Революционный АР-4

 

В период конструирования «проек­та 65» или АР-4 Северскому из-за стес­ненности в финансовых средствах при­шлось пойти на максимальное исполь­зование в новом самолете узлов от ХР-41. Хорошие высотные данные конст­руктор рассчитывал получить за счет установки на самолет турбокомпрессо­ра. Северский выбрал для монтажа турбокомпрессора крайне необычное место - в фюзеляже за кабиной летчика. В результате удалось избежать многих проблем, типичных для одно­моторных высотных истребителей с турбокомпрессорами; в частности чрезмерного смещения кабины летчи­ка к хвосту и связанного с этим ухуд­шения обзора вперед вниз.

Появление АР-4 вызвало повыше­ние интереса у военных к высотным истребителям вообще.

 

Спасение носит обозначение Р-43

 

Фирму Рипаблик спас выданный 12 мая 1939 г. заказ авиационного кор­пуса армии США на опытную партию из 13 самолетов АР-4. которые полу­чили военное обозначение YP-43. Одна из машин опытной партии оснащалась турбокомпрессором, полностью уб­ранным в фюзеляж. Точно также турбокомпрессоры устанавливались впос­ледствии на истребителе «Тандерболт». Прототипы отличались друг от друга в основном двигателями: АР-4В (P-44-I), АР-4С и AP-4D (оба P-44-II) и AP-4J (AP-44-IV). На последней моди­фикации был установлен двигатель R-2800. Истребитель Р-44 создавался как чистый перехватчик, на момент нача­ла его разработки американцы не по­нимали важности бронирования каби­ны или оснащения самолета протектированными топливными баками. Со­став бортового оборудования, калибр и количество стволов военные опреде­ляли с учетом новостей, приходивших из Европы, где в жарких воздушных боях дрались истребители RAF и люф­тваффе. Новости эти, однако, не нашли отражения в конструкции самолета Р-44, фактически представлявшей собой Р-43 «Лансер» с двигателем большей мощности.

Выданный авиационным корпусом армии США заказ на 54 истребителя Р-43 поддержал на плаву фирму Рипаблик. Пока готовилось серийное произ­водство истребителей «Тандерболт» фирма изготовила еще 80 самолетов Р-43А вместо аннулированного заказа на Р-44; 125 истребителей Р-43 А-1 «Лан­сер» с бронезащитой летчика было поставлено по ленд-лизу в Китай.