Ла-Манш и Северное море

 

Истребители Fw-190A появились над Ла-Маншем в не самое лучшее для англичан время, после шести месяцев операций над французским берегом Канала ожидаемые цели достигнуты не были. К концу второй половины 1941 г. потери Истребительного коман­дования RAF над Ла-Маншем и север­ной Европой составили 411 самолетов. В свою очередь летчики рапортовали о 731 сбитом истребителе люфтваффе, на самом деле дислоцированные на Западе ягдгешвадеры потеряли всего 103 машины. Таким образом, соотно­шение потерь в воздушных боях соста­вили 4:1 в пользу люфтваффе. Британ­ский авиационный штаб предупредил маршала авиации Шолто Дугласа, че­ловека, инициировавшего политику воздушного наступления на Францию, о том, что оборонительная установка на действия истребителей становится «неприятной необходимостью».

Зимние месяцы 1941-42 г.г. для лет­чиков истребительных эскадрилий Дугласа стали периодом отдыха. По­ложение ухудшилось весной с возоб­новлением рейдов за Канал - ПВО Ла-Манша и побережья Северного моря усиливалось за счет прибытия все большего количества истребителей Fw-190. Если в январе 1942 г. здесь имелось чуть более 60 боеспособных Fw-190, то в середине сентября 1942 г. - уже 350. Первые тревожные звонки о превосходстве самолета фирмы Фокке-Вульф над «Спитфайром V» - основной машиной Истребительного командо­вания переросли в абсолютную уверен­ность. Fw-190 выглядел лучше своего оппонента по всем параметрам, усту­пая только в радиусе виража. Увели­чение численности истребителей Fw-190 сопровождалось развертывание радиолокационных станций. Вплоть до появления «Спитфайров IX» в июле-месяце, 1942 г. был для англичан тяжелейшим испытанием. В 1942 г. на Британских островах появились пер­вые подразделения ВВС США, вскоре они станут настоящим бичом не толь­ко для JG-26, но и для всех дневных истребителей Jagdwaffe. Рутина воз­душных боев нарушалась в 1942 г. дву­мя яркими акциями.

Между 22 января и 10 февраля пи­лоты истребительных подразделений люфтваффе, которые базировались во Франции и странах Бенелюкса, прове­ли совместно с кригсмарине восемь крупных учений - 450 самолето-выле­тов. Учения проводились в обстанов­ке строгой секретности, связанной с предстоящей операцией - прорыве че­рез Ла-Манш из французского порта Брест линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в сопровождении тяжелого крейсера «Принц Ойген». Крупные корабли германского военно-морско­го флота укрылись в Бресте в марте и июне 1941 г. С тех пор они примерно 300 раз подвергались налетам самоле­тов Бомбардировочного и Берегового командований RAF. Западный басти­он «крепости Европа» Гитлер считал более защищенным перед лицом веро­ятной высадки союзников, чем север­ный фланг - Норвегию. Фюрер принял решения перевести тяжелые корабли сначала в порты Германии, затем - в норвежские фьорды, где линкорам и крейсерам предстояло реализовывать британскую стратегию «fleet-in-being», то есть одним своим присутствие сдер­живать наступательные поползнове­ния противника. Переброску кораблей решили осуществлять не рискованным длительным вояжем вокруг Ирландии и Шотландии, а кратчайшим путем -через Ла-Манш. Решение принял лич­но фюрер, не взирая на протесты сво­их адмиралов.

За организацию и обеспечение ис­требительного прикрытия прорыва отвечал полковник Адольф Галланд; свежеиспеченный Inspekteur der Jagdflieger всего за несколько недель до начала операции сдал командование JG-26 Герхарду Шёпфелю. В распоря­жении Галланда имелось 252 истреби­теля Bf.109 и Fw-190 из состава 1-й, 2-й, 26-й истребительных эскадр и истре­бительного училища люфтваффе в Виллакубле под Парижем плюс около 30 ночных истребителей Bf.110. План Галланда предусматривал прикрытие кораблей на всем маршруте от Бреста до Вильгельмсхафена с перекрытием секторов патрулирования.

«Зонтик» над кораблями должен постоянно состоять, как минимум, из 16 истребителей. Группа эшелонирова­лась по высоте, нижним самолетам сле­довало действовать на высотах, где их не могли бы обнаружить операторы британских радиолокационных стан­ций. Группа делилась на восьмерки, восьмерки на звенья-5сЬ\\апп'ы. звенья на пары. Обязательным для летчиков являлось соблюдение режима радио­молчания. Полет планировался так, чтобы истребители находились в зоне патрулирования 30 минут, однако сме­на прибывала через 20 минут после начала патрулирования. То есть полу­чается, что 16 истребителей будут «ви­сеть» над кораблями только 10 минут, а в первую и последнюю 10-минутку патрулирования над ордером будет находится 32 самолета. Кроме того, на аэродромах вдоль всего маршрута сле­дования выделялись в готовность №1 истребители резерва.

