Комета глазами пилота

 

Капитан Эрик М. Браун так опи­сал свой первый полет на Me 163B.

Первый полет на Me 163B в Англии проводился на буксире у «Спитфайра». Испытывалась устойчивость самолета. Старт прошел не чисто, «Комета» не­сколько раз подпрыгивала, прежде чем окончательно оторвалась от земли. Во время разбега не было проблем с управ­лением, поскольку хвостовое колесо уп­равлялось. Взлетел без использования закрылков, а триммеры стояли в нейт­ральном положении. Оторвавшись, «Комета» начала набирать высоту. Где-то на 9 метрах я сбросил колесную тележку. В этот момент «Спитфайр» также оторвался от земли и мы начали набирать высоту.

На высоте 4900 м я сбросил букси­ровочный трос и начал самостоятель­ный полет. «Комета» легко реагирова­ла на движение рулей и была устойчи­вой во всех плоскостях. Я не ощущал, что самолет не имеет полноценного хвостового оперения.

Посадка прошла труднее взлета из-за ограниченной видимости вниз. Я сде­лал большой круг над аэродромом и за­шел на посадку под очень малым углом атаки. На подходе выпустил закрылки. Это было сделать тяжеловато, так как насос системы выпуска располагался под левой рукой. Следовало повернуть кран на 180°, а затем сделать 6 качаний до пол­ного выхода закрылков. Закрылки уве­личили угол атаки. Скорость самолета в этот момент составляла около 210 км/ ч. Затем я выпустил полоз и пошел над самой землей. Касание состоялось при скорости 185 км/ч. Первым земли косну­лось хвостовое колесо, после чего «Ко­мета» опустила нос и гладко коснулась земли. Самолет начал резко терять ско­рость и валиться то на одно, то на дру­гое крыло. Я активно действовал элеро­нами, стараясь не допустить удара кры­лом о землю. Наконец, элероны переста­ли действовать и «Комета» легла на зем­лю одним крылом, но продолжала плав­но идти вперед. Всего пробег составил 370 м от точки касания до полной оста­новки. Я остался доволен, что сумел обойтись без травм, так как был наслы­шан, что многие немецкие пилоты по­вреждали позвоночник при посадке.

Мой полет продлился 25 минут и доставил мне много удовольствия.