Оборона Рейха - сражение начинается

 

6 декабря 1942 г. все боеспособные самолеты 2-й группы Бомбардировоч­ного командования RAF наносили удар по радиозаводам фирмы Филипс в Эйндховене. Часть рейдеров появи­лось над аэродромом в Вюнсдрехте, где базировались истребители II./JG-1; одну летевшую на небольшой высо­те «Вентуру» сбили зенитки. Фокке-вульфы в это время вели бой с «Лета­ющими Крепостями» 8-й воздушной армии ВВС США, атаковавшими Лилль. Один четырехмоторный бом­бардировщик сбил обер-лейтенант Лионхардт - первый В-17, занесенный на боевой счет 1-й истребительной эс­кадры люфтваффе. Полоса невезения пилотов гешвадера при встречах с «Крепостями» завершилась. Аэродро­мы JG-1 находились как раз на марш­руте пролета бомбардировщиков USAF, пролегавшем через Северное море к городам Германии. Эскадра стала передовым отрядом обороны неба Рейха. Левее JG-1, в Бельгии, ба­зировалась JG-26 майора Герхарда Шёпфеля, летчики этой эскадры при­крывали Рур. Далее на запад, вдоль Ла-Манша и побережья Атлантики дей­ствовали пилоты JG-2 подполковни­ка Вальтера Оесау.

В конце 1943-начеле 1944 г.г. нале­ты авиации союзников на Германию стали рутинными, почти ежедневны­ми. Победы чередовались с высокими потерями у обеих сторон. Действия тяжелых бомбардировщиков подкреп­лялись агрессивными рейдами истре­бителей и истребителей-бомбардировщиков RAF через Ла-Манш. Масшта­бы войны в воздухе росли.

Одним из первых крупных налетов стал рейд 27 января 1943 г. на Вильмгельсхафен - первый налет самолетов 8-й воздушной армии ВВС США на объекты, расположенные на террито­рии Германии. Началась 30-месячная битва в воздушном пространстве Тре­тьего Рейха. При отражении налета пилоты JG-1 доложили о девяти сби­тых бомбардировщиках; летчики фокке-вульфов завысили свои достижения ровно в три раза: американцы на са­мом деле потеряли не девять, а три бомбардировщика.

Пока летчики JG-1 отрабатывали на практике приемы борьбы с тяжелы­ми бомбардировщиками, изменения произошли в соседней JG-26. Группа I./JG-26 майора Йоханнеса Зейферта отправилась на Восточный фронт, пла­нировалось что место группы займет целая эскадра - JG-54, но на Запад при­была только одна группа, III./JG-54, вооруженная истребителями Bf. 109. Шёпфель передал командование 26-й эскадрой майору Йозефу Приллеру. Герхард Шёпфель стал командиром JG-26 в декабре 1941 г., приняв гешвадер из рук подполковника Адольфа Галланда. Войну Шёпфель завершил на посту командира JG-6, имея на сво­ем счету 40 побед (все одержаны на Западе, в числе сбитых самолетов - три четырехмоторных бомбардировщика). «Пипе» Приллер командовал 26-й эс­кадрой до января 1945 г., он проявил себя харизматическим лидером, с осо­бенностями присущими командиру, всю войну остававшемуся на Западном фронте. Он сбил 101 самолет, вклю­чая 11 тяжелых бомбардировщиков, все - над северо-западной Европой.

Первые недели командования Приллером 26-й эскадрой совпали с испытаниями в JG-26 ряда новых об­разцов вооружения, в числе которых были 210-мм ракеты «Nebelwerfer», адаптированные к установке на само­лет. Это оружие оказалось чересчур большим и тяжелым для одномоторно­го истребителя. Летчики эскадры прак­тиковали фронтальные атаки групп бомбардировщиков. Тактика лобовых ударов была официально одобрена командованием люфтваффе как луч­ший способ борьбы с четырехмотор­ными бомбардировщиками. Увы лет­чики не сумели продемонстрировать в полной мере свое мастерство 13 янва­ря 1943 г. при отражении налета «Кре­постей» 8-й воздушной армии. Десять из 22 принимавших участие в налете бомбардировщиков В-17 получили повреждения, но только один был сбит. Через десять дней урок грамот­ного использования новой тактики продемонстрировали ее «отцы» - пило­ты JG-2, сбившие пять из 35 «Крепос­тей», бомбивших Лорин.

Из мартовских налетов заслужива­ют внимания два. 4-го числа объектом удара 71 «Летающей Крепости» стала сортировочная железнодорожная стан­ция Хэмм, однако из-за плохой пого­ды на цель вышло только 16 бомбар­дировщиков, остальные сбросили свой груз на объекты, расположенные на территории Голландии, главным обра­зом - на портовые сооружения Роттер­дама. «Голландские» В-17 подверглись атаке Fw-190 всех четырех групп 1-й истребительной эскадры, усиленных самолетами из JG-26. Пять фокке-вульфов сбили воздушные стрелки «Крепо­стей», но десять В-17 на свои базы не вернулись. Этот налет заставил коман­дование люфтваффе задуматься над системой оценки результативности своих летчиков - критерии поощрения и награждения пилотов, «грудью» шед­ших на ураганный оборонительный огонь тяжелых бомбардировщиков, летавших в плотных строях- «коробках», очевидно следовало менять.

