Предисловие

 

Нападение на американскую базу Перл-Харбор было первой частью боль­шого наступательного плана Японии на Тихом океане. Главной целью плана был захват месторождений нефти и других стратегических материалов, которые позволили бы Японии вести длительные боевые действия. Налет на Перл-Хар­бор был согласован с наступлением на юге: Филиппины, Гонконг, Сингапур и Голландская Ист-Индия.

В 1932 году адмирал Шефилд про­вел 14-е тактические учения Тихооке­анского флота в районе Гавайев. Само­леты с американских авианосцев про­вели внезапное нападение на Перл-Харбор и захватили врасплох защит­ников острова. Ямамото оценил план американского адмирала и постарал­ся извлечь из него для себя урок. Япон­ский адмирал обратил внимание на новый перспективный класс надвод­ных кораблей - авианосцы. Он решил, что эти новые корабли станут основой боевого флота Японии, а палубная авиация будет главным наступатель­ным оружием. Он начал собирать всю доступную ему информацию, касаю­щуюся базы Перл-Харбор. Он собрал все данные об учениях американского флота на акватории в радиусе 500 км от базы на острове Оаху. Были собра­ны сведения о системе противовоздуш­ной обороны острова, маршруте ежед­невных патрулей. Все это позволило Ямамото определить вероятный рас­порядок базы, а также установить воз­можные маршруты, по которым американские корабли могут подходить и покидать базу. Американский флот проводил активные учения, поэтому корабли редко стояли в порту. Япон­цы выяснили, что американским лин­корам для того, чтобы покинуть базу, требуется по меньшей мере три часа. Этого времени вполне хватало на то, чтобы провести налет. В случае вынуж­денного выхода в море, американские корабли стали бы легкой добычей японских подводных лодок. Вокруг базы заранее расположили подводные лодки, которые должны были наглухо перекрыть выход из базы. Кроме бое­вых кораблей в Перл-Харборе находи­лись доки, склады боеприпасов и топ­лива, а также другие важные цели. Американцы, также наученные опы­том упомянутой учебной атаки, счита­лись с возможностью внезапного напа­дения с воздуха.

Командующий тихоокеанским флотом адмирал О. Ричардсон считал, что держать флот в гавайских водах слишком рискованно. Он обратился к начальнику штаба ВМФ адмиралу X. Старку с рапортом о цели дальнейше­го пребывания флота на базе Перл-Харбор. Ответ Старка не удовлетворил Ричардсона, и командующий добился личной встречи с президентом. В ок­тябре 1940 года, находясь по делам в Вашингтоне, Ричардсон посетил Бе­лый Дом. Рузвельт не придал значения предупреждению Ричардсона. Он зая­вил адмиралу, что американский флот находится на Гавайях с целью проти­водействовать агрессивным планам Японии. Адмирал выразил сомнения в компетентности президента в этом вопросе и был смещен со своей долж­ности. 1 февраля 1941 года его место занял адмирал Хазбенд Э. Киммель. Киммель, будучи по натуре конформи­стом, не сомневался в необходимости держать флот на Гавайях. За оборону Гавайских островов с моря отвечало командование 14-го военно-морского округа (Naval District), которое воз­главлял адмирал К. Блок, в прошлом начальник Киммеля.

Тем временем в Японии адмирал Ямамото в обстановке строжайшей секретности приступил к разработке плана нападения на Гавайи. Он понимал, что идея нападения на американ­ский флот многим покажется абсурд­ной. Действительно, у японского фло­та не было никаких шансов в традици­онном морском бою. Но Ямамото в отличие от большинства консерватив­ных японских генералов делал ставку на новые корабли - авианосцы.

В ночь с 11 на 12 ноября 1940 года 21 устаревших английских торпедонос­цев Swordfish провело налет на италь­янский флот в Трентском заливе. 12 торпедоносцев, шедших двумя эшело­нами, сумели потопить или серьезно повредить три итальянских линкора. Потери англичан составили всего два самолета. Эта короткая атака резко изменила соотношение сил на Среди­земном море. Секретарь ВМФ США Нокс высоко оценил действия англи­чан. Он сразу понял, какую угрозу представляет для американского фло­та, стоящего на якоре в Перл-Харборе, возможный налет японской авиа­ции. Он заявил, что нужно немедленно предпринять определенные шаги, с целью предупредить такую атаку. Ос­тров следовало оборудовать дополни­тельными зенитными батареями, при­званными защитить остров от авиации противника. Кроме того, остров следо­вало оснастить радарами и другими ус­тройствами, облегчающими обнаруже­ние приближающихся самолетов. Одна­ко аргументов Нокса никто не принял всерьез кроме адмирала Ямамото, кото­рый скорректировал свой план в соот­ветствии с новой информацией.

