Оборона Рейха - сражение начинается
6 декабря 1942 г. все боеспособные самолеты 2-й группы Бомбардировочного командования RAF наносили удар по радиозаводам фирмы Филипс в Эйндховене. Часть рейдеров появилось над аэродромом в Вюнсдрехте, где базировались истребители II./JG-1; одну летевшую на небольшой высоте «Вентуру» сбили зенитки. Фокке-вульфы в это время вели бой с «Летающими Крепостями» 8-й воздушной армии ВВС США, атаковавшими Лилль. Один четырехмоторный бомбардировщик сбил обер-лейтенант Лионхардт - первый В-17, занесенный на боевой счет 1-й истребительной эскадры люфтваффе. Полоса невезения пилотов гешвадера при встречах с «Крепостями» завершилась. Аэродромы JG-1 находились как раз на маршруте пролета бомбардировщиков USAF, пролегавшем через Северное море к городам Германии. Эскадра стала передовым отрядом обороны неба Рейха. Левее JG-1, в Бельгии, базировалась JG-26 майора Герхарда Шёпфеля, летчики этой эскадры прикрывали Рур. Далее на запад, вдоль Ла-Манша и побережья Атлантики действовали пилоты JG-2 подполковника Вальтера Оесау.
В конце 1943-начеле 1944 г.г. налеты авиации союзников на Германию стали рутинными, почти ежедневными. Победы чередовались с высокими потерями у обеих сторон. Действия тяжелых бомбардировщиков подкреплялись агрессивными рейдами истребителей и истребителей-бомбардировщиков RAF через Ла-Манш. Масштабы войны в воздухе росли.
Одним из первых крупных налетов стал рейд 27 января 1943 г. на Вильмгельсхафен - первый налет самолетов 8-й воздушной армии ВВС США на объекты, расположенные на территории Германии. Началась 30-месячная битва в воздушном пространстве Третьего Рейха. При отражении налета пилоты JG-1 доложили о девяти сбитых бомбардировщиках; летчики фокке-вульфов завысили свои достижения ровно в три раза: американцы на самом деле потеряли не девять, а три бомбардировщика.
Пока летчики JG-1 отрабатывали на практике приемы борьбы с тяжелыми бомбардировщиками, изменения произошли в соседней JG-26. Группа I./JG-26 майора Йоханнеса Зейферта отправилась на Восточный фронт, планировалось что место группы займет целая эскадра - JG-54, но на Запад прибыла только одна группа, III./JG-54, вооруженная истребителями Bf. 109. Шёпфель передал командование 26-й эскадрой майору Йозефу Приллеру. Герхард Шёпфель стал командиром JG-26 в декабре 1941 г., приняв гешвадер из рук подполковника Адольфа Галланда. Войну Шёпфель завершил на посту командира JG-6, имея на своем счету 40 побед (все одержаны на Западе, в числе сбитых самолетов - три четырехмоторных бомбардировщика). «Пипе» Приллер командовал 26-й эскадрой до января 1945 г., он проявил себя харизматическим лидером, с особенностями присущими командиру, всю войну остававшемуся на Западном фронте. Он сбил 101 самолет, включая 11 тяжелых бомбардировщиков, все - над северо-западной Европой.
Первые недели командования Приллером 26-й эскадрой совпали с испытаниями в JG-26 ряда новых образцов вооружения, в числе которых были 210-мм ракеты «Nebelwerfer», адаптированные к установке на самолет. Это оружие оказалось чересчур большим и тяжелым для одномоторного истребителя. Летчики эскадры практиковали фронтальные атаки групп бомбардировщиков. Тактика лобовых ударов была официально одобрена командованием люфтваффе как лучший способ борьбы с четырехмоторными бомбардировщиками. Увы летчики не сумели продемонстрировать в полной мере свое мастерство 13 января 1943 г. при отражении налета «Крепостей» 8-й воздушной армии. Десять из 22 принимавших участие в налете бомбардировщиков В-17 получили повреждения, но только один был сбит. Через десять дней урок грамотного использования новой тактики продемонстрировали ее «отцы» - пилоты JG-2, сбившие пять из 35 «Крепостей», бомбивших Лорин.
Из мартовских налетов заслуживают внимания два. 4-го числа объектом удара 71 «Летающей Крепости» стала сортировочная железнодорожная станция Хэмм, однако из-за плохой погоды на цель вышло только 16 бомбардировщиков, остальные сбросили свой груз на объекты, расположенные на территории Голландии, главным образом - на портовые сооружения Роттердама. «Голландские» В-17 подверглись атаке Fw-190 всех четырех групп 1-й истребительной эскадры, усиленных самолетами из JG-26. Пять фокке-вульфов сбили воздушные стрелки «Крепостей», но десять В-17 на свои базы не вернулись. Этот налет заставил командование люфтваффе задуматься над системой оценки результативности своих летчиков - критерии поощрения и награждения пилотов, «грудью» шедших на ураганный оборонительный огонь тяжелых бомбардировщиков, летавших в плотных строях- «коробках», очевидно следовало менять.