Основой системы учета побед в люфтваффе являлся «пункт» - один сбитый одномоторный самолет, по достижению определенного количе­ства пунктов летчик претендовал на награждение Железным крестом вто­рого класса или Железным крестом первого класса. За сбитый четырехмо­торный бомбардировщик стали давать три «пункта» (вот откуда «растут ноги» у легенды о том, что в люфтваффе яко­бы считали не количество сбитых са­молетов, а число моторов на сбитых самолетах. Число «пунктов» не явля­ется количеством сбитых самолетов!), кроме того, два «пункта» давали за такие повреждения, нанесенные бомбар­дировщику, что последнему пришлось покидать строй. Один «пункт» давал­ся пилоту, добившему поврежденный бомбардировщик. Новая система под­счета побед распространялась теперь и на двухмоторные бомбардировщики, с той лишь разницей, что «пункты» делились на два: два «пункта» за сби­тый, один - за поврежденный, «поло­винка» - за добитый поврежденный двухмоторный бомбардировщик.

Через четыре дня после налета на Роттердам, группа из 16 «Либерейторов» под прикрытием трех эскадрилий «Спитфайров» выполняла рейд на Роэн. Тяжелые потери союзникам нанесли пилоты JG-26. III группа во гла­ве с самим Приллером обрушилась на «Спитфайры» эскорта, в то время как II группа (командиром II./JG-26 недав­но был назначен майор Вильгельм-Фердинанд «Ватц» Галланд - средний из трех братьев) атаковала в лоб строй тяжелых бомбардировщиков. Два го­ловных «Либерейтора» вспыхнули словно факелы, строй остальных нару­шился. Самолеты начали в беспоряд­ке сбрасывать бомбы. Бой 8 марта -исторический: единственный за всю войну случай, когда истребители люф­тваффе на 100% сорвали выполнение боевой задачи дневным четырехмотор­ным бомбардировщикам 8-й воздуш­ной армии ВВС США, ни один «Либерейтор» не долетел до цели.

Через двое суток в воздушных боях над Германии проявился новый фак­тор - бомбардировщики впервые со­провождали истребители Р-47, «Тандерболты» принадлежали 4-й истреби­тельной группе ВВС США. В стандар­тном оснащении «Тандерболты» не намного превосходили по продолжи­тельности и дальности полета «Спитфайров», отнюдь не блиставшие высо­кими характеристиками. Зато с допол­нительными подвесными топливными баками истребители Р-47 были способ­ны сопровождать тяжелые бомбарди­ровщики на всем маршруте до границ Германии и обратно. К первой истре­бительной группе, вооруженной «Тандерболтами», в апреле присоединились еще две (56-я и 78-я), а 15 апреля произошел первый крупный воздушный бой истребителей Р-47 с фокке-вульфами. Все три группы, 59 «Тандерболтов», принимали участие в операции «Rodeo 204» - рейде в район Сент-Омера. Здесь их перехватили 15 Fw-190 из II./JG-1. Бой произошел значительно западнее обычного места схваток. Обер-фельдфебель Эрнст Хисен из 5-го стаффеля сбил два «Тандерболта» (оба - из 334-й эскадрильи 4-й истре­бительной группы ВВС США), амери­канцы были удачливее - их жертвами стали четыре фокке-вульфа.

Перед лицом усиления воздушной мощи ВВС США в Европе немцы ста­ли наращивать численность истреби­телей на западных рубежах Рейха. Ме­тод наращивания - простой, но не са­мый лучший: переброска истребитель­ных групп с других фронтов. По одной группе Bf. 109 прибыли с Восточного фронта и две - с Средиземноморья.

Кроме того, было принято решение разделить JG-1, сформировав на ее базе новый ягдгешвадер (таким «поч­кованием» размножались люфтваффе в предвоенные годы). В начале апреля вооруженная мессершмиттами I груп­па и оснащенная фокке-вульфами III группа были преобразованы соответ­ственно в II./JG-11 и I./JG-11. К ним добавили вооруженные мессершмитта­ми III группу и штаб эскадры. Коман­диром был назначен майор Антон Мадер, ранее занимавший должность командира II./JG-77.11-я истребитель­ная эскадра прикрыла воздушное про­странство Германии между голландс­кой и датской границами.

Между тем, 1-я истребительная эс­кадра покинула Голландию, вакантное место I группы заняла IV группа, II группа была сформирована вновь. П./ JG-1 получила на вооружение истреби­тели Bf. 109. В 1-й эскадре сменился командир, подполковника Эриха Микса сменил майор Ганс Филипп. Кава­лер Рыцарского креста с дубовыми листьями и мечами майор Филипп при­был с Восточного фронта, где он ко­мандовал I./JG-54. Всего за две недели до перевода на Запад Филипп стал вто­рым летчиком-истребителем люфтваф­фе, преодолевшим планку в 200 личных побед в воздушных боях. Филипп яв­лял собой классический пример «новой метлы». Привыкшему к спартанским условиям Восточного фронта летчику странно было наблюдать комфортную жизнь своих воевавших на Западе кол­лег. Новый командир полностью сме­нил штаб эскадры, а в повседневной боевой деятельности стал внедрять «русский стиль» - базирование на пе­редовых аэродромах, лишенных столь ценимого ветеранами войны на Запа­де комфорта.