В 20 ч 00 мин. 11 февраля три лин­кора начали медленное движение к выходу их акватории порта Брест, но сообщение о приближающихся самоле­тах противника заставило командиров отдать якоря. Атака 18 «Веллингтонов» была отбита сильнейшим зенит­ным огнем линкоров и крейсера. Эки­пажи самолетов RAF не заметили в гавани Бреста ничего необычного. Че­рез- три часа корабли покинули порт. В 8 ч 50 мин 12 февраля над соедине­нием кригсмарине появилась первая группа истребителей прикрытия - ими были Bf.HO. В точке рандеву, расположенной на траверзе Шербура, об­лачность начиналась с высоты 500 м. Германские корабли оставались необ­наруженными еще более двух часов. В районе 11 часов дня ночных истреби­телей сменили Bf.109 из JG-2. Когда корабли миновали устье Соммы, над ними пролетела пара «Спитфайров». Английские истребители возвраща­лись из обычного рейда в воздушное пространство Северной Франции. Лет­чики «Спитфайров», как ни странно во главу угла поставили дисциплину ра­диообмена. Обнаружив крупные ко­рабли неприятеля они сообщили об их появлении в Ла-Манше через 30 минут, только после посадки в Сурре. Добро бы в кабинах «Спитфайров» сидели новички или даже «середнячки»: одним «Спитом» управлял гроуп-кептен Вик­тор Бимиш, имевший на своем счету 14 сбитых, в кабине другого - командир авиакрыла Кинли Финли Бойд, ас с 14 победами!

К моменту, когда пилоты «Спит­файров» доложили, что «Канал забит германским флотом», флотилию кригсмарине отделало от Дуврского проли­ва всего 60 км. Нижняя кромка облачности тем временем опустилась до 250 м. В самую узкую часть Ла-Манша ко­рабли втянулись в 12 ч 30 мин, но толь­ко в 13 ч 16 мин. по ним открыли огонь батареи, установленные на английском берегу Канала.

В 13 ч 30 мин., когда корабли про­ходили мыс Грис-Нец поступило пре­дупреждение о приближении неопоз­нанных самолетов. Ударные силы ан­гличан выглядели если не смешно, то скромно - шесть антикварных торпе­доносцев «Суордфиш» из 825-й эскад­рильи авиации флота под прикрыти­ем одной эскадрильи «Спитфайров». 16 британских самолетов приближа­лись к флотилии с севера, а с юга им на перехват неслись 16 истребителей люфтваффе. К этому времени корабли вошли в зону ответственности JG-26: Fw-190 совершали свой первый вылет на патрулирование. Группу из самоле­тов 8-го и 9-го стаффелей вел коман­дир III./JG-26 майор Герхард Шепфель. Фокке-вульфы взлетели с аэро­дрома в Кокюлле чтобы сменить пос­ледние Bf.109 из JG-2.

Десятка «Спитфайров» безнадежно пыталась прикрыть «Суордфиши».

Пилоты «Спитов» даже отправили в серые воды Канала три Fw-190 из 9-го стаффеля, но другие фокке-вульфы пронзили тонкий щит прикрытия удар­ной группы. Атака тихоходных бипла­нов оказалось не столь простой как могло показаться: летчикам фокке-вульфов пришлось не только откло­нить на максимальный укол закрылки, но и выпустить шасси, чтобы не про­скочить цели. Имея современные, во­оруженные пушками истребители на хвосте и стену зенитного огня с немец­ких кораблей впереди, экипажи «Суордфишей» не имели шансов на успех. Первой жертвой стал самолет коман­дира - лейтенант-коммендера Юджина Эсмонда, его срезал с дистанции 60 м очередью из 20-мм пушек пилот Fw-190. Экипажи остальных пяти самолетов не надолго пережили командира. Несколько торпед все же было сброше­но, но в цель не попала ни одна. Налет британских самолетов являл собой пример храброй, но самоубийственной атаки. Юджин Эсмонд посмертно был удостоен креста Виктории.

Несмотря на стелившийся над мо­рем туман наземный персонал JG-26 на аэродроме Кокюлль отчетливо наблю­дал грозные силуэты кораблей. В ос­тавшиеся несколько часов дневного времени соединение подвергалось спо­радическим плохо скоординирован­ным атакам легких сил флота и авиа­ции англичан. С наступлением темно­ты «зонтик» над кораблями вновь рас­крыли ночные истребители Bf. 110. Дневные воздушные бои над Ла-Ман­шем обошлись люфтваффе в 17 истребителей, в числе которых были и три Fw-190 из 9./JG-26. RAF потеряли по­мимо шести «Суордфишей», еще 17 истребителей и 20 бомбардировщиков. На долю пилотов JG-26 пришлось семь подтвержденных и шесть вероятных побед. Успех этой операции опреде­лялся не только и не столько простым соотношением потерь. Корабли про­шли Ла-Маншем и благополучно при­были в Германию, избежав попаданий бомб, торпед или снарядов, единствен­ное повреждение одному из линкоров причинила якорная мина, но корабль смог своим ходом дойти до места на­значения. Прикрытие соединения кригсмарине от атак английской авиа­ции стало звездным часом для Адоль­фа Галланда. Престиж же Британии упал как никогда низко.