После налета англичан на итальян­ский флот, японский генштаб поручил двум офицерам осмотреть итальянс­кую базу. Подполковник Такеси Наито в это время был морским атташе при японском посольстве в Берлине. В феврале 1941 года он прибыл в Трент, чтобы лично оценить ущерб, причи­ненный итальянским кораблям, а также изучить остатки английских торпед, которые оказались столь эф­фективным оружием.

Тем временем Ямамото сообщил о своих планах контр-адмиралу Коидзиро Ониси, начальнику штаба 11-го воз­душного флота. Они обсудили возмож­ность быстрого перебазирования само­летов с наземных аэродромов на авиа­носцы, а также определили дальность, с какой следует выпускать самолеты в атаку. Последний вопрос остался без ответа. Ониси заметно охладел к про­екту Ямамото, и переадресовал адми­рала к своему заместителю, Минору Генда, который был большим энтузи­астом авиации, верящим в ее безгра­ничные возможности.

В январе 1941 года Генда активно присоединился к разработке плана, дав за несколько дней ответы на все задан­ные вопросы и подготовил оконча­тельный рапорт контр-адмиралу Они­си. Трудностью, на которую обратил внимание Генда, были горы, облететь которые не было никакой возможнос­ти. Это препятствие могло заметно со­кратить шансы на успех операции.

Были в плане пункты, в которых мне­ния Ямамото и Генда принципиально расходились. Адмирал считал, что главной целью удара должны быть линкоры, в то время как Генда настаи­вал на том, чтобы основной целью были авианосцы. Он заявил, что гос­подство в воздухе будет главным усло­вием победы в войне. Достичь превос­ходства в воздухе можно было только одним способом - отправив на дно аме­риканские авианосцы. Идея Ямомото отправить в налет самолеты-смертни­ки также встретила сильные возраже­ния со стороны Генда. Молодой офицер считал, что такие действия недопустимы. Отправлять на смерть пилотов в самом начале войны, по мнению Генда, было чистейшей воды безумием.

Другим спорным пунктом плана было участие истребителей в налете. Генда был против того, чтобы отправ­лять в налет крупные силы истребите­лей, оголяя авианосцы перед возмож­ным ответным ударом противника. Генда считал, что для успешного осу­ществления к операции следует при­лечь 300 самолетов, базирующихся на шести авианосцах. В то время ВМФ Японии располагал четырьмя авианосцами, еще два авианосца - «Сёкаку» и «Дзуйкаку» - находились на последних стадиях постройки. Это отодвигало начало операции как минимум на лето 1941 года. План предусматривал ис­пользовать в нападении самолеты 11 -го воздушного флота, поскольку лет­чики и техники уже имели богатый опыт их эксплуатации.

В марте 1941 года Ямамото и Генда приступили к новому туру обсуждений плана. Спустя два месяца все детали уда­лось согласовать. Оставалось решить несколько технических вопросов, к со­жалению, решение многих из них оття­нули до последней минуты.

Пока шли учения японских авианос­цев в заливе Кагосима, разведка на Га­вайях следила за маневрами американс­кого флота. 22 марта 1941 года японским резидентам на Гавайях было приказано активизировать деятельность и активнее использовать подкуп для получения ин­формации. Американцы перехватили этот приказ, но со странным упорством проигнорировали его.

10 апреля 1941 года был сформиро­ван 1-й воздушный флот. Одновремен­но сформировали 1-й дивизион авиа­носцев, в состав которого вошли «Акаги» и «Kara». Сопровождение авианос­цев обеспечивали четыре эсминца. В состав 2-го дивизиона авианосцев вош­ли «Сорю» и «Хирю» с четырьмя дру­гими эсминцами сопровождения.

