Окраска «Мустангов» в RAF

 

Машины первой серии NA-7? аме­риканцы на заводе окрашивали по ан­глийской схеме, используя краски аме­риканского производства. Сверху и с боков на самолет наносили матовые пятна землисто-коричневого (Dark Earth) и темно-зеленого (Dark Green) цветов. Снизу самолет красили светло­серо-зеленоватой краской (Sky Type S). На хвосте помещался черный серий­ный номер, состоявший из двух букв и трех цифр. На самолет также наноси­ли опознавательные знаки, но их про­порция оказалась нарушенной. Ошиб­ку быстро исправили и все последую­щие NA-73 несли безукоризненные опознавательные знаки. На фюзеляже четыре концентрических круга желто­го, темно-синего, белого и красного цвета (тип А1), на нижних поверхнос­тях крыльев три концентрических кру­га без внешнего желтого (тип А), на верхних поверхностях крыльев только темно-синий и красный круги (тип В). На хвосте помещался прямоугольник (Fin Flash), разделенный на три верти­кальные полосы равной ширины: крас­ную, белую и темно-синюю. Красная полоса всегда находилась ближе к носу самолета, независимо от правого или левого борта. Данная схема просуще­ствовала до августа 1941 года.

Кроме стандартного заводского камуфляжа «Мустанги I» несли эле­менты быстрой идентификации в виде голубых (Sky) полос шириной 18 дюй­мов (45,7 см) на фюзеляже у хвостово­го оперения и голубых коков винта. Дополнительно каждая эскадрилья RAF имела идентификатор в виде двух букв. Эти две буквы наносили той же голубой краской перед опознаватель­ным знаком. За опознавательным зна­ком помещалась третья буква, обозна­чавшая конкретную машину эскадрильи.

«Мустанги» Mk I и Mk II армейс­кой авиации несли только третью бук­ву, обозначавшую машину. Две буквы эскадрильи на них отсутствовали. Эта единственная буква могла помещать­ся не только за опознавательным зна­ком, но и перед ним. Полоса в хвосто­вой части фюзеляжа наезжала на бор­товой номер самолета. В результате приходилось перерисовывать номер, делая его больше. Иногда номер пере­носили под хвостовое оперение, позднее это стало стандартом. (В скобках заметим, что новое положение номера в наши дни стало причиной головной боли историков, моделистов и люби­телей техники, поскольку разглядеть черный номер на темном камуфляже, закрытый тенью от хвоста, почти не­возможно). Позднее, когда англичане перешли к наступательным действиям, палитра камуфляжа изменилась. Ко­ричневый цвет (Dark Earth) заменили шаровым (Ocean Grey), а небесно-го­лубой (Sky) - светло-серым (Medium Sea Grey). Обозначения остались пре­жними. Все старые Р-51, имевшие обо­ронительный камуфляж, перекрасили. Однако вскоре выяснилось, что крас­ка Ocean Grey очень низкого качества. Поэтому ее часто заменяли какой-либо другой краской, имевшей похожий цвет. В результате известно несколько заметно различающихся оттенков, но­сящих название Ocean Grey.

Опыт первых месяцев войны заста­вил усилить систему знаков быстрой идентификации самолетов. В бою пи­лоту за какую-то долю секунды прихо­дилось решать свой это самолет или чужой, часто глядя на машину, развер­нутую так, что видна лишь минималь­ная площадь обшивки. Кок голубого цвета не мог служить надежным при­знаком. У многих Bf 109 коки также были выкрашены в светлые тона. По­этому у всех английских одномотор­ных истребителей с июля 1941 года желтой краской покрывали передние кромки крыльев. Инструкция предпи­сывала наносить полосу шириной 15 см от средней части крыла до кончика. У Р-51 полосу обычно наносили по всей длине кромки. Быстро выясни­лось, что силуэт «Мустанга» при взгля­де сверху и снизу очень напоминает силуэт Me 109. Чтобы отличить свои машины, на крыльях «Мустангов» ста­ли наносить желтые или красные по­лосы шириной 12 дюймов (30 см). Та­кие полосы носили только «Мустанги» с двигателем Allison.

В апреле 1942 года командование RAF приказало уменьшить размеры опознавательных знаков, сократив бе­лые и желтые элементы до 1/4 от пре­жней ширины (типы С и С1). По воз­можности следовало также уменьшить диаметр знаков на нижней поверхнос­ти крыльев. Яркие белые и желтые кру­ги на фоне темного камуфляжа облег­чали прицеливание немецким пилотам.

Последний раз система опознаватель­ных знаков изменилась в конце 1944 года. Тогда на знаках на верхних по­верхностях крыльев добавили белый круг той же пропорции, что и на бор­ту фюзеляжа (тип С).