Реорганизационная активность Филиппа не прервала боевой работы эскадры. На рассвете 1 апреля обер-фельдфебель Фриц Тимм из 3./JG-1 сбил «Ланкастер», бомбардировщик пилотировал командир британской эскадрильи. 17 апреля командир IV./ JG-1 (теперь I./JG-1) сбил свой первый бомбардировщик В-17; всего же в тот день пилоты JG-1 и JG-11 сбили 17 «Крепостей».

Западнее, JG-2 и JG-26, также ис­пытывали все увеличивающийся прес­синг со стороны авиации союзников. Командир III./JG-26 гауптман Фридрих Гейссхардт в лобовой атаке бомбарди­ровщика В-17 над Антверпеном полу­чил сразу пять ранений. Гейссхардт сумел посадить поврежденный Fw-190А-4 в Генте, но сам скончался от ран на следующий день. Через месяц, 15 мая, погиб командир 2./JG-2 обер-лейтенант Хорст Ханниг, 21-летний ветеран Восточного фронта. Ханнига сбили «Спитфайры» над Каном. На Западе командир 2./JG-2 добавил к своим 90 «восточным» победам еще восемь сбитых самолетов, в числе ко­торых был один четырехмоторный са­молет. Несколько опытных летчиков получили ранения, после чего выбыли из строя.

Первые попытки усилить ПВО за­падных рубежей Третьего Рейха ока­зались не эффективными, поэтому ле­том 1943 г. командование люфтваффе приступило к очередной реорганиза­ции. С Восточного фронта и с Юга были отозваны дополнительные истре­бительные группы, летавшие на мессершмиттах, несколько Zerstorergruppen. Из Советского Союза под на­чало Приллера вернулись блудные фокке-вульфы из I./JG-26.

Вновь привлекла отвергнутая в на­чале года Приллером идея монтажа под плоскостями крыльев истребите­лей мортир-пусковых установок для 210-мм реактивных снарядов. Еще в 1942 г. была сформировано небольшое подразделение из четырех Fw-190, Erprobungskommando-25, предназна­ченное специально для испытания во­оружения, способного бороться с че­тырехмоторными бомбардировщика­ми. Теперь это подразделение прида­ли базировавшейся в Щипхоле I./JG-1 для проверки эффективности 210-мм ракет в боевых условиях. В одном из первых боевых вылетах, 13 июня, лет­чики группы сбили 210-мм снарядами три «Крепости», через девять дней -еще четыре. Пять из семи побед, одер­жанных с помощью нового оружия, записал на свой счет обер-фельдфебель Ганс Лаун. Таким образом, Лаун стал первым «мортиным асом», дав зеленый свет принятию 210-мм снарядов на во­оружение истребителей люфтваффе. Теоретически, вооруженные ракетами самолеты должны были пробивать бреши в боевом порядке бомбардиров­щиков, после чего в атаку устремля­лись пушечные истребители. Практи­ка же доказала правоту Приллера: не­поворотливые «ракетные» перехватчи­ки становились добычей истребителей сопровождения.

Большего внимания заслуживает появление на вооружении Ягдваффе ле­том 1943 г. новой модели фокке-вульфа - Fw-190A-6, штатным вооружением ко­торого являлись четыре 20-мм пушки MG-151 и два пулемета MG-17.

Уточнить способы борьбы с тяже­лыми бомбардировщиками помогло тщательное изучение случайно оказав­шееся в руках немцев «Летающей Кре­пости»: 12 декабря B-17F «Wulf Hound» из 303-й бомбардировочной группы совершил вынужденную посад­ку во Франции. Самолет имел лишь незначительные повреждения, его отре­монтировали, перекрасили в цвета люф­тваффе, а в июле «Крепость» совершила облет аэродромов ягдваффе. Летчики получили возможность детально осмот­реть, пощупать, своего основного про­тивника в воздушных боях.

Тем временем появилась еще одна напасть: если днем Рейх терзали «Кре­пости» и «Либерейторы» 8-й воздуш­ной армии ВВС США, то ночью из место стали занимать тяжелые бомбар­дировщики RAF. Появление после­дних привело к формированию летом 1943 г. трех подразделений ночных ис­требителей «Wilde Sau».

Первым таким подразделением, получившим на вооружение мессершмитты, стал командовать бывший пи­лот бомбардировщика майор Хайо Херман. Подразделение было сформировано 26 июня 1943 г. на аэродроме Бонн-Хангелар. После первых успехов «команда Хермана» послужила базой для формирования Geschwaderstab и I./ JG-300. Мессершмиттов хватило как раз для штаба и одной группы 300-й эскадры, пилоты II./JG-300 и III./JG-300 летали по ночам на фокке-вульфах, принадлежавших II./JG-11 и III./JG-11, которые базировались в Рейне и Ольденбурге соответственно. Днем на этих машинах сражались пилоты 11-й эс­кадры. Ночные полеты выявили пре­имущество фокке-вульфов, посадка в темное время суток на обладающем узкой колеей шасси мессершмитте рис­кованна. Вскоре II./JG-300 получила собственные самолеты, а до конца года операциями в рамках концепции «Wilde Sau» занимались помимо JG-300 301-я (сформирована в октябре) и 302-я (сформирована в ноябре) истре­бительные эскадры. Впрочем, доволь­но скоро все три «кабаньих» ягдгешвадера стали обычными дневными эс­кадрами.