В конце апреля в районе острова Кюсю прошли интенсивные учения, в ходе которых отрабатывалось бомбо­метание по кораблям. В качестве цели использовался линкор «Сетцу». Пер­вый налет пикирующие бомбардиров­щики провели с высоты 3000 м. В ка­честве бомб использовали десятики­лограммовые дымовые бомбы. Резуль­таты бомбометания оказались симво­лическими. В ходе длительной штур­мовки удалось добиться всего пяти по­паданий.

На основе разведывательной ин­формации Генда заключил, что амери­канские самолеты никогда не патрули­руют северные районы Гавайев. Веро­ятность встретить в том районе амери­канские корабли также была мини­мальной. Осенние и зимние туманы, которые накрывали Гавайи с севера и северо-востока, могли послужить от­личным укрытием для японской эскад­ры. При этом американцы могли заме­тить японские корабли лишь в конце маршрута, уже в момент старта само­летов. Серьезную проблему представ­лял ограниченный запас топлива, по­полнять который приходилось бы по дороге с помощью танкеров. Японские корабли не были приспособлены для столь дальних походов - политика им­ператорской Японии не предполагала строительства кораблей с большим за­пасом хода. Генеральный штаб верил в повторение успеха Цусимы, когда война на море выигрывалась бы в од­ном генеральном сражении в непосред­ственной близости от Японии. Только семь кораблей могли пройти маршрут от залива Хитокаппу до острова Оаху. Это были авианосцы «Kara», «Секаку», «Дзуйкаку», линкоры «Хией» и «Кирисима», а также два тяжелых крейсера «Тоне» и «Чикума». Осталь­ным кораблям требовалась дозаправ­ка. В середине 1941 года легкий крей­сер «Абукума» и несколько эсминцев проводили интенсивные учения по до­заправке в открытом море. Эсминцы отрабатывали дозаправку, швартуясь к левому или правому борту танкера, а также за его кормой. Авианосцы «Акаги», «Сорю» и «Хирю» должны были взять на борт дополнительный запас топлива в бочках, которые рас­ставлялись по всем свободным участ­кам палуб. По соображениям остойчи­вости эсминцы сопровождения и лег­кий крейсер «Абукума» не могли взять дополнительный запас топлива. По­этому план предусматривал одну до­заправку для авианосцев и две для ко­раблей сопровождения. Несмотря на высокую подготовку экипажей, боль­шой фактор неопределенности вноси­ла погода, из-за которой вся операция могла быть поставлена под вопрос.

До этого времени еще не был решен вопрос о том, как придется сбрасывать торпеды в высокие волны Перл-Харбора. Рапорты от офицеров, посетив­ших Трент, позволили начать работы в этом направлении. Арсенал в Йокосуке приступил к модернизации име­ющихся торпед. Однако пробные сбро­сы торпед не принесли ожидаемых ре­зультатов. Торпеды зарывались слиш­ком глубоко, и требовалось не менее 200 метров, чтобы торпеда вышла на боевую глубину. Таким образом, приме­нять торпеды при налете на Перл-Харбор не было никакой возможности. Кро­ме того, американцы обычно швартова­ли корабли парами. Снаружи линкоры прикрывались менее крупными корабля­ми, поэтому были хорошо защищены от торпед. Единственной возможностью поразить линкор было использовать бронебойные бомбы. Из имевшихся в арсенале японской авиации бомб ни одна не могла подойти на эту роль.

Пробные метания бомб массой 250 кг прошли успешно, но по расчетам бомбы не пробивали броню американ­ских линкоров. Было решено исполь­зовать в качестве бомб 409 мм снаря­ды главного калибра линкоров «Нагато» и «Муцу». На снаряд наварива­лось хвостовое оперение, и получалась авиабомба массой 800 кг. Такая бомба по расчетам уже могла пробить самую толстую броню линкора класса «Maryland», и разорваться внутри кор­пуса корабля, причинив ему тяжелые повреждения. Импровизированную бомбу приняли на вооружение как Тип 99 номер 80 модификация 5. Очень быстро были готовы несколько бомб, которых использовали в опытном бомбометании по макету линкора «West Virginia». Однако все бомбы, сброшен­ные самолетами морского авиацион­ного корпуса из Йокосуки, легли мимо цели. Вскоре к испытаниям привлекли пилотов 1-го воздушного флота Мицуо Фучиды. Новая серия испытаний так­же закончилась неудачно. Макет уда­лось поразить лишь спустя несколько дней. Было решено, что бомбометание будет проводиться с высоты 3000 мет­ров, опускаться ниже было невозмож­но из-за зенитного огня.