В 1943 году, во время боев в Туни­се 225-й разведывательная эскадрилья переняла от американцев несколько F-6А и использовала их совместно с анг­лийскими разведчиками «Spitfire Mk V». «Мустанги» получили английский тропический камуфляж. Сверху на са­молеты нанесли нерегулярные пятна коричневого (Dark Earth) и песочного (Middle Stone) цвета. Снизу наложили светло-голубой (Azure Blue) цвет. До­полнительно самолеты несли иденти­фикатор эскадрильи (WU) светло-го­лубого цвета. Кок винта оставили чер­ного цвета, это был элемент быстрой идентификации всех союзнических самолетов, действовавших на Средизем­ном море. Знаки быстрой идентифика­ции, использовавшиеся в метрополии, на этих «Мустангах» не применяли.

В конце 1943 года первые «Мустан­ги Mk III» (P-51B), предназначенные для RAF, уже на заводе получили на­ступательный камуфляж. При этом оттенок Ocean Grey еще не совпадал с английским эталоном. Американцы наносили на фюзеляж светло-серые бортовые номера, как раз на то место у хвоста, где англичане помещали по­лосу быстрой идентификации. Вместо английских кокард самолеты получи­ли американские звезды, Fin Flash на хвосте отсутствовал. Это объяснялось новыми возможностями самолетов Р-51В. Они имели заметно большую дальность полета, поэтому их можно было перегонять в Англию по возду­ху, избегая переброски морем через Атлантику, кишащую немецкими «у-ботами». Чтобы избежать недоразуме­ний с американской системой ПВО, все самолеты получали американские опознавательные знаки и знаки быст­рой идентификации. Серийный номер самолета наносили черной краской под хвостовым оперением.

Окрашенные таким образом маши­ны поступили в декабре 1943 года в 65-го эскадрилью (YT). Однако прежде чем самолеты совершили первый бое­вой вылет, они кроме идентификатора эскадрильи получили дополнительные элементы быстрой идентификации, используемые на «Тандерболтах» и новых «Мустангах В». Эти самолеты получили одиночные полосы на всех поверхностях хвостового оперения, а кок окрасили в белый цвет. Чтобы от­личить Р-51В, по-прежнему похожий на Me 109, американцы предложили новый элемент быстрой идентифика­ции в виде белых полос вокруг крыль­ев у фюзеляжа. Полосы на крыльях располагались так, что составляли одну прямую с полосами на хвостовом оперении. Англичане, желая уберечь своих пилотов от все более вспыльчи­вых американских товарищей, согла­сились использовать ту же схему на своих машинах. При этом ненужными стали голубая полоса, кок винта и жел­тые передние кромки крыльев. Хотя ширина полос жестко регламентирова­лась, на практике она могла колебать­ся от 35 до 4S см. Полоса на хвостовом оперении также оказалась излишней деталью и к началу высадки союзни­ков в Нормандии вышла из употреб­ления.

4 июня 1944 года Верховное Коман­дование объединенных вооруженных сил отдало четкие указания о том, ка­кие знаки должны нести самолеты, уча­ствующие в операции «Overlord». На небольшом плацдарме было сконцен­трированы значительные силы. Существовало опасение, что в напряженной обстановке зенитная артиллерия будет часто открывать огонь по своей авиа­ции, расходуя боеприпасы и причиняя ущерб. С другой стороны, в районе плацдарма предполагалось применить большое число самолетов, что делало практически бесполезным использова­ние радара. Поэтому пришлось поло­житься на визуальную идентификацию самолетов. Для этого каждая машина, участвовавшая в боевых действиях в районе плацдарма, получила пять цветных полос (три белых и два чер­ных) на фюзеляже за кабиной и на кры­льях. Ширину каждой полосы опреде­лили в 18 дюймов (45,7 см). Механики Р-51 находились в чуть более легком положении. На крыльях «Мустангов» уже имелось по полосе, которую нуж­но было лишь немного расширить. Если нанести полосы на крылья не представляло проблемы, то полосы на фюзеляже неизбежно закрывали серийные номера и идентификаторы эскад­рилий. Перекраска проходила в усло­виях огромной спешки, и, если бы на­чало десанта не отложили на один день, половина самолетов приняла бы участие в операции недокрашенными. Пять чередующихся полос на фюзеля­же занимали пространство от полосы быстрой идентификации до задних сте­кол фонаря. Имелось несколько спосо­бов нанесения полос. Их наносили пульверизатором, а после того, как краска просыхала, добавляли буквен­ные обозначения. В других случаях, обозначения закрывали липкой лен­той, а, нанеся полосы, ленту срывали. Иногда полосы наносили кистью. Обо­значения обычно наносили те механи­ки, у кого была тверже рука. Уже в июне полос не было на тех самолетах, которые патрулировали воздушное пространство над Англией.