Ответ союзников на все потуги немцев был сколь элементарен, столь и эффективен - наращивание численно­го превосходства. После Рура ночным налетам бомбардировщиков RAF стал подвергаться Гамбург. В четырех на­летах на крупнейший порт Германии приняли участие более 3000 самолетов. Огненный шторм пронесся над городом. Между тем, в дневное время су­ток американские бомбардировщики устроили «блиц-неделю»: «Крепости» и «Либерейторы» выполнили почти 1250 самолето-вылетов.

12 августа 330 «Крепостей» бомби­ли объекты, расположенные в запад­ной части Германии. В отражении на­лета приняли участие самолеты деся­ти истребительных групп люфтваффе. Летчики доложили о 37 сбитых бом­бардировщиках, на самом деле 8-я воз­душная армия не досчиталась 25 «Кре­постей». Тяжелые бомбардировщики сопровождали «Тандерболты», их лет­чики сбили в общем-то небольшое ко­личество фокке-вульфов - четыре, од­нако потери ягдгешвадеров оказались гораздо более существенными. Так II./ JG-1 потеряла в бою один истребитель, но шесть самолетов разбилось при по­садке, а еще шесть получили серьезные повреждения (также на посадке). Че­рез четыре дня самолеты 8-й воздуш­ной армии обрушили бомбы на Ле-Бурже. Отражая налет 2-я эскадра по­несла тяжелейшие потери: десять лет­чиков погибли, четверо получили ра­нения, эскадра лишилась 16 истреби­телей безвозвратно, пять Fw-190 было повреждено. Менее чем через сутки летчики ягдваффе опять предстояли тяжелые испытания.

17 августа 1943 г. все «Крепости» 8-й воздушной армии взяли курс к главным индустриальным центрам южной Германии: самолеты девяти бомбардировочных групп шли на Швенфурт, семи - на Регенсбург. Этот рейд стал кульминацией стратегии ко­мандования американских ВВС, пола­гавших, что хорошо вооруженные и сведенные в большие группы бомбар­дировщики способны самостоятельно, без помощи истребителей сопровожде­ния, в глубине Германии отбить ата­ки перехватчиков. Окончился рейд полным разгромом.

Фокке-вульфы всех семи ягдгрупп из 1-й, 2-й, 11-й и 26-й эскадр приняли участие в отражении налета. Группа I./ JG-26 гауптмана Карла Борриса со­всем недавно перебазировалась в Воинсдрехт, где базировались также и II./ JG-1. Аэродром в Воинсдрехт лежал точно на маршруте полета самолетов, объектом удара которых являлся Ре­генсбург. С приближением бомбарди­ровщиков в небо поднялись все способ­ные держаться в воздухе самолеты двух истребительных групп. Летчики II./JG-1 связали боем «Тандерболты», Карл Боррис повел свою группу в классичес­кую лобовую атаку - со стороны солн­ца в пологом пикировании. Первый урон противнику нанес лично Gruppenkommadeur: обстрелянный им В-17 упал северо-западнее Хасселя. К концу дня в ходе достойного эпоса воз­душного сражения было сбито 59 «Ле­тающих Крепостей». Более половины из этого числа - на счету летчиков JG-1 и JG-11; потери немцев - один погиб­ший пилот!

26-я эскадра потеряла два Fw-190, летчиком одного был обер-лейтенант Вильгельм-Фердинанд Галланд. В пер­вой атаке на возвращавшиеся от Швейнфурта бомбардировщики средний Галланд возглавил летчиков своей группы. Вильгельм-Фердинанд сбил две «Крепости», прежде чем попал под удар «Тандерболтов». Фокке-вульф командира группы взорвался в возду­хе. Тело Галланда нашли спустя два месяца спустя на голландском берегу в четырех километрах от Маастрихта. Все свои 55 побед, в числе которых во­семь тяжелых бомбардировщиков, Га-ланд одержал на Западе, большинство - на Fw-190.

Напутствуемый фюрером рейхсмаршал Герман Геринг поздравил лет­чиков-истребителей с выдающейся по­бедой. Геринг воспарил. Он с возмуще­нием отверг предупреждения General'a der Jagdfliger о том, что отныне амери­канские истребители станут сопровож­дать бомбардировщики и над объекта­ми налетов. Геринг отказался пове­рить, что три «Тандерболта» были сби­ты над Аахеном. Геринг заявил Галланду (как раз старший Галланд и за­нимал должность «генерал от истреби­телей») Я вам официально заявляю -американские истребители не достиг­ли Аахена! Вы меня поняли? Амери­канских истребителей здесь не было». Галланд не мог не понять - его брата сбили те самые «американские истре­бители, которые не могли достигнуть Аахена». Прав оказался генерал от ис­требителей, а не толстый фельдмар­шал. Прежде чем год завершился, аме­риканцы привлекли к сопровождению бомбардировщиков непосредственно над Германией не менее шести истре­бительных групп «Тандерболтов» и две группы «Лайтнингов».

Через два месяца после Швейнфурта и Регенсбурга благодушное настро­ение сменилось яростью. Истребители люфтваффе не могли воспрепятство­вать 4 октября рейду бомбардировщи­ков 8-й воздушной армии на Франк­фурт-на-Майне. Местный партийный гауляйтер направил протест, нацист совершенно справедливо был возму­щен, что за весь продолжительный на­лет при ясной видимости в небе не по­явилось ни одного истребителя люфт­ваффе. Результатом протеста стал при­каз Геринга, касавшихся всех истреби­тельных подразделения сил обороны Рейха:

1.  В природе не существует погод­ных условий, которые могут помешать взлету истребителей!

