Истребители И-16 в Великой Отечественной войне

 

К лету 1941 г. Германия оккупиро­вала большинство стран Европы. Те­перь нацистская военная машина по­ворачивала на Восток. Вблизи грани­цы с Советским Союзом концентриро­вались войска, перебрасываемые с За­пада. Начиная с мая месяца участили полеты самолетов-разведчиков люфт­ваффе над территорией СССР, полеты стали едва ли не ежедневными. Совет­ская пресса не уставала отрицать ве­роятность агрессии со стороны Герма­нии, однако не оставалось сомнений -война не за горами. Группировка РККА в приграничных районах также усиливалась.

На 22 июня 1941 г. в составе ВВС РККА западных военных округов на­считывалось 4226 истребителей, в том числе 1635 И-16 различных типов. По данным Архива министерства оборо­ны СССР на долю И-16 приходилось 26% от общей численности истреби­тельной авиации.

Количество истребителей И-16 в ВВС западных военных округов:

Ленинградский военный округ 396

Прибалтийский военный округ 142

Западный особый военный округ 361

Киевский особый военный округ 455

Истребители И-16 состояли на во­оружении 57 авиаполков, часть из них имела смешанный состав - помимо И-16 на вооружении находились самоле­ты других типов. Кроме того, «ишач­ки» мелись в учебных подразделениях, резервных авиаполках, на ремонте. Помимо ВВС РККА истребители со­стояли на вооружении авиации воен­но-морского флота; в составе ВВС Северного, Балтийского и Черноморс­кого флотов насчитывалось 778 истре­бителей, в том числе 344 И-16. На воо­ружении ВВС Тихоокеанского флота на­ходилось 155 И-16, еще ПО истребите­лей данного типа имелось в учебных ча­стях авиации ВМФ. На вооружении ВВС РККА и ВМФ имелось также значитель­ное количество самолетов УТИ-4.

Фактически, в первой половине 1941 г. И-16 оставался самым массо­вым советским истребителем. Самолет, в отличие от новых МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-3, был хорошо освоен летчика­ми и техниками. Именно И-16 стал ос­новным защитником советского неба от самолетов люфтваффе.

На рассвете 22 июня 1941 г. герман­ская авиация обрушилась на пригра­ничные аэродромы, военные городки, военно-морские базы вдоль всей линии границы. Налетам подверглись 66 аэродромов ВВС. Жертвами внезапно­го удара стало не менее 900 самолетов, а к вечеру потери советской авиации возросли до 1200 крылатых машин.

Действия группы армий «Центр». наносившей удар по войскам Особого Западного военного округа, поддержи­вал 2-й воздушный флот. К вечеру 22 июня потери ВВС Западного военно­го округа составили 738 самолетов, 528 из которых были уничтожены на аэро­дромах. Численность авиации округа уменьшилась более чем в два раза. Немцы рассчитывали уничтожить со­ветские ВВС на земле, добившись тем самым господства в воздухе. План удался в значительной степени. Неспо­собность высшего командования РККА разобраться в ситуации и при­нять адекватные ответные меры в пос­ледующие несколько дней еще более усугубила ситуацию. Генералы вермах­та получали идеальные условия для развития наступления в глубь страны. Тем не менее, в воздухе и на земле аг­рессоры встретили упорнейшее сопротивление с первых минут войны.

Первый самолет люфтваффе был сбит в 3 ч 30 мин 22 июня 1941 г. По­беду в небе Бреста одержал летчик И-16 из базировавшегося в Пружанах 33-го истребительного авиаполка. В тече­ние часа летчики 33-го полка сбили еще пять немецких самолетов. Похо­жая картина наблюдалась в Прибал­тийском военном округе: пилоты 21-го истребительного авиаполка одержали девять побед в воздушных боях, 15-го истребительного авиаполка - также девять, 10-го истребительного авиа­полка - семь. В Одесском военном ок­руге пилоты базировавшегося в Бель­цах 55-го истребительного авиаполка за день 22 июня одержали десять по­бед в воздушных боях, в то время как летчики 67-го истребительного авиа­полка - пятнадцать. В первый день вой­ны люфтваффе потеряли не менее 300 самолетов.