В следующем месяце RAF возобно­вило наступательные действия. К опе­рациям «Rhubarb» и «Circus» добави­лись действия по планам «Ramrods», «Rangers», «Rodeos» и «Roadsteads», последний представлял собой действия против немецкого судоходства в Ла-Манше. В участившихся воздушных боях привычные к схваткам с истреби­телями Bf. 109F, британские пилоты испытали самый настоящий шок от агрессивных действий Fw-190.

В марте, как раз с началом активи­зации действий британской авиации, еще две истребительные эскадры люф­тваффе приступили к переучиванию на истребители Fw-190. Одной из них яв­лялась прикрывавшая сектор от Сом­мы до Атлантики эскадра JG-2 «Рихтгофен». В начале марта из состава I./ JG-2 гауптмана Игнаца Пристиля было выделена «подразделение пере­учивания» - Umrustungskommando. Личный состав Umrustungskommando для освоения новой техники, самоле­тов Fw-190A-2, прибыл в Ле-Бурже. Процесс переучивания сопровождался рядом аварий и даже катастроф: лей­тенант Фриц Мали погиб из-за отказа двигателя вскоре после взлета. Тем не менее удавалось выдерживать задан­ный темп переучивания - по группе в месяц. К середине марта самолеты Fw-190А-1 получила III группа 2-й эскад­ры, IH./JG-2 командовал гауптман Ганс «Асси» Ган. Месяц спустя фокке-вульфы модификации «А-2» получила I./JG-2 гауптмана Эриха Лея. До кон­ца мая «рихтгофены» потеряли двух пилотов: 29-го числа разбился стаффелькапитан 9./JG-2 обер-лейтенант Вернер Штокельман, а через два дня в бою с истребителями RAF над Дьеп­пом погиб унтер-офицер Вальдемар Кипних из II группы. Процесс перево­оружения 2-й эскадры завершился в августе, когда Geshcwaderstab обер-лейтенанта Вальтера Оесау сменил свои Bf.l09F на Fw-190.

Эскадра JG-1 отвечала за ПВО Голландии и германского побережья Северного моря вплоть до Дании. Про­цесс перевооружения JG-1 начался в марте. Первые шесть летчиков из II группы гауптмана Ганса фон Гана (не путать с командиром III./JG-2 Гансом «Асси» Ганом) прибыли в Эбвилль-Друкат для переучивания на Fw-190A-1 под руководством летчиков II./JG-26, остальные проходили переподготовку в Ротенбурге в Германии. К маю 1942 г. II./JG-1 была полностью переосна­щена истребителями фирмы Фокке-Вульф. Группа базировалась на гол­ландских аэродромах Военсдрехт и Катвик. Надежность двигателей BMW-801 все еще оставалась недоста­точной, поэтому каждому стаффелю придали по опытному механику с фир­мы BMW.

1-я истребительная эскадра откры­ла боевой счет на истребителях Fw-190. 1 июня - унтер-офицер Мейснер из 6-го стаффеля сбил «Спитфайр». Через 18 дней было сбито еще пять истреби­телей RAF, собственные потери соста­вили два Fw-190. В июле фокке-вульфы получили III (командир гауптман Герберт Киевски) и IV группы (коман­дир гауптман Фритц Лозикейт) 1-й ис­требительной эскадры. Таким образом в начале второго полугодия 1942 г. три ягдгешвадера, дислоцированных на западных рубежах Рейха, были перевооружены фокке-вульфами. Между тем изменения происходили и по другую сторону Ла-Манша - в июле 1942 г. пер­вая эскадрилья RAF получила на воо­ружение истребители «Спитфайр IX», в Британию начали прибывать подраз­деления 8-й воздушной армии ВВС США. У Fw-190 появились достойные противники.

Но прежде чем эти события про­изошли, три месяца летчики JG-26 ощущали себя королями воздуха. До­ходило до того, что перед атакой пи­лоты Fw-190 делали рядом с группой «Спитфайров V» восходящие бочки! То есть они отмечали победу еще до начала схватки, можно представить какое моральное воздействие оказыва­ли подобные фортели на летчиков RAF! Многие немецкие летчики спра­ведливо полагали, что тогда на Запа­де люфтваффе находилось на своем пике. Данные о потерях не противоре­чат мнению летчиков: к концу марта RAF потеряли 32 истребителя и 32 лет­чика, в то время как 26-я истребитель­ная эскадра люфтваффе лишилась пя­терых пилотов. Опыт не страховал от гибели. Среди погибших летчиков JG-26 значился и 19-летний обер-ефрейтор Альберт Юбель из 2-го стаффеля, по­гибший в своем первом боевом выле­те, и ветеран кампаний на Средизем­номорье и над Каналом лейтенант Ганс Йохансен из 7-го стаффеля. В апреле цифра потерь RAF возросла до 104.

