Опять на Северном фронте

 

Как только фронт в районе Брунете стабилизировался, командование националистов вернулось к планам ликвидации Северного фронта.

30 июля истребительные подразде­ления Легиона Кондор перелетели на аэродромы Алер дел Рев и Калахара.

Республиканцы располагали на Северном фронте двумя эскадрилья­ми И-15 и двумя И-16. Имелось так же несколько уцелевших старых самолё­тов. Эскадрильями Chatos командо­вали испанцы Джименез и Риверола, И-16 - советские лётчики Плыгунов и Смирнов.

К тому времени относится запись, сделанная в дневнике 13 августа Лютзофом о состоянии самолётного парка его эскадрильи:

« 6-8 и 6-9 не подлежат восстанов­лению. В строю осталось только десять Me (включая 6-5). Какой беспорядок».

13 августа немецкие истребители одержали свою первую победу сбив Rata (И-16) в районе Сантадера. Отли­чился фельдфебель Боддем.

16 августа лейтенант Ремпел из 2. J/88 сбил республиканский И-16. На следующий день фельдфебель Воддем делает дубль сбив 1 Rata и 1 Chato.

18 августа увеличили свой счёт Лютзоф и Боддем, вынудив к посадке Chato.

21 и 22 августа состоялись самые крупные воздушные сражения за всё время боёв на Северном фронте. Рес­публиканские истребители в полном составе поднимались в воздух. Соглас­но коммюнике националистов респуб­ликанская авиация в этих боях потеря­ла тридцать самолётов, но этого про­сто не могло быть. Республиканцы не располагали в этом районе такими си­лами. Немцы 22 августа заявили о трёх победах. Лютзоф Пингель и Флегель сбили по одному Chatos.

27 августа свою первую победу на Bf 109 одержал обер-лейтенант Хардер. Его жертвой оказался республиканс­кий бомбардировщик СБ-2. В своём дневнике он так описал этот бой:

«Бомбардировщик Мартина (СБ-2) грозная машина, летит чудесно и ужас­но быстро. Сигмунд и я приготовились к атаке. Тэрри прикрывает нас сзади от возможного нападения истребите­лей противника. Я лечу весьма близко от республиканца. Видны даже блики солнца на пропеллере неприятельской машины. Короткая очередь и большую машину охватывает огонь. Я ввожу свой самолёт в вираж и наблюдаю па­дение бомбардировщика».

23 августа 1 и 2. J/88 на короткое время перебрасываются на Арагонс­кий фронт для отражения нового на­ступления республиканских войск.

6 сентября лейтенант Боддем сбил республиканский И-16. 9 сентября, он сбил Loire 46 и И-15, в этот же день лейтенант Брукер сбивает Rata.

28 сентября обер-лейтенант Хардер одержал свою девятую победу. В конце дня в его дневнике появилась запись:

«Наша пятёрка Bf 109 сопровожда­ла, Do 17 к Гийону. На 1,500 метров выше нас появились четыре И-15 и четыре И-16. Внезапно четыре И-16 ока­залась позади меня. Я заметил их как раз вовремя. Один И-16 проскочил впе­рёд меня. Я довернул свою машину, тщательно прицелился и открыл огонь. Неприятельский истребитель взорвал­ся в воздухе.

Всего за время боёв на Северном фронте пилоты, летавшие на Bf 109 за­писали на свой счёт 26 побед.

В октябре 1937 года прошла оче­редная реорганизация в истребитель­ных подразделениях Легиона Кондор.

К этому времени на Bf 109 летали уже две эскадрильи (1.J/88 и 2.J/88 ). Не 51 оставались на вооружении толь­ко 3.J/88 и 4.J/88. в задачу которых вхо­дила непосредственная поддержка на­земных частей.

Сравнение франкистских и респуб­ликанских воздушных сил показывает, что к концу 1937 года националисты имели значительное численное пре­имущество.

В истребителях это выражалось следующим образом.

Националисты располагали три­надцатью эскадрильями, вооружённы­ми истребителями Fiat C.R.32 (по 9 машин) двумя эскадрильями (Staffeln) ВП09 (по 12 самолётов). В распоряже­нии республиканцев имелось двенад­цать эскадрилий с 12-ю самолётами в каждой. На вооружении шести из них находились истребители И-16 , четыре эскадрильи имели Chatos, а в двух дру­гих на вооружении стояли французские и американские машины.

К концу 1937 националисты полу­чили : 250 Fiat C.R.32 и 50 ВП09

Республиканцы: 168 И-16 Ratas и 150 И-15 Chatos.