После того, как союзники заняли первые аэродромы в Нормандии, их быстро привели в рабочее состояние и в середине июля на материк переба­зировались первые эскадрильи. Самоле­ты в слишком контрастной окраске ста­ли бы легкой добычей для немецкой авиации. Поэтому с верхних поверхнос­тей и хвостового оперения машин убра­ли элементы быстрой идентификации.

Кок винта выкрашивали или в цве­та камуфляжа, как это было принято в 122-й эскадрилье, или в черный цвет. На «Мустангах», дислоцированных в Англии, полосы с верхней стороны крыльев начали убирать в конце июля, причем первую белую полосу на кры­ле оставили, фактически вернув само­летам то вид, какой они имели перед началом десанта. Этот процесс занял определенное время, поэтому можно было одновременно видеть истребите­ли как с полосами на крыльях, так и без полос.

Последние самолеты с полосами можно было заметить еще в декабре 1944 года, когда поступил приказ пе­рекрасить машины. Одновременно ре­комендовалось закрасить полосы бы­строй идентификации на крыльях и хвостовом оперении. Тут следует заме­тить, что камуфляж на Р-51 наносился по двум основным схемам: А и В - ко­торые представляли собой зеркальное отражение друг друга. Размеры и раз­мещение отдельных пятен регламенти­ровались. Во многих работах, посвя­щенных камуфляжу Р-51, говориться о нескольких разработанных вариантах камуфляжа, но никаких доказательств тому нет. Можно лишь предположить, что при ремонте разным машинам по-разному подновляли камуфляж. Иног­да самолет, с разрушенным крылом, получал крыло от другого самолета, разобранного на запчасти. Если окрас­ка самолета и крыла были в нормаль­ном состоянии, то техники просто за­мазывали стыки. Не всегда самолет после ремонта возвращался в ту же эс­кадрилью, откуда был взят. В резуль­тате приходилось менять кодовые обо­значения, что также могло отражать­ся на камуфляже. Например, польская 309-я эскадрилья получила в октябре 1944 года «Мустанги», часть из кото­рых прошла ремонт. На фотографиях можно ясно различить более темные пятна, закрывающие старые обозначе­ния. Много нестандартных схем появи­лось летом 1944 года, когда начали за­мазывать полосы быстрой идентифи­кации на крыльях. Механики орудова­ли кистью не всегда сверяясь с инструк­цией. Все это приводило к тому, что часто можно было встретить «Мус­танг» в совершенно нестандартном камуфляже.

После массового налета люфтваф­фе, совершенного 1 января 1945 года (операция «Bodenplatte»), поступил приказ немедленно закрасить на фю­зеляжах полосы быстрой идентифика­ции и перекрасить в темный цвет коки винтов. Приказ касался всех самоле­тов, базировавшихся на материке. Ма­шины, базировавшиеся в Англии, со­хранили полосы быстрой идентификации до конца войны, а носы их могли быть красные, голубые или клетчатые. Никаких стандартов на этот элемент не было, и в каждой эскадрилье значение цветного носа могло быть другим.

В 1945 году на новых «Мустангах» Mk III и IV не было камуфляжа, само­леты оставались цвета дюраля. Лите­ры, обозначающие эскадрилью, нано­сили черной краской или американской краской цвета Olive Drab. Без ка­муфляжа самолет развивал большую скорость, что позволяло ему в пике набрать скорость более 850 км/ч и дог­нать немецкие реактивные Me 262.

«Мустанги» Mk III и Mk IV также состояли на вооружении эскадрилий RAF, действовавших в Италии. Ка­муфляж «итальянских» машин не отли­чался от камуфляжа «английских». «Европейские» элементы быстрой идентификации отсутствовали. Вместо них англичане выкрашивали в крас­ный цвет кок винта, а американцы до­полнительно наносили на крылья желтые полосы. Любопытную особен­ность в окраске самолетов имела 122-я эскадрилья, все машины которой укра­шались изображением акульей пасти, независимо от того, имелся на самоле­те камуфляж или нет. В 3-й эскадрилье RAAF рули красили голубой краской, а также наносили на них пять малень­ких звездочек. У машин без камуфля­жа в этой эскадрилье голубой краской наносили буквенные обозначения. В 250-й и 260-й эскадрильях имелось не­сколько машин в американском ка­муфляже Olive Drab/Neutral Grey. Пос­ле войны все английские «Мустанги» получили на крылья черные серийные номера, а у дислоцированных в Герма­нии самолетов оккупационных войск в черный цвет выкрасили коки винтов. После того, как положение в Европе стабилизировалось, англичане верну­лись к системе обозначений, принятой до войны.

В заключение нужно сказать не­сколько слов о еще одном обозначении на «Мустангах». В литературе распро­странено мнение о том, что в августе 1942 года самолеты, участвовавшие в высадке десанта под Дьеппом, получи­ли на капот четыре белые полосы. Од­нако нет ни одного снимка, подтверж­дающего этот факт.