|
1. Fw-190A-4 «двойной
черный шеврон» командира I./JG-1
гауптмана Фрица Лосигкейта, Арнем/Дилин, Голландия, весна 1943 г.
Самолет изображен так, как он выглядел вскоре после реорганизации группы в
начале апреля 1943 г. На капоте двигателя изображена эмблема «дьявол в
облаках», перешедшая вместе со сменой номера от IV./JG-1
к I./JG-1. Окружность
на фюзеляже ближе к хвостовому оперению - идентификационный знак
I./JG-1 - закрашена
серой краской. Новая символика быстрой идентификации самолетов
I./JG-1
-горизонтальные полосы черного и белого цвета на капоте мотора.
Оконечность кока воздушного винта окрашена в зеленый цвет, что указывает
на принадлежность самолета к штабу группы. Панель желтого цвета снизу
капота двигателя -своеобразная дань традиции, такие знаки быстрой
идентификации в обязательном порядке имели Bf.
109 в начальном периоде воздушной войны над Ла-Маншем. На борту фюзеляжа в
районе выхлопного коллектора изображены зубцы черного цвета с белой
обводкой - летчики Fw-190 часто изображали в
этих местах что-нибудь «красивое» черного цвета в надежде сделать не
слишком заметной осевшую на борт фюзеляжа сажу от выхлопов двигателя
BMW-801. Непосредственно низке пилотской кабины
видна эмблема 1-й эскадры, геральдический щит с мальтийским крестом.
Национальные флажки символизируют страны, с которыми Лосигкейт сражался,
слева направо флаги Испании (в Испании летчик был сбит и попал в плен к
республиканцам), Бельгии, Нидерландов, Франции и Великобритании. Три
последних флажка - страны, в которых Лосигкейт проходил службу: Япония (в
должности военно-воздушного атташе при посольстве Германии в Токио),
Норвегия, Дания. В июне 1943 г. Фриц Лосигкейт был направлен на Восточный
фронт командиром III./JG-51,
позже он стал командиром 51-й эскадры, а в последние недели войны -
командиром JG-77. Часть своих 68 побед, включая
один четырехмоторный бомбардировщик, он одержал на Западе.
2. Fw-190A-7 «белая
9» командира 1./JG-1 гауптмана Альфреда
Гриславски, Липпспринге, апрель!944 г.
На примере самолета Гриславски можно увидеть какие изменения произошли в
окраске истребителей 1./JG-1 за 12 месяцев
(если сравнить с Fw-190 Фрица Лосигкейта).
Основное нововведение - цветная полоса вокруг фюзеляжа, которую стали
наносить на истребители сил обороны Рейха, для 1-й эскадры был
выбран красный цвет. У эскадры появилась новая эмблема (изображена на
капоте двигателя) - крылатая цифра «1» красного цвета, вписанная в
квадрат белого цвета, который в свою очередь заключен в черный круг.
Возможно, что эскиз эмблемы предложил сам ее командир подполковник Оесау.
На большинстве истребителей эмблема эскадры изображалась только по
правому борту. Свою первую победу Гриславски одержал в Польше в первые дни
второй мировой войны, всего он сбил 133 самолета, сам несколько раз был
ранен. Его боевой счет на Западе составил 24 самолета союзников, в том
числе шесть тяжелых бомбардировщиков.
3. Fw-J90A-7
«красный 13» (Wk-Nr
431007) командира IL/JG-1
майора Гейнца Бара, Стромиди, апрель 1944 г. Самолет окрашен почти
аналогично истребителю Гриславски, однако на кок воздушного винта
нанесена спиральная полоса, а на фоне красной фюзеляжной «повязки» можно
разглядеть контур горизонтальной полосы - знака принадлежности
истребителя II группе. В тот период Бар на всех
своих самолетах просил нарисовать бортовой номер «13». Он считал «13»
счастливым числом - на самолете с таким бортовым номером (Bf.l09E
«белая 13») он одержал свою первую победу 25 сентября 1939 г.
будучи фельдфебелем в 1./JG-51.
Войну подполковник Бар закончил командиром III./EJG-2,
а его персональный истребитель Ме-262 имел номер «13» красного цвета! На
Западе Бар сбил 59 самолетов, в том числе 21 тяжелый бомбардировщик.
4. Fw-190A-7 «красный
23» командира II./JG-1
майора Гейнца Бара, Стромиди, апрель 1944 г.