Основой системы учета побед в люфтваффе являлся «пункт» - один сбитый одномоторный самолет, по достижению определенного количества пунктов летчик претендовал на награждение Железным крестом второго класса или Железным крестом первого класса. За сбитый четырехмоторный бомбардировщик стали давать три «пункта» (вот откуда «растут ноги» у легенды о том, что в люфтваффе якобы считали не количество сбитых самолетов, а число моторов на сбитых самолетах. Число «пунктов» не является количеством сбитых самолетов!), кроме того, два «пункта» давали за такие повреждения, нанесенные бомбардировщику, что последнему пришлось покидать строй. Один «пункт» давался пилоту, добившему поврежденный бомбардировщик. Новая система подсчета побед распространялась теперь и на двухмоторные бомбардировщики, с той лишь разницей, что «пункты» делились на два: два «пункта» за сбитый, один - за поврежденный, «половинка» - за добитый поврежденный двухмоторный бомбардировщик.
Через четыре дня после налета на Роттердам, группа из 16 «Либерейторов» под прикрытием трех эскадрилий «Спитфайров» выполняла рейд на Роэн. Тяжелые потери союзникам нанесли пилоты JG-26. III группа во главе с самим Приллером обрушилась на «Спитфайры» эскорта, в то время как II группа (командиром II./JG-26 недавно был назначен майор Вильгельм-Фердинанд «Ватц» Галланд - средний из трех братьев) атаковала в лоб строй тяжелых бомбардировщиков. Два головных «Либерейтора» вспыхнули словно факелы, строй остальных нарушился. Самолеты начали в беспорядке сбрасывать бомбы. Бой 8 марта -исторический: единственный за всю войну случай, когда истребители люфтваффе на 100% сорвали выполнение боевой задачи дневным четырехмоторным бомбардировщикам 8-й воздушной армии ВВС США, ни один «Либерейтор» не долетел до цели.
Через двое суток в воздушных боях над Германии проявился новый фактор - бомбардировщики впервые сопровождали истребители Р-47, «Тандерболты» принадлежали 4-й истребительной группе ВВС США. В стандартном оснащении «Тандерболты» не намного превосходили по продолжительности и дальности полета «Спитфайров», отнюдь не блиставшие высокими характеристиками. Зато с дополнительными подвесными топливными баками истребители Р-47 были способны сопровождать тяжелые бомбардировщики на всем маршруте до границ Германии и обратно. К первой истребительной группе, вооруженной «Тандерболтами», в апреле присоединились еще две (56-я и 78-я), а 15 апреля произошел первый крупный воздушный бой истребителей Р-47 с фокке-вульфами. Все три группы, 59 «Тандерболтов», принимали участие в операции «Rodeo 204» - рейде в район Сент-Омера. Здесь их перехватили 15 Fw-190 из II./JG-1. Бой произошел значительно западнее обычного места схваток. Обер-фельдфебель Эрнст Хисен из 5-го стаффеля сбил два «Тандерболта» (оба - из 334-й эскадрильи 4-й истребительной группы ВВС США), американцы были удачливее - их жертвами стали четыре фокке-вульфа.
Перед лицом усиления воздушной мощи ВВС США в Европе немцы стали наращивать численность истребителей на западных рубежах Рейха. Метод наращивания - простой, но не самый лучший: переброска истребительных групп с других фронтов. По одной группе Bf. 109 прибыли с Восточного фронта и две - с Средиземноморья.
Кроме того, было принято решение разделить JG-1, сформировав на ее базе новый ягдгешвадер (таким «почкованием» размножались люфтваффе в предвоенные годы). В начале апреля вооруженная мессершмиттами I группа и оснащенная фокке-вульфами III группа были преобразованы соответственно в II./JG-11 и I./JG-11. К ним добавили вооруженные мессершмиттами III группу и штаб эскадры. Командиром был назначен майор Антон Мадер, ранее занимавший должность командира II./JG-77.11-я истребительная эскадра прикрыла воздушное пространство Германии между голландской и датской границами.
Между тем, 1-я истребительная эскадра покинула Голландию, вакантное место I группы заняла IV группа, II группа была сформирована вновь. П./ JG-1 получила на вооружение истребители Bf. 109. В 1-й эскадре сменился командир, подполковника Эриха Микса сменил майор Ганс Филипп. Кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями и мечами майор Филипп прибыл с Восточного фронта, где он командовал I./JG-54. Всего за две недели до перевода на Запад Филипп стал вторым летчиком-истребителем люфтваффе, преодолевшим планку в 200 личных побед в воздушных боях. Филипп являл собой классический пример «новой метлы». Привыкшему к спартанским условиям Восточного фронта летчику странно было наблюдать комфортную жизнь своих воевавших на Западе коллег. Новый командир полностью сменил штаб эскадры, а в повседневной боевой деятельности стал внедрять «русский стиль» - базирование на передовых аэродромах, лишенных столь ценимого ветеранами войны на Западе комфорта.
