1943 года
Весной в II./JG 54
белый камуфляж снимали не целиком, а сегментами, открывая двухцветный
зеленый камуфляж: Иногда добавляли черные пятна, которые в еще большей
мере разрушали силуэт самолета. Штерр появился в H./JG
54 в 1942 году. В конце 1944 года его перевели в
IV./JG 54 на территории Рейха. До того
времени Штерр успел одержать 127 побед, из которых большинство, летая на «фокке-вульфе».
26 ноября 1944 года Штерр был сбит в бою с Р-51 в районе Вердена.
49. Fw 190А-8, «белая тройка», обер-лейтенант
Карл Брилль (Brill), командир 10./
JG 54, Лемберг (Львов)/Западая Украина, лето
1944 года
Новый «Антон-8» предназначался для обороны Рейха в составе
IV./JG 54. Но летом
1944 года машину перебросили на Восточный фронт. «Белая тройка» - типичный
самолет того времени. На капот двигателя изображен герб группы,
представляющий собой стилизованный герб Кенигсберга на фоне зеленого
сердца Под кабиной голова индейца Навахо эмблема 10-й эскадрильи (позднее
13-эскадрильи). Брилль записал 35 побед однако не известно, сколько из них
одержал на востоке.
50. Fw 190F-2,
«черный шеврон и полоса», майор Альфред Друшель (Druschel),
командир SG 1, Варваровка, лето 1943 года
Друшель (командир первого, оснащений го Fw 190
штурмового полка Schlachtgeschwader) летал на
Fw 190F 2 с довоенным
тактическим обозначением командира, а не обычным тройным шевроном
командира SG. Друшель совершил около 800 боевых
вылетах под Сталинградом, Курском и в Крыму. Точное число его побед
неизвестно. После при черно года штабной работы. В декабре 1944 года он
вернулся на фронт на должность командира SG 4,
действующего на западе. 1 января 1945 года Друшель погиб над Арденнами,
во время налета на союзнический аэродром в рамках операции «Боденплятте».
51. Fw 190E-2,
«черный двойной шеврон», капитан Георг Дёрффелъ (Doerffel),
командир I./SG 1,
Харьков, февраль 1943 года Пример окраски первых Fw
190, поступивших в SG. На машине Дёрффеля
виден двойной шеврон командира группы и черный треугольник, обозначавший
штурмовую авиацию. История этого знака восходит к концу 30-х годов, когда
штурмовые группы летали на Hs 123. Первоначально
треугольник также обозначал группу в составе полка: в
I группе треугольник помещали перед крестом, а во
II группе - позади креста. Дёрффелъ одержал на
востоке 30 побед. Позднее он командовал SG 4 в
Италии и погиб во время боевого вылета западнее Рима 26 мая 1944 года.
52. Fw 190F-2, «черный
шеврон», обер-лейтенант Карл Кеннель (Kennel),
командир 5./SG 1, Варваровка, июль 1943 года
Перед началом операции «Цитадель» в
SG 1 отказались от
использования черного треугольника в пользу удобной ситемы тактических
обозначений, принятых в истребительной авиации: I
группа не имеет никаких дополнительных
обозначений, а II группа обозначалась
горизонтальной линией. Машина командира эскадрильи обозначалась одиночным
шевроном, а самолеты остальных летчиков - буквами (а не цифрами). Буквы
наносились краской, обозначавшей эскадрилью (белая, черная и зеленая).
Кеннель дожил до конца войны, шея на счету 34 победы, из которых 31 держал
на востоке. |
|
53. Fw 190F-2, «белая
А», лейтенант Фриц Зайффардта (Seyffardt), 6./SG
1, Украина, май 1943 года
На машине Зайффардта видны белые знаки, характерные для 6./SG
1, после того, как эскадрилья пересела на «фокке-вулъфы». Прежде
цветом эскадрильи был зеленый. Позднее Зайффардт служил в 5./SG
2, а закончил войну на должности командира J2./SG
151. Одержал 30 побед.