На протяжение мая летчики JG-26 продолжали наносить тяжелый ущерб истребительному командованию RAF. 1 июня RAF проводила операцию «Circus No 178»: восемь выступавших в роли бомбардировщиков «Харрикейнов» сопровождало 168 «Спитфайров»! На отражение налета поднялись фокке-вульфы двух групп - I./JG-26 гауптмана Зейферта из Сент-Омер-Аркуса и III./JG-26 гауптмана Приллера из Вевельгхема. Немецкие самолеты пере­хватили четыре эскадрильи «Спитфай­ров» восточнее Остенде. Классическая атака из верхней полусферы со сторо­ны солнца оказалась весьма результа­тивной: восемь «Спитфайров», вклю­чая самолет командира британского авиакрыла, было сбито, еще пять по­лучили повреждения. Семь из восьми сбитых записали на свой счет пилоты I./JG-26, восьмой сбил «Пипе» Приллер. Это была 73 победа аса, 15-я - на Fw-190. Ни один самолет из JG-26 не только не был сбит, но даже не полу­чил повреждений.

На следующий день жатву собира­ли пилоты II./JG-26 гауптмана Йахима Мюнхеберга. В районе Сент-Омера со стороны солнца «белокурые бес­тии» обрушились на неопытных канад­цев из 403-й эскадрильи RCAF. Канад­цы летели как «верхнее прикрытие» авиакрыла из Норд-Уилда. Командир 403-й эскадрильи новозеландец скуадрон-лидер Эл Дир (17 побед в период Битвы за Британию) только что вер­нулся после шестимесячной команди­ровки в Штаты, в ходе которой он пе­редавал свой боевой опыт оседлавшим истребители потомкам ковбоев. Дир как-то не удосужился осветить свои знания о противнике, поэтому он со­вершенно не представлял себе возмож­ности Fw-190. Когда новозеландец об­наружил у себя на хвосте стаффель фокке-вульфов, он приказал своим парням начать хорошо отработанное расхождение по трем направлениям. Этот маневр хорошо срабатывал во времена Битвы за Британию. Раньше, чем канадцы успели хотя бы наполо­вину выполнить задуманный маневр на них обрушились два других стаффе­ля Мюнхеберга. Результат: было в 403-й эскадрилье 12 «Спитфайров», оста­лось - четыре. Наглядный пример пре­восходства тактики и техники, проде­монстрированный в очередной раз не­мецкими летчиками союзникам.

Фокке-вульфы летали над Ла-Ман­шем уже девять месяцев, но с техничес­кой точки зрения самолеты все еще оставались загадкой для англичан. Требовалось как можно скорее заполу­чить Fw-190, но воздушные бои велись главным образом над Францией, по­этому даже обломки сбитых машин падали на территорию, контролируе­мую немцами или же на дно Ла-Ман­ша. На таком безрадостном фоне по­явилась идея использовать для право­го дела угона самолета обученного пилотированию летательных аппаратов шпиона. Один из летчиков RAF (предположительно скуадрон-лидер Пол Ричи из школы летчиков-истреби­телей) выдвинул следующий план. Трофейному Bf.109 возвращается его оригинальная символика люфтваффе, имитируются боевые повреждения, после чего пилотируемые говорящим по-немецки летчиком-англичанином истребитель берет курс на один из аэродромов JG-26. Перелет проходит под контролем большого количества «Спитфайров». Мессершмитт садится на базе люфтваффе, летчик меняет свой поврежденный Bf.109 на исправный Fw-190 (кто ж его ему даст!!!), взлетает и на полном газу уходит в сторону Ту­манного Альбиона.

Менее фантастичным выглядел план похищения германского истреби­теля отрядом коммандос. В основе пла­на лежал успешный рейд в ночь с 27 на 28 февраля 1942 г. коммандос в Брюневиль, когда англичанам удалось ута­щить немецкий радиолокатор. Аэро­дром в Эббвиль-Друкате находился недалеко от побережья, так что захват готового к взлету самолета теоретичес­ки представлялся вполне реальным де­лом. Сей план пошел в серьезную раз­работку, операция даже получила ко­довое имя - «Airthief». Экстраординар­ное событие поставило крест на опе­рации менее чем через сутки после под­писания приказа о ее проведении. Ве­чером 23 июня два авиакрыла «Спит­файров» возвращались из патрульно­го полета над Бретанью, в котором они имели столкновения с Fw-190 из III./ JG-2. Над Девоном «Спитфайры» под­верглись атаке фокке-вульфов из шта­ба III группы и 7-го стаффеля 2-й эс­кадры: немцы возвращались во Фран­цию и не упустили случая пощипать на встречном курсе англичан. Схватка получилась короткой - противники испытывали нехватку топлива. Никто никого не сбил - все разошлись по до­мам. Все, кроме Gruppen-Adjuutant'a III./JG-2 обер-лейтенанта Арнима Фабера, который потерял ориентировку и взял курс на Эксетер. Фабер пребы­вал в полной уверенности, что направ­ляется в сторону Франции. Обер-лейтенант приземлился на первом попав­шимся аэродроме. К большому удив­лению адъютанта группы аэродром оказался базой RAF Пембри! Истреби­тель Fw-190A-3 стал настоящим подар­ком судьбы для англичан! Чтобы про­вести облет секретного оружия против­ника требовалось всего-навсего залить в баки бензин. Летай на здоровье!