Реорганизационная активность Филиппа не прервала боевой работы эскадры. На рассвете 1 апреля обер-фельдфебель Фриц Тимм из 3./JG-1 сбил «Ланкастер», бомбардировщик пилотировал командир британской эскадрильи. 17 апреля командир IV./ JG-1 (теперь I./JG-1) сбил свой первый бомбардировщик В-17; всего же в тот день пилоты JG-1 и JG-11 сбили 17 «Крепостей».
Западнее, JG-2 и JG-26, также испытывали все увеличивающийся прессинг со стороны авиации союзников. Командир III./JG-26 гауптман Фридрих Гейссхардт в лобовой атаке бомбардировщика В-17 над Антверпеном получил сразу пять ранений. Гейссхардт сумел посадить поврежденный Fw-190А-4 в Генте, но сам скончался от ран на следующий день. Через месяц, 15 мая, погиб командир 2./JG-2 обер-лейтенант Хорст Ханниг, 21-летний ветеран Восточного фронта. Ханнига сбили «Спитфайры» над Каном. На Западе командир 2./JG-2 добавил к своим 90 «восточным» победам еще восемь сбитых самолетов, в числе которых был один четырехмоторный самолет. Несколько опытных летчиков получили ранения, после чего выбыли из строя.
Первые попытки усилить ПВО западных рубежей Третьего Рейха оказались не эффективными, поэтому летом 1943 г. командование люфтваффе приступило к очередной реорганизации. С Восточного фронта и с Юга были отозваны дополнительные истребительные группы, летавшие на мессершмиттах, несколько Zerstorergruppen. Из Советского Союза под начало Приллера вернулись блудные фокке-вульфы из I./JG-26.
Вновь привлекла отвергнутая в начале года Приллером идея монтажа под плоскостями крыльев истребителей мортир-пусковых установок для 210-мм реактивных снарядов. Еще в 1942 г. была сформировано небольшое подразделение из четырех Fw-190, Erprobungskommando-25, предназначенное специально для испытания вооружения, способного бороться с четырехмоторными бомбардировщиками. Теперь это подразделение придали базировавшейся в Щипхоле I./JG-1 для проверки эффективности 210-мм ракет в боевых условиях. В одном из первых боевых вылетах, 13 июня, летчики группы сбили 210-мм снарядами три «Крепости», через девять дней -еще четыре. Пять из семи побед, одержанных с помощью нового оружия, записал на свой счет обер-фельдфебель Ганс Лаун. Таким образом, Лаун стал первым «мортиным асом», дав зеленый свет принятию 210-мм снарядов на вооружение истребителей люфтваффе. Теоретически, вооруженные ракетами самолеты должны были пробивать бреши в боевом порядке бомбардировщиков, после чего в атаку устремлялись пушечные истребители. Практика же доказала правоту Приллера: неповоротливые «ракетные» перехватчики становились добычей истребителей сопровождения.
Большего внимания заслуживает появление на вооружении Ягдваффе летом 1943 г. новой модели фокке-вульфа - Fw-190A-6, штатным вооружением которого являлись четыре 20-мм пушки MG-151 и два пулемета MG-17.
Уточнить способы борьбы с тяжелыми бомбардировщиками помогло тщательное изучение случайно оказавшееся в руках немцев «Летающей Крепости»: 12 декабря B-17F «Wulf Hound» из 303-й бомбардировочной группы совершил вынужденную посадку во Франции. Самолет имел лишь незначительные повреждения, его отремонтировали, перекрасили в цвета люфтваффе, а в июле «Крепость» совершила облет аэродромов ягдваффе. Летчики получили возможность детально осмотреть, пощупать, своего основного противника в воздушных боях.
Тем временем появилась еще одна напасть: если днем Рейх терзали «Крепости» и «Либерейторы» 8-й воздушной армии ВВС США, то ночью из место стали занимать тяжелые бомбардировщики RAF. Появление последних привело к формированию летом 1943 г. трех подразделений ночных истребителей «Wilde Sau».
Первым таким подразделением, получившим на вооружение мессершмитты, стал командовать бывший пилот бомбардировщика майор Хайо Херман. Подразделение было сформировано 26 июня 1943 г. на аэродроме Бонн-Хангелар. После первых успехов «команда Хермана» послужила базой для формирования Geschwaderstab и I./ JG-300. Мессершмиттов хватило как раз для штаба и одной группы 300-й эскадры, пилоты II./JG-300 и III./JG-300 летали по ночам на фокке-вульфах, принадлежавших II./JG-11 и III./JG-11, которые базировались в Рейне и Ольденбурге соответственно. Днем на этих машинах сражались пилоты 11-й эскадры. Ночные полеты выявили преимущество фокке-вульфов, посадка в темное время суток на обладающем узкой колеей шасси мессершмитте рискованна. Вскоре II./JG-300 получила собственные самолеты, а до конца года операциями в рамках концепции «Wilde Sau» занимались помимо JG-300 301-я (сформирована в октябре) и 302-я (сформирована в ноябре) истребительные эскадры. Впрочем, довольно скоро все три «кабаньих» ягдгешвадера стали обычными дневными эскадрами.
