Окраска и маркировка

 

После отделки перед окраской на­ружные поверхности фюзеляжа покры­вались алюминиевым лаком АПА. Консоли крыла и все хвостовое оперение поставлялось на сборку уже окра­шенным, металлические капоты двига­телей и створки шасси - чаще всего нео­крашенными. Облет производился на неокрашенном самолете. После устра­нения выявленных на испытаниях де­фектов машина поступала в покрасоч­ных цех. Истребитель красили в стан­дартные цвета советских ВВС - темно-зеленый верх и светло-голубой низ.

Летом 1937 г. совместным решени­ем ВИАМ и ГУАП все самолеты монококовой конструкции предписыва­лось окрашивать матовым алюминие­вым лаком, но де-факто истребители продолжали красить зелено-голубой гаммой. Красные звезды наносились на борта фюзеляжа, верхние и нижние поверхности крыла. Звезды были двух типов - без окантовки и с окантовкой черного цвета. Тактические номера чаще всего наносили на руле поворо­та, однако в целом место нанесения номеров и стиль написания цифр от­давались на откуп командирам полков. После Испании на И-16 ВВС РККА тактические номера очень часто стали писать крупно на бортах фюзеляжа в районе козырька кабины летчика. Ве­тераны боев на Пиренеях говорили, что такие номера легче различать в полете.

В течение длительного времени единственной технической надписью на поверхности самолета являлась над­пись в районе шпангоута № 9: «дер­жать здесь». В этом месте на фюзеляж заводился хомут, когда было необхо­димо поднять хвост, чтобы установить самолет на линию полета (например при пристрелке оружия). На дополни­тельных топливных баках в районе дренажных отверстий имелись надпи­си: «перед взлетом сними заглушку».

Капоты двигателей изготовления московского завода № 39 поставлялись окрашенными в черный цвет. Наибо­лее ярко окрашивались самолеты пи­лотажной группы, известной как «Красная пятерка». Некоторые из них были целиком красными, другие окра­шивались в комбинацию серебристо­го и красного цветов. На нижней по­верхности самолетов пилотажной группы героя войны в Испании Ана­толия Серова изображалось белой краской по одной крупной букве. Ког­да группа летела в плотном строю, с земли можно было легко прочитать слово: «Ленин». Перед началом войны свою пилотажную группу на И-16 имел практически каждый военный округ, установить окраску всех пилотажных самолетов сегодня уже не представля­ется возможным.

Самолеты пилотажных групп при­нимали участие в воздушных боях на­чального периода Великой Отече­ственной войны. Существуют свиде­тельства летчиков, видевших летом 1941 г. в небе красные И-16. В конце 1941 г. для защиты Сталинграда от на­летов немецкой авиации была сформи­рована 102-я истребительная авиаци­онная дивизия ПВО. Личный состав дивизии набирался из курсантов Ста­линградского и Борисоглебского авиа­ционных училищ. На вооружение входивших в состав дивизии 628-го и 629-го истребительных авиационных пол­ков находился разномастный парк са­молетов, но основную массу составля­ли И-153 и И-16. Летчик 629-го ИАП Александр Попов вспоминал, что ему достался И-16 тип 10, когда он поскоб­лил зеленую краску, то обнаружил слой изначальной красной окраски. Сержант Попов с удивлением устано­вил, что ранее на этом самолете летал никто иной, как Анатолий Серов. На истребителе, некогда летавшем над Красной площадью, Александр Попов сбил 23 июля в небе Сталинграда бом­бардировщик Do-215.

Осенью 1936 г. И-16 впервые полу­чили иностранный камуфляж. В Испа­нии законцовки крыльев истребителей окрашивали в красный цвет, широкая полоса красного цвета наносилась вок­руг фюзеляжа, руль направления окра­шивался в цвета государственного фла­га республики Испания: красный, жел­тый, фиолетовый. Тактические номе­ра наносились черной или белой крас­кой, стиль цифр сильно разнился. В Испании были популярные индивиду­альные эмблемы самолетов, которые рисовали по бортам фюзеляжа или на киле. Хорошо известен истребитель Антонио Ареаса с изображением мо­ряка на киле. Известны также эмбле­мы в виде пеликана, дымящейся бом­бы, костяшки домино «6:6».

В 1937 г. в Китае на истребители И-16 наносились опознавательные знаки гоминдановских ВВС: 12 белых звездо­чек на голубом фоне. Для быстрой иден­тификации китайские «ишачки» получи­ли белые полосы вокруг фюзеляжей. Коки винтов и законцовки крыльев час­то окрашивались в яркие цвета.

Отдельные самолеты, принимав­шие участие в боях в Испании и на Халхин-Голе имели камуфляжную ок­раску из мелких пятен неправильной формы, нанесенных поверх базового зеленого цвета.

В 1941 г. в ВВС РККА была введе­на новая схема окраски и нанесения опознавательных знаков на военные самолеты. Верхние и боковое поверх­ности имели черно-зеленый камуфляж, звезды наносились только на. нижние поверхности крыла, на борта фюзеля­жа и на киль. Перекрасить все истре­бители И-16 по новому стандарту до начала войны не успели. В предвоен­ные годы И-16 строевых полков совет­ских ВВС не имели индивидуальных отличий, за исключением тактических номеров, очень редко встречались эм­блемы в виде молний (обычно на са­молетах командиров эскадрилий и полков). После начала войны самоле­ты быстро стали приобретать индивидуальную символику (если успевали). Так, на фюзеляже самолета Ивана Криворученко из 102-й НАД ПВО была изображена стрела, а на киле - Золо­тая Звезда Героя Советского Союза. Героем Криворученко стал еще на Халхин-Голе. Все же в 1941 г. советские летчики старались не привлекать вни­мание противника персональными эм­блемами. Пилоты люфтваффе стреми­лись в первую очередь сбивать само­леты с яркой символикой. Тем не ме­нее, различные патриотические надпи­си получили широкое распростране­ние. На И-16 командира эскадрильи 72-го смешанного авиаполка ВВС Се­верного флота лейтенанта Бориса Са­фонова с одной стороны имелась над­пись «За Сталина!», с другой - «Смерть фашистам». «Ишачок» его ведомого сержанта Сурженко украшали надпи­си «За СССР!» и «За Коммунистичес­кую Партию».

Один самолет И-16 тип 18 совер­шил в 1940 г. вынужденную посадку на территории Финляндии. Истребитель вернули в пригодное к полетам состо­яние, но финны на нем так и не летали. В начале 1941 г. машину передали нем­цам. В годы Великой Отечественной войны финны захватили пять И-16 и один УТИ-4. УТИ-4 и один И-16 отре­монтировали. Одноместный самолет летал до 1943 г., а УТИ-4 сохранился до наших дней в музее финских ВВС.