Рождение «Тандерболта»
На местоположение центра тяжести самолета в значительное степени влияет взаимное размещение двигателя, кабины, вооружения, турбокомпрессора и т.д. Первый прототип «Тандерболта», ХР-47В, имел несколько сдвинутый назад центр тяжести, что благотворно влияло на маневренные характеристики самолета в вертикальной плоскости. Позже, однако, потребовалось откорректировать положение центра тяжести, что было сделано на модификации Р-47С.
Из процесса разработки истребителя ХР-47В исключили изготовление макета, посчитав, что компоновка в достаточной степени отработана при создании ХР-44 и его предшественников. Традиционно, истребители авиационного корпуса армии США имели багажные отсеки в фюзеляжах. На ХР-47 место багажа занимал более необходимый высотному истребителю турбокомпрессор, а остальное свободное пространство фюзеляжа почти полностью занимали два больших протектированных топливных бака. Согласно ТЗ суммарная емкость топливных баков самолета должна была составлять 1190 л, но конструкторы, как ни старались, сумели найти места лишь для баков емкостью 1130 л.
Еще до того, как прототип ХР-47 оторвался в первый раз от аэродрома, пост президента фирмы занял Ральф С. Дэмэн. Вместе с Дэмэном на фирму пришел еще один менеджер высокого полета - эмигрант из России Альфред Марчев. Оба руководителя пришли в ужас от организации работ на фирме Рипаблик. Дэмэн взялся налаживать производственные линии по сборке самолетов по типу использовавшихся фирмой Локхид. Дэмэн проработал на фирме Рипаблик не так много - всего 28 месяцев, но покидая свой пост, он оставил созданные его усилиями два гигантских авиационных завода, работавших как часы - мечта Северского.
За месяц до предусмотренного контрактом срока, в начале мая 1941 г.. прототип ХР-47В появился на летном поле заводского аэродрома в Фэрмингдэле. Посмотреть на первый полет собрались едва ли не все 2000 человек, работавших на заводе. Численность персонала увеличилась за год в десять раз!
Опытный самолет сиял полированным металлом, выделялись черная надпись U.S. ARMY на крыле, обтянутые полотном рули были окрашены в грязно-оливковый цвет. Первый полет состоялся 6 мая 1941 г. Путевку в жизнь «Тандерболту» дал летчик-испытатель Ловери Брэбхэм, работавший на фирме со времен Северского. Брэбхэм опасался сажать тяжелый самолет на раскисший после недавнего дождя аэродром, летчик предложил выполнить посадку на расположенном поблизости аэродроме Митчел-Филд.
Первые минуты полета вполне могли вызвать у впечатлительных людей нервный срыв. Кабина истребителя наполнилась дымом. Брэбхэм в надежде провентилировать кабину открыл форточки - дым повалил наружу. Опытный пилот имел крепкие нервы - Брэбхэм не только не стал прыгать, но и продолжил выполнять полетное задние на забитой дымом машине, языков пламени-то летчик не видел.
Причина появления дыма оказалась банальной - при стоянки на воздуховоды турбокомпрессора попало масло. От высокой температуры масло стало дымить. Как только все масло прогорело, дым исчез. Брэбхэм без приключений сел в Митчел-Филде.
Появление истребителя, нареченного Миллером именем «Тандерболт», еще до первого полета сопровождалось мощной рекламной кампанией. Реакция за океаном была различной -реакция британцев оказалась более чем сдержанной, в то время как нацистская пресса в пух и прах разгромило очередное американское «чудо». Через два года главный конструктор фирмы Бломм унд Фосс доктор Ричард Фогт заметит после осмотра трофейного двигателя R-2800: «Как могли наши лидеры надеяться выиграть войну у нации, способной выпускать столь прекрасные моторы для военных самолетов?»
Тип двигателя, который стоял на прототипе ХР-47В долгое время был одной из загадок, окутывающих «Тандерболт». К настоящему времени установлено, что 6 мая 1941 г. «Брэб» летал на ХР-47В с мотором R-2800-11.
Прототип оставался в Митчелл-Филд несколько дней - устраняли мелкие недоделки. Затем самолет вернулся на заводской аэродром. Командование авиационного корпуса рассматривало самолет уже как «производственный прототип» - эталон для серийного производства. Истребитель окрасили по нестандартной схеме с завышенной границей цветов. На самолете отсутствовало вооружение - стояли только макеты пулеметов, чтобы не менялась аэродинамика. На ХР-47В летали как фирменные, так и военные летчики. В неофициальном полете на самолет поставили двигатель R-2800-25. С этим мотором самолет разогнался на высоте 7860 м до скорости 663 км/ч, замеренная мощность двигателя при этом составила 1960 л.с. Летчики отмечали прекрасную управляемость истребителя.
Благожелательные комментарии перебивала суровая проза - «Тандерболт» оказался явно перетяжеленным.
Проблему эту в целом так решить и не удалось. У более тяжелого и прочного самолета на войне оказался неожиданный плюс - летчики «Тандерболтов» не опасались выполнять вынужденные посадки, уверенные в том, что самолет способен выдержать очень крепкие соприкосновения с землей. С точки зрения выживаемости при вынужденных посадках, «Тандерболту», скорее всего не было равных среди истребителей союзников.
Прототип летал до 8 августа 1942 г. В обычном испытательном полете бывший морской летчик Филмор «Фил» Гилмер по ошибке выпустил шасси при работающим турбокомпрессоре. Струя раскаленных газов мгновенно «сожрала» пневматик хвостового колеса, после чего загорелся изготовленный из магния диск. Гилмер убрал шасси. Лучше бы он этого не делал. Диск колеса продолжал гореть уже внутри фюзеляжа. Пожар перекинулся на другие узлы конструкции. Перегорели тяги управления рулем высоты - самолет терял управление. Гилмер пытался сохранить контроль над машиной регулируя положение триммеров на рулях высоты. Безуспешно. Все, чего добился Гилмер - это отвернул пикирующий на высокой скорости опытный истребитель от жилых кварталов Лонг-Айленда в сторону Атлантики. Летчик покинул истребитель с парашютом.