|
1. Р-400 серийный номер BW146 «Whistlin'
Britches» лейтенанта Зида Фоунтэйна, 67-й
истребительная эскадрильи, Тонтоута, Новая Каледония, май 1942 г.
На изображенном здесь самолете лейтенант Фоунтэйн летал в период
базирования 67-й эскадрильи на Новой Каледонии пред отправкой на
Гуадалканал на аэродром Гендерсон-Филд. Это один из первых истребителей,
на котором была изображена акулья пасть - впоследствии ставшая
традиционной для самолетов 67-й эскадрильи. Согласно данным эскадрильи,
Фоунтэйн одержал в воздушных боях 5,5 побед, но официально ему засчитан
один сбитый 3 декабря 1942 г. японский гидросамолет.
2. P-39Fсерийный
номер 41-7116лейтенанта Гровера Голсона, 36-я эскадрилья истребительная
эскадрилья 8-й истребительной группы, Порт-Морсби, Новая Гвинея, май 1942
г.
Здесь изображен первый из 229 истребителей P-39F,
сошедших со сборочной линии завода фирмы Белл в Буффало, шт. Нью-Йорк. От
более ранних «Аэрокобр» модификации «D»
самолеты P-39F
отличались воздушными винтами Аэропродактс диаметром 10 футов 4 дюйма. На
P-39D ставились
воздушные винты Кертис-Электрик 41-7116. 36-я эскадрилья получила самолет
с серийным номером 41-7116 непосредственно перед оправкой на Новую
Гвинею. По воспоминаниям Голсона самолет не имел никакой символики, кроме
положенной по предвоенным стандартам авиационного корпуса армии США.
3. Р-400 (серийный номер не известен) «Wahl Eye Il/Pat»
лейтенанта Юджина Уэла, 39-я истребительная эскадрилья 35-й истребительной
группы, Порт-Морсби, Новая Гвинея, май 1942 г.
Лейтенант Уэл одержал одну из первых побед в 39-й эскадрильи, сбив 26 мая
1942 г. японский истребитель «Зеро» в районе горы Маунт-Лоусон, недалеко
от Порт-Морсби. Падение «Зеро» подтвердили наблюдатели с земли. В том же
самом бою будущий ас Том Линч (20 побед) одержал свою третью на «Аэрокобре»
победу. Еще один «Зеро» сбил Фрэнк Экинс, ранее уже записавший на свой
счет два «Зеро», сбитых в феврале 1942 г. на Р-40Е над Явой в составе
17-й эскадрильи. Эдкинс сбил на «Аэрокобре» всего один японский самолет.
Асом Эдкинс стал в августе 1944 г., сбив на «Тандерболте»
два истребителя Bf. 109 над Германией. Эдкинс
тогда служил командиром 313-й эскадрильи 50-й истребительной группы.
Акулья пасть - это личная эмблема Уэла, а не «мотив» эскадрильи в целом.
Пасти на всех истребителях 39-й эскадрильи появились только в 1943 г.,
когда подразделение получило на вооружение «Лай-тнинги». Обратите
внимание - отсутствует красный круг в центре белой звезды. Начиная с мая
1942 г. на опознавательных знаках американской авиации красные круги
стали закрашивать чтобы не путать свои самолеты с японскими. Скорее всего
красные круги на «Аэрокобрах» 39-й эскадрильи были закрашены в июле 1942
г., когда подразделение находилось в Австралии.
4. Р-400 серийный номер В W176 лейтенанта
Чарлза Кинга, 39-я истребительная эскадрилья 35-й истребительной группы,
Порт-Морсби, Новая Гвинея, июнь 1942 г.
Кинг являлся одни из немногих американских летчиков, высоко оценивших
истребитель Белл Р-39 «Аэрокобра», хотя все свои пять побед в воздушных
боях он одержал на «Лайтнинге». На «Кобре» Кинг летал в период своей
первой командировки на театр военных действий в середине 1942 г. В конце
июля 1942 г. самолет с серийным номером BW176
передали в 80-ю истребительную эскадрилью. Самолет оставался в пригодном
к полетам состоянии, по крайней мере, до января 1943 г.
