Предисловие

 

Генерал Чарлз «Чак» Игер, первым в мире преодолевший звуковой барьер, в своей автобиографии писал: «Я налетал на Р-39 примерно 500 часов и считаю его лучшим из всех самолетов, на которых я летал».

Это утверждение отражает всего лишь мнение самого Игера, его нельзя считать историческим фактом, однако боевые успехи множества летчиков-истребителей, летавших во вторую мировую войну на Р-39, к субъектив­ным оценкам отнести сложно. Истре­битель фирмы Белл не имел ярко вы­раженных преимуществ перед «одно­классниками», особенно на высотах свыше 12 000 футов.

Многие известные асы ВВС США периода второй мировой войны начи­нали свою боевую карьеру на истре­бителях Белл Р-39 «Аэрокобра». В их числе Джон Мейер, сбивший над Ев­ропой 24 самолета противника и ас Тихого океана Том Линч (20 сбитых). Первые боевые вылеты Мейер и Линч выполнили на «Аэрокобрах». С другой стороны, крайне мало подтвержден­ных побед одержана американскими летчиками на Р-39 как на Европейском, так и на Тихоокеанском театрах воен­ных действий. Недоверие генералите­та USAF к самолету Р-39 привело к тому, что истребители данного типа применялись для выполнения второ­степенных задач - прикрытия с возду­ха морских конвоев и сопровождения транспортных самолетов.

Первый серьезный удар по прести­жу истребителя Р-39 нанес отказ от машин Королевских ВВС Великобри­тании. Летчики лишь одного подраз­деления RAF, 601-й эскадрильи, совер­шали боевые вылеты на «Кобрах», причем отзывы пилотов о своей мате­риальной части были крайне негатив­ными. Большинство истребителей из предназначенной RAF передали ВВС Австралии. В австралийских ВВС са­молеты получили обозначение Р-400, они применялись в боевых действиях. В первых воздушных боях середины 1942 г. на Тихом океане летчикам Р-39 сопутствовали и успехи, и неудачи. Потери в самолетах оказались внуши­тельными, однако «Кобры» внесли свою лепту в сдерживании воздушно­го наступления японской авиации на Новую Гвинею и Гуадалканал. В кон­це 1942 г. инициатива в воздушной вой­не над Тихим океаном полностью пе­решла к авиации союзников. Истреби­тель Р-39 по-прежнему подвергался критике со стороны летного состава, что заставило командование USAF ускорить процесс замены «Аэрокобр» самолетами других типов.

В условиях неприятия «Кобр» аме­риканскими и английскими ВВС оста­валось только отправлять Р-39 в Совет­ский Союз в рамках программы «ленд-лиза». Схватки в воздухе начального периода войны наглядно проявили ущербность советских истребителей по сравнению с немецким Bf. 109. Русские отобрали несколько типов истребите­лей для закупок по ленд-лизу. На фоне истребителей Хаукер «Харрикейн» и Кертисс Р-40, предпочтением явно пользовался самолет Р-39.

У земли «Аэрокобра» демонстри­ровала выдающиеся характеристики, представляя проблему для пилотов люфтваффе и сея ужас среди наземных частей и подразделений. Концепция использования авиации в советских вооруженных силах предусматривала лишь решение тактических, а не стра­тегических, задач. Бомбардировщики, штурмовики и даже истребители при­менялись в роли «Воздушной артилле­рии». Тем не менее, множество советс­ких пилотов, летая на Р-39, сумело стать асами. По неподтвержденным данным, не менее 30 советских летчи­ков сбили больше 20 самолетов про­тивника.

Таким образом, боевая карьера истребителя Р-39 складывалась весьма противоречиво. Большинство амери­канских пилотов самолет не приняли. Русские же наоборот очень высоко ста­вили истребитель фирмы Белл. Очень немного воздушных побед удалось одержать на Р-39 над Средиземным морем и над Тихом океаном. В общей сложности американцами было сбито на Кобрах» более 300 самолетов про­тивника, советскими летчиками - го­раздо больше!