Июль 1942 г. стал поворотным пун­ктом в воздушных боях над Ла-Ман­шем - фортуна стала потихоньку отво­рачиваться от пилотов ягдгешвадеров. «Удачные месяцы» весны и лета оста­лись в прошлом. Теперь на ночь истре­бители с прибрежных аэродромов при­ходилось перебазировать вглубь Фран­ции. В люфтваффе опасались рейдов коммандос - возможно немцы что-то узнали о планировавшейся операции «Airthief». Надо сказать, что летчики извлекли определенную выгоду из по­добных перелетов - тыловые базы об­служивали женщины-связистки!

Вторая половина 1942 г. прошла под знаком «естественного отбора». Если пилот оставался в живых после первых нескольких боевых вылетов, то он почти наверняка добивался успеха в воздушных боях, его личный счет начинал расти.

В июле произошли два крупных воздушных боя. 4 июля, в день Независимости, столь почитаемый в США, 12 бомбардировщиков «Бостон» из со­става RAF, половину из которых пи­лотировали американцы, атаковала расположенные в Голландии базы 1-й истребительной эскадры люфтваффе. Это был первый рейд американских летчиков в Европу. Два самолета с эки­пажами ВВС США в Англию не вер­нулись, но почин дорогого стоит. 30 июля произошла первая стычка Fw-190 со «Спитфайрами IX». В этот день RAF проводили операцию «Circus No 200» - шестерка британских «Босто­нов» под прикрытием авиакрыла «Спитфайров» наносила удар по аэро­дрому JG-26 в Эббвиль-Друкате. Пи­лоты «Спитфайров IX» из 64-й эскад­рильи RAF рапортовали о пяти сбитых фокке-вульфах, на самом деле немцы потеряли один Fw-190 (его сбил 21-лет­ний ас флайт-лейтенант Дональд Кингби). Летчики I./JG-26 и II./JG-26 сби­ли не менее десяти «Спитфайров», все­го же из боевого вылета не вернулось 14 британских истребителей.

19 августа 1942 г. началась опера­ция «Юбилей» - высадка канадцев в Дьеппе. Ее определили как разведку боем, проверку возможности десанта в Западную Европу. Ветераны сраже­ний в небе Ла-Манша из JG-2 и JG-26 получили возможность принять учас­тие во втором по масштабу сражении 1942 г. на Западном фронте. Силы вторжения достигли побережья Фран­ции необнаруженными, однако затем войска подвергались постоянным уда­рам немецкой авиации. Первые само­леты, звено Fw-190 из 5./JG-26, взлете­ли примерно в 6 ч 15 мин утра с аэро­дрома Эббвилль-Друкат. Через не­сколько минут с аэродрома Сент-Омер-Аркуес взлетело еще десять Fw-190 из 1-го стаффеля обер-лейтенанта Йозефа Хайбюка, позже к ним присо­единились самолеты 2-го и 3-го стаффелей 26-й эскадры. Сражение в воз­духе завязалось с массы индивидуаль­ных противоборств пилотов фокке-вульфов с летчиками «Спитфайров», прикрывавших силы вторжения. Бо­лее-менее организованный характер бой принял с вступлением в схватку районе 7 часов утра самолетов III./JG-26. Ближе к 8 часам в воздухе появи­лись Fw-190 из II./JG-26. К 9 ч 30 мин в воздухе над местом высадки десанта кружилось примерно сотня истребите­лей 26-й эскадры, немцы сбили 27 «Спитфайров». Поздним утром над пляжами Дьеппа появились бомбарди­ровщики люфтваффе в сопровождении истребителей из JG-2.

Последнюю за день посадку Fw-190 из 26-й эскадры выполнил в 21 ч 21 мин. Всего 19 августа летчики JG-26 выполнили 36 групповых боевых вы­летов или 377 индивидуальных само­лето-вылетов. Большинство летчиков поднималось в воздух три-четыре раза. Показатель активности пилотов JG-2 несколько ниже, но тоже высокие. Ан­гличане заплатили дорогую цену за попытку установить господство в воз­духе над Дьеппом: 106 потерянных в воздушных боях самолетов, в том чис­ле 88 «Спитфайров». 2-я истребитель­ная эскадра люфтваффе лишилась 14 фокке-вульфов (восемь летчиков по­гибло), 26-я эскадра - шести (погибли все шесть летчиков). Кроме истребите­лей, люфтваффе потеряли 28 бомбар­дировщиков, половина потерь при­шлось на Do-217 из KG-2.

Наиболее тяжелые потери понесла I группа 26-й эскадры (группой коман­довал гауптман Эрих Лей): восемь Fw-190 и пять летчиков. Контрастом на этом фоне выглядят два раненых лет­чика в III./JG-2 «Асси» Гана. Наиболь­шую результативность в воздушных боях показали летчики III./JG-2: ко­мандир 7-го стаффеля обер-лейтенант Эгон Майер одержал свою юбилей­ную, 50-ю, победу на западе. Гауптман Зигфрид Шнелль из 9./JG-26 сбил за день пять «Спитфайров, но его превзо­шел лейтенант Йозеф «Зепп» Вурмхеллер, сбивший шесть «Спитфайров» и один «Бленхейм», правда и сам Зепп был близок к тому, чтобы попасть в разряд «потери»: свой первый за день боевой вылет он завершил вынужден­ной посадкой.