Ответ союзников на все потуги немцев был сколь элементарен, столь и эффективен - наращивание численного превосходства. После Рура ночным налетам бомбардировщиков RAF стал подвергаться Гамбург. В четырех налетах на крупнейший порт Германии приняли участие более 3000 самолетов. Огненный шторм пронесся над городом. Между тем, в дневное время суток американские бомбардировщики устроили «блиц-неделю»: «Крепости» и «Либерейторы» выполнили почти 1250 самолето-вылетов.
12 августа 330 «Крепостей» бомбили объекты, расположенные в западной части Германии. В отражении налета приняли участие самолеты десяти истребительных групп люфтваффе. Летчики доложили о 37 сбитых бомбардировщиках, на самом деле 8-я воздушная армия не досчиталась 25 «Крепостей». Тяжелые бомбардировщики сопровождали «Тандерболты», их летчики сбили в общем-то небольшое количество фокке-вульфов - четыре, однако потери ягдгешвадеров оказались гораздо более существенными. Так II./ JG-1 потеряла в бою один истребитель, но шесть самолетов разбилось при посадке, а еще шесть получили серьезные повреждения (также на посадке). Через четыре дня самолеты 8-й воздушной армии обрушили бомбы на Ле-Бурже. Отражая налет 2-я эскадра понесла тяжелейшие потери: десять летчиков погибли, четверо получили ранения, эскадра лишилась 16 истребителей безвозвратно, пять Fw-190 было повреждено. Менее чем через сутки летчики ягдваффе опять предстояли тяжелые испытания.
17 августа 1943 г. все «Крепости» 8-й воздушной армии взяли курс к главным индустриальным центрам южной Германии: самолеты девяти бомбардировочных групп шли на Швенфурт, семи - на Регенсбург. Этот рейд стал кульминацией стратегии командования американских ВВС, полагавших, что хорошо вооруженные и сведенные в большие группы бомбардировщики способны самостоятельно, без помощи истребителей сопровождения, в глубине Германии отбить атаки перехватчиков. Окончился рейд полным разгромом.
Фокке-вульфы всех семи ягдгрупп из 1-й, 2-й, 11-й и 26-й эскадр приняли участие в отражении налета. Группа I./ JG-26 гауптмана Карла Борриса совсем недавно перебазировалась в Воинсдрехт, где базировались также и II./ JG-1. Аэродром в Воинсдрехт лежал точно на маршруте полета самолетов, объектом удара которых являлся Регенсбург. С приближением бомбардировщиков в небо поднялись все способные держаться в воздухе самолеты двух истребительных групп. Летчики II./JG-1 связали боем «Тандерболты», Карл Боррис повел свою группу в классическую лобовую атаку - со стороны солнца в пологом пикировании. Первый урон противнику нанес лично Gruppenkommadeur: обстрелянный им В-17 упал северо-западнее Хасселя. К концу дня в ходе достойного эпоса воздушного сражения было сбито 59 «Летающих Крепостей». Более половины из этого числа - на счету летчиков JG-1 и JG-11; потери немцев - один погибший пилот!
26-я эскадра потеряла два Fw-190, летчиком одного был обер-лейтенант Вильгельм-Фердинанд Галланд. В первой атаке на возвращавшиеся от Швейнфурта бомбардировщики средний Галланд возглавил летчиков своей группы. Вильгельм-Фердинанд сбил две «Крепости», прежде чем попал под удар «Тандерболтов». Фокке-вульф командира группы взорвался в воздухе. Тело Галланда нашли спустя два месяца спустя на голландском берегу в четырех километрах от Маастрихта. Все свои 55 побед, в числе которых восемь тяжелых бомбардировщиков, Га-ланд одержал на Западе, большинство - на Fw-190.
Напутствуемый фюрером рейхсмаршал Герман Геринг поздравил летчиков-истребителей с выдающейся победой. Геринг воспарил. Он с возмущением отверг предупреждения General'a der Jagdfliger о том, что отныне американские истребители станут сопровождать бомбардировщики и над объектами налетов. Геринг отказался поверить, что три «Тандерболта» были сбиты над Аахеном. Геринг заявил Галланду (как раз старший Галланд и занимал должность «генерал от истребителей») Я вам официально заявляю -американские истребители не достигли Аахена! Вы меня поняли? Американских истребителей здесь не было». Галланд не мог не понять - его брата сбили те самые «американские истребители, которые не могли достигнуть Аахена». Прав оказался генерал от истребителей, а не толстый фельдмаршал. Прежде чем год завершился, американцы привлекли к сопровождению бомбардировщиков непосредственно над Германией не менее шести истребительных групп «Тандерболтов» и две группы «Лайтнингов».
Через два месяца после Швейнфурта и Регенсбурга благодушное настроение сменилось яростью. Истребители люфтваффе не могли воспрепятствовать 4 октября рейду бомбардировщиков 8-й воздушной армии на Франкфурт-на-Майне. Местный партийный гауляйтер направил протест, нацист совершенно справедливо был возмущен, что за весь продолжительный налет при ясной видимости в небе не появилось ни одного истребителя люфтваффе. Результатом протеста стал приказ Геринга, касавшихся всех истребительных подразделения сил обороны Рейха:
1. В природе не существует погодных условий, которые могут помешать взлету истребителей!
