Последние победы в юго-западной части Тихого океана

 

К концу 1943 г. подразделения «Аэрокобр», базировавшиеся на Но­вой Гвинее, получили другие типы ис­требителей. В последнем квартале 1943 г. поменяли «Аэрокобры» на «Лайтнинги» эскадрильи 13-й воздушной ар­мии. До Рождества сдали «Аэрокобры» и имевшие их на вооружении эскадри­льи 5-й воздушной армии. Тем не менее, серийное производство истребителей Р-39 для ВВС РККА продолжалось.

Вернемся, однако, к началу 1943 г. Летчики 80-й эскадрильи занесли на боевой счет седьмую и последнюю по­беду в воздушном бою над Новой Гви­неей 17 января. Бомбардировщик Кл-21 «Салли» сбили над восточной око­нечностью Новой Гвинеи будущий ас «Лайтнинга» Дэй Т. Роббинс и Дже­ральд Роджерс. У Роббинса к этому времени на счету уже значилось два поврежденных Ki-21.

Вероятно, наиболее впечатляющие боевые вылеты «Аэрокобры» 5-й воз­душной армии совершили в феврале -августе 1943 г. Обстановка благопри­ятствовала американцам. Летчики, сражавшиеся на Р-39, получили воз­можность продемонстрировать все сильные стороны своих самолетов, они сбили более 40 из 50 одержанных в этот период ВВС США побед!

Большинство боевых вылетов вы­полнялось с передового аэродрома в Bay, расположенном всего в несколь­ких милях от японского узла обороны в Лай. Противник понимал значение базы в Bay и предпринял ряд попыток ее нейтрализовать. Жестокие бои за Bay шли до конца января. Японцы от­казались от попыток выбить амери­канцев с занятых позиций только по­неся очень чувствительные потери.

Сражение за Bay продолжилось в воздухе. Японская авиация бомбила атолл вплоть до середины 1943 г. Бази­ровавшиеся здесь «Аэрокобры» не толь­ко принимали участие в отражении на­летов, но и сопровождали транспортные самолеты С-47, доставлявшие на Bay пополнение и предметы снабжения.

6 февраля летчикам «Кобр» при­шлось и налет отражать, и транспорт­ники эскортировать. На подходе к Bay была обнаружена группа из семи бом­бардировщиков Ki-21 и 21 истребите­ля Ki-43 «Оскар» армейской авиации Японии. В это же время к базе подошла группа С-47 в сопровождении восьмерки «Аэрокобр» из 40-й эскад­рильи. Американцы находились в бо­лее выгодной тактической позиции для перехвата истребителей Ki-43. Внезап­ной атакой сзади сверху «Аэрокобры» сбили 11 японских истребителей и один бомбардировщик. Лучший результат показал лейтенант Эдвин Шнейдер, заваливший двух «Оскаров» и одну «Салли». Будущий ас Билл Макдонуг сбил два Ki-43. Единственной потерей ВВС США стал один сбитый С-47, правда еще один транспортный Дуглас пострадал при вынужденной посадке. Весь бой продолжался 15 минут, с 10 ч 45 до 11.00 местного времени.

В тот же день после полудня звено Р-39 из 41 эскадрильи, патрулируя над Bay, перехватила еще одну группу Ki-43. Четыре «Оскара» были сбиты без потерь со стороны ВВС США. Первую из пяти побед одержал лейтенант Фрэнк Дубишер. Дубишер ошибочно идентифицировал «Оскар» как «Зеро». Командующий 5-й воздушной армии генерал Джордж Кении был очень во­одушевлен результатами двух воздуш­ных боев, но осмотрительно уменьшил в пресс-релизе количество сбитых японских самолетов из опасения быть обвиненным в преувеличении успехов своих подчиненных.

В последующие месяцы крупные группы японских самолетов пытались наносить удары по Порт-Морсби и Оро-бэй. 12 апреля большая группа японских бомбардировщиков и истре­бителей сопровождения была обнару­жена на подступах к Порт-Морсби. Истребители 5-й воздушной армии успе­ли получить своевременное предупреж­дение. Отражая налет, американцы сби­ли по крайне мере 25 японских самоле­тов - половина из них на счету пилотов «Аэрокобр» из 35-й группы. ВВС США потеряли два истребителя Р-39.

С переходом инициативы в войне в руки союзников американские истре­бители стали все чаще появляться над территорией, занятой противником. В этих условиях уделом самолетов с не­большим радиусом, таких как Р-39 или Р-40, оставалось патрулирование и со­провождение транспортников. Истре­бители «Аэрокобра» из 35 авиагруппы в количестве 35 штук продолжали ак­тивные боевые действия, отражая на­леты японской авиации на Bay. Груп­па прибыла к новому месту базирова­ния вечером 14 августа 1943 г. На сле­дующее утро в 9 ч 10 мин в момент по­садки транспортных С-47 и «Аэро­кобр» эскорта в воздухе появилась большая группа бомбардировщиков Ki-48 «Лили» и истребителей «Оскар». Два транспортных самолета были сби­ты, находившиеся на бортах люди по­гибли, груз также был утрачен. В то же время, «Аэрокобры» из 41-й эскадрильи уничтожили десять бомбардировщиков «Лили» и три истребителя «Оскар».

Лучший результат дня продемонст­рировал Фрэнк Дубишер, сбивший над районом Тсили-Тсили три Ki-48. Лей­тенант Боб Элдер сбил два бомбарди­ровщика «Лили», лейтенант Кэри Були сбил один Ki-48 и один «Оскар».

Через пять минут после взлета са­молетов 41-й эскадрильи в воздух ушли «Аэрокобры» 40-й эскадрильи. Уже спустя минуты были сбиты три бом­бардировщика «Лили» и один истреби­тель «Оскар». По одному Ki-48 и Ki-43 уничтожил будущий ас лейтенант Боб Игер, летавший на «Аэрокобре» Р-39N-5 с заводским номером 42-19012. Сия виктория стала самой впечатляю­щей едва ли не за всю историю 5-й воз­душной армии; даже в этот день аме­риканцы понесли потери - 35-я группа лишилась четырех истребителей «Аэрокобра» и троих пилотов.

В каждый последующий месяц японцы откатывались все дальше на север. Летчики выполняли полеты на предельном радиусе действия своих Р-39. Аналогичные проблемы испытывали пилоты Р-40 и, в меньшей степени, Р-47.

Адекватные просторам Тихого океана самолеты (Р-38 и P-51D/K) появились только в последние военные года. До конца 1944 г. самыми распрос­траненными на театре военных действий стали «Лайтнинги» и «Мустанги».

Несмотря на недостаточную даль­ность полета, а также ряд других про­блем, «Аэрокобры» совершали боевые вылеты на Тихом океане вплоть до конца 1943 г.

Прежде чем истребители Р-39 окон­чательно исчезли с Тихоокеанского театра военных действий, их летчики одержали еще несколько побед. В 1944 г. на ТВД оставались лишь разведыва­тельные модификации «Аэрокобры» -P-39Q-6. В ноябре и эти машины сме­нили «мустанги» модификации F-6D.