Под голубой свастикой. Финские И-16.
На момент начала гражданской войны в Испании истребитель И-16 по праву считался революционным самолетом. Будучи основным истребителем ВВС РККА в 1939 г. от являлся одним из лучших в мире, но конфликт на Халхин-Голе показал, что «ишачок» уже не лучший в мире. Ограниченность характеристик И-16 в еще большей степени выявила война с Финляндией. Боевые действия начались 30 ноября 1939 г.
Командование Красной Армии и высшее политическое руководство страны недооценило способность маленькой северной страны к сопротивлению. Задействованные в операции истребительные подразделения ВВС и авиации Балтийского флота имели на вооружении бипланы И-152 и старые модели монопланов И-16, главным образом И-16 тип 5. Летный состав не имел боевого опыта, а порой и достаточного налета на истребителях. С другой стороны истребители финских ВВС имели адекватную камуфляжную окраску, подразделения были рассредоточены по аэродромам, а хорошо подготовленные летчики исповедовали агрессивную тактику ведения воздушного боя. После месяца боев советским ВВС с трудом удавалось удерживать господство в воздухе исключительно за счет численного перевеса. В этих условиях командованию ВВС РККА пришлось пойти на непредвиденные меры - замену шести из восьми, развернутых на театре военных действий, истребительных авиаполков и перевооружение их с И-16 тип 5 на И-16 тип 10 и тип 17. На войну направлялись ветераны Испании, Китая и Халхин-Гола. Количество истребительных полков возросло до 12. Финны, со своей стороны, бросили в бой недавно закупленные за рубежом истребители Моран-Солнье MS-406 и ФИАТ G.30bis. Боевые действия прекратились 13 марта 1940 г. К этому моменту всем стало очевидно - время И-16 прошло.
Боевые действия между СССР и Финляндией возобновились в 1941 г. Главным оппонентом истребителя И-16 выступал американский Брюстер В-239. Финны сбили значительное количество «ишачков», несколько машин они захватили в местах вынужденных посадок. Самолеты были отремонтированы и включены в состав подразделений ВВС Финляндии. Самолеты использовались для ознакомления финских летчиков с сильными и слабыми сторонами «маленьких» истребителей.
Истребители И-16 в составе Ilmavoimat
В период Зимней войны финны захватили совершивший вынужденную посадку истребитель И-16 тип 18, самолет был оснащен лыжным шасси. На посадке «ишачок» лишь обломал лопасти воздушного винта АВ-1, в остальном же самолет был абсолютно исправен. В финских ВВС истребитель перекрасили и дали новый бортовой идентификационный код «VH-201» (позже изменен на «VH-21»). Самолет облетывали многие финские летчики. Один из них, лейтенант И. Висапаа, совершил 10 апреля 1940 г. вынужденную посадку в окрестностях озера Пихаярви из-за отказа двигателя. 12 марта 1941 г. истребитель передали в Llv-24. 15 апреля истребитель передали люфтваффе. Немцы отметили избыточную нагрузку на крыло и недостаточную устойчивость «ишачка». Финские летчики не любили И-16 за сложность пилотирования и требовательность к длине взлетно-посадочных полос. Финны налетали на этом И-16 всего 6 ч 20 мин.
В начальный период «Продолжительной войны» финны вернули себе территории потерянные зимой 1939-40 г.г. В 1942-43 г.г. финнам досталось еще пять И-16, самолеты получили в Ilmavoimat идентификационные коды от «IR-101» до «IR-105». Все они в конечном итоге оказались в LeLv30, на вооружении этого подразделения они оставались до ноября 1943 г. По имеющейся информации, только один их этих самолетов был пригоден к полетам.
История первого И-16 из этой пятерки хорошо известна. Истребитель И-16 тип 5 с бортовым номером «15» был захвачен в районе Суурсаари 28 марта 1942 г. Самолет был оснащен лыжным шасси, после штурмовки наземных целей, под крылом еще оставались не выпущенные три реактивных снаряда РС-82. Отличительной особенностью самолета являлись опознавательные знаки разного размера: звезда на нижней поверхности левой плоскости крыла была больше, чем на правой. К 29 апреля финны восстановили самолет до пригодного к полетам состояния. Истребитель получил идентификационный код «IR-101». 1 августа машину передали в 3/LeLv6, a 16 ноября - в 2/LeLv30. Как и И-16 VH-21, истребитель IR-101 налетал в финских ВВС немного - 6 ч 35 мин. Последний полет на нем выполнили 22 июня 1943 г., 2 ноября 1943 г. И-16 окончательно был переведен в резерв.
В районе реки Свирь финны захватили двухместный УТИ-4 в практически исправным состоянии. Повреждены были только кок и лопасти воздушного винта. В летное состояние спарку вернули к 17 октября. Самолет получил идентификационный код «VH-22», измененный в ноябре на «UT-1». 10 апреля 1942 г. УТИ-4 поступил на вооружение LeLv48, 10 августа его передали в Т-LLv35, специальное тренировочное подразделение финских ВВС. Самолет эксплуатировался, в отличие от одноместных трофеев, очень интенсивно: к 11 сентября 1942 г. налет спарки в ВВС Финляндии составил 43 ч 25 мин. До окончания летной эксплуатации машины 9 августа 1944 г., ее налет многократно возрос. Самолет поместили в ангар-музей на аэродроме Весивехмта.