25 августа подполковник Мицуо Фучида (15 октября произведенный в полковники) прибыл на борт авианос­ца «Акаги» в качестве командующего всех частей 1-го воздушного флота.

Вместе с Минору Генда он проводил в заливе Кагосима подготовку пилотов, которые должны были участвовать в налете на Перл-Харбор. В ходе учений снова обнаружилась проблема с тор­педами. Пилотам не удавалось сбро­сить торпеды при глубинах менее 12 метров, несмотря на то, что торпеды оснащались деревянными стабилиза­торами. Учения продолжались весь сентябрь, но так и не дали ожидаемых результатов.

В конце сентября группа японских специалистов из Йокосуки, проводив­шие эксперименты над торпедными ста­билизаторами, удалось добиться первых успехов. Работая над торпедой Модель 2, они сумели добиться уверенного сбро­са торпеды при глубинах до 13 м.

В октябре новая торпеда была при­нята на вооружение как Тип 91 Моди­фикация 2. В конструкцию торпеды по сравнению с базовой моделью внесли ряд изменений, которые, к сожалению, привели к росту массы торпеды. Тор­педа оснащалась стабилизаторами, ус­тановленными в хвостовой части. Эти стабилизаторы не давали торпеде глу­боко зарываться в воду, а также обес­печивали ей быстрый выход на боевую глубину. Торпеду следовало сбрасы­вать с высоты 10 м (или 20 м для усо­вершенствованных образцов). Мини­мальная дальность сброса 200 м. Это расстояние требовалось для активиза­ции запала торпеды. Скорость самоле­та в момент сброса ограничивалась 160 узлами. Механизм глубины стоял на всех торпедах и позволял торпеде пос­ле погружения выходить на глубину атаки 2 метра.

Торпеды, подготовленные к налету на Перл-Харбор, отличались повы­шенной надежностью. Все они оснаща­лись деревянными стабилизаторами, закрепленными на металлическом опе­рении торпеды. Небольшие стабилиза­торы, установленные перед рулями с обеих сторон, помогали торпеде дер­жать нужную глубину сразу после сброса. После того, как торпеда выхо­дила на нужную глубину, стабилизато­ры на ее оперении помогали торпеде удерживать глубину и курс. Пилоты, проводившие опытные сбросы, опре­делили, что лучших результатов уда­валось добиться при угле атаки 17-20 гр. Если торпеду сбрасывали с боль­шой высоты, она зарывалась в дно за­лива. Если торпеду сбрасывали на большой скорости, то при ударе о воду повреждались стабилизаторы и торпе­да могла отклониться от курса. Пило­ты сами решали с какой высоты им сбрасывать торпеду. Каждый из них ощущал на себе огромный груз ответ­ственности. Все этапы атаки он должен был проводить по своему усмотрению (выбор цели, дистанция до цели, ско­рость самолета, коррекция высоты сброса, сближение с целью). Простая ошибка в оценке дистанции до цели могла привести к тому, что запал тор­педы не успевал привестись в боевое положение.

Проблему представлял и сам про­цесс оснащения торпед стабилизатора­ми. До 15 октября арсенал мог собрать 30 торпед. Другая партия в 50 торпед должна была поступить в последних числах октября. Еще одна партия в 100 торпед могла быть доставлена не ра­нее конца ноября. Однако командова­ние настаивало на интенсификации тренировок, что заставило ускорить работы над торпедами. В результате в период с 30 октября по 4 ноября уда­лось получить достаточное для учений число торпед. Первые испытания со сбросом на глубине 12 метров прошли успешно. Все оставшееся время экипа­жи отрабатывали элементы атаки в море между островами Кюсю и Оки­нава. В конце октября самолеты в двух группах прошли двухнедельную прак­тику. Учебные воздушные бои вела группа, состоявшая из истребителей А6М2. Другая группа, составленная из бомбардировщиков-торпедоносцев B5N2 и пикирующих бомбардировщи­ков D3A1, отрабатывала бомбомета­ние по надводным и наземным целям. В каждой группе из девяти бомбарди­ровщиков-торпедоносцев четыре луч­ших экипажа отрабатывали сброс тор­пед. Летчиков доставили на базу в Ка­госиме и там они отрабатывали заход на цель и уход из-под заградительно­го зенитного огня в районе цели. План полета заключался в следующем. На высоте 2000 м самолеты выходили к городу Сакурадзима. Далее, командир звена снижался до 500 м и вел звено по дуге над долиной реки Коцуки, ими­тирующей долину между горными гребнями на острове Оаху. Следующее снижение до 50 метров проводилось над долиной Ивасакидани (имитирую­щей район к югу от Перл-Харбора), а над базой Кагосима самолеты снижа­лись до 15м, отрабатывая заход на цель. Отрабатывались взлет в темно­те, а также ночная торпедная атака.