2.    Каждый летчик-истребитель, совершивший посадку на исправном самолете и не добившийся результата в воздушном бою будет предан суду военного трибунала!

3. Если на самолете закончился бо­екомплект или отказало оружие, лет­чик обязан таранить бомбардировщик противника!

Приказ опротестовал генерал-фельдмаршал Эрих Мильх, считав­ший, что морально летчики могут быть просто раздавлены его содержанием. Геринг ответил Мильху: «От них (лет­чиков) требуется открывать огонь с дистанции 400, а не 1000 метров. Они должны сбивать ежедневно 80, а не 20 бомбардировщиков. Если они это сде­лают и все еще будут пребывать в уг­нетенном состоянии, то я с радостью принесу извинения и сниму перед ними шляпу!»

Такая реакция командующего люфтваффе стала горчайшей пилю­лей, которую пришлось проглотить летчикам истребительных групп, осо­бенно переживали пилоты I./JG-11, чей командир майор Эрвин Клаузен погиб в день трагического рейда на Франк­фурт в бою над Северным морем с аме­риканскими «Либерейторами». Клау­зен успел сбить свой последний, 14-й, тяжелый бомбардировщик.

Геринг продолжил тему во время предпринятой в конце октября инспек­ционной поездки на западные аэродро­мы ягдваффе. В его речах сквозили плохо скрытые угрозы:

- Я не хочу выделять какие-то от­дельные группы или стаффели, но я хочу, чтобы вы знали: я не потерплю трусов в моих люфтваффе...Я искоре­ню их!

Насколько отличались слова Ге­ринга от его речей образца 1939 г.

Настроения летчиков, защищав­ших небо Германии хорошо передает письмо, написанное командиром JG-1 подполковником Хансом Филиппом своему старому камраду по Восточно­му фронту:

-  Ты не можешь представить себе насколько здесь тяжело. С одной сто­роны - мы живем очень комфортабель­но: куча баб, которые готовы делать все, что ты  захочешь. С другой - ис­ключительно напряженные воздушные бои. Тяжело не только из-за подавля­ющего численного превосходства про­тивника или из-за слишком сильного оборонительного вооружения Боин­гов, гораздо сложнее менять комфорт мягкого кресла, расслабляющую об­становку на кабину истребителя.

- Можно драться с 20 русскими ис­требителями, или даже 20 «Спитфайрами», это даже возбуждает, можно и пошутить. Когда же атакуешь строй из 40 «Крепостей», пред глазами в миг проносятся яркой вспышкой все твои последние грехи. С такими ощущени­ями мне все тяжелее требовать от каж­дого летчика гешвадера, особенно от самых юных унтеров, чтобы они вое­вали так же как я.

Филипп погиб через четыре дня пос­ле того, как написал это письмо. Вете­рана Восточного фронта сбил пилот «Тандерболта» через несколько минут после того, как командир JG-1 сбил свой первый и последний четырехмо­торный бомбардировщик. За шесть месяцев командования 1-й эскадрой «эксперт», имевший более 200 побед на Востоке, сумел сбить один В-17, один «Тандерболт» и один «Спитфайр».

Несмотря на гибель командира, летчики JG-1 через двое суток опять принимали участие в отражении мас­сированного налета американских бомбардировщиков. Рейд на Мюнстер, предпринятый авиацией союзни­ков 10 октября, вылился в одно из са­мых ожесточенных воздушных сраже­ний в небе северной Европы. Менее чем за 25 минут было сбито 30 бомбар­дировщиков и 26 истребителей люфт­ваффе. Большую часть потерь люфтваф­фе составили двухмоторные истреби­тели, принимавшие участие в отраже­нии налета. Потери в вооруженных Fw-190 1-й и 26-й эскадрах были ми­нимальны.

Через четыре дня самолеты 8-й воз­душной армии опять навестили Швейнфурт, спровоцировав очередное сра­жение. Подразделения не менее чем 34 истребительных групп, вооруженных одно- и двухмоторными истребителя­ми, атаковали 300 «Летающих Кре­постей» и 196 «Тандерболтов» эскор­та. Начался «второй Швейнфурт». Вновь наилучших результатов доби­лись летавшие на Fw-190 летчики из JG-1 и JG-26. Из 60 сбитых «Крепос­тей» семь сбитых (плюс восемь повреж­денных) - на счету JG-1, семь В-17 и один Р-47 сбили пилоты JG-26. 1-я эс­кадра потерь не понесла, 26-я эскадра лишилась одного Fw-190. На боевой счет ягдгешвадеров 14 октября было занесено три сбитых «Тандерболта». фактически американцы потеряли один Р-47 - его сбил обер-фельдфебель Адольф Глюнц из II./JG-26. Двумя ме­сяцами ранее ветеран эскадры Глюнц получил Рыцарский крест, став един­ственным в JG-26 летчиком, не имев­шим офицерского звания, но удостоен­ным высокого знака отличия. В нача­ле своей летной карьеры Глюнц корот­кое время служил в JG-52, в II./JG-26 его перевели в 1941 г., в составе II груп­пы он прошел почти всю войну. За несколько недель до коллапса Третье­го Рейха Глюнц перешел в JG-7, воо­руженную реактивными истребителя­ми Ме-262. Адольф Глюнц выполнил 574 боевых вылета, сбил 68 самолетов (все на Западе), в том числе 20 тяже­лых бомбардировщиков и три «Москито». Счастливчика ни разу не сбили, он не получил ни одной царапины за четыре года боев!

