Алеутские острова, Исландия, зона Панамского канала и Средиземноморье

 

Ряд театров военных действий в годы второй мировой войны по ряду причин отличался сравнительно низ­кой боевой активностью противников. Плохая погода на Алеутах или космическая скука патрульных полетов в зоне Панамского канала представала собой угрозу куда более реальную, чем вражеские истребители. Более реаль­ной война выглядела в юго-западной части Тихого океана и, чуть позже, в Северной Африке.

Еще одним «театром военных дей­ствий низкой интенсивности» являлась Исландия. В середине 1942 г. вслед за оккупацией острова американцами на Исландию прибыло несколько эскад­рилий. Размещение американской авиации на Исландии стало возмож­ным после подписания соглашения с Великобританией, известного как «по­мощь в обмен на базы». В июле-авгус­те на Исландию были переброшены истребители Р-38, Р-39 и Р-40, вошед­шие в состав сформированной 11 сен­тября 1942 г. 342-й смешанной авиа­группы.

Несколько летчиков, ставших впоследствии асами, первые полеты на рутинное патрулирование выполнили в Исландии. Одним из них был Джон С. Мейер из 33-й истребительной эс­кадрильи. Мейер с 24 победами стал самым результативным пилотом «Му­станга» в 8-й воздушной армии.

Эскадрилья, в которой служил Мейер, прибыла на Исландию в авгус­те 1942 г. одной из первых, а 15 сен­тября была одержана самая первая в ВВС США победа в воздушном бою на Европейском театре военных дей­ствий. «Лайтнинг» из 27-й эскадрильи на пути с Исландии на Британские ос­трова случайно перехватил и сбил над Северной Атлантикой дальний развед­чик Fw-200. В этой истории не все ясно. Многие исследователи полагают, что «Кондор» был сбит лейтенантом Джо­зефом Шеффером из 33-й эскадрильи. Опять же не ясен тип истребителя. На котором мог летать Шеффер, так как на вооружении эскадрильи имелись самолеты Р-40, но за несколько дней до 15 сентября подразделение получило первые «Аэрокобры». Не вызывает со­мнений факт участия летчиков 33-й эскадрильи в охоте на «Кондора».

Джозеф Шеффер одержал единствен­ную официальную победу, занесенную на боевой счет 33-й эскадрильи - сбил на P-39D 18 октября 1942 г. бомбарди­ровщик Ju-88.

В период когда летчики 342-й сме­шанной авиагруппы вели первые бои с самолетами люфтваффе, пилоты 28-й смешанной авиагруппы (в эту авиа­группу вошли подразделения 54-й и 342-й истребительных авиагрупп) сра­жались с японцами на Алеутских ост­ровах. Равно как и парням из 342-й группы, редко встречавших противни­ка в холодных небесах Северной Ат­лантики, летчикам 28-й авиагруппы также не часто выпадал случай прове­сти воздушный бой с японцами. До конца войны на боевой счет 28-й авиа­группы было занесено всего 30 сбитых японских самолетов.

Большинство из этих побед одер­жано на «Аэрокобрах», выполнявших на Аляске задачи ПВО аэродромов. После высадки японских десантов на Алеутах эскадрильи «Кобр» перебро­сили на острова. Японцев выбили с Кыски и Атту в середине 1943 г., после чего «Кобры» вернули на Аляску.

Самые удачливые пилоты «Аэро­кобр» на северном театре военных дей­ствий сбили не более двух самолетов противника, но многие из них продол­жали наращивать свои личные боевые счета, воюя на «Лайтнингах» в соста­ве 49-й истребительной авиагруппы над юго-западной частью Тихого оке­ана. Такие асы, как Том Макгуайр (38 побед), Уэллэс Джордан (6 побед) и Джерри Джонсон (22 победы) свои пер­вые боевые вылеты выполнили в соста­ве 54-й истребительной группы на «Аэрокобрах», отражая атаки японцев на Алеуты. Макгуайру даже пришлось совершить вынужденную посадку.