Многие летчики истребителей И-16 открыли 22 июня свой победный счет, но для многих эти победы стали пер­выми и последними. Лейтенант Мокляк из 67-го истребительного авиапол­ка в утренних воздушных боях сбил четыре немецких самолета, пятый он таранил и погиб. Лейтенант Гудимов из 33-го истребительного авиаполка и Василий Лобода из 19-го истребитель­ного авиаполка одержали в воздушных боях по две победы, прежде чем погиб­ли в таранных атаках. С перового дня войны таран стал страшным оружием советских летчиков. 22 июня тараны совершили не менее 15 пилотов. Таран­ные атаки не прекращались и в после­дующие дни. Летчики, таранившие са­молеты противника, попали в число первых Героев Советского Союза, удо­стоенного этого звания в Великую Оте­чественную войну. Лейтенант Харито­нов 27 июля в окрестностях Пскова таранил бомбардировщик Ju-88. На следующий день вражеские самолеты в районе Ленинграда таранили лейте­нанты Здоровцев и Жуков из 158-го истребительного авиаполка, причем оба сумели посадить свои истребители. Летчики были удостоены звания Героя Советского Союза.

Как уже говорилось, авиация За­падного особого военного округа 22 июня понесла тяжелые потери. В то же время, авиационные подразделения, дислоцированные восточнее, таких потерь не имели. Одним из таких соеди­нений являлась 43-я авиационная диви­зия, которой командовал герой Испании генерал-майор Захаров. Самолеты диви­зии базировались на аэродромах Орша и Могилев. Ниже приведен состав ди­визии на 22 июня 1941 г.:

160-й ИАП, 60 (или 66) истребите­лей И-153, 72 летчика

161-й ИАП. 62 (или 64) истребите­ля И-16, 70 летчиков

162-й ИАП, 54 истребителя И-16, 75 летчиков

163-й ИАП, 59 истребителей И-16, 72 летчика

Главную силу 43-й дивизии состав­ляли 175 истребителей И-16. После кол­лапса ВВС Западного военного округа именно им выпала участь противостоять в воздухе пилотам люфтваффе.

22 июня все четыре полка дивизии перебазировались на аэродромы, рас­положенные ближе к границе, а уже вечером вступили в бой. Летчики 160-го и 163-го полков отличились при обороне Минска. Уже в первые дни многие пилоты открыли свой боевой счет, а генерал Захаров добавил к сво­им испанским победам два сбитых над столицей Белоруссии Ju-88.

За один день 24 июня истребители И-16 из 163-го ИАП сбили в воздуш­ных боях 21 самолет противника. Луч­ший результат начального периода войны во всех ВВС больше повторить не удалось. Победы оплачивались до­рогой ценой. Количество боеспособ­ных истребителей И-16 снижалось из-за потерь в воздушных боях, от нале­тов вражеской авиации на аэродромы базирования. Высокий процент боевых потерь объяснялся нетипичными зада­чами, которые выполняли истребите­ли. Главным приоритетом для любых типов советских самолетов в этот пе­риод войны стали штурмовки механи­зированных колонн вермахта, имев­ших неплохую систему ПВО. За две недели боев количество истребителей в 43-й дивизии уменьшилось до 15-20 пригодных к полетам самолетов.

Боевая работа дивизии нашла от­ражение в приказе командующего ВВС Западного фронта:

- 43-я авиационная дивизия полно­стью выполнила задачу по перехвату и уничтожению самолетов противни­ка в районах Минск, Пуховичи, Боб­руйск, Могилев, Смоленск и Вязьма. Самолеты дивизии сопровождали бом­бардировщики, штурмовали наземные войска противника, выполняли раз­ведывательные задачи и прикрывали наши войска. Летчики 43-й дивизии вы­полнили 4638 боевых вылетов, налетав 5956 часов. За этот период летчиками дивизии было сбито 167 немецких само­летов. Собственные потери составили 63 самолета, уничтоженных на земля и 26 сбитых в воздушных боях. Трое пилотов погибли в авиакатастрофах.

Вторжение в Советский Союз не стало для люфтваффе легкой прогул­кой. С 22 июня по 5 июля 1941 г. ВВС Германии потеряли 807 самолетов всех типов, с 6 по 19 июля - еще 477. Поте­ри несли также и союзники Германии, имевшие на Восточном фронте свою авиацию. Против ВВС Одесского во­енного округа и авиации Черноморс­кого флота вместе с люфтваффе действовали самолеты ВВС Румынии. Становой хребет советской авиации на южном участке фронта составляли 300 истребителей И-16 21-й и 22-й смешан­ных авиационных дивизий. Эти само­леты стали основой ПВО Одессы. В пер­вый день войны летчики 21-й дивизии сбили не менее 20 самолетов противни­ка, а через месяц боевой счет дивизии вырос до 150 побед в воздушных боях.