Порой Бар летал на своей резервной машине. На «красном 23» 22 апреля 1944
г. ас сбил «Либерейтор», который стал его 200-й победой в воздушном бою.
Следует отметить, что на обоих фокке-вульвах Бар («13» и «23») были
демонтированы внешние крыльевые пушки. Бар отдавал предпочтение
маневренности перед огневой мощью.
5. Fw-190A-5 «черный
шеврон и окружность» Gruppen-TO
IL/JG-1 лейтенанта Рюдигера фон
Кирчмейера, Военсдрехт, июнь 1943 г.
Шеврон и круг наносились на самолеты технических офицеров групп, зеленая
оконечность кока воздушного винта указывает на принадлежность самолета
штабу группы. Слабо различим чуть выше щелей для выпуска выхлопных газов
пламегаситель - ранее самолет использовался как ночной истребитель в
группе «Wilde Sau», скорее всего -
II./JG-300. Фон
Кирчмейер в конце июня стал командиром 5./JG-1,
позже - командиром I./JG-11,
в конце войны служил на Ме-262 в JV-44. На
Западе фон Кирчмейер сбил 32 самолета, в том числе 21 тяжелый
бомбардировщик.
6. FW-190A-5 «черная
1» (Wk-Nr 7328)
командира 5./JG-1 гауптмана Фрица-Дитриха
Викопа, Военсдрехт, апрель 1943 г.
На самолете изображена не только эмблема группы (дракон, для 5-го стаффеля
цвет дракона - красный), но и эмблема стаффеля, введенная предшественником
Викопа на посту командира 5./JG-1
обер-лейтенантом Максом Бухгольцем - чайка с раправленными крыльями. Викоп
получил назначение командиром 5-го стаффеля 1-й эскадры 17 апреля 1943 г.,
а всего через месяц, 16 мая, летчик погиб в бою с «Тандерболтами». Самолет
Викопа, «черная 1», взорвался в воздухе. Викоп сбил не менее 12 самолетов
союзников - половину из них составили «Спитфайры», также он сбил две
«Летающих Крепости» достоверно и одну - вероятно.
7. FW-190A-3 «черная
1» (Wk-Nr 432)
командира 11./JG-1 обер-лейтенанта Вильгельма
Моритца, Мюнхен-Гладбах, июль 1942 г.
Окраска истребителя обер-лейтенанта Вильгельма Моритца типична для
самолетов 1V./JG-1
пока ее не «перекрестили» в I./JG-1.
На капоте двигателя - эмблема группы, на борту
фюзеляжа ниже кабины - эмблема эскадры (эмблема раннего образца), обе
эмблемы изображены только на левом борту самолета. Обратите внимание на
нарисованную за опознавательным знаком окружность - отличительный знак
самолетов IV./JG-1,
после реорганизации группы в I./JG-1
окружности закрасили. Моритц год провоевал на Восточном фронте командиром
12./JG-51, после чего его вернули в силы обороны
Рейха, где он получил назначение в JG-3 В
апреле 1944 г. Моритц стал командиром IV./
JG-3, первой Sturmgruppe
люфтваффе |
|
8. Fw-190A-6 «белая
I» командира Sturmstaffel
-1 майора Ганса-Георга фон Корпатцки, Дотмунд, январь 1944 г.
Самолеты Fw-190A-6 «Sturmbock»,
как и «штурмовые» истребители Fw-190A-8,
получили дополнительное бронирование кабины, прозрачные бронепанели по
бокам фонаря кабины, но сохранили штатное вооружение Fw-190A-6
- четыре 20-м крыльевые пушки. Для отличия самолетов
Sturmstaffel'яx от истребителей
I./JG-1 была введена
черно-бело-черная «повязка». В оперативном отношении
Sturmstaffel-1 подчинялся штабу L/JG-L
В августе 1944 г. штурмовой стаффель был развернут в полноценную
штурмовую группу - II. (Sturm)/JG-4.
Командиром П. (Sturm)/JG-4
стал майор Ганс-Георг фон Корнатцки. Фон Корнатцки погиб в числе других 11
летчиков 11 сентября 1944 г. во втором боевом вылете группы на отражения
налета «Летающих Крепостей» из 100-й бомбардировочной группы ВВС США.
Потери 100-й группы составили 11 самолетов В-17. Количество сбитых фон
Корнатцки самолетов не известно.