Везунчики вроде Адольфа Глюнца уже в 1943 г. стали большой редкостью в ягдваффе. Большое количество опыт­ных командиров звеньев и ветеранов в званиях унтер-офицеров погибло в боях с авиацией союзников. Достаточ­но вспомнить стаффелькапитана 4./JG-26 гауптмана Курта Эберсбергера (28 побед), сбитого 24 октября «Спитфайром» при атаке строя В-26 или коман­дира II./JG-26 кавалера Рыцарского кре­ста майора Йоханнеса Зейферта (46 по­бед на Западном фронте), столкнувше­гося с «Лайтнингом» 25 ноября 1943 г.

Гибель Зейферта стала лишним свидетельством наращивания активно­сти вооруженных «Лайтнингами» ис­требительных групп ВВС США над Западной Европой. Наращивание ис­требительных сил люфтваффе на Запа­де выразилось в переходе осенью 1943 г. на четырехстаффельный состав ягдгрупп 2-й и 26-й эскадр. Усиление бое­вой мощи групп хорошо выглядело только на бумаге: по штату теперь в группе полагалось иметь 68 самолетов и 68 летчиков, на практике обычно группы имели не более половины бо­еспособных самолетов от штатной чис­ленности.

Реальному увеличение боеспособ­ности обеих эскадр в гораздо большей степени способствовало назначение новых командиров: офицеров, летчи­ков-истребителей самого крупного ка­либра. В октябре командиром JG-1 стал майор Герман Граф. Граф снис­кал славу на Восточном фронте, пер­вым в люфтваффе одержав в воздуш­ных боях 200 побед. Граф не долго ко­мандовал 1-й эскадрой: 11 ноября его назначили командиром JG-11, пре­жний командир, майор Антон Мадер, отправился на Восточный фронт руко­водить боевой работой летчиков JG-54. Во главе JG-1 был поставлен вете­ран воздушной войны над Ла-Маншем подполковник Вальтер Оесау. Оесау начал свой боевой путь в Испании, где сбил восемь самолетов республикан­цев. К моменту назначения команди­ром JG-1 на счету кавалера Рыцарско­го креста с дубовыми листьями и мечами «Гулли» Оесау числилось 105 по­бед, более половины из которых он одержал на Западе.

В декабре в JG-1 появились нович­ки, в числе которых также имелись ка­валеры Рыцарского креста. К приме­ру - майор Гейнц Бар, на счету кото­рого имелось 178 побед, свой боевой счет он открыл будучи фельдфебелем над Францией. Динамичный лидер, искусный летчик Бар страдал боль­шим недостатком, сильно затрудняв­шим ему продвижение про служебной лестнице - он абсолютно не признавал субординации и чихал на всех коман­диров вплоть до рейхсмаршала Герин­га. Интересно, что Геринг был в курсе дела. Очередной «чих» Бара привел к смене должности командира истреби­тельной группы «Зюйд» на менее по­четный пост командира стаффеля 1-й истребительной эскадры. Собственно вся карьера аса состояла именно из подобных падений и взлетов, это было не первым и не последним. Ни одного другого стаффелькапитана люфтваффе не было такого количеств наград, как у Бара. Майоры, кстати, среди стаффелькапитанов тоже встречались край­не редко, к примеру командир группы в которую попал свежеиспеченный стаффелькапитан Бар имел воинское звание гауптман, а его боевой опыт не шел ни в какое сравнение с послужным списком Бара.

Все же все изменения произошед­шие в люфтваффе в конце 1943 г. были в большей степени косметическими: на «бумажное» увеличение численного состава JG-2 и JG-26, замену двух ко­мандиров американцы ответили ко­зырной картой. 5 декабря над Герма­нией впервые появились истребители Р-51В «Мустанг» из 354-й истребитель­ной группы ВВС США. Боевой дебют новых самолетов не выглядел впечат­ляющим, 9-я воздушная армия до кон­ца января потеряла девять «Мустан­гов». Однако вскоре «Мустанги» ста­ли постоянным кошмаров для всех без исключения пилотов Третьего Рейха. Тени «Мустангов» мелькали над самы­ми глухими уголками гитлеровской Германии.

Новый 1944 год большинство лет­чиков дислоцированных на Западе ис­требительных эскадр встретили на тра­диционный манер. Утром они хотели только одного - немереного количе­ства крепкого кофе (коллегам с Вос­точного фронта было проще - они дав­но перешли на рассол).

В начале 1944 г. в силах обороны Рейха появились еще два оснащенных истребителями Fw-190 соединения. Первым из них стала дислоцированная в Олденбурге III./JG-11 майора Анто­на «Тони» Хакля; группа сменила Bf.l09G на фокке-вульфы. Вторую группу формировали заново.

