Окраска «Мустангов» в USAAF

 

Прототип NA-73X остался неокра­шенным. Он получил только опозна­вательные знаки в форме вертикальной темно-синей и горизонтальных крас­ных и белых полос на руле направле­ния. Два серийных самолета (четвер­тый и десятый), полученные из англий­ской партии, несли на крыльях боль­шие серийные номера. На хвостовом оперении и двигателе повторялись че­тыре последних цифры серийного но­мера и американские звезды. На фюзе­ляже вместо опознавательных знаков машины получили эмблему в виде сти­лизованной под стрелу надписи «WRIGHT». Перед кабиной проходи­ла черная противобликовая полоса. Эту полосу позднее получил и прототип NA-73X. У прототипа на верхней стороне правого крыла и нижней сто­роне левого крыла имелась надпись «NX 19998», сделанная крупными чер­ными литерами. ХР-51 получил те же обозначения, плюс к тому на нижней поверхности крыльев нанесли надпись «US ARMY», сделанную темно-синими (Insignia Blue) буквами. На машинах из английской партии на фюзеляже име­лось изображение желтой буквы «Р», вписанной в круг того же цвета.

Две машины второй серии (NA-83 AL958) оставили в Штатах для срав­нительных испытаний с прототипами ХР-38 и ХР-47. Эти самолеты сохранили английский камуфляж и обозначения. Заменили только опознавательные зна­ки. Это были единственные машины, носившие английский камуфляж в соче­тании с американскими звездами.

После налета японской авиации на Перл-Харбор, американцы задержали у себя 50 самолетов Р-51-1 (NA-91) из английской партии. На истребители установили фотооборудование и осна­стили ими 154th TRS (Tactical Reconnaissance Squadron - эскадрилья тактической разведки). В конце 1942 года эту часть перебросили в Северную Африку. Поскольку командование USAAC не сразу успело разработать схему окраски для нового истребите­ля, машины получили универсальный камуфляж, так называемый Shadow Shading, разработанный еще в октяб­ре 1919 года! Камуфляж заключался в том, что верхнюю сторону крыльев, спину и борта фюзеляжа выкрашива­ли темно-оливковой краской (№ 41), а днище фюзеляжа и нижнюю сторону крыльев - серой краской (№ 43). В Аф­рике самолеты должны были получить пустынный камуфляж, но ни один из Р-51 такого камуфляжа не получил. Вообще, авиационные части, действо­вавшие в Северной Африке, отлича­лись необычайной пестротой и непос­ледовательностью в используемых схе­мах камуфляжа.

В качестве опознавательного зна­ка 154-я эскадрилья использовала белую пятиконечную звезду, вписанную в темно-синий круг с желтым кантом шириной 2 дюйма. Такая звезда поме­щалась на бортах фюзеляжа и на обе­их сторонах крыльев. Машинам верну­ли американские серийные номера, которые нанесли желтой краской на фюзеляж между звездой и хвостовым оперением. На некоторых истребите­лях номер повторили черной краской на киле. Дополнительно на киле само­летов изобразили американский флаг, сориентировав его так, что поле со звездами находилось по левую руку смотрящего, независимо от борта. Ис­пользуя опыт RAF, на крылья «Мус­тангов» нанесли желтые полосы быст­рой идентификации, однако они были смещены относительно полос на анг­лийских машинах. Перед самой высад­кой в Северной Африке поступил при­каз, обязывающий выкрасить кок вин­та у всех одномоторных самолетов в красный цвет.

Первоначально в эскадрилье не использовалось каких-либо тактичес­ких обозначений. Впервые их ввели лишь весной 1943 года. Тактические знаки представляли собой белые номе­ра, нанесенные на капоты двигателей под выхлопными патрубками.

Эскадрилья участвовала во всех кампаниях в Северной Африке, летая на одних и тех же самолетах. 29 июня 1943 года опознавательные знаки из­менились. Под синий круг «подложили» белую полосу, обведя весь знак красным кантом. Имевшийся прежде желтый кант закрасили. Тут следует сказать пару слов о использовании желтого канта на американских опоз­навательных знаках. Вопреки утверж­дению многих авторов, желтый кант имелся не у всех американских само­летов, а только у тех, что участвовали в операции «Torch» (октябрь 1942 года), а также у части самолетов 8-й воздушной армии, которые находи­лись в резерве. Об этом говорит допол­нение от 30 сентября 1942 года к опе­ративному циркуляру № 9 от 25 сен­тября 1942 года. Циркуляр касался главным образом организационных аспектов связанных с операцией и составлялся штабом генерала Эйзенхау­эра. Таким образом, этот документ не был результатом деятельности Объе­диненного комитета по делам авиации (JAC - Joint Aircraft Committee) и его Подкомитета по вопросам стандарти­зации. Стало быть желтую кайму сле­дует скорее считать элементом быст­рой идентификации, чем деталью опоз­навательного знака. Все самолеты, выпущенные после 28 мая 1942 года, получали опознавательные знаки, со­ответствовавшие Insignia Specification No. 24102-K с поправкой № 3. То есть самолеты получали пятиконечную бе­лую звезду с равными плечами на фоне темно-синего круга. Такие знаки поме­щали на бортах фюзеляжа, на равном удалении от задней кромки крыла и пе­редней кромки хвостового оперения, а также на верхней стороне левого и ниж­ней стороне правого крыла. Кант шири­ной два дюйма (50,8 см) добавляли в бо­евых частях (в Египте, во Флориде и Англии), чтобы придать американским самолетам подобие с английскими ма­шинами. Кроме того, боевые машины получили звезду на нижней стороне ле­вого крыла. Поскольку многие «Мустан­ги» были конфискованы из английских партий, они получали четвертую звезду на верхней стороне правого крыла, зак­рывавшую английскую розетку.

