Великобритания

 

Исследования немецких трофеев в Великобритании протекали в три этапа.

В ходе первого этапа шел сбор тро­феев по всей Европе, начиная с мая 1945 года. Этот этап закончился дос­тавкой найденных образцов в Фарнборо в начале ноября 1945 года.

Затем начался осмотр и первичное изучение трофеев, доставленных в Фарнборо. Некоторые из трофейных машин использовались в качестве транспортных или курьерских.

Третий этап, включавший в себя аэродинамические исследования, про­ходил в 1946-1948 годах. Особое вни­мание уделялось аэродинамике таких необычных машин, как Me 163B, Horten IV и других.

Англичане также собирались дове­сти до ума 18 незавершенных немцами проектов, включая Me 263 (Ju 248). Однако этот грандиозный план полно­стью осуществить не удалось из-за от­сутствия необходимых средств. Англи­чане смогли выполнить лишь отдель­ные пункты программы, в частности собрали несколько двигателей Walter 109-509 на заводе Вальтера сразу пос­ле войны. Эти двигатели также доста­вили в Фарнборо.

Сборку немецких самолетов в Ан­глии проводила служба British Air Ministry Branch AI 2(g), собиравшая информацию о немецкой авиации с самого начала войны. Эта служба со­вместно с Министерством авиацион­ной промышленности составила спи­сок особо важных самолетов.

После высадки союзников в Евро­пе служба авиатехнической разведки разыскивала самолеты из этого спис­ка. По мере сбора новой информации, список пополнялся новыми моделями.

К 30 апреля 1945 года в Фарнборо прибыл первый Me 163B.

После войны среди летчиков и ин­женеров, приданных ATI, оказался коммандер Э.М. Браун. Он и нашел «Ко­меты» в Бад-Цвишенан и даже совер­шил несколько полетов на них, исполь­зуя в качестве буксира Bf 110.

Англичанам удалось найти 23 ис­правные «Кометы», которые нашлись на базе в Гузуме. Отправка этих само­летов в Англию началась 18 мая 1945 года. Часть самолетов доставляли по воздуху, часть наземным и морским транспортом.

«Кометы», как и другие трофейные самолеты получили номера RAF от АМ200 до АМ222 (AM - Air Ministry). Первая «Комета», захваченная англи­чанами еще до конца войны, получила регистрационный номер RAF - VF241.

Первый полет в Англии состоял­ся в Фарнборо 11 июля 1945 года. В качестве буксира использовался Spitfire IX (EN498).

В Фарнборо была организована выставка трофейной техники. Среди экспонатов был Me 163 (W.Nr. 191912). Самолет находился в ангаре «А». Он был частично разобран, чтобы было видно его внутреннее устройство. Еще раньше выставка трофеев проводилась в Гайд-парке. Там экспонировался Me 163 (W.Nr. 191454).

«Комета» VF241 предназначалась для летных испытаний. Англичане со­бирались испытать летные качества бесхвостого самолета. Также их инте­ресовала техника посадки на полоз. Эти исследования планировалось ис­пользовать при создании нового само­лета, над которым уже работали плен­ные немецкие специалисты, в том числе доктор Г. Мультопп и доктор Винтер.

Англичане, ознакомившись с рабо­той двигателя Вальтера, а также после рассказа самого Вальтера о типе ис­пользуемого топлива, не отважились проводить летные испытания с вклю­ченным двигателем. Поэтому с само­лета VF241 сняли двигатель, а на его месте разместили контрольно-измери­тельную аппаратуру. В качестве летчи­ка-испытателя утвердили Э. Брауна, который уже имел опыт полетов на «Комете». Первый полет состоялся 10 октября 1946 года. Самолет буксировал «Спитфайр IX». Испытания прово­дились на грунтовом аэродроме Уисли неподалеку от Фарнборо. Полет продолжался 25 минут и Браун остался доволен летными качествами «Кометы». Но после посадки обнаружились неисп­равности в гидравлической системе вы­пуска посадочного полоза и хвостового колеса. Это заставило прервать програм­му испытаний почти на год.

Следующий полет англичане про­вели 30 сентября 1947 года. На этот раз программа предусматривала исследо­вание поведения полоза при различ­ных скоростях посадки. Продолжались и аэродинамические испытания.

Браун провел несколько полетов, каждый раз увеличивая скорость. 15 ноября при посадке со скоростью 245 км/ч разрушился амортизатор полоза. Деталь амортизатора пробила пол и погнула рычаг левой педали. Левая нога пилота оказалась зажатой между амортизатором и приборной панелью. К счастью травм пилот не получил, но «Комета» вышла из строя. На этом дальнейшие полеты прекратили.