Рейхсмаршал уже высказывался относительно таранов бомбардиров­щиков противника. Теперь пришло время перейти от слов к делу. Майор Ганс-Гюнтер фон Корнатцки добился разрешения начать отбор доброволь­цев в экспериментальное подразделе­ние. Никакой параллели с японскими камикадзе здесь не просматривается, поскольку Sturmstaffel 1 формировал­ся совсем не как подразделение само­убийц. Концепция боевого примене­ния базировалась на тактике штурмо­вых подразделений вермахта, трениро­ванных на ведение рукопашного боя. Командирам люфтваффе рукопашный бой в воздухе представлялся как атака бомбардировщиков в хвост с дистан­ции пистолетного выстрела плотным строем хорошо вооруженных и брони­рованных истребителей Fw-190. Таран рассматривался только как крайний слу­чай, причем таранить рекомендовалось в случае, если пилот мог воспользоваться парашютом. Впрочем, в теории ком­бинация короткой дистанции и мощно­го стрелкового вооружения истребителя не оставляла места тарану.

В начале январе Sturmstaffel 1 был передислоцирован в Дортмунд, где ба­зировалась I./JG-1 майора Рудольфа-Эмиля Шнура. В стаффеле имелось 18 самолетов и столько же летчиков. Не­которые пилоты позднее станут асами - лейтенант Вернер Герц, унтер-офицер Вилли Максимоветц. В этот период вокруг фюзеляжей истребителей 1-й и 11-й эскадр стали рисовать цветные кольца для быстрой идентификации самолетов в воздухе, красные в 1-й эс­кадре, желтые - в 11-й. Фокке-вульфы из Sturmstaffel получили особые поло­сы-кольца - черно-бело-черные. Вско­ре цветные полосы вокруг фюзеляжей появились на всех истребителях сил обороны Рейха.

Идеи фон Корнатцки были прове­рены на практике очень скоро. 11 ян­варя обер-лейтенант Зихарт сбил «Ле­тающую Крепость» - первая победа Sturmstaffel 1. Через 19 дней свой лич­ный счет открыл унтер-офицер Вилли Максимоветц, он сбил «Либерейтор». Первые победы способствовали росту уверенности в себе среди личного со­става Sturmstaffel'H, однако анализ показывал, что более тяжелые «штурмо­вые» Fw-190 (на 25% по сравнению с обычными) оказались уязвимы перед лицом истребителей эскорта. Установ­ленная в лобовой части самолета бронезащита съедала скорость, что приво­дило к затягиванию атаки. Получа­лось, что «штурмовые» фокке-вульфы сами нуждались в истребительном при­крытии.

Командование ягдваффе слишком долго игнорировало наличие у тяже­лых бомбардировщиков истребитель­ного прикрытия. Внимание атакующих концентрировалось только на бомбар­дировщиках. В первые месяцы масси­рованных налетов, когда американс­кие истребители не залетали глубоко в воздушное пространство Германии, такая тактика срабатывала. Даже в случае атаки немцами бомбардировщиков в присутствии истребителей со­провождения, последние вступали в бой неохотно - горючего хватало на полет по маршруту, но не ведение боя. Положение изменилось с появлением обладавших большей продолжитель­ностью полета «Мустангов». Боль­шинства ягдгешвадеров, имевших на вооружении и Fw-190, и Bf.109 пере­смотрели свою тактику. Тяжелые фок­ке-вульфы атаковали бомбардировщи­ки, более легкие мессершмитты связы­вали боем истребители эскорта.

Для лучшей координации действий всех средств ПВО Рейха 3 февраля 1944 г. был учрежден Центр управления люфтваффе - Luftwaffenbefehlshaber Mitte. Центр отвечала за ПВО всей тер­ритории Великого Рейха - Германии и Австрии. Американцы, как всегда, от­ветили на организационные потуги немцев физическим наращиванием воз­душной мощи: 11 февраля в бой вступи­ли «Мустанги» 8-й воздушной армии.

20 февраля более 1000 тяжелых бомбардировщиков атаковали авиаци­онные заводы центральной и восточ­ной Германии началась так называе­мая «Большая неделя». «Большая не­деля» ознаменовала конец эпохи, в ко­торой люфтваффе имело возможности концентрировать силы на отражении единственного налета. Отныне силы перехватчиков будут просто сминать­ся огромным численным превосход­ством американской авиации. Многие ягдгешвадеры в неофициальном по­рядке отказались от лобовых атак, вер­нувшись к проверенному методу «пи­кирование - набор высоты», который давал лучший шанс летчики остаться живым после атаки, при этом вероят­ность поражения цели сохранялась достаточно высокой.

Вместе с тем потери не были односторонними. Немецкие истребители собирали кровавую жатву. Так 22 фев­раля был сбит 41 бомбардировщик, через два дня - 44 (пять из них на счету «Эдди» Гланца из II./JG-26). При от­ражении налетов «Большой недели» пилоты 26-й эскадры одержали 2000-. Победу с начала войны, «юбилейный» бомбардировщик В-24 24 февраля сбил обер-лейтенант Вальтер Матони из 5-го стаффеля. Львиную часть людских потерь ягдгешвадеров составляли мо­лодые неопытные летчики, которые гибли в первом или втором боевом вылете. В феврале JG-26 потеряла чет­верть своих летчиков.

Даже в таких условиях, в отдель­ных налетах американцы встречала яростное противодействие. К примеру налет 6 марта на Берлин отражали ис­требители 25 групп и ряда полуавто­номных формирований. Тогда было сбито не менее 69 тяжелых бомбарди­ровщиков ценой гибели 36 летчиков люфтваффе, еще 27 пилотов получили ранения. Одним из отличившихся стал командир 7./JG-11 обер-лейтенант Хуго Фрей. Фрей сбил четыре «Крепо­сти», при атаке пятого бомбардиров­щика его самолет получил поврежде­ния, сорвался в нисходящую спираль и рухнул на поле недалеко от границы с Голландией.