Румынские и немецкие войска уда­лось остановить на подступах к Одес­се. В ожесточенных воздушных боях на этом участке фронта принимали учас­тие пилоты 69-го ИАП и 22-й смешан­ной авиационной дивизии. На 22 июня 1941 г. в составе 69-го полка числилось 70 истребителей И-16 и пять МиГ-3. За три месяца героической обороны горо­да у моря летчики полка сбили 94 не­мецких и румынских самолета. Полком командовал опытнейший летчик-ис­требитель Лев Шестаков, освоивший И-16 еще в 1936 г. В 1937 г. Шестаков воевал в Испании, где совершил 150 боевых вылетов, провел 90 воздушных боев и сбил восемь самолетов лично и 21 - в группе. В небе Одессы ас одер­жал еще три личных победы, а восемь самолетов противника сбил в составе группы. Герой Советского Союза Лев Шестаков погиб 13 марта 1944 г., на его счету тогда числилось 23 личных и 44 групповых победы.

Всего через месяц после начала войны Москва оказалась в пределах радиуса действия бомбардировщиков люфтваффе. Для защиты столицы был выделен 6-й истребительный авиаци­онный корпус ПВО. Полки корпуса базировались на аэродромах, располо­женных в радиусе 100-200 км от Моск­вы. По состоянию в составе 6-го ИАК числилось 783 истребителей, в том чис­ле 223 И-16. В первом налете в ночь с 22 на 23 июля приняли участие 250 не­мецких бомбардировщиков. Истреби­тели противника перехватили самолеты противника над пригородами Мос­квы. Часть бомбардировщиков отвлек­лась на ложные цели. Советские истре­бители сбили 12 самолетов противни­ка, еще десять бомбардировщиков за­писала на свой счет зенитная артилле­рия Московской зоны ПВО. К столи­це сумели прорваться лишь отдельные рейдеры. Очередной налет состоялся уже на следующую ночь. Бомбарди­ровщики пытались прорваться к Мос­кве с 22 ч 10 мин до 2 часов ночи. Люф­тваффе потеряли 15 самолетов.

К 15 августа в налетах на Москву немцы потеряли порядка 200 самоле­тов. ПВО столицы работало с высочай­шем напряжением, летчики не останав­ливались не перед чем, лишь бы не дать авиации противника прорваться к го­роду. В ночь на 7 августа лейтенант Виктор Талалихин из 177-го ИАП, без­результатно расстреляв весь боекомп­лект, таранил над Подольском Не-111. Советский летчик сумел выпрыгнуть с парашютом из потерявшего управле­ния при столкновении с бомбардиров­щиков «ишачка». За первый в истории авиации ночной таран лейтенант Та­лалихин был удостоен звания Герой Советского Союза.

В начале сентября активность не­мецкой авиации заметно снизилась, масштаб налетов на Москву умень­шился. В этот период летчики И-16 до­бились наивысших успехов. Так, лей­тенант Каменщиков из 126-го ИАП в первые дни войны сбил на И-16 в райо­не Белостока четыре немецких самоле­та. Затем, 7 и 10 июля, он сбил Bf.109 и Ju-88 в окрестностях Москвы. Его това­рищ по полку лейтенант Степан Ридный сбил 10 июля Ju-88, на следующий день -Не-111, а 12 июля - два Ju-88.

Владимир Каменщиков и Степан Ридный Указом Президиума Верхов­ного Совета Союза ССР от 9 августа 1941 г. были удостоены звания Герой Советского Союза. В конце октября на счету Ридного имелось 21 личная и 28 групповых побед и, в тот период он счи­тался самым результативным летчиком-истребителем, летавшим на И-16.

Количество истребителей И-16 в составе ПВО Москвы постепенно сни­жалось. По данным на 1 октября 1941 г. в системе ПВО насчитывалось 117 И-16, в начале декабря их было уже 90. В конце зимы почти все И-16 передали из ПВО во фронтовую авиацию. Осе­нью 1942 г. в системе ПВО столицы имелось всего 13 «ишачков», весной 1943 г. - ни одного.