5. Р-400 серийный номер BW102 «THE
FLAMING» лейтенанта Каррэна «Джека» Джонса, 39-я истребительная
эскадрилья 35-й истребительной группы, Порт-Морсби, Новая Гвинея, июнь
1942 г.
Будущий ас Джек Джонс (пять побед) регулярно летал на истребителе Р-400 с
серийным номером BW102 в середине 1942 г. Именно
на этом самолете он одержал свою единственную победу на «Аэрокобре», сбив
«Зеро» утром 9 июня. Как и большинство самолетов 39-й эскадрильи «Кобру»
с серийным номером BW102 в июле 1942 г. передали
в 80-ю эскадрилью. В 80-й эскадрилье на этой «Кобре» закрасили красную
стрелу на борту носовой части фюзеляжа, но нарисовали акулью пасть и
глаза, перед дверцей кабины на борту была написана идентификационная
литера «К».
6. P-39D-1 серийный
номер 41-38338 «Nip's Nemesis
II» лейтенанта Дона С. Макги из 36-й истребительная эскадрилья 8-й
истребительной группы, Порт-Морсби, Новая Гвинея, июнь 1942 г. Макги -
один из немногих летчиков 8-й группы, одержавших на «Аэрокобре» более
одной подтвержденной победы над Новой Гвинеи. «Фиббер» Макги утверждая,
будто бы сбил в 1942 г. на «Кобре» не менее пяти японцев. Из всех этих
побед только одну засчитали как вероятную (5 мая «Зеро» над Порт-Морсби).
Официально засчитаны только три сбитых: один «Зеро» 1 мая и два «Зеро»
29мая. «Аэрокобра» с серийным номером 41-38338 и надписью «Nip's
Nemesis II» получила серьезные повреждения в воздушном бою 1 мая. |
|
7. P-39J серийный
номер 41-7073 лейтенанта Лесли Спунтса, 57-я истребительная эскадрилья
54-й истребительной группы, Кодьяк, Аляска, июнь-октябрь 1942 г. 57-я
эскадрилья принимала участие в боях с японцами на Алеутских островах. На
Кадьяке эскадрилья базировалась с середины 1942 г. до начала 1943 г.,
когда ее вернули к месту постоянной дислокации на аэродром Бэртоу-Филд,
шт. Флорида. Лесли Спунтс уверял, что он сбил три японских самолета, но
официально у Спунтса нет ни одной победы в воздушных боях. Выставленный в
музее ВВС США в Дейтоне истребитель P-39Q-20
(44-3908) раскрашен под самолет Спунтса. В общей сложности было
изготовлено всего 25 истребителей P-39J,
которые отличались доработанными двигателями V-1710-59
(E12).
8. P-39D (серийный
номер не установлен) лейтенанта Джозефа Маккиона, 35-я истребительная
эскадрилья 8-й истребительной группы, Милн-Бэй, Новая Гвинея, ноябрь 1942
г.
Джо Маккион сбил «Зеро» над заливом Буна 7 декабря 1942 г. на истребителе
Р-39D-1 с серийным номером 41-38353 - его
единственная победа на «Аэрокобре». На изображенном на рисунке истребителе
Маккион летал годом раньше, истребитель был разбит при грубой посадке в
ноябре. Летом 1943 г. Маккиона перевели в 433-ю эскадрилью 475-й группы. В
сентябре-октябре 1943 г. Маккион сбил на «Лайтнинге» четыре самолета
противника. Всего летчик над Тихим океаном выполнил 155 боевых вылетов.
После возвращения в Штаты Маккион добровольно пошел воевать в Европу. В
составе 77-й эскадрильи 22-й истребительной группы он сбил в августе 1944
г. Bf.109 и повредил Fw-190.
Над Европой пилот выполнил 40 боевых вылетов на «Лайтнинге» и «Мустанге».
7 октября 1944 г. его «Мустанг» был сбит над Германией. Окончание войны
застало Маккиона в плену.