9. Fw-190A-5 (Wk-Nr
2594) Gruppenkommandeur Jagderganzungsgruppe Ost
(оперативная истребительная тренировочная группа Восток) майора Германа
Графа, Вуссак, южная Франция, лето 1943 г.
В период своей короткой службы на Западе в составе JG-1
и JG-11 летал едва ли на самом «раскрашенном» в
люфтваффе истребителе Fw-190A.
На фюзеляже за опознавательным знаком нанесена комбинация эмблем 9-го
стаффеля и III группы 52-й эскадры, в составе
которых Граф воевал на Восточном фронте. С правого борта в этом же месте
изображена эмблема JagdErg.
Gr. Ost. В конце 1944 г. Граф вернулся
на Восточный фронт командиром своей старой 52-й эскадры, на этом посту он
оставался вплоть до окончания войны. Все, за исключение десяти, свои 212
побед Герман Граф одержал на Восточном фронте, летая, главным образом, на
Bf.109.
10. Fw-190A-4 «черные
прямоугольник и стрела» командира JG-2 «Рихтгофен»
подполковника Вальтера Оесау, Бюмон-ле-Рож, предположительно февраль 1943
г. Скромная окраска самолета Оесау резко контрастирует с «павлином»
Германа Графа. Артиллерист Оесау был направлен для дальнейшего
прохождения службы в качестве летчика-истребителя в ягдгешвадер «Рихтгофен»
в далеком 1936 г. Он предпочитал, чтобы на его самолетах изображалась
символика командира эскадры старого образца. Первые восемь побед Оесау
одержал в Испании, всего же на его счету не менее 115 сбитых, из них 71
самолет, включая 10 четырехмоторных бомбардировщиков, Оесау сбил на
Западе. 11 мая 1944 г. ас был сбит американским «Лайтнингом» в районе
Сент-Вита, Бельгия.
11. Fw-190A-4«черная
1» (Wk-Nr 7134)
командира 2./JG-2 обер-лейтенанта Хорста Ханнига,
Триквилль, май 1943 г. На фюзеляжах самолетов III
группы часто встречались изображения в виде головы орла,
аналогичное изображение имел и истребитель Хоста Ханнига. На этом самолете
его сбили над Каном «Спитфайры» 15 мая 1943 г. Тяжелораненый летчик сумел
покинуть фокке-вульф, но парашют не раскрылся. Ветерану войны на
Восточном фронте исполнился всего 21 год. За четыре месяца командования
2./JG-2 Ханниг сбил восемь самолетов, в том
числе один тяжелый бомбардировщик. В России, в составе
JG-54, Хорст Ханнинг одержал воздушных боях 90 побед.
12. Fw-190A-4
«двойной черный шеврон» командира II./JG-2
обер-лейтенанта Адольфа Дикфельда, Кайроуан, Тунис, декабрь 1942 г.
По пути в Тунис самолеты II./JG-2
были перекрашены в желтый цвет. Весьма вероятно, что именно на
изображенном здесь самолете (Wk-Nr
0750) Дикфельд 8 января 1943 г. столкнулся на взлете с
препятствием. После госпиталя Дикфельд некоторое время был командиром
H./JG-1, прежде чем
его забрали в RLM. Большую часть своих 136 побед
полковник Дикфельд одержал на Восточном фронте, на Западе он сбил 21
самолет, в том числе 11-в Тунисе. Среди сбитых на Западе самолетов -
четыре тяжелых бомбардировщика.
13. Fw-190A-3 «белый
двойной шеврон» командира III./JG-2
гауптмана Ганса Гана, Пойкс, предположительно сентябрь 1942 г.
Истребитель, на котором Ган постоянно летал летом и ранней осенью 1942 г.,
имел изображение эмблемы группы -головы петуха и необычный, «негативный»
опознавательный знак самолета командира эскадрильи - белый двойной шеврон
с черной обводкой. «Асси» Ган одержал на Западе 68 побед, в числе которых
- четыре тяжелых бомбардировщика. В должности командира
II./JG-54 на Восточном фронте Ган менее
чем за четыре месяца сбил более 40 самолетов. Из-за отказа двигатель Ган
был вынужден приземлится в тылу советских войск, после чего семь лет
знакомился с жизнью и бытом лагерей для военнопленных.
