Оценка истребителя Р-39

 

Первую в ВВС США оценку ис­пользования истребителей Р-39 в воз­душных боях дал подполковник Бойд «Базз» Вагнер уже через несколько дней после первого контакта с японс­кими истребителями «Зеро». Некото­рые комментарии аса представлялись по меньшей мере сюрпризом в свете появившихся позже многочисленных негативных оценок самолета, сделан­ных летчиками, воевавшими на истре­бителе фирмы Белл.

- «Зеро» по своим характеристикам превосходит Р-39, особенности в отно­шении маневренности и скороподъем­ности. В то же время Р-39 без подвес­ных баков способен легко оторваться от «Зеро». Зеро способен удерживать­ся за Р-39 до приборной скорости 290 миль/ч. На скорости 325 миль/ч по при­бору у самой воды Р-39 медленно ухо­дит от «Зеро».

- Разгонные характеристики «Зеро» лучше, чем у Р-39. Переход от крейсер­ской скорости до максимальной у «Зеро» занимает несколько секунд, Р-39 разгоняется гораздо медленнее. В результате «Зеро» способен броском «достать» Р-39, но затем последний будет медленно отрываться на полном газу и высоких оборотах двигателя.

- Считается, что Р-39 является хо­рошим «антибомбардировочным» ис­требителем на высотах до 18 000 фу­тов. Выше - характеристики самолета падают, особенно - скороподъемность. 37-мм пушка является чрезвычайно эффективным оружием. Однако требу­ется устранить ряд ее недостатков. В воздухе часто происходят задержки при стрельбе, вызывает трудности пе­резарядка пушки. Разрушающее дей­ствие пушки по самолетам противни­ка огромно.

- Можно считать, что по своим ха­рактеристикам истребитель Р-39 пре­восходит истребитель Р-40 абсолютно во всех отношениях примерно на 10%, лишь с точки зрения маневренности Р-40 несколько лучше, чем Р-39.

Вагнер отметил восемь недостат­ков «Аэрокобры», вероятно эти недо­статки и послужили причиной отзыва самолетов данного типа с Тихого оке­ана. В числе отмеченных Вагнером не­достатков: отсутствие бронезащиты двигателя жидкостного охлаждения, выбивание масла из механизма изме­нения шага лопастей воздушного вин­та, выбитое масло забрызгивает лобо­вое стекло фонаря кабины, частые от­казы вооружения, не достаточно проч­ная конструкция шасси, устаревшее ра­диооборудование, небольшая дальность полета, неудовлетворительные летные характеристики выше 18 000 футов.

Оптимизм Вагнера в отношении истребителя Р-39 не разделял другой ас 5-й воздушной армии - Чарлз Кинг из 39-й эскадрильи. Летчик провел на «Кобре» воздушный бой 4 июля. Тог­да было сбито три «Кобры» из 39-й эс­кадрильи (все летчики в конечном ито­ге вернулись на аэродром), потери про­тивной стороны составили один сби­тый «Зеро» и четыре поврежденных. Кинг обнаружил звено японцев ниже себя. Полупереворотом Кинг зашел в хвост одному «Зеро» и выпустил доб­рую очередь. Других побед в воздуш­ных боях на Р-39 Кинг не одержал.

Много лет спустя Чарльз Кинг печатно попробовал внести ясность в отношении критики истребителя Р-39:

- Истребитель Р-39 (равно как и Р-40) - не тот самолет, на котором мож­но было на равных драться с японски­ми истребителями в начальный пери­од войны на Тихом океане. Вместе с тем не следует забывать, что наши лет­чики в то время очень сильно уступа­ли японцам в отношение боевого опы­та. Самолеты, и наши, и японские име­ли как преимущества, так и недостат­ки. Фактически соотношение потерь в воздушных боях было один к одному. Поскольку наши истребители не обла­дали явным преимуществом перед ис­требителями противника, многие из нас, включая меня самого, плохо отно­сились к Р-39. Мы все хотели воевать на истребителе, способном продлить наши жизни.

- По иронии судьбы Р-39 изначально проектировался под мотор с турбо­нагнетателем, такой самолет превосхо­дил бы «Зеро» во всех отношениях, особенно на больших высотах. Мы же на высоте проигрывали японцам.

- Управляемость Р-39 также не еди­ножды подвергалась критике. Однако я хочу сказать, что самолет не имел тенденции к потере управляемости, как это часто утверждают. Для «Кобры» был характерен перевернутый плоский штопор. Если убрать газ, то самолет опускал нос, переходя в нормальный штопор, из которого его без особого труда можно было вывести. Потеря высоты в плоском штопоре - мини­мальна. Опасность крылась в потере летчиком пространственной ориента­ции, кроме того, пилоты часто оши­бочно начинали считать самолет неуп­равляемым.  Самолет в плоском што­поре медленно опускал и поднимал нос относительно линии горизонта. Эти колебания некоторые летчики ошибоч­но интерпретировали как потерю уп­равляемости.

- Будучи юным офицером, я летал на «Аэрокобре» год, прежде чем мою эскадрилью, одну из первых имевших на вооружении Р-39/Р-400, направили на театр военных действий. За два ме­сяца я выполнил 25 боевых вылетов и часто дрался с истребителями против­ника. За этот период на счет 39-й эс­кадрильи занесли девять сбитых япон­ских самолетов. Девять наших самоле­тов также было потеряно, но все лет­чики остались в живых. Другие воору­женные истребителями Р-39 эскадри­льи понесли более тяжелые потери, но их летчики и сбили больше самолетов противника. На мой взгляд, результаты боевой работы эскадрилий, воевав­ших на истребителях Р-40, были немно­гим лучше. Хорошим примером, в этом отношении является деятельность авиагруппы в Китае и 49-й авиагруп­пы в Дарвине.

Японский взгляд на Р-39 вполне можно считать высокомерным. В пере­веденных японских документах отме­чается, что большинство американских истребителей, встречавшихся в небе Китая и Тихого океана, во всех отно­шениях уступают «Зеро». Летчики, дравшиеся с Р-39 над Новой Гвинеей, отзывались об этом американском ис­требителе аналогичным образом. Странным образом, оценки японцами истребителя Р-40 были еще более не­гативными, хотя Р-40 мог уйти от «Зеро» на пикировании, а ветераны «Вархоков» считали нормальным ре­зультатом когда на один сбитый Р-40 приходилось пять сбитых японских самолетов.

Главными недостатками Р-39, по японским источникам, являлась пло­хая маневренность, относительно сла­бая прочность конструкции и низкая начальная скорость пикирования. В большинстве случаев, скорость «Зеро» и Р-39 на уровне моря была примерно равной, но вооружение «Аэрокобры» обладало исключительно высоким ле­тальным эффектом в случае одновре­менного залпа.