Через два месяца после высадки десанта новые самолеты уже направ­лялись в бой без желтого канта. На ста­рых машинах кант продержался до июня 1943 года.

В районе Тихого океана желтый кант появлялся эпизодически и толь­ко на машинах, конфискованных из английских партий.

Весной 1943 года возникла ситуа­ция, когда некоторые самолеты имели кант только на четырех знаках, а дру­гие - на шести. Третьи самолеты име­ли знаки без канта, а у отдельных ма­шин кант был только на фюзеляже или только на крыльях. В частях, дислоци­рованных в Великобритании, также наблюдался разнобой. Первые эскад­рильи 8-го воздушного флота были укомплектованы американскими доб­ровольцами, уже сражавшимися в ан­глийских частях. Первоначально на вооружении этих эскадрилий находи­лись английские «Спитфайры Mk V». После официального объявления о формировании эскадрилий, английс­кие розетки быстро замазали амери­канскими звездами. Поскольку диа­метр американской эмблемы был мень­ше, вокруг нее виднелась желтая поло­са, обычная для английских знаков на фюзеляже. Новые «Тандерболты», доставленные для 4-й и 56-й истребитель­ных групп, по инициативе командова­ния 8-й воздушной армии также полу­чили желтый кант, но только на эмб­лемах на фюзеляже. У англичан аме­риканцы также переняли двухбуквенную систему обозначения эскадрилий (с июня 1943 года двухбуквенную сис­тему ввели и в бомбардировочных ча­стях). По мере того, как численность 8-й воздушной армии росла, парк ма­шин увеличился. Возникли и идеоло­гические возражения. Поэтому от жел­того канта отказались.

В июне 1943 года Объединенный комитет по делам авиации, желая уст­ранить возникший разнобой, ввел но­вый опознавательный знак, заметно отличавшийся от эмблем других армий мира (документ AN-I-9 от 29 июня 1943 года). Однако в изображении знака применялся красный цвет, что вызва­ло возражения в частях, действующих на Тихом океане. Переходный период составлял два месяца (до 1 сентября 1943 года), однако во многих частях в южной части Тихого океана переход длился много дольше. На многих са­молетах просто добавляли белые по­лоски слева и справа от звезды, так возникла переходная форма эмблемы, не оговоренная ни в каких официаль­ных документах.

К общему согласию 14 августа 1943 года появился документ AN-I-9b, в ко­тором красный кант заменялся темно-синим. Этот вариант удовлетворил все стороны. В данном варианте амери­канский опознавательный знак про­существовал до 1947 года. Одновремен­но определялись места, на которые сле­довало помещать знак: оба борта фюзе­ляжа, а также сверху и снизу левого кры­ла (глядя вдоль направления полета).

Вернемся же к месту, где прервали повествование. 154-я эскадрилья закончила свой боевой путь в июле 1943 года на Сицилии, где самолеты были переданы 111-й эскадрилье тактичес­кой разведки. В новой части самолеты получили новое обозначение в виде двух букв, расположенных за звездой. При этом частично закрылся серийный номер самолета. Первая буква обозна­чала звено, вторая - машину в составе звена. 14 августа 1493 года красный кант на опознавательном принадлеж­ности заменили темно-синим (Insignia Blue). Поскольку темно-синий фон вокруг звезды уже успел к тому време­ни выгореть, новый кант оказался за­метно темнее. Тактические номера ста­рой части обычно закрывали эмблемой 111-й эскадрильи.

21 апреля 1943 года в армейской спе­цификации № 3-1 краска Dark Olive Drab 41 заменялась краской Olive Drab 42.