Летчики 26-й эскадры одержали в воздушных боях 40 побед. Среди отли­чившихся - Gruppenkommandeur Йоханнес Зейферт, сбивший 40-й самолет противника. На «шоу дня» мог пре­тендовать рейд 22 бомбардировщиков В-17 «Летающая Крепость» 8-й воз­душной армии ВВС США. «Крепости» обрушились на аэродром в Эббвиль-Друкате. Всего три минуты прошло с момента поступления о приближении бомбардировщиков до первых разры­вов бомб. На аэродроме как раз нахо­дились фокке-вульфы, наземный пер­сонал заправлял истребители топли­вом и пополнял боекомплект. Как ни странно, ни один самолет не получил повреждений. «Летающие Крепости» ВВС США второй раз бомбили объек­ты на территории Европы, пусть их налет не дал результатов, но это был шаг к абсолютному доминированию американской авиации в дневном небе Западной Европы.

До конца августа «Крепости» USAF шесть раз пересекали Ла-Манш и ни разу не понесли потерь. Первое реальное противодействие экипажи В-17 встретили 21 августа над Роттерда­мом. Фокке-вульфы из II./JG-1 прорва­ли щит истребителей сопровождения, ни одного четырехмоторного бомбар­дировщика они не сбили, но экипажи «Крепостей» пролили первую кровь. В свою очередь воздушные стрелки «Крепостей» 97-й бомбардировочной группы ВВС США записали на свой счет два достоверно сбитых Fw-190, пять вероятно и шесть самолетов по­вредили. Реальная картина несколько отличалась от рапортов экипажей В-17: два самолета из подразделения обер-лейтенанта Детлефа Рохвера по­лучили повреждения, сбитых не было.

Рохвер временно исполнял обязан­ности командира II./JG-1 после того как гауптман Ганс фон Ган был поса­жен 15 июня под домашний арест из-за трагического убийства часового. Если «Летающие Крепости» остава­лись временно неуязвимыми, то с дру­гих дневных рейдеров союзников, в том числе с другой новинки - британс­ких «Москито», пилоты Fw-190 собра­ли высокую плату за возможность по­летать в небе Европы.

Первую «Крепость» сбили летчики из II./JG-26, которой тогда командовал гауптман Конни Мейер; неугомонный «Йохен» Мюнхеберг стажировался в JG-51 на должности командира эскад­ры. 6 сентября самолеты II./JG-26 взле­тели на перехват группы из 30 «Лета­ющих Крепостей», наносивших удар по самолетостроительному заводу фирмы Потез в городе Мюлт. Немцы проигнорировали истребительный эс­корт (британские «Спитфайры IX») -вся группа, почти 50 F-190, обруши­лась со всех направлений на строй бом­бардировщиков. Честь первой победы над В-17 досталась командиру группы: В-17 из 97-й бомбардировочной груп­пы упал северо-западнее Амьена. Че­рез 11 минут в море недалеко от Ле-Трипотт рухнула еще одна «Крепость», эту победу записали обер-фельдфебелю Вилли Роту из 4./JG-26.

На следующий день «Летающие Крепости» появились над Роттерда­мом, где их опять встретили истреби­тели 1-й эскадры люфтваффе. Два фокке-вульфа было сбито: один «Спитфайром», второй - воздушными стрелками В-17. Союзники опять слегка преуве­личили свои достижения: согласно ра­портам участников воздушного боя было сбито 12 Fw-190 достоверно, де­сять вероятно и 12 повреждено!» Кре­пости» потерь не имели. Американские самолеты, их огромные размеры, мощ­ное оборонительное вооружение, вы­сокая боевая живучесть, произвели впечатление на летчиков ягдгешвадеров. Примерно такой же эффект на британских пилотов годом раньше произвело появление Fw-190. Немцам предстояло в кратчайшее время найти адекватный ответ на дневные рейды американских бомбардировщиков.

Радиус эффективного поражения целей у крупнокалиберных пулеметов «Браунинг», которыми были вооруже­ны «Летающие Крепости» был больше, чем у пулеметов MG-17 винтовочного калибра, которые стояли на FW-190. По трассирующим очередям MG-17 пилоты фокке-вульфов выверяли при­цел перед стрельбой из пушек MG-151. Широкий конус ураганного оборони­тельного огня бомбардировщика ми­новать не представлялось возможным - стоит ли удивляться, что многие пи­лоты Fw-190 открывали огонь с боль­шой дистанции и преждевременно вы­ходили из атаки? В горячке боя далеко не все летчики были в состоянии опре­делить наиболее благоприятный ра­курс для атаки строя «Крепостей». Скоординированного удара группы истребителей не получалось, более того - командир далеко не всегда мог собрать в боевой порядок вышедшие из атаки истребители. Практика показыва­ла, что во второй атаке принимало уча­стие не более половины самолетов.