14. Fw-190A-4 «желтая
4» \Wk-Nr 746)
командира 9./JG-2 гауптмана Зигфрида Шнелля,
Ваннис, февраль 1943 г. Окраска самолета типична для Fw-190А,
действовавших над Ла-Маншем. «Икебана» на руле поворота отражает
достижения Зигфрида Шнелля: число «40» (40 побед в обрамлении венка и
Рыцарского креста с дубовыми листьями и 35 победных марок. Из 35 «марок»,
31 относится к самолетам USAF. Всего же Шнелл
сбил на Западе 87 самолетов, в том числе три тяжелых бомбардировщика.
Шнелль был переведен на Восточный фронт командиром IV./JG-54.
За три недели боев на Востоке Зигфрид Шнелль сбил шесть самолетов, прежде
чем его 25 февраля 1944 г. самого сбили советские истребители. |
|
15. Fw-190A-6 «желтая
2» (Wk-Nr 0314)
командира 9./JG-2 обер-лейтенанта Йо-зефа
Вурмхеллера, Ваннес, сентябрь 1943 г.
Зепп Вурмхеллер сменил Шнелля в должности командира 9-го стаффеля 2-й
истребительной эскадры. Истребитель Вурмхеллера отличается по окраске от
самолета Шнелля только индивидуальной победной символикой на руле
поворота. На истребителе Wk-Nr
0314 Зепп Вурмхеллер получил серьезное ранение при отражении налета
бомбардировщиков 23 сентября 1943 г. Из госпиталя летчик вернулся в свой
стаффель в декабре 1943 г. 8 июня 1944 г. он был назначен командиром
III./JG-2, а через две
недели погиб (на Fw-190A-8
Wk-Nr 171053), его
самолет сбил над Нормандией летчик американского «Мустанга». Все свои 102
победы, кроме девяти, Вурмхеллер одержал на Западе, в том числе - сбил 13
тяжелых бомбардировщиков.
16. Fw-190A-8/R8
«черный двойной шеврон» (Wk-Nr
681382) командира IV. (Sturm)/
JG-3 гауптмана Вильгельма Моритца, Шонгау,
август 1944 г.
Самолет Моитца имел полный комплект дополнительной бронезащиты и был
вооружен четырьмя крыльевыми пушками калибра 30 мм, фюзеляжные пулеметы
демонтированы. Моритц командовал IV. (Sturm)/JG-3
с апреля по ноябрь 1944 г. За этот срок он выложился полностью, морально и
физически, его пришлось перевести на тыловую должность. К боевой работе
Моритц вернулся в последние недели войны, получив назначение командиром
II./JG-4. Суммарное
количество сбитых Моритцом самолетов установить не удалось, однако его
победный счет включает не менее 44 сбитых самолетов, в числе которых
имеется несколько тяжелых бомбардировщиков.
17. Fw-190A-8/R8
«черная 8» унтер-офицера Вилли Максимовитца, IV.
(Sturm)fJG-3,
Залъцвидель, предположительно июнь 1944 г.
На многих первых Fw-190A-8
«Sturmbocke» сохранилась эмблема
JG-3 - крылатая буква «U»
и волнистая полоса IV группы. Максимоветц сбил
25 самолетов, в том числе 15 тяжелых бомбардировщиков, причем несколько -
таранным ударом. «Штурмовой» ас не вернулся из боевого вылета на Восточный
фронт 20 апреля 1945 г.
18. Fw-190A-4 «черные
шеврон и стрела» командира JG-4 майора Герхарда
Шёпфеля, Ансбах, предположительно июнь 1944 г.
Редкий случай предвоенной символики командира эскадры на самолете периода
середины 1944 г. За время войны Герхард Шёпфел занимал разные командные
посты, в частности он командовал JG-26, затем
JG-4, а с августа 1944 г. опять 26-й эскадрой, с
апреля 1945 г. он командовал JG-6.
19. Fw-190A-4 «белая
10» командира 1./ JG-5 гауптмана Вольфганга
Косей, Осло-Форнебю, октябрь 1942 г.
На капоте двигателя самолета изображена персональная эмблема Вольфганга
Косей - «обезьяна на наждачном круге». После Новрегии Косей служил в
силах обороны Рейха как Sturm пилот. Будучи
командиром 13./JG-3 Косей погиб 24 декабря 1944
г. в районе Льежа при отражении налета американских бомбардировщиков,
всего он сбил 20 самолетов противника.
20. Fw-190A-8 «голубая
1» командира 9./ JG-5 лейтенанта Августа
Шнейдера, Хердля, май 1945 г.