9. P-39D-1 серийный
номер 41-36345 «Pelikia» лейтенанта Джорджа
Уэлча, 36-я истребительная эскадрилья 8-й истребительной группы, Милн-Бэй,
Новая Гвинея, ноябрь 1942 г. Уэлч, также как Маккион, принимал участие в
легендарном воздушно бою 7 декабря 1942 г. над заливом Буна. Ветераны
Перл-Харбора расквитались с обидчиками, сбив не меньше четырех японских
самолетов (два «Зеро» и два «Вэла»). Действительно - легендарная битва,
куда до нее Кубани или Курской дуге. Уэлч принимал участие в бою над
заливом Буна на самолете P-39D-1
с серийньт номером 41-38359. Истребитель с серийным номером 41-36345 был
списан из-за повреждений, полученных при посадке, незадолго до 7 декабря
1942 г. P-39D-1 с
серийным номером 41-38359 списали после грубой посадки в ноябре 1942 г.
10. P-39D-1 серийный
номер 41-38295 лейтенанта Джеральда Р. Джонсона, 57-я истребительная
эскадрилья 54-й истребительной группы, Кадьяк, Аляска, конец 1942 г.
Будущий ас с 22 победами Джерри Джонсон уничтожил на «Аэрокобре» в водах
островов Кыска и Адьяк 25 сентября и 1 октября по одному гидросамолету
A6M2N
«Руфь». В ноябре штаб 5-й воздушной армии, отвечавшей за весь
Тихоокеанский театр военных действий, утвердил эти победы как вероятные.
Парадоксальным образом штаб отвечавшей только за Алеуты 11-й воздушной
армии победы не утвердил, так как никто не видел с земли падения японских
гидросамолетов.
11. Р-39К-1 серийный номер 42-4358 лейтенанта Уильяма Макдонуга, 40-я
истребительная эскадрилья 35-й истребительной группы, Набзаб, Новая
Гвинея, февраль 1943 г.
Самолеты звена Макдонуга были украшены изображениями персонажей
мультфильмов Уолта Диснея. «Кобра» с серийным номером 42-4358 несла по
правому борту изображение Дональда Дака, на двух других «Кобрах»
красовались «Гуффи» «Багз Банни». Будущий ас с пятью победами Уильям
Макдонуг сбил на Р-39К-1 с серийным номером 42-4358 над
Bay 2 февраля 1943 г. два «Зеро».
12. P-39N (серийный
номер не установлен) лейтенанта Уильяма К. Гирукса, 32-я истребительная
эскадрилья 52-й истребительной группы, зона Панамского канала, апрель
1943 г.
Кении Гирукс летал на изображенном здесь истребителе P-39N
в период своей службы в зоне Панамского канала в 1943 г. Ни одного
воздушного боя в районе Канала в годы второй мировой войны не произошло.
Летчики занимались патрулированием прибрежных акваторий и эскортированием
с воздуха транспортных судов. Служба в Центральной Америке не
предоставила шанса отличиться пилотам «Аэрокобр». В конце 1943 г. Гирукса
перевели в 36-ю эскадрилью 8-й истребительной группы. В 1944 г. экс-пилот
«Аэрокобры» сбил на «Лайтнинге» десять японских самолетов, причем восемь
из них - всего за две недели ноября! |
|
13. P-39D-2 серийный
номер 41-38506 лейтенанта Ллойда «Йоги» Россера, 41-я истребительная
эскадрилья 35-й истребительной группы, Порт-Морсби, Новая Гвинея,
апрель-июнь 1943 г.
Йоги Россер одержал свою первую в воздушном бою победу 12 апреля 1943 г.,
сбив «Бетти» над Порт-Морсби. Летчики обеих эскадрилий 35-й истребительной
группы одержали в тот день победы. Всего из 28 японских бомбардировщиков,
принимавших участие в налете на Порт-Морсби, было сбито 12. На самолете
P-39D-2 с серийным
номером 41-38506 изображены отметки о четырех победах, но только одна,
одержанная 12 апреля 1943 г., принадлежит Йоги Россеру.