2. Каждый летчик-истребитель, совершивший посадку на исправном самолете и не добившийся результата в воздушном бою будет предан суду военного трибунала!
3. Если на самолете закончился боекомплект или отказало оружие, летчик обязан таранить бомбардировщик противника!
Приказ опротестовал генерал-фельдмаршал Эрих Мильх, считавший, что морально летчики могут быть просто раздавлены его содержанием. Геринг ответил Мильху: «От них (летчиков) требуется открывать огонь с дистанции 400, а не 1000 метров. Они должны сбивать ежедневно 80, а не 20 бомбардировщиков. Если они это сделают и все еще будут пребывать в угнетенном состоянии, то я с радостью принесу извинения и сниму перед ними шляпу!»
Такая реакция командующего люфтваффе стала горчайшей пилюлей, которую пришлось проглотить летчикам истребительных групп, особенно переживали пилоты I./JG-11, чей командир майор Эрвин Клаузен погиб в день трагического рейда на Франкфурт в бою над Северным морем с американскими «Либерейторами». Клаузен успел сбить свой последний, 14-й, тяжелый бомбардировщик.
Геринг продолжил тему во время предпринятой в конце октября инспекционной поездки на западные аэродромы ягдваффе. В его речах сквозили плохо скрытые угрозы:
- Я не хочу выделять какие-то отдельные группы или стаффели, но я хочу, чтобы вы знали: я не потерплю трусов в моих люфтваффе...Я искореню их!
Насколько отличались слова Геринга от его речей образца 1939 г.
Настроения летчиков, защищавших небо Германии хорошо передает письмо, написанное командиром JG-1 подполковником Хансом Филиппом своему старому камраду по Восточному фронту:
- Ты не можешь представить себе насколько здесь тяжело. С одной стороны - мы живем очень комфортабельно: куча баб, которые готовы делать все, что ты захочешь. С другой - исключительно напряженные воздушные бои. Тяжело не только из-за подавляющего численного превосходства противника или из-за слишком сильного оборонительного вооружения Боингов, гораздо сложнее менять комфорт мягкого кресла, расслабляющую обстановку на кабину истребителя.
- Можно драться с 20 русскими истребителями, или даже 20 «Спитфайрами», это даже возбуждает, можно и пошутить. Когда же атакуешь строй из 40 «Крепостей», пред глазами в миг проносятся яркой вспышкой все твои последние грехи. С такими ощущениями мне все тяжелее требовать от каждого летчика гешвадера, особенно от самых юных унтеров, чтобы они воевали так же как я.
Филипп погиб через четыре дня после того, как написал это письмо. Ветерана Восточного фронта сбил пилот «Тандерболта» через несколько минут после того, как командир JG-1 сбил свой первый и последний четырехмоторный бомбардировщик. За шесть месяцев командования 1-й эскадрой «эксперт», имевший более 200 побед на Востоке, сумел сбить один В-17, один «Тандерболт» и один «Спитфайр».
Несмотря на гибель командира, летчики JG-1 через двое суток опять принимали участие в отражении массированного налета американских бомбардировщиков. Рейд на Мюнстер, предпринятый авиацией союзников 10 октября, вылился в одно из самых ожесточенных воздушных сражений в небе северной Европы. Менее чем за 25 минут было сбито 30 бомбардировщиков и 26 истребителей люфтваффе. Большую часть потерь люфтваффе составили двухмоторные истребители, принимавшие участие в отражении налета. Потери в вооруженных Fw-190 1-й и 26-й эскадрах были минимальны.
Через четыре дня самолеты 8-й воздушной армии опять навестили Швейнфурт, спровоцировав очередное сражение. Подразделения не менее чем 34 истребительных групп, вооруженных одно- и двухмоторными истребителями, атаковали 300 «Летающих Крепостей» и 196 «Тандерболтов» эскорта. Начался «второй Швейнфурт». Вновь наилучших результатов добились летавшие на Fw-190 летчики из JG-1 и JG-26. Из 60 сбитых «Крепостей» семь сбитых (плюс восемь поврежденных) - на счету JG-1, семь В-17 и один Р-47 сбили пилоты JG-26. 1-я эскадра потерь не понесла, 26-я эскадра лишилась одного Fw-190. На боевой счет ягдгешвадеров 14 октября было занесено три сбитых «Тандерболта». фактически американцы потеряли один Р-47 - его сбил обер-фельдфебель Адольф Глюнц из II./JG-26. Двумя месяцами ранее ветеран эскадры Глюнц получил Рыцарский крест, став единственным в JG-26 летчиком, не имевшим офицерского звания, но удостоенным высокого знака отличия. В начале своей летной карьеры Глюнц короткое время служил в JG-52, в II./JG-26 его перевели в 1941 г., в составе II группы он прошел почти всю войну. За несколько недель до коллапса Третьего Рейха Глюнц перешел в JG-7, вооруженную реактивными истребителями Ме-262. Адольф Глюнц выполнил 574 боевых вылета, сбил 68 самолетов (все на Западе), в том числе 20 тяжелых бомбардировщиков и три «Москито». Счастливчика ни разу не сбили, он не получил ни одной царапины за четыре года боев!