2 октября JG-26 потеряла от огня воздушных стрелков «Крепостей», опять бомбивших завод фирмы Потез первый Fw-190. Однако, уже через не­делю, когда более сотни В-17 из 8-й воздушной армии USAF совершали рейд на промышленные объекты и аэродромы Северной Франции, пило­ты 26-й эскадры поправили баланс.

В 9 часов утра фокке-вульфы III группы гауптмана Приллера призем­лились на передовом аэродроме Вевельгхем после ночевки в глубине Франции в кампании женского персо­нала службы связи. Сразу после посад­ки поступила команда на взлет. Истре­бители Fw-190 ушли на встречу «Кре­постям», летевшим в разомкнутом строю троек. Пипе Приллер впервые летел на перехват четырехмоторных американских самолетов. Дважды Приллер выводил своих парней в ис­ходную точку для атаки, но оба раза ошибался в определении высоты поле­та бомбардировщиков - они все время оказывались выше истребителей люф­тваффе. С третьего захода Приллер занял удачную позицию. Он принял решение атаковать тройки «Крепос­тей» отдельными парами фокке-вуль­фов сзади сверху. Первым удар нано­сил сам командир с ведомым. Опыт­ный ас, имевший 77 побед в воздушных боях над Западной Европой, не про­махнулся - сбитый им В-17 из 360-й бомбардировочной группы (экипажи 360-й группы совершали свой первый боевой вылет) упал южнее Лилля. Вто­рую «Крепость» (бомбардировщик принадлежал 92-й бомбардировочной группе) отправил на гостеприимную землю Франции обер-лейтенант Отто Штаммбергер из 9-го стаффеля:

- Захожу в хвост. Полный газ. Объект атаки становится все крупнее и крупнее. Огонь открыл рановато -боялся врезаться в «ворота сарая». Никогда ранее я не охотился на такую дичь - размах крыла 40 метров! Я по­дошел ближе, сосредоточив огонь на двигателях левого крыла. Только пос­ле третьей очереди моторы загорелись. Бомбардировщик начал скользить на крыло, потом сорвался в крутую нис­ходящую спираль. На высоте пример­но 2000 метров не то четыре, не то пять человек выпрыгнули из падающего са­молета. Бомбардировщик упал восточ­нее Вендевилля.

В тот же день состоялся боевой де­бют «Либерейторов» из 93-й бомбар­дировочной группы ВВС США. Кре­щение «Либерейторов» огнем в небе Западной Европы обошлось американ­цам в один бомбардировщик, сбитый стаффелькапитаном 7./JG-26 гауптманом Клаусом Митушом над Лиллем. 2 октября Митуш сбил еще и В-17 (тре­тий самолет этого типа, потерянный американцами за день) из 301-й бом­бардировочной группы - «Крепость» упала в Ла-Манш. Миф о неуязвимос­ти американских четырехмоторных бомбардировщиков парни Приллера основательно поколебали. На следую­щий масштабный налет командование 8-й воздушной армии решилось толь­ко через два месяца. Рейды американ­цев побудили Гитлера отдать приказ люфтваффе принять ответные меры. Меры эти вылились в крупнейший пос­ле 1940 г. дневной атаке германской авиации на Великобританию, в налете приняли участие фокке-вульфы из JG-2 и JG-26. 31 октября 19 самолетов из двух специализированных Jabostaffeln вместе с 49 оснащенными бомбами Fw-190 из I./JG-26 и II./JG-26 под эскор­том 62 фокке-вульфов (без бомб) из П./ JG-2 и III./JG-26 взяли курс на Кентербери. Немцы потеряли два самоле­та: над Сэндвичем огнем зениток был сбит фокке-вульф фельдфебеля Хелла из 5./JG-2, уже при возвращении над Ла-Маншем пилот «Спитфайра» от­правил на дно Канала в районе Кале Fw-190 лейтенанта Пауля Галланда из 8./JG-26. Пауль был младшим из тро­их братьев Галландов (Адольфа Гал­ланда знают все), до своей гибели он успел сбить 17 самолетов противника, последний, «Бостон», Пауль Галланд сбил вечером 30 октября.

Пока летчики 2-й и 26-й эскадр дра­лись с американцами, пилоты JG-1 тоже не сидели без дела. В октябре они записали на боевой счет эскадры три «Москито» (приз не менее почетный, чем «Летающая Крепость»), а 25 ноября обер-фельдфебель Хисен из 5./JG-1 сбил в 60 километрах от Бергенаам-Зее британский «Ланкастер». «Ланка­стер» принимал участие в эксперимен­тальном дневном налете бомбардиров­щиков RAF на Эссен. В случае удачи англичане планировали перейти к вы­полнению постоянных налетов в слож­ных метеоусловиях (25 ноября стояла на редкость облачная погода). Штаб первой эскадры отреагировал на появ­ление новой угрозы молниеносно -группу летчиков спешно подготовили к полетам на боевое применение в сложных метеоусловиях.