14. P-39L-1 серийный
номер 41-38506 «EVELYN» лейтенанта Хага Доу,
346-я истребительная эскадрилья 350-й истребительной группы, Мэйсон-Блэнч,
Алжир, весна 1943 г.
Самолет, на котором летал Доу, является типичным примером камуфляжной
окраски «Аэрокобр», воевавших в Северной Африке. Литеры «X-R»
указывают на принадлежность истребителя 81-й истребительной авиагруппе.
Самолеты в 346-й эскадрильи идентифицировались по буквам латинского
алфавита. Буква «V» на дверце кабины
символизирует день предстоящей и неизбежной как крах империализма победы.
15. P-39N (серийный
номер не установлен) лейтенанта Билла Фидлера, 68-я и 70-я истребительные
эскадрильи 347-й истребительной группы, Гуадалканал, предположительно
июнь 1943 г.
Единственный официально признанный ас ВВС США, добившийся этого статуса на
«Аэрокобре», Билл Фидлер служил в 68-й и 70-й эскадрильях в период своей
«поездки» на Тихий океан. С января по июнь 1943 г. отличавшийся крайней
агрессивностью в воздухе Фидлер сбил пять японских самолетов - три «Зеро»
и два «Вэла» (пять самолетов за шесть месяцев - агрессивный, поди ж ты, ас
был, особенно если сравнить его с Речкаловым). Удача изменила Фидлеру 30
июня, когда его готовую к взлету «Кобру» протаранил взлетающий «Лайтнинг».
Фидлер погиб.
16. Р-39 (не установлены ни модификация, ни серийный номер) лейтенанта
Боба Игера, 40-я истребительная эскадрилья 35-й истребительной группы,
Тсили-Тсили, Новая Гвинея, август 1943 г. Игер сбил на «Аэрокобре» в
воздушном бою 15 августа 1943 г. над Тсили-Тсили «Оскара» и «Лили».
Через несколько недель 40-ю эскадрилью перевооружили «Тандерболтами».
Игер стал асом, летая на истребителе Р-47, 11 марта 1944 г. он сбил два
«Тони» и один «Оскар».
17. Р-39 (не установлены ни модификация, ни серийный номер) капитана
Тома Уинбарна, 40-я истребительная эскадрилья 35-й истребительной группы,
Тси-ли-Тсили, Новая Гвинея, август 1943 г. Уинбарн поджег два «Зеро» (сбил
один) в памятном для пилотов 40-й эскадрильи воздушном бою 6 февраля 1943
г. На изображенном здесь истребителе Уинбарн регулярно летал на боевые
задания, день 6 февраля не являлся исключением. 25 апреля летчика
назначили командиром 40-й эскадрильи. Он командовал ею до ноября 1943 г.
18. P-39N-5 серийный
номер 42-18805 «TODDYIII» капитана Гилберта,
41-я истребительная эскадрилья 35-й истребительной группы, Тсили-Тсили,
Новая Гвинея, сентябрь 1943 г.
Первые самолеты P-39N
в 41-й эскадрильи получил командир звена капитан Гилберт (имя летчика не
установлено). С апреля по сентябрь 1943 г. летчики 41-й эскадрильи сбили
18 японских самолетов - самый продуктивный период в боевой карьере
подразделения. |
|
19. P-39L-1 серийный
номер 42-4687 «Little Tony», на истребителе
летали различные летчики из 362-й истребительной эскадрильи 357-й
истребительной группы, Хэйфорд, Калифорния, сентябрь 1943 г.
В числе других на изображенном здесь самолете по многу часов налетали
будущие асы воздушной войны в Европе Чак Игер и Бад Андерсон. Обе летчика
достаточно высоко оценили «Аэрокобру» - они не единожды выигрывали на Р-39
учебные воздушные бои с истребителями других типов.
20. P-39N-5 серийный
номер 42-18802 лейтенанта Роя Оуэна, 41-я истребительная эскадрилья 35-й
истребительной группы, Надзаб, Новая Гвинея, октябрь 1943 г. Летчики 41-й
эскадрильи в годы второй мировой войны сбили 92 самолета противника. Оуэн
имел лишь одну неподтвержденную победу.