Везунчики вроде Адольфа Глюнца уже в 1943 г. стали большой редкостью в ягдваффе. Большое количество опытных командиров звеньев и ветеранов в званиях унтер-офицеров погибло в боях с авиацией союзников. Достаточно вспомнить стаффелькапитана 4./JG-26 гауптмана Курта Эберсбергера (28 побед), сбитого 24 октября «Спитфайром» при атаке строя В-26 или командира II./JG-26 кавалера Рыцарского креста майора Йоханнеса Зейферта (46 побед на Западном фронте), столкнувшегося с «Лайтнингом» 25 ноября 1943 г.
Гибель Зейферта стала лишним свидетельством наращивания активности вооруженных «Лайтнингами» истребительных групп ВВС США над Западной Европой. Наращивание истребительных сил люфтваффе на Западе выразилось в переходе осенью 1943 г. на четырехстаффельный состав ягдгрупп 2-й и 26-й эскадр. Усиление боевой мощи групп хорошо выглядело только на бумаге: по штату теперь в группе полагалось иметь 68 самолетов и 68 летчиков, на практике обычно группы имели не более половины боеспособных самолетов от штатной численности.
Реальному увеличение боеспособности обеих эскадр в гораздо большей степени способствовало назначение новых командиров: офицеров, летчиков-истребителей самого крупного калибра. В октябре командиром JG-1 стал майор Герман Граф. Граф снискал славу на Восточном фронте, первым в люфтваффе одержав в воздушных боях 200 побед. Граф не долго командовал 1-й эскадрой: 11 ноября его назначили командиром JG-11, прежний командир, майор Антон Мадер, отправился на Восточный фронт руководить боевой работой летчиков JG-54. Во главе JG-1 был поставлен ветеран воздушной войны над Ла-Маншем подполковник Вальтер Оесау. Оесау начал свой боевой путь в Испании, где сбил восемь самолетов республиканцев. К моменту назначения командиром JG-1 на счету кавалера Рыцарского креста с дубовыми листьями и мечами «Гулли» Оесау числилось 105 побед, более половины из которых он одержал на Западе.
В декабре в JG-1 появились новички, в числе которых также имелись кавалеры Рыцарского креста. К примеру - майор Гейнц Бар, на счету которого имелось 178 побед, свой боевой счет он открыл будучи фельдфебелем над Францией. Динамичный лидер, искусный летчик Бар страдал большим недостатком, сильно затруднявшим ему продвижение про служебной лестнице - он абсолютно не признавал субординации и чихал на всех командиров вплоть до рейхсмаршала Геринга. Интересно, что Геринг был в курсе дела. Очередной «чих» Бара привел к смене должности командира истребительной группы «Зюйд» на менее почетный пост командира стаффеля 1-й истребительной эскадры. Собственно вся карьера аса состояла именно из подобных падений и взлетов, это было не первым и не последним. Ни одного другого стаффелькапитана люфтваффе не было такого количеств наград, как у Бара. Майоры, кстати, среди стаффелькапитанов тоже встречались крайне редко, к примеру командир группы в которую попал свежеиспеченный стаффелькапитан Бар имел воинское звание гауптман, а его боевой опыт не шел ни в какое сравнение с послужным списком Бара.
Все же все изменения произошедшие в люфтваффе в конце 1943 г. были в большей степени косметическими: на «бумажное» увеличение численного состава JG-2 и JG-26, замену двух командиров американцы ответили козырной картой. 5 декабря над Германией впервые появились истребители Р-51В «Мустанг» из 354-й истребительной группы ВВС США. Боевой дебют новых самолетов не выглядел впечатляющим, 9-я воздушная армия до конца января потеряла девять «Мустангов». Однако вскоре «Мустанги» стали постоянным кошмаров для всех без исключения пилотов Третьего Рейха. Тени «Мустангов» мелькали над самыми глухими уголками гитлеровской Германии.
Новый 1944 год большинство летчиков дислоцированных на Западе истребительных эскадр встретили на традиционный манер. Утром они хотели только одного - немереного количества крепкого кофе (коллегам с Восточного фронта было проще - они давно перешли на рассол).
В начале 1944 г. в силах обороны Рейха появились еще два оснащенных истребителями Fw-190 соединения. Первым из них стала дислоцированная в Олденбурге III./JG-11 майора Антона «Тони» Хакля; группа сменила Bf.l09G на фокке-вульфы. Вторую группу формировали заново.
