Bf 109 над Валенсией

 

23 апреля 1938 г, националисты начали наступление на Валенсию. В первые дни наступление развивалось без особого успеха, причиной чему была плохая погода и невозможность активно использовать авиацию. Бои продолжались до 25 июля.

Запись в журнале боевых действий Легиона 6 мая: «Плохая погода. Ника­ких активных действий. Выполнены только единичные разведывательные вылеты».

Такая же запись и 7 мая.

Только 15 мая пилоты Bf 109 одер­жали свою первую победу с начала боёв. Лейтенант Приб сбил республи­канский И-16 в районе Сагунто.

Трудный воздушный бой состоял­ся 18 мая. Немцы заявили об уничто­жении четырёх И-16. Победы записа­ли на свой счёт гауптман Хендрик, и унтер-офицеры Рохель, Шуферт и Илефельд. Правда две победы не получи­ли подтверждений и прошли как пред­положительные.

2 июня республиканская авиация предприняла попытку бомбардировки аэродрома Ла Сения. Девять СБ-2 с вы­соты 1500 метров сбросили бомбы, но большого урона не причинили. При от­ходе от аэродрома девятку настигли ис­требители 2.J/88. Немецкие истребители уничтожили четыре самолёта. Два СБ-2 сбил лейтенант Хеинрих. по одному ун­тер-офицеры Майер и Илефельд. Пятую Katiuska записали себе зенитчики.

С целью избежать потерь от после­дующих налётов республиканских бомбардировщиков, немцы стали больше использовать вспомогатель­ные аэродромы подскока Алькала Шиверт и Каби. На заключительном этапе Второй Мировой войны немцы часто прибегали к такому же приёму, который получил у них название Blindschleiche.

9 июня истребители 2.J/88 сопро­вождали Не 111 и Do-17 из состава К/ 88 и А/88, когда сверху на них свали­лось до тридцати Chatos, Результат боя был нулевым для обеих сторон. Хотя Bf 109 и не одержали побед, свою ос­новную задачу они выполнили, все бомбардировщики вернулись на свои аэродромы.

11 июня лейтенанты Нюман и Хеинрик выполнили вылет на свободную охоту. По возвращении на аэродром ими было заявлено об уничтожении двух И-16 (подтверждение получила только одна победа).

14 июня на 140-м боевом вылете получил серьёзное ранение лейтенант Приб.

Этот бой он описал следующим образом:

«Мы эскортируем Stuka на высоте приблизительно 4.000 метров; перед нами и выше нас эскадрилья Ratas и много Curtisses. Мы разворачиваемся влево, чтобы находиться со стороны солнца. После выполнения разворота бросаю взгляд назад, туда где должен находиться лейтенант Реч, и вместо него вижу Curtiss находящийся на ди­станции открытия огня. Отвесно пики­рую, но республиканец успел открыть огонь и я получил ранение в левое пле­чо. Это - конец. Руки онемели, не могу управлять машиной. Левое плечо пронзила острая боль. Я начинаю те­рять сознание. Самолёт кувыркаются подобно падающему листу. Собираю последние силы н выравниваю маши­ну. Прыгать нельзя, подо мной вражес­кая территория. Решил тянуть на свою территорию. Когда я увидел Виллафамес, настроение улучшилось. Это уже своя территория. Стал готовиться к посадке, но я не могу пользоваться рычагами расположенными на левом борту кабины. Из последних сил дав­лю на красную кнопку и выключаю двигатель. Буду сажать самолёт с ос­тановленным мотором. Наконец я на земле. К машине подбегает командир эскадрильи Хардер (Хендрик в отпус­ке) и врач. Они вытаскивают меня из кабины и укладывают на горячую ис­панскую землю».

Второй вылет состоявшийся 14 июня описал Хардер:

«В воздухе находятся красные ис­требители. Сначала это несколько Curtiss, затем появляются Ratas. Мы отбили три их атаки на наши бомбар­дировщики. Внезапно красные ушли. Осталось только два Curtisses, кружив­ших к югу от Сагунто на высоте 4000 метров. Я нападаю на один из них. В момент, когда я уже хотел открыть огонь, оборачиваюсь и вижу у себя на хвосте четыре Ratas, стреляющих по моему самолёту. Я круто пикирую, но не могу стряхнуть их с хвоста. Все мои попытки напрасны. Один из красных словно приклеился к моей машине. Последняя попытка. Пикирую и выво­жу самолёт у самой земли. Ухожу на высоте 20-30 метров над землёй. Рес­публиканский лётчик прекратил пре­следование. Скорее всего, он потерял мой самолёт на фоне земли.

Лейтенанту Хансу повезло меньше. Его Bf 109 был расстрелян Ratas к югу от Кастелона и сел на республиканс­кой территории.

О событиях тех дней написал в сво­их воспоминаниях республиканский лётчик Тарасова:

«Мы только что провели тяжелый бой с бомбардировщиками Не 111 и истребителями Bf 109. Я летал в паре с Клаудином. Случайно я бросил взгляд на побережье. Моё внимание привлёк самолёт, летевший в северном направ­лении. За ним тянулся белый шлейф. Мы спустились ниже и опознали его как Bf 109. Сделав одну атаку и не от­крывая огня, мы вынудили пилота со­вершить посадку на берегу реки Миярс. После приземления в Сагунто, мне поручили работу по восстановлению Bf 109. Посадив в грузовик несколько механиков, мы отправились к месту посадки самолёта. На месте нам пока­зали немецкого пилота. Им оказался молодой парень лет 18-ти.