К тому времени, как в строй вста­ли авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку», экипажи четырех авианосцев находи­лись в непрерывных тренировках. Благодаря этим мерам удалось заметно поднять боеспособность кораблей, а также наладить взаимодействие меж­ду моряками и летчиками. 8 августа в строй встал авианосец «Сёкаку» и не­медленно подключился к маневрам. Покинув базу в Йокосуке, авианосец прибыл в залив Ариаке и там вошел в состав 5-го дивизиона авианосцев. В течение двух месяцев экипажи самоле­тов авианосца проходили курс уско­ренной подготовки, отрабатывая взлет и посадку на палубу. 25 сентября в строй встал и авианосец «Дзуйкаку».

Кульминацией маневров стал сбор 3 ноября всех шести авианосцев с кораб­лями сопровождения в заливе Ариаке. На следующий день, 4 ноября, эскадра провела генеральную репетицию нале­та на Перл-Харбор. Авиационные ди­визионы, ведомые лично Мицуо Фучидой, поднялись с палуб четырех авиа­носцев (5-й дивизион в операции не участвовал) и провели атаку цели в за­ливе Кагосима. Самолеты обнаружи­ли и атаковали двумя эшелонами цель, удаленную на 200 миль от авианосцев. Первый эшелон атаковал в 7:00, в 8:30 атаковал второй эшелон. На расстоя­нии около 20 миль от Саэки полков­ник Фучида отдал приказ начать ата­ку. Пикировщики D3A1 набрали вы­соту, а торпедоносцы B5N2, напротив, снизились. Целями для самолетов слу­жили японские линкоры, участвовав­шие в маневрах. В составе второго эше­лона были пикировщики D3A1 и само­леты B5N2 в бомбардировочном вари­анте. Во втором эшелоне не было тор­педоносцев по той причине, что на этой стадии атаки уже не предусмат­ривался элемент внезапности. Пикиру­ющие бомбардировщики отрабатыва­ли бомбометание на плавучих целях, а торпедоносцы-бомбардировщики уп­ражнялись в районе аэродрома Саэки. В 9:30 маневры завершились. Корабли, участвовавшие в маневрах, возвратились в залив Ариаке. Вечером на авианосец «Акаги» прибыл адмирал Ямамото.

Во время совещания, состоявшего­ся на борту авианосца, адмирал под­твердил сведения о идущих перегово­рах с американцами, а также о продол­жающейся параллельно подготовке к войне. Был разобран ход учений, упо­мянуты обнаруженные трудности, в ча­стности, недостаточно надежное дей­ствие боевых головок торпед. Кроме того, торпеды все еще часто уходили на слишком большую глубину, что в условиях мелководья Перл-Харбора означало зарывание торпеды в грунт.

7-8 ноября 1941 года Минору Генда прибыл в Кагосиму на совещание с пилотами торпедоносцев. Главной те­мой совещания был способ уменьшить глубину погружения торпед. Было предложено два способа. Первый, уже известный способ заключался в сбро­се торпед с высоты 20 м на скорости не более 100 узлов. Второй способ состо­ял в том, что при той же скорости са­молет следовало снизить до 10 м, а его нос наклонить вперед на 1,5°. Второй, совершенно новый способ, был тут же опробован командующим авиабазой в Кагосиме Сего Масудой. Ему удалось добиться 80% попаданий. 5 ноября проводились учения с участием истре­бительных групп. В 9:00 истребители «Зеро» начали бой на удалении 8 миль к северу от атакованной цели, имити­руя отражение контрудара американ­ской авиации с баз на острове Оаху. Учения завершились в 11:40. Была от­работана техника отражения атаки американских истребителей.