В конце войны в 5-й эскадре была введена новая эмблема - восходящее
солнце над Арктическим океаном. Эмблема бала изображена на всех уцелевших
Fw-190А 5-йэскадры. Август Шнейдер стал
командиром 9-го стаффеля в марте 1945 г. после гибели предыдущего
стаффелъ-капитана обер-лейтенанта Ганса Шнейдера. Оба однофамильца
одержали по 11 побед.
21. Fw-190A-6 «белая
9» обер-фельдфебеля Гюнтера Мигге, l./NGr.l0,
Вернючен, предположительно март 1944 г. Истребитель оснащен почти
незаметным внешне радиолокатором FuG-218
«Нептун». Ранее этот самолет использовался подразделением «диких кабанов»
- обратите внимание на эмблему «Wild Boar» на
капоте двигателя. Мигге до перевода в NGr. 10
служил в JG-300, всего он одержал восемь ночных
побед. |
|
22. Fw-190A-5/U-12
«красный 13» (Wk-Nr
410266) командира 2./JG-11 лейтенанта Эриха
Хондта, Хасум, октябрь 1943 г.
Самолет Эриха Хондта отличался достаточно броской окраской, в подкрыльевых
гондолах смонтировано по две 20-мм пушки MG-151.
Хвост самолета окрашен в белый цвет (символика командира группы), по
фюзеляжу накрашены красные полосы, в плане образующие «
V» - символика командира звена. Интересна
эмблема стаффеля - немецкий истребитель попирает задницей цилиндр дяди
Сэма. На этом самолете Хондт был тяжело ранен 8 октября 1943 г. После
госпиталя он получил назначение командиром 3-го стаффеля, затем получил
назначение в JV-44. Хондт сбил не менее 10
тяжелых бомбардировщиков.
23. Fw-190A-7 «желтая
1» командира 3./JG-11 обер-лейтенанта
Ганса-Генриха Кёнига, Ротенбург, предположительно январь-февраль 1944 г.
Самолет «Кинга» Кёнига, если его сравнить с истребителем Хондта,
демонстрирует отличия, произошедшие в окраске Fw-190A
всего за три-четыре месяца. На самолетах 11-й эскадры появились
желтые полосы вокруг фюзеляжа, опознавательные знаки по не установленный
причинам были закрашены. На капоте двигателя изображена эмблема 3-го
стаффеля - старинный пистоль на фоне красного сердца в круге желтого
цвета. По окружности написан девиз «Стреляй первым - сохранишь жизнь!» В
начале мая 1944 г. Кёнига назначили командиром I./JG-11,
а 24 мая Ганс-Генрих столкнулся над Гамбургом с «Летающей Крепостью».
Всего Кин Кёниг сбил 28 самолетов, из них не менее 20 тяжелых
бомбардировщиков, четыре «Крепости» он сбил в один день - 29 апреля 1944
г.
24. Fw-190A-6
«двойной черный шеврон» командира Ш./JG-ll
майора Антона Хакля, Ольденбург, апрель 1944 г.
Самолет майора Хакля имел белый хвост, на руле поворота - отметки о 141
победе (ПО в венке и 41 индивидуальная марка). Ниже кабины на борту
фюзеляжа -небольшая эмблема штаба группы, дракон на фоне геральдического
щита. Весной 1944 г. Хакль летал и на Fw-190, и
на 5/709 одновременно. На фокке-вульфах он атаковал бомбардировщики, на
мессершмитт пересаживался в преддверии схватки с истребителями. Хакль
закончил войну командиром JG-11, имея на своем
счету 192 победы. На Западе он сбил 73 самолета, в том числе 32 тяжелых
бомбардировщика.
25. Fw-190A-2 «черная
S и стрелка» командира JG-26
майора Герхарда Шёпфеля, Аудемберт, предположительно февраль 1942 г.
На первых Fw-190A 26-й
эскадры имелась уникальная система идентификации - комбинация инициалов
летчика и горизонтальной полосы. Па изображенном здесь самолете часто
летал Герхард Шёпфель, хотя на самом деле самолет принадлежал его
адъютанту Вильфреду Зилингу, хотя самолет несет символику командира
эскадры предвоенного образца. Шёпфель командовал 26-й эскадрой. Все свои
40 побед, в числе которых три сбитых тяжелых бомбардировщика, он одержал
на Западе.
26. Fw-190A-5 «черный
13» (Wk-Nr 7298)
командира JG-26 майора Йозефа Приллера,
Лилль-Видивилль, предположительно июнь 1943 г.