Я был очень увлечен этим прекрас­ным образцом немецкой авиационной техники. Внешний осмотр самолёта произвёл на меня прекрасное впечат­ление. Гордо я поднялся в кабину. Кис­лородное оборудование, радио, топ­ливный бак расположенный сразу под пилотским креслом... Мы должны об­летать самолёт, изучить его характери­стики и сравнить с нашими истребите­лями. Самолёт был полностью цел и не имел повреждений. В это время послы­шалась пулемётная стрельба и выстре­лы орудий. Фронт проходил на рас­стоянии 15-ти километров у Кастиллона. Гудение самолета заставило нас поднять головы. Шум нарастал. Внезапно мы их увидели. Шесть Bf 109 шли со стороны моря почти ка­саясь воды. Поравнявшись с нами, они сделали разворот в нашу сторо­ну и открыли огонь. Секунда и наш Bf 109 вспыхнул».

Радость республиканцев была не­долгой.

Ситуацию, сложившуюся к этому времени в J/88 можно было назвать ка­тастрофической. В 1.J/88 осталось четы­ре исправных Bf 109, а в 1.J/88 - семь.

Несмотря на это, подразделения ча­сто были вынуждены делать до десяти вылетов в день. Поставки новых само­лётов задерживались, поскольку Герма­ния решала свои задачи в Австрийском и Чешском кризисах. Единственным подкреплением, прибывшим в это вре­мя в Испанию стал ...военный оркестр!

Долгожданные самолёты прибыли только к концу июня. Это позволило перевооружить на Bf 109 3-й Staffel (3.J/ 88), который с 25 мая возглавил Мельдерс, сменивший убывшего в Герма­нию Галланда.

12 июля при отражении атак рес­публиканских истребителей на бом­бардировщики Не 111, лейтенанты Кидель и Илефельд сбили два Chato.

15 июля вылетев на своём Bf 109 № 6-79, одержал первую победу Вернер Мельдерс, сбив республиканский И-15.

С этой минуты начался его четырёхме­сячный путь от неизвестного лётчика до самого результативного немецкого пилота испанской войны.

19 июля бомбардировщики из группы К/88 отбомбились по респуб­ликанским целям в районе Сагунто. На отходе от цели группу атаковали не­приятельские истребители. В ходе за­вязавшегося боя истребителям при­крытия (по сообщениям немцев) уда­лось сбить пять И-16. Один из них стал жертвой Мельдерса.

20-го июля одержал свою 7-ю и 8-ю победы обер-лейтенант Шельман. Победы так же были одержаны в ходе выполнения задачи по сопровождению бомбардировщиков, атаковавших цели к северу от Сегорве. Третий И-16 в этом вылете записал на свой счёт ун­тер-офицер Брукс.

23 июля, все три истребительные эскадрильи были вовлечены в воздуш­ное сражение с не менее чем сорока республиканскими истребителями. Бой закончился уничтожением четы­рёх вражеских машин. Мельдерс отме­тил в своём дневнике:

«Сегодня был трудный день. Воз­вращаясь из полёта я заметил в возду­хе самолёты 2.J/88, которые вели бой примерно с сорока Curtisses и Ratas к северу от Вивера. Мне пришлось уча­ствовать со своим 3.J/88 в драке с Curtisses. Постепенно нам удалось под­няться выше неприятеля и выбрав цели атаковать их. Но мне было видно, что каждый наш истребитель вынужден был вступать в бой с несколькими ис­требителями противника. Это приво­дило к тому, что времени на прицели­вание и открытие огня было недоста­точно и часто пулемётный огонь моих лётчиков не достигал цели».

В конце июля лейтенант «Отс» Бер­трам был переведён в эскадрилью Шеллмана и пересел на Bf 109 с но­мером 6-6".

Шеллман командовал 1.J/88, «Holzauge-Staffel». Holzauge (деревян­ный глаз). Что это означало? Это был типичный испанский жест. Когда тре­бовалось предостережение, испанец закрывал своё нижнее веко одним пальцем отсюда термин: «деревянный глаз». Для летчика - истребителя, спо­собность увидеть врага первым - поло­вина успеха. Подающий надежды лет­чик - истребитель должен был учиться видеть врага первым.

«Кетфирер покачивает крыльями. Атака! Его самолёт пикирует. Я стара­юсь не отставать. Но я ничего не ви­дел перед собой. И вдруг передо мной возникает вражеская эскадрилья. Внут­ри моего прицела оказалась вражеская машина. Я нажимаю кнопки! Но он не падает; я почти тараню его и проска­киваю мимо. Я потерял своего напар­ника из виду. Где - другие? Я смотрю вокруг и ужасаюсь: позади меня висят пять Curtisse-ов! Выхожу из под удара и удрученный возвращаюсь на свой аэродром. Я вел себя подобно испу­ганному кролику».