Рейхсмаршал уже высказывался относительно таранов бомбардировщиков противника. Теперь пришло время перейти от слов к делу. Майор Ганс-Гюнтер фон Корнатцки добился разрешения начать отбор добровольцев в экспериментальное подразделение. Никакой параллели с японскими камикадзе здесь не просматривается, поскольку Sturmstaffel 1 формировался совсем не как подразделение самоубийц. Концепция боевого применения базировалась на тактике штурмовых подразделений вермахта, тренированных на ведение рукопашного боя. Командирам люфтваффе рукопашный бой в воздухе представлялся как атака бомбардировщиков в хвост с дистанции пистолетного выстрела плотным строем хорошо вооруженных и бронированных истребителей Fw-190. Таран рассматривался только как крайний случай, причем таранить рекомендовалось в случае, если пилот мог воспользоваться парашютом. Впрочем, в теории комбинация короткой дистанции и мощного стрелкового вооружения истребителя не оставляла места тарану.
В начале январе Sturmstaffel 1 был передислоцирован в Дортмунд, где базировалась I./JG-1 майора Рудольфа-Эмиля Шнура. В стаффеле имелось 18 самолетов и столько же летчиков. Некоторые пилоты позднее станут асами - лейтенант Вернер Герц, унтер-офицер Вилли Максимоветц. В этот период вокруг фюзеляжей истребителей 1-й и 11-й эскадр стали рисовать цветные кольца для быстрой идентификации самолетов в воздухе, красные в 1-й эскадре, желтые - в 11-й. Фокке-вульфы из Sturmstaffel получили особые полосы-кольца - черно-бело-черные. Вскоре цветные полосы вокруг фюзеляжей появились на всех истребителях сил обороны Рейха.
Идеи фон Корнатцки были проверены на практике очень скоро. 11 января обер-лейтенант Зихарт сбил «Летающую Крепость» - первая победа Sturmstaffel 1. Через 19 дней свой личный счет открыл унтер-офицер Вилли Максимоветц, он сбил «Либерейтор». Первые победы способствовали росту уверенности в себе среди личного состава Sturmstaffel'H, однако анализ показывал, что более тяжелые «штурмовые» Fw-190 (на 25% по сравнению с обычными) оказались уязвимы перед лицом истребителей эскорта. Установленная в лобовой части самолета бронезащита съедала скорость, что приводило к затягиванию атаки. Получалось, что «штурмовые» фокке-вульфы сами нуждались в истребительном прикрытии.
Командование ягдваффе слишком долго игнорировало наличие у тяжелых бомбардировщиков истребительного прикрытия. Внимание атакующих концентрировалось только на бомбардировщиках. В первые месяцы массированных налетов, когда американские истребители не залетали глубоко в воздушное пространство Германии, такая тактика срабатывала. Даже в случае атаки немцами бомбардировщиков в присутствии истребителей сопровождения, последние вступали в бой неохотно - горючего хватало на полет по маршруту, но не ведение боя. Положение изменилось с появлением обладавших большей продолжительностью полета «Мустангов». Большинства ягдгешвадеров, имевших на вооружении и Fw-190, и Bf.109 пересмотрели свою тактику. Тяжелые фокке-вульфы атаковали бомбардировщики, более легкие мессершмитты связывали боем истребители эскорта.
Для лучшей координации действий всех средств ПВО Рейха 3 февраля 1944 г. был учрежден Центр управления люфтваффе - Luftwaffenbefehlshaber Mitte. Центр отвечала за ПВО всей территории Великого Рейха - Германии и Австрии. Американцы, как всегда, ответили на организационные потуги немцев физическим наращиванием воздушной мощи: 11 февраля в бой вступили «Мустанги» 8-й воздушной армии.
20 февраля более 1000 тяжелых бомбардировщиков атаковали авиационные заводы центральной и восточной Германии началась так называемая «Большая неделя». «Большая неделя» ознаменовала конец эпохи, в которой люфтваффе имело возможности концентрировать силы на отражении единственного налета. Отныне силы перехватчиков будут просто сминаться огромным численным превосходством американской авиации. Многие ягдгешвадеры в неофициальном порядке отказались от лобовых атак, вернувшись к проверенному методу «пикирование - набор высоты», который давал лучший шанс летчики остаться живым после атаки, при этом вероятность поражения цели сохранялась достаточно высокой.
Вместе с тем потери не были односторонними. Немецкие истребители собирали кровавую жатву. Так 22 февраля был сбит 41 бомбардировщик, через два дня - 44 (пять из них на счету «Эдди» Гланца из II./JG-26). При отражении налетов «Большой недели» пилоты 26-й эскадры одержали 2000-. Победу с начала войны, «юбилейный» бомбардировщик В-24 24 февраля сбил обер-лейтенант Вальтер Матони из 5-го стаффеля. Львиную часть людских потерь ягдгешвадеров составляли молодые неопытные летчики, которые гибли в первом или втором боевом вылете. В феврале JG-26 потеряла четверть своих летчиков.
Даже в таких условиях, в отдельных налетах американцы встречала яростное противодействие. К примеру налет 6 марта на Берлин отражали истребители 25 групп и ряда полуавтономных формирований. Тогда было сбито не менее 69 тяжелых бомбардировщиков ценой гибели 36 летчиков люфтваффе, еще 27 пилотов получили ранения. Одним из отличившихся стал командир 7./JG-11 обер-лейтенант Хуго Фрей. Фрей сбил четыре «Крепости», при атаке пятого бомбардировщика его самолет получил повреждения, сорвался в нисходящую спираль и рухнул на поле недалеко от границы с Голландией.