На посту командира 26-й эскадры Шё'п-феля сменил Йозеф Приллер, ставший
самым знаменитым после Адольфа Гал-ланда гешвадеркоммодором Западного
фронта. За время своего двухлетнего командования Приллер сменил несколько
истребителей, но все его самолеты имели один и тот же бортовой номер -«13»
черного цвета. Интересный факт - число «13» пользовалось большой
популярностью среди командиров ягдваффе. Возможно причина не в мистике:
обычно на вооружении стаффеля находилось 12 самолетов, поэтому бортовой
номер «13» сразу выделял самолет командира среди других. Как бы то ни
было, но Пипсу Приллеру грех жаловаться на судьбу: имея 101 победу он стал
вторым по результативности после Эгона Майера летчиком-истребителем
Западного фронта.
27. Fw-190D-13
«желтый 10» (Wk-Nr
836017) командира JG-26 майора Франца Гётца,
Фленсбург, май 1945 г. Третьим и последним командиром
JG-26, за период когда на вооружении эскадры состояли
Fw-190, являлся Франц Гётц, сменивший Приллера в
январе 1945 г. Гётц пять лет летал на Bf.109 в
составе III./JG-53. В
конце войны летчики JG-26, ранее постоянно
бывшей «фронтгешвадером», влились в силы обороны Рейха, соответственно на
истребителях появились цветные полосы вокруг фюзеляжей, для
JG-26 определили черно-белые полосы. Угроза
потерять самолеты на земле от налетов авиации союзников заставила немцев
более внимательно отнестись к камуфляжной окраске, ориентированной именно
на маскировку истребителей на аэродромных стоянках. В составе
JG-53 Гётц сбил 56 самолетов, за три месяца, что
он прокомандовал JG-26 - еще семь.
28. Fw-190A-3 «двойной
черный шеврон» (Wk-Nr
5304) командира I./JG-26
гауптмана Йоханнеса Зейферта, Сент-Омер - Аркуа, май 1942 г.
Зейферт за время войны командовал I и
II группами 26-й эскадры. Руль поворота
истребителя Зейферта украшен 34 победными марками. Всего же Зейферт сбил
57'самолетов противника, 11 из них - на Восточном фронте. Зейферт погиб 25
ноября 1943 г. (тогда он командовал II./JG-26),
в первом бою самолетов люфтваффе с американскими «Лайтнингами». За
несколько мгновений до того как аса сбили, Зейферт сам уничтожил Р-38.
Обломки «Лайтнинга» и Fw-190 упали рядом в
окрестностях Бетюна. |
|
29. Fw-190A-2
«двойной черный шеврон» (Wk-Nr
20209) командира II./JG-26
гауптмана Йохима Мюнхепберга, Кокилль, декабрь 1941 г.
На руле поворота истребителя Мюнхенберга изображены отметки о 62 сбитых
самолетов, незадолго до декабря 1941 г. Мюнхеберг вернулся во Францию с
Средиземного моря. Ас командовал II./JG-26
до июня 1942 г., затем два месяца воевал на Восточном фронте в составе
51-й эскадры, затем его перевели на Средиземноморье командиром
JG-77. Йохим Мюнхенберг погиб в своем 500-м
боевом вылете 23 марта 1943 г. 58 из своих 135 побед он одержал на Западе.
30. Fw-190A-5 «белая
1» (Wk-Nr I197)
командира 4./JG-26 обер-лейтенанта Отто
Штамбергера, предположительно март 1943 г.
Отто «Стотто» Штамбергер пришел в III./JG-26
в феврале 1941 г., но свою первую побед он одержал только через 18
месяцев - сбил «Спитфайр» над Дьеппом. В феврале 1943 г. его назначили
командиром 4./JG-26, тогда на его счету
значилось семь сбитых четырехмоторных бомбардировщиков. Отто Штамбергер
был тяжело ранен в бою со «Спитфайрами» 13 мая 1943 г.
31. Fw-190A-3 «черная
8» командира 5./JG-26 обер-лейтенанта
Вильгельма-Фердинанда Галланда, Эббвилль-Друкат, предположительно июнь
1942 г.
«Вютц», средний из троих Галландов, пришел служить в люфтваффе из
артиллерии, свою первую победу в воздушном бою он одержал 23 июля 1941 г.