Следующей модификацией «Мус­танга», прибывшей на фронт, стал ис­требитель-бомбардировщик А-36А. Этими самолетами в июне и июле 1943 года оснастили 27-ю и 86-ю бомбарди­ровочные группы 12-го воздушного флота, действовавшего в Северной Африке. В состав 27-й бомбардировоч­ной группы входили 522-я, 523-я и 524-я бомбардировочные эскадрильи. Пер­воначально в группе использовали обозначения, состоявшие из двух бе­лых литер на фюзеляже перед и поза­ди опознавательного знака. Первая буква А, В или С обозначала эскадри­лью группы, вторая - самолет в соста­ве эскадрильи. Вскоре изменилось на­чертание опознавательного знака, а группу переименовали в истребительно-бомбардировочную. Одновременно их перенесли с фюзеляжа на киль, где помещали одну над другой, причем верхняя буква обозначала эскадрилью. 86-я бомбардировочная группа состо­яла из 525-й, 526-й и 527-й бомбарди­ровочных эскадрилий. Самолеты груп­пы несли только одну литеру, обозна­чавшую самолет в эскадрилье. После переименования группы в истребительно-бомбардировочную, самолеты получили диагональную полосу на киле. В июне и июле 1944 года обе группы оснастили самолетами Р-47.

В 1943 году А-36А находились на вооружении 10-й воздушной армии, действовавшей в Бирме. В состав ар­мии входила 311-я бомбардировочная группа, которая состояла из четырех эскадрилий пикирующих бомбарди­ровщиков: 385-й (расформированной в сентябре 1943 года), 382-й, 383-й и 384-й. В сентябре группу переименовали в истребительно-бомбардировочную, изменив нумерацию эскадрилий. 382-я бомбардировочная эскадрилья стала 582-й исгребительно-бомбардировочной, 383-я - 529-й, а 384-я - 530-й. К тому времени кроме А-36А группа рас­полагала и истребителями Р-51 А. В мае 1944 года группа стала называться 311-й истребительной группой. Самолеты группы носили камуфляж Shadow Shading, а тактические номера выгля­дели в виде больших белых цифр, рас­положенных на киле. Цвет кока обо­значал дивизион: 529-й - белый, 530-й - желтый, 528-й - <неизвестно>. Так­тические номера группы лежали в ди­апазоне от 1 до 99. Характерным эле­ментом для А-36А и Р-51 А, действую­щим в районе Китая и Бирмы, были черные (а не желтые) серийные номе­ра большого размера. Некоторые ма­шины несли серийный номер черного цвета на киле.

В сентябре 1944 года группа вошла в состав 14-й воздушной армии, дей­ствовавшей в Китае.

28 сентября 1943 года появилась новая камуфляжная схема. Докумен­том ANA Bulletin No. 157 краску Neutral Grey 32 заменяли краской Sea Grey 603.

В ноябре 1943 года самолеты Р-51 А поступили на вооружение истреби­тельного отряда 1-й авиагруппы. Эти машины отличались пятью диагональными полосами, нанесенными на фю­зеляж за кабиной. Дополнительно са­молеты могли нести от одной до трех горизонтальных белых полос на киле. Над полосами находился обычный тактический номер. Другой особенно­стью Р-51 А из 1. ACG были очищен­ные от краски коки винтов, а также левый верхний угол киля, наружные углы горизонтального стабилизатора, а также (иногда) концы крыльев. С марта 1944 года Р-51 А действовали также в составе 23-й истребительной группы в Китае. 74-я, 75-я и 76-я истре­бительные эскадрильи традиционно украсили свои «Мустанги» изображе­нием разинутой пасти. Аналогично были украшены носы старых Р-40, прежде состоявших на вооружении эс­кадрилий. Поскольку «Мустанги» име­ли другую форму носа, форма пасти несколько изменилась. В качестве тактических номеров в эскадрильях ис­пользовали двух- и трехзначные номе­ра, помещенные на киле. Номера само­летов 74-й эскадрильи лежали в диапа­зоне от 40 до 69, 75-й эскадрильи -151-200, 76-й эскадрильи - 10-39.

Р-51А в разведывательной модифи­кации поступили в 67-ю группу такти­ческой разведки 9-й воздушной армии, дислоцированной в Англии. В состав группы входили 107-я и 109-я эскадри­льи тактической разведки. Кроме ка­муфляжа Dark Olive Drab/Neutral Grey в эскадрильях использовали типовые элементы быстрой идентификации. Особенность составляли только кодо­вые обозначения эскадрилий: 107 TRS - АХ, 109 TRS - VX.

В заключении следует вспомнить, что некоторые серии А-36А и Р-51А имели особенности камуфляжа. Цвет Neutral Grey в хвостовой части имел более высокую границу, заходя на нижнюю часть руля направления.

Самолеты Р-51 В и С уже не имели камуфляжа. С марта 1944 года камуф­ляж перестали наносить на заводах. Это уменьшало трудозатраты, одно­временно немного улучшая характери­стики машины, поскольку гладкий дюралевый лист имел меньшее аэроди­намическое сопротивление, чем шеро­ховатая поверхность краски.

4 декабря 1943 года документом ANA Bulletin No 166 вводились но­вые яркие краски для нанесения обо­значений, заменяя большинство кра­сок, оговоренных в армейской специ­фикации № 3-1.