Над Ленинградом гитлеровские бомбардировщики появились 23 июня, на второй день войны. По данным на 19 июня 1941 г. в составе прикрывав­шего Северную столицу 7-го ИАК ПВО насчитывалось 232 истребителя, более половины из них (149) И-16. К концу 1941 г. город трех революций оказался в блокаде, которую удалось снять только в 1943 г. Все это время Ленинград постоянно подвергался на­летам авиации. ПВО города обеспечи­вал не только 7-й корпус ПВО, но и части авиации Балтийского флота. Наилучших в морской авиации резуль­татов добились летчики 13-го авиапол­ка ВВС КБФ. Часть самолетов полка базировалась на полуострове Ханко. Аэродромы находились в пределах досягаемости огня финской артилле­рии. От летчиков И-16 требовалось высокое мастерство, чтобы успеть взлететь после выруливания из подзем­ных убежищ раньше, чем финские пуш­ки откроют огонь. Летчик-инструктор 13-го ИАП Алексей Антоненко при­был на Ханко 25 июня. Первый боевой вылет с Ханко он совершил всего че­рез несколько минут после приземле­ния. Антоненко взлетел на перехват раз­ведчика Ju-88. Инструктор в первой ата­ке сбил фашистскую гадину. Талантли­вый летчик за один месяц сбил на своем И-16 тип 29 11 самолетов противника. Смерть подкараулила Антоненко на взлете. Летчик был убит 25 июля оскол­ками снаряда финской гаубицы, разорвавшегося в момент взлета истребите­ля И-16 прямо под фюзеляжем.

Ведомый Антоненко Петр Бринько мстил за гибель командира. К 15 сентября Бринько сбил 15 самолетов противника и один корректировочный аэростат. 14 сентября при атаке очеред­ного аэростат Бринько получил ране­ния от зенитного огня. С огромным трудом раненый летчик привел истре­битель на свой аэродром.

После эвакуации Ханко 13-й ИАП прикрывал небо Ленинграда и отра­жал налеты немецкой авиации на зна­менитую Дорогу жизни, проходившую по льду Ладожского озера. Морские летчики добивались потрясающих ре­зультатов, к примеру с 12 марта по 13 апреля 1942 г. пилоты И-16 сбили 54 самолета противника, потеряв всего два «ишачка».

В середине марта 1942 г. 13-й ИАП был преобразован в 4-й гвардейский истребительный авиационный полк. Почти все летчики полка стали асами, к лету 1942 г. на счету большинства гвардейцев имелось как минимум по десять побед в воздушных боях. До конца 1943 г. полком командовал ка­питан Голубев, сбивший на И-16 27 самолетов, в том числе два Fw-190 (10 и 15 января 1943 г.). Всего Василий Голубев одержал в воздушных боях 39 побед. Хотя полк одним из первых на Ленинградском фронте получил истре­бители Ла-5, летчики 4-го ГИАП лета­ли на И-16 даже в 1944 г.

На северном участке фронта осо­бенно отличился летчик 72-го ИАП Борис Сафонов. Он первым в авиации Северного флота сбил 24 июня 1941 г. фашистский самолет, а через месяц на его счету уже значилось десять побед, все были одержаны на истребителе И-16. Осенью 1941 г. полк получил бри­танские «Харрикейны», но Сафонов предпочитал летать на И-16, его бое­вой счет вырос до 16 побед. К лету 1942 г. Сафонов получил майора и долж­ность командира 72-го полка. Под его командованием полк получил гвардей­ское знамя и стал называться 2-м гвар­дейским истребительным авиацион­ным полком. Всего до своей трагичес­кой гибели 30 мая 1942 г. из-за отказа двигателя Борис Феоктистович Сафо­нов сбил 25 самолетов лично и 14 в группе. Борис Сафонов стал первым летчиком, удостоенным в годы Вели­кой Отечественной войны звания дважды Герой Советского Союза.