Командование люфтваффе стара­лось увеличить в дневных истребитель­ных эскадрах сил обороны Рейха ко­личество Fw-190. К дневной деятель­ности привлекли три ночные группы «Wilde Sau», с Восточного фронта была отозвана III./JG-54, a I./JG-26 перевооружили с Bf. 109 на Fw-190. Началась работа по формированию на базе Sturmstaffel'fl полноценной истре­бительной эскадры.

В апреле внимание всех летчиков 1-и истребительный эскадры привлек майор Генц Бар, чья карьера претер­певала очередной взлет - ему высочай­ше позволили занять место погибшего при отражении налета на Берлин ко­мандира II./JG-1. 11 апреля Бар одер­жал свою 199-ю победу - сбил над Фаллерслебеном «Летающую Крепость». Следующую победу Бар одержал толь­ко через 11 дней. 22 апреля все три группы 1-й эскадры отражали налет бомбардировщиков 8-й воздушной ар­мии на Хэмм. Мессершмитты из III./ JG-1 завязали бой с «Мустангами» эс­корта; немцы сбили четыре американ­ских истребителя ценой потери девяти своих летчиков (семь погибли, двое получили ранения). Пока мессера сра­жались с «Мустангами», фокке-вульфы I и II групп занялись бомбардировщи­ками, сбив семь самолетов. Пилоты Fw-190 из II./JG-1 уже приземлились в Штёрмеде, когда в небе появился оди­ночный «Либерейтор», за которым тя­нулся шлейф дыма. Бар вскочил в свой резервный истребитель (Fw-190A-7 с деревянным воздушным винтом увели­ченного диаметра, бортовой номер «23» красного цвета), не растерялся и постоянный ведомый Бара обер-фельдфебель Лео Шухмахер. Через пятнад­цать минут невезучей «Либерейтор» стал 200-й добычей Гейнца Бара.

Успех Бара - вещь замечательная, но ягдгруппы теряли слишком много опытных пилотов, ветеранов и коман­диров. Весной 1944 г. количество опыт­ных пилотов сократилось до критичес­кого уровня. Подполковник Эгон Майер, будучи командиром III./JG-2, провел первую успешную лобовую ата­ку «Летающей крепости» еще в ноябре 1942 г. В июне 1943 г. Майер сменил Вальтера Оесау на посту командира JG-2. 5 февраля Эгон стал первым лет­чиком, сбившим 100 самолетов над Ла-Маншем. Менее чем через месяц после юбилейной победы, Майер погиб в бою с «Тандерболтом» над франко-бельгийской границей. На момент ги­бели ас считался ведущим «специалистом» люфтваффе по американским тяжелым бомбардировщикам, коих он наколотил 25 штук; всего Эгон Майер одержал на Западе 102 победы.

Командовать 2-й эскадрой после гибели Майера поставили майора Кур­та Уббена, долгое время командовав­шего III./JG-77 в России и на Среди­земноморье. «Куддель» Уббен погиб над Францией в бою с «Тандерболтами» менее чем через два месяца после вступления в должность. 28 апреля 1944 г. 2-й истребительная эскадра по­лучила последнего командира в своей истории. Им стал подполковник Курт Бюхлинген, открывший свой личный счете еще в период Битвы за Британию; 50-ю победу он одержал в кампании Рудорффера над Тунисом, а 100-ю - 9 июня 1944 г. севернее Парижа.

Все это время глава соседней 26-й эскадры «Пипе» Приллер продолжал методично мочить тяжелые бомбарди­ровщики. Его эскадра также несла по­тери, гибли и молодые пилоты, и вете­раны. Недалеко от Парижа 6 февраля погиб один из последних летчиков, начавших службу в JG-26 еще до нача­ла второй мировой войны - командир 1-го стаффеля обер-лейтенант Артур Биси. 8 апреля в районе Зюйдер-Зее пал жертвой «Тандерболтов» командир 2-го стаффеля обер-лейтенант Карл Виллиус, начавший службу в I группе в 1941 г., на счету Виллиуса значилось 11 сбитых четырехмоторных бомбар­дировщиков.

Самой тяжелой потерей весны 1944 г. стала гибель командира JG-1 пол­ковника Вальтера Оесау: его Bf.l09G-6 был сбит над Арденнами 11 мая пос­ле 20-минутного воздушного боя с «Лайтнингами». Имя ставшего еще при жиз­ни легендой командира было присвое­но 1-й истребительной эскадре.

Через две недели после гибели Оесау командование люфтваффе в оче­редной раз решило усилить силы ПВО рейха. Девизом этой попытки запрос­то могла стать русская поговорка «с мира по нитке», мертвому - известно чего: все истребительные группы, дей­ствовавшие на Восточном фронте и Средиземноморье выделяли из своего состава для борьбы с американскими бомбардировщиками по одному пол­ноценному стаффелю. Затейливый процесс тасования стаффелей привел к тому, что теперь помимо «смешанных» эскадр появились «смешанные» группы, имевшие на вооружении как Fw-190, так и Bf 109.

В первую неделю июня в небе Гер­мании наступило относительное зати­шье: 8-я воздушная армия сфокусиро­вало свое внимание на Франции. Под­готовка вторжения в Нормандию всту­пила в завершающую фазу, а для авиа­ции операция де-факто уже началась.