Быть или не быть!

 

Серьезной проблемой американс­кой военной авиации являлось невоз­можность добиться хороших высотных характеристик истребителей при суще­ствующих двигателях. Все надежды связывались с турбокомпрессорами и звездообразными двигателями воздуш­ного охлаждения. Разработку звезд в годы «великой депрессии» и политики изоляционизма финансировал флот, командование авиации ВМС США

принципиально не признавало V-образных моторов. Заботами флота к концу 30-х годов фирма Пратт энд Уитни отработала двигатель R-1830 «Твин Уосп» и завершала разработку мотора R-2800 «Дабл Уосп» 2000-силь­ного класса. Оба двигателя подходи­ли для установки турбокомпрессора и на оба не имелось заказов со стороны авиационного корпуса. В результате в 1938и 1939 г.г. фирма Пратт энд Уит­ни боролась за выживание, точно так же как и фирма Рипаблик. Заказ на моторы для самолетов АП-4 помог Пратт энд Уитни устоять на ногах, а весной 1939 г. командование корпуса армейской авиации объявило конкурс на высотный истребитель с потолком не менее 7100 м. Двигателестроители не боялись конкуренции - конкурентов у Пратт энд Уитни на тот момент в США просто не имелось. А зря - воп­реки здравому смыслу заказ на 524 са­молета достался фирме Кертисс, предложившей истребитель ХР-40 осна­щенный двигателем Аллисон V-1710 мощностью 1050 л.с. Мотор был опти­мизирован для работы на малых и средних высотах, а «истребитель» имел вооружение всего из двух пулеметов винтовочного калибра.

Фирму Пратт энд Уитни спасли от краха французы, сделавшие огромный заказ в преддверии войны с Германи­ей. К моменту нападения нацистов на Польшу портфель заказов фирмы Пратт энд Уитни оценивался более чем в 84 млн. долл, потерянный заказ на 524 истребителя для авиационного корпу­са «тянул» всего на 8 млн. долл. На деньги западноевропейцев был выст­роен новый завод в Ист-Хэртфорде с производственными помещениями площадью 26 000 м2.

В июне 1940 г. комиссия Иммонса подготовила отчет, в котором выска­зывалась озабоченность зависимость истребительной авиации от одного двигателя Аллисон V-1710 и рекомен­довалось ускорить разработку истре­бителя со звездообразным двигателем воздушного охлаждения. В то же время командование авиационного корпуса отнюдь не собиралось отказываться от моторов жидкостного охлаждения, сти­мулируя их совершенствование.

Отчет Иммонса возымел непосред­ственный эффект - специалистов про­ектного отдела фирмы Рипаблик при­гласили на совещание в Райт-Филд, где находился штаб авиационного корпу­са армии США. На совещании плани­ровалось обсудить текущие програм­мы проектирования истребителей с моторами воздушного охлаждения и перспективные планы.

Вице-президент и главный конст­руктор фирмы Александр Картвели вместе с летчиком-испытателем Хэртом Миллером, который являлся по совместительству главой отдела воен­ных контрактов, срочно паковали документацию, плакаты, схемы, чертежи - спешили на ночной экспресс в Огайо. На совещании обсуждалось большое число концепций будущего истребите­ля. Обсуждение в конечном итоге вы­лилось в появление спецификации на истребитель с взлетной массой более чем в 6 т.

Военные попросили Картвели рас­смотреть возможность перепроектиро­вания конструкции самолета ХР-44 под более мощный двигатель R-2800-11, развивавший на большой высоте на боевом режиме мощность 2000 л.с.

В спецификацию был внесен ряд требований по опыту воздушной вой­ны над Европой. Обе стороны, заказ­чик и фирма Рипаблик, приняли эти требования без протестов. Фактичес­ки же эти требования означали конец линии развития ХР-44, конструкция не позволяла без существенных измене­ний «повесить» броню, установить мощное вооружение, протектированные топливные баки большой емкос­ти. Необходимо было проектировать самолет едва ли не с нуля. Масса ма­шины определялась в 5250 кг, скорость - не менее 644 км/ч на высоте 7600 м, вооружение - шесть пулеметов калиб­ра 12,7 мм. Изначально стало ясно, что такое вооружение в фюзеляже размес­тить не получится, оставалось одно -поставить пулеметы в крыло. Проект ХР-47/47А в корне менял лицо, а про­грамму ХР-44 в ближайшем будущем планировалось прикрыть. Возвращаясь с совещания поездом, Картвели и Мил­лер везли с собой несколько драгоцен­ных листочков технического задания.