21. P-39Q-10 серийный
номер 42-20746 «OLD CROW» лейтенанта Бада
Андерсона, 363-я истребительная эскадрилья 357-й истребительной группы,
Оровилл, Калифорния, октябрь 1943 г.
Здесь изображен самый первый истребитель будущего аса Бада Андерсона.
Андерсон окрести.!! свою машину «старой вороной», надпись «OLD
CROW» украшала все истребители, на которых летал летчик, от
«Мустанга» до «Тандерчифа». Андерсон, так же как и его друг и командир Чак
Игер, довольно высоко оценил «Аэрокобру», но предпочитал драться в
воздушных боях все-таки на «Мустанге». В ноябре 1943 г. эскадрилью
направили на Европейский театр военных действий, в Великобритании летчики
получили истребители Р-51В.
22. P-39N-1 серийный
номер 42-18409 лейтенанта Гарольда Наса, 41-я истребительная эскадрилья
35-й истребительной группы, Надзаб, Новая Гвинея, ноябрь 1943 г.
Изображенный на рисунке самолет являлся последней «Аээрокоброй» 41-й
эскадрильи, в январе 1944 г. подразделение перевооружили истребителями
Р-47 «Тандерболт». Единственная одержанная в воздушном бою на «Аэрокобрах»
победа записана на счет 41-й эскадрильи 15 августа 1943 г. - лейтенант
Нас сбил в районе Тсили-Тсили бомбардировщик Ki-48
«Лили».
23. P-39Q-1 серийный
номер 42-19510 «SAD SACK» капитана Джеймса Ван
Надо, 72-я истребительная эскадрилья 72-й истребительной группы,
Гуадалканал, декабрь 1943 г.
Ван Нада считался одним из самых опытных пилотов 17-й воздушной армии, 27
декабря 1943 г. он сбил бомбардировщик G4M
«Бетти». Чуть позже его назначили командиром 72-й эскадрильи, на
этом посту Ван Над оставался до окончания войны.
24. «Аэрокобра I» серийный номер АН636,
бортовой номер «33» белого цвета капитана Ивана Дмитриевича Гайденко,
19-й ГИАП, осень 1942 г.
Все полученные Советским Союзом из Великобритании «Аэрокобры» имели
камуфляжную окраску из пятен темно-зеленого и морского серого цветов,
нижние поверхности самолетов были окрашены в средний морской серый цвет.
Красные звездочки на истребителе Гайденко обозначают индивидуальные
победы, контурные белые - групповые. В 19-м ГИАПе бортовые номера
наносили на кили и рули направления самолетов. Самолет с серийным номером
АН636 - вторая «Аэрокобра», на которой летал Гайденко. Он был сбит на
истребителе с серийным номером АН660. |
|
25. P-39D-2 серийный
номер 41-38428 бортовой номер «33» белого цвета капитана Вадима Ивановича
Фадеева, 16-й ГИАП, апрель 1943 г.
К моменту своей гибели Вадим Фадеев являлся одним из ведущих летчиков
16-го ГИАПа, имея на своем счету 18 самолетов противника, сбитых лично, и
3 - в группе. Как и все истребители Р-39, полученные из США по ленд-лизу,
«Кобра» Фадеева была окрашена в грязно оливковый цвет сверху и
нейтральный серый снизу. Красные звезды нарисованы прямо поверх белых
звезд опознавательных знаков ВВС США. В 1943 г., когда истребители Р-39
прибывали из США в небольшом количестве, времени закрашивать серийные
номера на киле не оставалось. Красные кок воздушного винта и «пилотка» на
вертикальном оперении - отличительные признаки самолетов 16-го ГИАП с
начала 1943 г. и до конца войны. Бортовые номера наносились на борта
фюзеляжа за опознавательными знаками - наиболее часто встречающийся
вариант нанесения номеров на «Кобры».