Командование люфтваффе старалось увеличить в дневных истребительных эскадрах сил обороны Рейха количество Fw-190. К дневной деятельности привлекли три ночные группы «Wilde Sau», с Восточного фронта была отозвана III./JG-54, a I./JG-26 перевооружили с Bf. 109 на Fw-190. Началась работа по формированию на базе Sturmstaffel'fl полноценной истребительной эскадры.
В апреле внимание всех летчиков 1-и истребительный эскадры привлек майор Генц Бар, чья карьера претерпевала очередной взлет - ему высочайше позволили занять место погибшего при отражении налета на Берлин командира II./JG-1. 11 апреля Бар одержал свою 199-ю победу - сбил над Фаллерслебеном «Летающую Крепость». Следующую победу Бар одержал только через 11 дней. 22 апреля все три группы 1-й эскадры отражали налет бомбардировщиков 8-й воздушной армии на Хэмм. Мессершмитты из III./ JG-1 завязали бой с «Мустангами» эскорта; немцы сбили четыре американских истребителя ценой потери девяти своих летчиков (семь погибли, двое получили ранения). Пока мессера сражались с «Мустангами», фокке-вульфы I и II групп занялись бомбардировщиками, сбив семь самолетов. Пилоты Fw-190 из II./JG-1 уже приземлились в Штёрмеде, когда в небе появился одиночный «Либерейтор», за которым тянулся шлейф дыма. Бар вскочил в свой резервный истребитель (Fw-190A-7 с деревянным воздушным винтом увеличенного диаметра, бортовой номер «23» красного цвета), не растерялся и постоянный ведомый Бара обер-фельдфебель Лео Шухмахер. Через пятнадцать минут невезучей «Либерейтор» стал 200-й добычей Гейнца Бара.
Успех Бара - вещь замечательная, но ягдгруппы теряли слишком много опытных пилотов, ветеранов и командиров. Весной 1944 г. количество опытных пилотов сократилось до критического уровня. Подполковник Эгон Майер, будучи командиром III./JG-2, провел первую успешную лобовую атаку «Летающей крепости» еще в ноябре 1942 г. В июне 1943 г. Майер сменил Вальтера Оесау на посту командира JG-2. 5 февраля Эгон стал первым летчиком, сбившим 100 самолетов над Ла-Маншем. Менее чем через месяц после юбилейной победы, Майер погиб в бою с «Тандерболтом» над франко-бельгийской границей. На момент гибели ас считался ведущим «специалистом» люфтваффе по американским тяжелым бомбардировщикам, коих он наколотил 25 штук; всего Эгон Майер одержал на Западе 102 победы.
Командовать 2-й эскадрой после гибели Майера поставили майора Курта Уббена, долгое время командовавшего III./JG-77 в России и на Средиземноморье. «Куддель» Уббен погиб над Францией в бою с «Тандерболтами» менее чем через два месяца после вступления в должность. 28 апреля 1944 г. 2-й истребительная эскадра получила последнего командира в своей истории. Им стал подполковник Курт Бюхлинген, открывший свой личный счете еще в период Битвы за Британию; 50-ю победу он одержал в кампании Рудорффера над Тунисом, а 100-ю - 9 июня 1944 г. севернее Парижа.
Все это время глава соседней 26-й эскадры «Пипе» Приллер продолжал методично мочить тяжелые бомбардировщики. Его эскадра также несла потери, гибли и молодые пилоты, и ветераны. Недалеко от Парижа 6 февраля погиб один из последних летчиков, начавших службу в JG-26 еще до начала второй мировой войны - командир 1-го стаффеля обер-лейтенант Артур Биси. 8 апреля в районе Зюйдер-Зее пал жертвой «Тандерболтов» командир 2-го стаффеля обер-лейтенант Карл Виллиус, начавший службу в I группе в 1941 г., на счету Виллиуса значилось 11 сбитых четырехмоторных бомбардировщиков.
Самой тяжелой потерей весны 1944 г. стала гибель командира JG-1 полковника Вальтера Оесау: его Bf.l09G-6 был сбит над Арденнами 11 мая после 20-минутного воздушного боя с «Лайтнингами». Имя ставшего еще при жизни легендой командира было присвоено 1-й истребительной эскадре.
Через две недели после гибели Оесау командование люфтваффе в очередной раз решило усилить силы ПВО рейха. Девизом этой попытки запросто могла стать русская поговорка «с мира по нитке», мертвому - известно чего: все истребительные группы, действовавшие на Восточном фронте и Средиземноморье выделяли из своего состава для борьбы с американскими бомбардировщиками по одному полноценному стаффелю. Затейливый процесс тасования стаффелей привел к тому, что теперь помимо «смешанных» эскадр появились «смешанные» группы, имевшие на вооружении как Fw-190, так и Bf 109.
В первую неделю июня в небе Германии наступило относительное затишье: 8-я воздушная армия сфокусировало свое внимание на Франции. Подготовка вторжения в Нормандию вступила в завершающую фазу, а для авиации операция де-факто уже началась.