Тем временем адмирал Ямамото старался убедить начальство в необхо­димости провести неожиданный налет на Перл-Харбор. План нападения был представлен начальнику Генерального Штаба адмиралу Осами Нагано. Под­робный план, подготовленный Ямамото, должен был стать последним аргу­ментом, убеждающим морское коман­дование в успешности всей операции. В период с 11 по 16 сентября в Импе­раторской Академии ВМФ проводи­лись штабные учения, отрабатываю­щие план воздушной атаки Перл-Харбора. В ходе учений стало ясно, что затопленные в мелководном заливе американские линкоры могут быть в короткое время подняты, отремонти­рованы и возвращены в строй. Атака была бы более эффективной, если бы ее проводили в глубоких водах Лахайни. Затопленные там корабли были ли бы потеряны для американцев навсег­да. В ходе учений была назначена пер­вая дата налета на Перл-Харбор - 16 ноября 1941 года. Однако эта дата была слишком близкой, чтобы авиация и флот смогли подготовиться к опера­ции. Официально штабные учения за­вершились 20 сентября 1941 года.

В Генеральном Штабе ВМФ 24 сен­тября 1941 года, в оперативном отделе главнокомандующий флотом адмирал Ямамото участвовал в дискуссии, по­священной налету на Перл-Харбор. Одним из аргументов был тот факт, что имевшихся запасов топлива хвата­ло бы на 18 месяцев боевых действий. Если Япония думала о проведении вой­ны, то ее следовало бы начать немед­ленно, или забыть о ней навсегда. В ходе дискуссии столкнулись взгляды двух школ. Консерваторы считали не­обходимым сначала ударить на юге, и лишь в случае вступления Соединен­ных Штатов в войну, подготовиться к решающей битве, которая должна была произойти недалеко от Японии. Фактически, эти адмиралы намерева­лись провести еще одно Цусимское сражение. Сторонники адмирала Яма­мото думали иначе. Они видели перс­пективы, открываемые авианосцами. Эффективность палубой авиации уже была доказана в ходе войны с Китаем. Конец спорам положил адмирал Яма­мото, который заявил, что раз он за­нимает должность командующего, то всем следует исполнять его приказы.

24 сентября министр иностранных дел в зашифрованной телеграмме японскому консулу в Гонолулу прика­зал выяснить расположение американ­ских кораблей. Особое внимание сле­довало уделить кораблям, пришварто­ванным парами. Базу в Перл-Харборе поделили на пять зон, это должно было облегчить обмен информацией.

4 ноября 1941 года во время засе­дания командования императорского ВМФ было принято решение о начале войны. На следующий день объединен­ный флот получил приказ №1.7 нояб­ря датой нанесения удара по Перл-Харбору было объявлено 8 декабря.

13 ноября «Акаги» поднял якоря и направился в сторону Кагосимы. На борт авианосца прибыли летные офи­церы: Мурата, Фучида и Масуда. Пос­ле полудня на борт «Акаги» прибыл адмирал Нагумо со своим штабом. Тем временем другие авианосцы эскадры принимали авиационные экипажи. Пе­реброска большого числа техники и живой силы на авианосцы оказалось делом достаточно сложным. Провести операцию незаметно для американцев можно было только при известной под­готовке и растянутости во времени. 16-17 ноября авианосцы «Сёкаку», «Дзуйкаку», «Сорю» и «Хирю» приняли на борт полный комплект самолетов.

17 ноября 1941 года все авианосцы, предназначенные для участия в опера­ции, прибыли в залив Саэки. Линкор «Нагато» с адмиралом Ямамото на борту покинул Ивакуни и также бро­сил якоря в Саэки. В 15:00 Ямамото прибыл на «Акаги» вместе со своими начальниками штабов. На борту авиа­носца собралось около 100 высших морских и летных офицеров, в том чис­ле вице-адмирал Нагумо со штабом, капитаны кораблей с помощниками, а также командиры авиачастей, переба­зировавшихся на авианосцы. Ямамото произнес короткую речь, которую за­кончил заверением в успешности пред­стоящей операции.