Из этой троицы на Алеутах боль­ше других отличился Джерри Джон­сон, сбивший «Руфь» в районе Адьяка 25 сентября 1942 г., еще одну победу ему засчитали через шесть дней как вероятную (также - «Руфь»).

25 сентября «Аэрокобры» из 57-й эскадрильи вылетели на поиск двух японских подводных лодок, но обна­ружили в проливе между островами Кыска и Атту крупное транспортное судно и несколько гидросамолетов. Две «Руфи» американцы сбили сразу после взлета гидросамолетов. Впослед­ствии, помимо двух «алеутских» гид­росамолетов Джонсон одержал 20 по­бед на «Лайтнинге» и две на «Тандерболте».

Как правило, летчики-истребители проводили на Алеутах чуть больше года, прежде чем попадали на более «горячие» театры военных действий -на Тихий океан или в Европу.

В районе Панамского канала по­годные условия были куда более бла­гоприятными, чем на Алеутах. Само­леты 6-й воздушной армии охотились здесь за подводными лодками против­ника и караулили канал от вероятных налетов японской авиации с начала 1942 г. Несколько раз летчикам удава­лось обнаружить немецкие субмарины, но ни одного самолета противника они так ни разу и не встретили. Основу ПВО зоны Панамского канала состав­ляли истребители Р-38, Р-39 и Р-40.

В зоне Панамского канала начина­ли свою боевую службу кавалеры По­четной медали Конгресса Нил Кирби и Билл «Динги» Данхэм. Здесь же пер­вые боевые патрульные полеты выпол­нил Боб Гохаузен, ставший асом, воюя на «Мустанге» на Средиземноморье.

Истребители базировались в Ару­бе, Пуэрто-Рико и Панаме.

Асом стал и Уильям К. Гирукс (в 1944 г. на «Лайтнинге» над Филиппи­нами в составе 5-го истребительного командования). Шесть месяцев Гирукс прослужил в Панаме в составе воору­женных «Аэрокобрами» 30-й и 32-й эскадрилий. В августе 1943 г. Гирукс воевал на «Аэрокобрах» в составе 36-й эскадрильи 8-й истребительной авиа­группы на Новой Гвинее. Затем сра­жался на «Тандерболтах» и «Лайтнингах», с марта по ноябрь 1944 г. он одер­жал десять побед в воздушных боях. Опытнейший летчик-истребитель, Ги­рукс так отзывался о самолете Р-39:

- Не могу сказать, что я летал на плохом боевом самолете. Однако Р-39 имел ограниченный радиус действия, неудовлетворительные высотные ха­рактеристики, медленно набирал высо­ту и плохо пикировал. Поэтому в Па­наме мы выполняли на «Аэрокобрах» простейшие задания - прикрывали с воздуха транспорты в каботажных пе­реходах.

Еще одним театром военных дей­ствий, на котором отметились Р-39, стало Средиземноморье. «Кобры» не снискали особой славы и здесь. Летчи­ки вооруженных истребителями Р-39 эскадрилий сбили по разным оценкам от 14 до 20 самолетов противника, потеряв 107 «Кобр». Для сравнения - пилоты Р-40 одержали над Средиземным морем 480 побед. В то время как собственные потери составили 553 самолета.

Среди летчиков, воевавших на Сре­диземноморье на «Аэрокобрах», и ставших впоследствии асами был лей­тенант Бен Иммирт, сбивший на «Му­стангах» и «Тандерболтах» шесть са­молетов противника.

В январе 1943 г. из Великобритании в Северную Африку была переброше­на 346-я эскадрилья 350-й истребитель­ной авиагруппы, вооруженная само­летами P-39L. «Аэрокобры» приняли участие в сражении за Кассеринский пе­ревал в Тунисе. 15 февраля один Bf.109 сбил при нанесении удара по аэродрому Тилипти лейтенант Хаг Доу.