Восемь месяцев Вильгельм-Фердинанд командовал 5-м стаффелем, в январе 1943
г. его назначили командиром 11./JG-2. Все свои
55 побед, в числе которых и восемь сбитых тяжелых бомбардировщика, Вютц
одержал на Западе в составе JG-26. Погиб средний
из братьев Галланд в районе бельгийско-германской границы 17 августа 1943
г. в бою с американскими «Тандерболтами».
32. Fw-190A-7 «белая
9» (Wk-Nr 642527)
обер-фельдфебеля, Адольфа Глупца, 5./| JG-26,
Камбрэ-Эпиноу, февраль 1944 г.
Один из самых удачливых летчиков-истребителей Западного фронта «Адди»
Глунтц стал единственным унтер-офицером 26-й эскадры, удостоенным
Рыцарского креста. Весной Глунтц был назначен командиром 5./JG-26,
стаффелем он прокомандовал до марта 1945 г., когда его перевели в
JG-7, вооруженную Ме-262. Всего Глунтц сбил 71
самолет (68 на Западе), в числен которых были 20 тяжелых бомбардировщиков
и три «Москито».
33. Fw-190A-3 «черный
двойной шеврон» (Wk-Nr
0552) командира IH./JG-26
га-уптмана Йозефа Приллера, Вевелъгхем, август 1942 г.
До своего назначения командиром 26-й эскадры Пример почти 13 месяцев
командовал III группой. На руле истребителя
видны отметки о 77 победах, 77-м сбитым стал «Спитфайр», которого Приллер
завалил 29 августа 1942 г. в районе мыса Гриз-Нец. Самолет не имеет
обычного для Прилера бортового номера «13», однако персональная эмблема
«Пипса» изображена на борту фюзеляжа ниже фонаря кабины.
34. Fw-190A-8
«коричневая 8» командира 7./JG-26
обер-лейтенанта Вольдемара Раденера, Кёсфелъд-Стивил, предположительно
сентябрь 1944 г.
«Вальди» Раденер летал в составе 4-го стаффеля в «удачливые месяцы» 1942
г. Годом позже его назначили командиром 6./JG-26,
стаффелъ в октябре 1943 г. был преобразован в 7./JG-26.
30 января 1945 г. Раденера назначили командиром II
группы вместо Хакля, который отправился командовать
JG-300. Через месяц Хаклъ перетянул к себе
Раденера, конец войны «Вальди» встретил командиром II./JG-300,
имея на своем счету 36 побед; он сбил 16 тяжелых бомбардировщиков.
35. FW-190A-3 «черная
7» (Wk-Nr 216)
командира 8./JG-26 обер-лейтенанта Карла Борриса,
Вевелъгхема, март 1942 г.
Боррис, единственный в 26-й эскадре, прошел в JG-26
всю войну, от начала до конца. 8-м стаффелем он командовал с ноября 1941
г. по середину 1943 г. Последние два года войны Боррис командовал
I./JG-26. По карьере
Борриса можно изучать историю боевого применения истребителей
Fw-190 на Западном фронте, от первых «Антонов»
до последних «Дор». Боррис сбил 43 самолета, в том числе четыре тяжелых
бомбардировщика. Его вклад в боевую работу 26 эскадры смешно оценивать
исключительно по сбитым им самолетам. Боррис проявил себя как прирожденный
командир и блестящий знаток возможностей и особенностей истребителя
Fw-190. |
|
36. Fw-190A-3 «желтая
1» командира 9./JG-26 обер-лейтенанта Курта
Рупперта, Мурсиилъ, август 1942 г.
Истребитель Курта Рупперта имеет типичную окраску 1942-43 г. г. Практика
присваивания самолету командира стаффеля бортового номера «1» восходит к
предвоенному времени, однако в ходе войны от практики отошли естественным
образом - «все смешалось в доме Облонских». Рупперт возглавлял 9-й
стаффель 26-й эскадры два с половиной года, 7 апреля 1943 г. он был
назначен командиром III./ JG-26
вооруженной истребителями Bf.109. Через два
месяца Рупперт погиб, всего он сбил 21 самолет, в том числе три «Спитфайра»
над Дьеппом.
37. Fw-190A-8/R8
«голубой 13» командира JG-300 майора Вальтера
Даля, Иллесхейм, июнь 1944 г.
Рисунок выполнен по широкоизвестной фотографии. На этом самолете Даль
летал сразу после назначения командиром JG-300,
ранее известной как JG z.b.V
- истребительная группа специального назначения. По маркировке на
фюзеляже видно, что самолет прежде принадлежал IV.