Около 16:00 один за другим кораб­ли покинули бухту Саэки. Первым в поход вышел авианосец «Хирю» с дву­мя эсминцами сопровождения. Следом за ним выступил «Сорю», также в со­провождении эсминцев. Вскоре авиа­носцы разошлись. «Хирю» обошел ос­тров Окиносима и вышел в открытое море, направившись к точке сбора в районе Курильского архипелага. На закате «Сорю» обошел южную оконеч­ность острова Сикоку и взял курс на залив Танкан. Позднее залив Саэки по­кинули авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку». Они взяли курс на залив Беппу, откуда также направились в сторону Курил. Тем временем удалось устра­нить неисправность в системе выхло­па «Сёкаку» и корабль смог продол­жить участие в операции.

С наступлением темноты авиано­сец «Акаги» также поднял якоря и по­кинул залив Саэки. В районе острова Нанпо корабль взял курс на север и пошел в направлении залива Танкан, пройдя мимо Йокосуки и Иокогамы. Авианосец «Kara» перед сбором в за­ливе Саэки, в период с 11 по 14 ноября стоял в доке в Сасебо. 17 ноября, по­кинув залив Саэки, авианосец вернул­ся в Сасебо и принял на борт 100 тор­пед, предназначенных для удара по Перл-Харбору. Кроме того, на борт «Каги» поднялись специалисты из Йо­косуки, которые уже в море заверши­ли все необходимые переделки в кон­струкции торпед.

Одним из агентов японской развед­ки, отправленных на борту пассажир­ского парохода «Тайё-мару», был офи­цер морской авиации Сугуру Сузуки. В сентябре он получил приказ отпра­виться на Гавайи и собрать там всю добытую японской разведкой инфор­мацию. Вместе с Сузуки на Гавайи при­были специалисты по подводным воо­ружениям Маэдзима и Мацуо. Задачей последнего было разработать план применения миниатюрных подводных лодок. «Тайё-мару» покинул Иокога­му и направился на север, двигаясь кур­сом, похожим на предполагаемый курс эскадры. На маршруте Сузуки каждый день проводил подробные метеороло­гические измерения, фиксируя види­мость, силу и направление ветра, сте­пень продольной и поперечной качки, а также состояние моря. Чем ближе корабль приближался к Оаху, тем бо­лее точными и подробными станови­лись исследования офицера. На рассто­янии 200 миль от Оаху он заметил пер­вые американские патрульные самоле­ты. В 100 милях Сузуки отметил уже групповые полеты американцев. В то же время, к северу от Оаху не встрети­лось ни одного корабля. «Тайё-мару» вошел в залив Гонолулу утром в суб­боту 1 ноября. На следующее утро Су­зуки и Маэдзима осмотрели в бинокль базу Перл-Харбор. Наблюдение зат­руднялось тем обстоятельством, что база находилась на значительном уда­лении от Гонолулу. На борт парохода в тот же день прибыл японский консул Кита, который передал офицерам ин­формацию, собранную японской и не­мецкой разведкой. Сузуки передал консулу список из 100 вопросов, со­ставленный штабом ВМФ. Кита убыл в консульство, чтобы там подготовить ответы. Там консул передал вопросник агенту Йосикаве. Йосикава работал целые сутки. В последний раз он лич­но проверил всю собранную информа­цию. Кроме ответов на вопросы раз­ведчик представил множество карт и набросков. Он указал запасные аэро­дромы, и даже обозначил поля для гольфа, с которых при необходимости могли взлетать самолеты. Пока «Тайё-мару» стоял в Гонолулу, Сузуки посто­янно занимался наблюдениями за аме­риканскими самолетами. 5 ноября ко­рабль покинул Гонолулу и лег на об­ратный курс. 17 ноября «Тайё-мару» прибыл в Японию. Сузуки получил приказ прибыть на борт линкора «Хией». На следующий день линкор покинул Йокосуку и взял курс на за­лив Танкан.

Прежде чем эскадра начала кон­центрировать силы в заливе Хитокапу, в залив вошла канонерка «Кунадзири», которая выступала в роли плавучей станции связи. Этот шаг должен был сократить до минимума присутствие в эфире японских кораблей.

22 ноября в 15:15 сбор эскадры был завершен. Последним в залив вошел авианосец «Сёкаку».

Вспомогательные суда последова­тельно заправляли боевые корабли топливом, водой, пищей для экипажей. На борт авианосцев было погружены тысячи бочек с топливом. По сообра­жениям секретности все транспорты должны были оставаться в заливе Хи­токапу до 10 декабря.