Истребитель И-16 в руках опытно­го воздушного бойца представлял со­бой грозное оружие. Неслучайно, в 1942 г. наименьшие потери несли, час­ти, вооруженные именно этими истребителями, а не новейшими Яками и ЛаГГами. Немецкие летчики, которым довелось сходиться в воздушных боях с «ишачками», отнюдь не считали «яс­требки» легкой добычей. Летчикам И-16 сложно было навязать свой рисунок боя пилотам скоростных мессершмиттов, но в собачьей схватке они чувство­вали себя хозяевами положения. На вираже И-16 без проблем делал любой немецкий истребитель. Один немецкий летчик после схватки с И-16 в сердцах бросил: «Попробуйте загнать крысу в угол». Для летчиков мессершмиттов, которые ввязывались в маневренный воздушный бой с «ратами», драка мог­ла закончиться трагическим сюрпри­зом. Точные данные о количестве истребителей И-16 в частях ВВС РККА отсутствуют, а сведения по авиации ВМФ приведены в таблице.

 

Наличие И-16 в морской авиации СССР

01.05.42

01.07.42

18.11.42

01.07.43

01.01.44

01.06.44

01.01.45

Северный флот         12/3

Балтийский флот      52/17

Черноморский флот 27/0

Всего                          91/27

8/3

23/7

14/8

45/18

10/6

28/11

8/2

46/19

5/0

21/3

3/1

29/4

4/0

8/1

7/3

19/4

3/1

12/0

15/1

1/0

1/0

В числителе - боеспособные самолеты в знаменателе - небоеспособные

 

Весной 1942 г. большая часть ис­требителей И-16 находилась в составе полков ПВО тыловых районов страны. В системе ПВО крупных городов и во­енных объектов использовалось 333 истребителя И-16. Помимо 6-го ИАК ПВО, прикрывавшего Москву и 7-го ИАК ПВО, защищавшего Ленинград, существовал еще 8-й ИАК ПВО, дис­лоцированный в окрестностях Баку. На вооружении подразделений 8-го ИАК ПВО весной 1942 г. имелось 118 самолетов И-16. Кроме того, 13 истре­бителей И-16 имелось в составе 106-й истребительной авиационной дивизии ПВО, защищавшей Бологое и 24 само­лета - на вооружении ответственной за оборону с воздуха Сталинграда 102-й истребительной авиационной дивизии ПВО. Восемь И-16 было в закрывав­шим от налетов самолетов люфтваф­фе Ростов-на-Дону 105-м ИАК ПВО.

Летом 1942 г. количество И-16 в частях ПВО возросло до 348, но осе­нью сильно уменьшилось - много ис­требителей пришлось отправить на фронт для восполнения потерь. В се­редине 1943 г. в ПВО оставалось 143 И-16, а к концу года - не более сорока. В 1944 г. все И-16 были сняты с воору­жения полков ПВО.

Во фронтовых частях количество И-16 на конец 1941 г. составило поряд­ка 240 машин и держалось почти по­стоянным вплоть до середины 1942 г. за счет ввода строй самолетов из ре­монта и переброски на фронт истреби­телей из тыловых подразделений. В этот период «ишачки» использовали не только в качестве истребителей, но и для выполнения разведывательных и штурмовых заданий. И-16 применя­лись даже в качестве ночных бомбар­дировщиков. На конец 1942 г. на фрон­те имелось всего 75 боеспособных И-16, в середине 1943 г. - уже только 42. Согласно официальным сведениям в 1944 г. истребители И-16 участия в боях не принимали, уступив свое место бо­лее современным машинам конструк­ции Лавочкина и Яковлева.

Базировавшийся в Петропавловске-Камчатском 888-й ИАП эксплуати­ровал И-16 до конца 1945 г. Несмотря на гораздо более спокойную обстанов­ку на Тихом океане, летчики полка находились в постоянной боевой го­товности. На Курильских островах шла война. И-16 из Петропавловска часто перехватывали японские и аме­риканские самолеты, залетевшие в воз­душное пространство Советского Со­юза. Некоторые самолеты удалось принудить к осадке. К примеру, 12 сен­тября 1943 г. в окрестностях Петропав­ловска летчики И-16 заставили призем­литься американские бомбардировщи­ки В-24 «Либерейтор» и В-25 «Мит­челл». 12 июня «ишачки» посадили японский истребитель, поврежденный в воздушно бою с американской «Вентурой». Принудительные посадки про­должались до самого окончания вто­рой мировой войны. Практически всю войну основными противниками 888-го полка оставались американские са­молеты, но по иронии судьбы в авгус­те полк получил тоже американские самолеты - оставленные по ленд-лизу истребители Р-63 «Кингкобра».