(Sturm)/JG-3. Даль
сбил на Западе 51 самолет, в том числе 36 тяжелых бомбардировщика.
38. Fw-190A-6
«зеленая 3» (Wk-Nr
350453) технического офицера JG-300 гауптмана
Фридриха-Карла Мюллера, Бонн-Хангилар, ноябрь 1943 г.
Мюллер, самый успешный ночной пилот одномоторного истребителя, летал, как
на Bf.109, так и на Fw-190A,
он служил в штабе JG-300 еще в ранний период
операций «Wilde Sau». Мюллер был командиром
l./NGr.10 и
l./NGr.11.
Всего он сбил 30 самолетов, в том числе три в одном боевом вылете над
Берлином 24 августа 1943 г.
39. Fw-190A-8/R8
«красная 1» (Wk-Nr
682204) командира 5./JG-300 лейтенанта Клауса
Бретшнейдера, Лёбнитц, предположительно ноябрь 1944 г.
По окраске самолета Бретшнейдера можно оценить изменение тактической роли
300-й эскадры. Самолеты «Wilde Sau» имели весьма
скромную окраску без ярких пятен, что отражало ночной характер их
действий, после перехода JG-300 к дневным
полетам на истребителях эскадры появились цветные полосы вокруг фюзеляжа,
цветные коки воздушных винтов. Красные полосы на фюзеляжах во избежание
путаницы с самолетами JG-1 вскоре сменили на
голубые-бело-голубые. Будучи ночным «диким кабаном» Бретшнейдер сбил 14
самолетов, днем он одержал еще 17 побед в 26 боевых вылетах, в один день,
7 октября 1944 г., он сбил три тяжелых бомбардировщика, один из них -
тараном. 24 декабря 1944 г. Бретшнейдер погиб в бою с «Мустангами».
40. Fw-190A-8
«красный 19» (Wk-Nr
172733) унтер-офицера Эрнста Шредера, 5./JG-300,
Лёбнитц, предположительно ноябрь 1944 г.
Эрнст Шредер летал на обычном Fw-190А-8, не на
«штурмовой» модификации. На изображенном здесь самолете Шредер сбил
несколько самолетов, в том числе два «Либерейтора» 27 сентября 1944 г., 27
ноября его самолет подбил «Мустанг». Шредер сумел совершить вынужденную
посадку. Всего он сбил семь самолетов противника.
41. FW-190A-8/R8
«красная 8» унтер-офицера Маттеуса Эрхардта, 5./JG-300,
Лёбнитц, предположительно ноябрь 1944 г.
19-летний Маттеус Эрхардт был одним из самых молодых летчиков 5-го
стаффеля 300-й эскадры. Эрхардт летал ведомым у Бретшнейдера. На
персональном истребителе Эрхардта имелась надпись «Pimpf»
- мальчишка. Обратите внимание на отсутствие горизонтальной полосы
II группы на фоне красного фюзеляжного кольца.
Несмотря на юный возраст, Маттеус Эрхардт сбил семь самолетов, из них -
пять тяжелые бомбардировщики, прежде чем был сбит в воздушном бою 14
января 1945 г. Эрхардт выпрыгнул с парашютом, в госпитале ему ампутировали
ногу.
42. Fw-190A-8 «белая
6» обер-фельдфебеля Вилли Решке, 12./JG-301,
Стендаль, ноябрь 1944 г.
Решке до перевода в штабное звено 301-й эскадры служил в
I./JG-302, оснащенной
Bf.109 и в III./JG-301.
За 12 месяцев его сбивали восемь раз. Решке одержал 26 побед в воздушных
боях, в том числе сбил 18 тяжелых бомбардировщиков. В штабном звене
JG-301 Вилли Решке летал на Та-152Н с бортовым
номером «9» зеленого цвета, окрашенным аналогично самолету Кета.
43. Та-152Н-1 «зеленая 3» обер-фельдфебеля Йозефа Кейла, штаб
JG-301, Альтено, апрель 1945 г.
На истребителях Та-152 удалось повоевать только летчикам штабного звена
301-й эскадры, и только один летчик, воюя на этих самолетах стал асом -
обер-фельдфебель Йозеф Кейл. Всего он сбил десять самолетов, пять
из них - на Та-152 в течение последних пяти военных недель. |