Доу летал ведомым. Пару «Аэро­кобр» атаковали два мессершмитта. Оторвавшись от преследования, Доу заметил третий Bf.109. взлетавший с аэродрома. Летчик вспоминал:

- В первой атаке 37-мм пушка мое­го истребителя отказала. Я вручную перезарядил оружие - Т-образная рукоятка была связана с казенной частью пушки тросом.

- Мессершмитт уже набрал высоту в 200-300 футов, его летчик должен был заметить меня. Противник попытался выполнить резкий маневр, но я всадил в самолет противника очередь. Мессер рухнул на землю, на месте падения под­нялся столб дыма и пыли.

Как оказалось жертвой Доу стал унтер-офицер Карл Рейнбахер из III./ JG-77. Немецкий летчик остался жив, позже он попал в плен к французам. Французы передали летчика американ­цам. Рейнбахер встретился с Доу, по­бедитель с уважением отнесся к побеж­денному противнику.

К апреля 1944 г. 350-я авиагруппа осталась последней в ВВС США, на вооружении которой все еще состояли истребители Р-39. 6 апреля 1944 г. Хаг Доу одержал последнюю за войну по­беду на «Аэрокобре» с опознавательными знаками ВВС США. Во главе пары Доу штурмовал железнодорож­ный мост через реку Гроссетто в Ита­лии. В районе цели американец заме­тил слева от себя мессершмитт. Два истребителя сошлись в лобовой атаке.

После своего боевого крещения в феврале 1943 г. Доу имел возможность облетать Bf. 109, поэтому он хорошо представлял маневренные возможнос­ти самолета противника на малых вы­сотах. Доу резко отвернул на 90 град. Немецкий летчик попытался повто­рить маневр, но его самолет стал скользить на крыло. «Аэрокобра» ока­залась в хвосте у мессершмитта. Меж­ду тем у Доу не осталось снарядов пос­ле штурмовки моста. Пилот «Кобры» дал длиннющую очередь из крыльевых пулеметов винтовочного калибра. Со­вершенно не надеясь сбить вражеский истребитель. Однако Bf.109 загорелся, после чего начал беспорядочно падать. Доу продолжал преследования, ведя огонь из пулеметов. Мессершмитт вре­зался в мост, который совсем недавно штурмовал Доу.

С двумя победами Доу вошел в чис­ло самых результативных пилотов «Аэрокобр», действовавших на Средиземноморье. После перевооружения «Тандерболтами» Доу занял пост ко­мандира 347-й эскадрильи. Его дли­тельная командировка на войну завер­шилась в январе 1945 г., когда летчика сбили немецкие истребители. Доу по­пал в плен. С большой долей вероят­ности бой 6 апреля 1944 г. можно счи­тать последней схваткой, в которой приняли участие американские «Аэро­кобры». Летчики 350-й эскадрильи сбили на Средиземноморье пять само­летов противника без потерь со своей стороны.

Как отмечалось выше, над Среди­земным морем ВВС США потеряли в общей сложности 107 истребителей Р-39, большинство из них было сбито огнем зенитной артиллерии. В свою очередь, летчики «Кобр» по макси­мальным оценкам сбили в воздушных боях 20 самолетов противника, еще примерно столько же было уничтоже­но на аэродромах. Пилоты Р-40 запи­сали на свой счет в общей сложности около 500 вражеских самолетов, поте­ряв в воздухе и на земле 550 истреби­телей. Сравнивая эти цифры следует принимать во внимание, что «Аэрокоб­ры» совершили примерно вдвое меньше боевых вылетов по сравнению с Р-40. Потери в истребителях Р-39 составили приблизительно 0,4 самолета в одном боевом вылете, в то время как для Р-40 эта цифра достигла значения 0,8.

До конца войны «Аэрокобра» так и не стала на Западном фронте или на Тихом океане «звездным» истребите­лем, хотя многие полагали этот само­лет эффективным оружием в руках опытных летчиков с ясной мотиваци­ей за что они сражаются. Такие летчи­ки нашлись не в ВВС США, а в воен­но-воздушных силах Красной Армии.