54. Fw 190F-2,
«черная Т», обер-фельдфебелъ Отто Доммерацки (Dommeratzky),
8./SG 1, южный участок Восточного фронта,
сентябрь 1943 года Домерацкий, служа в полусамостоятельной эскадрильи 8./SG
1 осенью 1943 года, летал на этом Fw 190F-2.
Кроме «фокке-вульфов» эскадрилья также располагала Hs
126. Позднее его перевели в 6./SG 2. В
конце войны он имел 38 побед. 13 октября 1944 года Домерацки был сбит
американцами над Чехословакией.
55. Fw 190D-9,
«черный шеврон и полоса, полковник Ганс-Ульрих Руделъ (Rudel),
командир SG 2, Гроссенхайн, апрель 1945 года
Рудель был самым знаменитым летчиком люфтваффе. Он был единственным
кавалером Золотых Дубовых Листьев к Рыцарскому кресту. Большую часть войны
он пролетал на пикировщике Ju 87. Свою
привязанность к «штуке» он хранил еще долго после того, как другие части
перешли на штурмовую модификацию «фокке-вульфа». В последние недели войны
ему все же пришлось пересесть на Fw 190. На его
машину перенесены обозначения со старого Ju 87.
На счету Руделя значатся потопленный линкор, крейсер, эсминец, 70
десантных барж, 500 танков, 800 автомашин, 150 орудий, четыре бронепоезда,
множество мостов. На этом фоне девять воздушных побед не впечатляют.
56. Fw 190F-2, «черный
двойной шеврон», майор Хайнц Франк (Frank),
командир II./ SG 2,
Каранкут/Крым, апрель 1944 года
Стандартный двойной шеврон командира группы перед крестом на борту этого
F-2, принадлежавшего Хайнцу Франку, ветерану
штурмовой авиации, который начал свою боевую карьеру в Польше и Франции,
летая на Hs 123. Франк был случайно ранен
пистолетной пулей в бедро и умер в госпитале 7 октября 1944 года. Восемь
воздушных побед.
57. Fw 190F-9,
«черный двойной шеврон и двойка», майор Карл Кеннель (Kennel),
командир II./SG 2,
Бергенд/Венгрия, декабрь 1944 года
F-9 Кеннеля, который с должности командира 5./SG
1 перешагнул на должность командира H./SG
2, несет характерный для зимы 1944/45 г.г. камуфляж. Угроза
штурмовикам со стороны истребителей противника было велико как в воздухе,
так и на земле. Поэтому нос самолета выкрашен в черный цвет, а элементы
быстрой идентификации наложены только на нижние поверхности самолета.
58. Fw 190F-8, «черный
шеврон», лейтенант Германн Бухнер (Buchner),
командир 4./SG 2, Зилитея/Румыния, июнь 1944
года
Белая буква «L» на борту самолета закрашена.
Под кабиной изображение головы индейца. На первый взгляд голова похожа на
эмблему 10./JG 54 (рисунок 49), но в
действительности это личная эмблема Бухнера, который он использовал еще
будучи командиром 4./SG 2 (лето 1944 года). Еще
раньше Бухнер летал в 6-й эскадрильи Блекманна, в задачу которой входило
сопровождать пикирующие Ju 87
SG 2. Осенью 1944 года Бухнер пересел на Me
262, имея к тому времени 46 побед. Летая в составе
III./JG 7, сбил 12
тяжелых американских бомбардировщиков.
59. Fw 190A-5,
«черная G», обер-фельдфебель Август Ламберт (Lambert),
5./ SG 2, южный участок Восточного фронта, конец
1943 года
Немного потрепанный обычный самолет. В ходе боев в Крыму в 1944 году
боевой счет Ламберта рос как на дрожжах: за три недели боев под
Севастополем Ламберт заявил 70 побед, доведя счет до 90! Затем Ламберта
перевели на должность инструктора, а в конце войны он снова летал, на этот
раз в составе 8./SG 77. Его «черную девятку»
истребители Р-51 сбили 17 апреля 1945 года в районе Дрездена. К тому
времени Ламберт был автором 116 побед. |