26. Р-39К-1 серийный номер 42-4403 бортовой номер «21» белого цвета
старшего лейтенанта Дмитрия Борисовича Глинки, 45-й ИАП, Кубань, весна
1943 г. Дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинка завершил войну, имея
на своем счету 50 побед. Во много его стараниями 45-й ИАП стал в августе
1943 г. 100-м гвардейским истребительным авиаполком. К середине 1943 г.
общепринятой практикой стали опознавательные знаки в виде красных звезд с
белой каймой, ранее звезды или не имели каймы вообще, или обводились
тонкой черной каймой.
27. P-39Q (серийный
номер не установлен) бортовой номер «21» белого цвета капитана Павла
Степановича Кутахова, 19-й ГИАП, конец 1943 г.
Павел Кутахов встретил День Победы полковником, имея на своем счету 13
личных и 28 групповых побед. В послевоенные годы он дослужился до поста
главнокомандующего ВВС Советского Союза. На «поздних» истребителях Р-39
американские опознавательные знаки и серийные номера закрашивались
«русской зеленой» краской вскоре после прибытия самолетов в СССР. Как
правило, эти самолеты не несли опознавательных знаков ВВС РККА на верхних
поверхностях плоскостей крыла. Обратите внимание на выкрашенную красной
краской носовую часть фюзеляжа «Кобры» Кутахова. На борту изображены
отметки о 8 личных и 13 групповых сбитых.
28. P-39N с бортовым
номером «24» серебристого цвета, серийный номер и имя летчика не
установлены, 191-й ИАП, Ленинградский фронт, лето 1944 г. 191-й ИАП входил
в систему ПВО Ленинграда, летчики полка в 1944 г. принимали активное
участие в воздушной войне над южными районами Финляндии. Бортовые номера
на самолетах полка наносились по бортам носовой части фюзеляжа
серебристый, а не белой как обычно, краской. Также серебрянкой
выполнялась обводка красных звезд.
29. P-39Q-25 серийный
номер 44-32286 бортовой номер «77» белого цвета старшего лейтенанта
Николая Васильевича Стройкова, 213-й ГИАП, Польша, сентябрь 1944 г.
Николай Стройков служил во 2-й эскадрилье 213-го ГИАП, на его счету к
концу войну числилось 14 индивидуальных и 21 групповая победы. Его «Аэрокобра»
может служить типичным примером окраски и маркировки истребителей Р-39 в
1944 г. Обратите внимание на десять красных звездочек, обозначающих
личные победы и три красные звездочки с белой окантовкой - групповые.
Диагональные полосы на вертикальных оперениях истребителей ВВС РККА
появились в середине 1944 г.
30. P-39N-1 серийный
номер 42-9434 бортовой номер «45» белого цвета капитана Александра
Федоровича Клубова, 16-й ГИАП, Польша, октябрь 1944 г.
До своей трагической гибели в авиакатастрофе на истребителе Ла-7
Александр Клубов сбил 31 немецкий самолет лично и 19 в групе. Посмертно
он стал дважды Героем Советского Союза. Самолет Клубова имел типичную для
16-го ГИАП окраску. Отметки о победах нанесены в носовой части фюзеляжа,
белые звездочки обозначают самолеты противника, сбитые в группе.
31. P-39Q-5 серийный
номер 42-20414 бортовой номер «93» желтого цвета капитана Александра
Филатова, 30-й ГИАП, Польша, осень 1944 г. Александр Филатов летал на «Аэрокобре»
с серийным номером 42-20414 с начала 1944 г.. Самолет имел типичную для
поставленных из США по ленд-лизу истребителей Р-39 окраску - грязно
оливковый верх и нейтрально серый низ.
Кок воздушного винта и «пилотка» на вертикальном оперении - голубого
цвета. Цвет обозначает принадлежность самолета определенной эскадрилье в
полку. Бортовой номер написан желтой краской в носовой части фюзеляжа. На
дверце кабины изображена «курица» -эмблема ВВС РККА. Отметки о победах -
на левом борту фюзеляжа между фонарем и выхлопными патрубками двигателя.