Обстановку в ноябре диктовали события, происходившие вдали от За­падной Европы. Союзники начали проведение операции «Торч» - высад­ку в Северной Африке. Операция «Торч» предвещала непосредственную угрозу гитлеровской «крепости Евро­па». Впервые с начала войны над ис­требительными подразделениями люфтваффе, расквартированными в Западной Европе, нависла ужасное уг­роза быть отправленными в кровавую мясорубку Восточного фронта. Во вто­рую неделю подполковник Вальтер Оесау лишился двух из трех групп сво­ей 2-й эскадры. I./JG-2 была направле­на в Марсель в рамках операции по оккупации германскими войсками Южной Франции , a II./JG-2 гауптмана Гельмута-Феликса Больце готови­лась к перелету через Средиземное море в Тунис. Оставшуюся в распоря­жении Оесау III./JG-2 гауптмана Эгона Майера привлекли к обеспечению ПВО расположенных на атлантичес­ком побережье Франции баз подвод­ных лодок кригсмарине. Самолеты III группы перебазировались из Пойкса в Ванни-Мюкон. Оборону побережья Канала теперь обеспечивали лишь лет­чики JG-26. Однако и в этой эскадре до конца года произошли изменения: III группу вновь перевооружили мессершмиттами Bf.109. Таким образом, в конце 1942 г. на европейском берегу Ла-Манша люфтваффе имели всего две истребительных группы, вооруженных самолетами Fw-190.

Однако, прежде чем произошли вышеописанные изменения был сделан важный шаг в предстоящей борьбе с четырехмоторными бомбардировщи­ками американских ВВС. Несколько недель аналитики люфтваффе на осно­ве опросов пилотов и информации об американских самолетах рассматрива­ли все возможные варианты атак: сза­ди, на встречных курсах, в кильватер, с флангов, с превышением или из ниж­ней полусферы. Анализ показал, что наиболее предпочтительны атака на встречном курсе. В этом случае под обстрел попадает самые уязвимые «де­тали» любого самолета - летчики, с дру­гой стороны именно в передней полусфе­ре оборонительная мощь бортового ору­жия четырехмоторного бомбардиров­щика минимальна. Впервые новую так­тику опробовали 23 ноября летчики Эгона Майера из III./JG-2.

Стоявшая в тот день плохая пого­да заставила экипажи многих тяжелых бомбардировщиков отказаться от пя­того визита в Сент-Назер - базу немец­ких субмарин. Над целью девятку «Крепостей» перехватили фокке-вуль­фы. Fw-190 атаковали тройками на встречном курсе. В первом заходе нем­цы сбили сразу четыре самолета. Те­перь шок пришел черед испытывать американцам.

Первый успех далеко не всегда оз­начает успех вообще. 20 декабря на перехват более 100 «Летающих Крепо­стей» и «Либерейторов» 8-й воздушной армии поднялись все три группы 26-й эскадры и II группа 2-й эскадры. Объектом налета американской авиа­ции являлся крупнейшие во Франции авиаремонтные мастерские люфтваф­фе в Ромилле-сюр-Сейне. Немцы смог­ли сбить только пять В-17. Тактика лобовых атак нуждалась в ревизии. При атаке с задней полусферы относи­тельные скорости самолеты были от­носительно невелики, опытный летчик успевал подкорректировать прицел. Теперь же, при атаке на встречных кур­сах скорость сближения составляла примерно 900 км/ч - пилоту отводились на прицеливание и стрельбу доли се­кунды. Если откорректировать курс можно было заранее, то определить точную дистанцию до цели в момент открытия огня не представлялось воз­можным. Бомбардировщик в сетке прицела вырастал в размерах просто угрожающе - пилот истребителя начи­нал думать не об определении дистан­ции, а том как бы прервать атаку, до «мягкого соприкосновения» с целью. Эксперименты показали, что подоб­ные инстинкты пилотов частично ле­чатся, если правильно выбрать ракурс атаки. Наилучшим посчитали заход строго на встречном курсе с пологим пикированием под углом 10 град, к горизонту.

Простым решением проблемы оп­ределение дальности до цели стала ре­комендация летчикам выдерживать постоянный угол ведения стрельбы, как при атаке наземных целей. Летчи­ку истребителя требовалось постоян­но удерживать перекрестие прицела на кабине бомбардировщика. Кроме того, было принято решение увеличить количество одновременно атакующих истребителей. Первый проход следова­ло делать параллельным со строем бомбардировщиков курсом, после об­гона группы на 4-5 километров выпол­нялся разворот на 180 град. Атаку на встречном курсе выполняло звено -Schwarme, дистанция открытия огня -1000 м. При выходе из атаки летчики не должны были терять визуальный контакт с целью. После каждой атаки боевой порядок возобновлялся. После­дний пункт отражал скорее пожелания, нежели реальность воздушного боя. Большинство пилотов выходило из атаки по принципу кто-куда, лишь бы побыстрее выскочить из зоны обстре­ла бортовых пулеметов «Крепостей». Собрать группу после такого выхода из атаки - проблема та еще.

Итак, на рубеже 1942-43 г.г. такти­ка борьбы с тяжелыми бомбардиров­щиками была отточена, а боевые ли­нии прорисованы. Немцы все же про­считались - 27 января 1943 г. армада бомбардировщиков ВВС США обру­шила свой груз на Вильгельмсхафен, воздушное наступление пересекло гра­ницу Рейха.