Истребитель Филатова имел исключительно редкую для советских ВВС
индивидуальную символику летчика: три карты - дама, семерка и туз пик.
Рисунок можно трактовать как любовь пшюта к азартным играм, а можно
приписать Филатов к горячему поклоннику «Пиковой дамы» Пушкина.
Несомненно, комиссару была преподнесена версия о любви к классической
литературе. В конце концов, Пушкин тоже А С. 20 апреля 1945 г. ас Филатов
провел свой последний воздушный бой, сбив 21 немецкий самолет. |
|
32 и 33. P-39N-0
серийный номер 42-9033 бортовой номер «01» белого цвета капитана Ивана
Ильича Бабака, 100-1 ГИАП, Германия, январь 1945 г.
Иван Бабак сбил 33 самолета противника лично и 4 в группе, по всем статьям
он должен был получить вторую Золотую Звезду. Аса угораздило попасть в
плен 22 апреля 1945 г., под конец войны да еще и в дет рождения В.И.
Ленина. После плена вопрос о второй Звезде оказался исчерпанный. Бабак
остался «просто» Героем. На рисунке изображена «А эрокобра», на которой И.
И. Бабак летал в сентябре 1943 г. Белая «пилотка» на вертикально оперении
- отличительный признак самолетов 100-го ГИАП 9-й ГИАД. Обратите внимание
на изображение трубящего ангела с мечом. На борту самолета надпись: «От
школьников Мариуполя». Подобные надписи гораздо более уместны на
истребителях советской постройки, так как программа ленд-лиза
финансировалась американскими налогоплательщиками, а не «школьниками
Мариуполя». На «Кобре» более логично написать: «Сталинским соколам с
империалистическим приветом от Джона Рокфеллера». После перевода Бабака
из 100-го в 16-й ГИАП на самолете «из Мариуполя» стал летать Григорий
Дольников.
34. P-39N (серийный
номер не установлен) бортовой номер «50» белого цвета старшего лейтенанта
Константина Васильевича Сухова, 16-й ГИАП, Германия, февраль 1945 г.
Константин Сухов в годы Великой Отечественной войны сбил 22 самолета
противника, а почти 30 лет спустя принял участие (пусть не
непосредственное) в арабо-израильской войне 1973 г. в качестве военного
советника ВВС Сирии. Изображенный здесь самолет был сфотографирован
взлетающим с германского автобана. Окраска и маркировка истребителя -
типична для 16-го ГИАП, исключая белые «транзитные» круги под красными
звездами.
35. P-39N-0 серийный
номер 42-9004 с тактически номером «100» белого цвета полковника
Александра Ивановича Покрышкина.
Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин сбил по официальным
данным 59 самолетов противника лично, став асом № 2 в ВВС союзников, но ас
№ 1 Иван Кожедуб безоговорочно отдавал пальму первенства Покрышкину.
Покрышкин старался летать на самолетах с бортовым номером «100» еще с
первых дней войны. За исключением огромного количества «победных»
звездочек, самолет по окраске подобен другим Р-39 из 16-го ГИАП 9-1 ГИАД,
прибывшим в СССР из США.
36 и 37. P-39N-0
серийный номер 42-9033 с тактически номером «01» белого цвета Григория
Устиновича Дольникова, 100-й ГИАП, Германия, аи 1945 г.
После ухода Бабака в феврале 1945 г. на пост командира 16-го ГИАП, самолет
летчика достался Григорию Дольникову. Дольников добавил к символике Бабака
две надписи: «За Петю Гучека» по правому борту фюзеляжа и «За Ваню Бабака»
по левому борту. Дольников был уверен в гибели обоих асов.
38. P-39N-1 серийный
номер 42-9553 с тактически номером «84» белого цвета майора Михаила Ренца,
30-й ГИАП, Германия, весна 1945 г.
Михаил Ренц летал на изображенном здесь самолете с начала 1944 г. Обратите
внимание на индивидуальную символику истребителя. Один брат Ренца погиб
на фронте, второй - вернулся домой без ног, отсюда надпись на «Кобре»: «За
погибших братьев». |