Рождение «Тандерболта»

 

На местоположение центра тяжес­ти самолета в значительное степени влияет взаимное размещение двигате­ля, кабины, вооружения, турбокомп­рессора и т.д. Первый прототип «Тан­дерболта», ХР-47В, имел несколько сдвинутый назад центр тяжести, что благотворно влияло на маневренные характеристики самолета в вертикаль­ной плоскости. Позже, однако, потребовалось откорректировать положение центра тяжести, что было сделано на модификации Р-47С.

Из процесса разработки истребителя ХР-47В исключи­ли изготовление макета, посчитав, что компоновка в доста­точной степени отработана при создании ХР-44 и его пред­шественников. Традиционно, истребители авиационного корпуса армии США имели багажные отсеки в фюзеляжах. На ХР-47 место багажа занимал более необходимый высот­ному истребителю турбокомпрессор, а остальное свободное пространство фюзеляжа почти полностью занимали два больших протектированных топливных бака. Согласно ТЗ суммарная емкость топливных баков самолета должна была составлять 1190 л, но конструкторы, как ни старались, су­мели найти места лишь для баков емкостью 1130 л.

Еще до того, как прототип ХР-47 оторвался в первый раз от аэродрома, пост президента фирмы занял Ральф С. Дэмэн. Вместе с Дэмэном на фирму пришел еще один ме­неджер высокого полета - эмигрант из России Альфред Марчев. Оба руководителя пришли в ужас от организации ра­бот на фирме Рипаблик. Дэмэн взялся налаживать производ­ственные линии по сборке самолетов по типу использовавших­ся фирмой Локхид. Дэмэн проработал на фирме Рипаблик не так много - всего 28 месяцев, но покидая свой пост, он оставил созданные его усилиями два гигантских авиационных завода, работавших как часы - мечта Северского.

За месяц до предусмотренного контрактом срока, в на­чале мая 1941 г.. прототип ХР-47В появился на летном поле заводского аэродрома в Фэрмингдэле. Посмотреть на пер­вый полет собрались едва ли не все 2000 человек, работав­ших на заводе. Численность персонала увеличилась за год в десять раз!

Опытный самолет сиял полированным металлом, выде­лялись черная надпись U.S. ARMY на крыле, обтянутые полотном рули были окрашены в грязно-оливковый цвет. Первый полет состоялся 6 мая 1941 г. Путевку в жизнь «Тандерболту» дал летчик-испытатель Ловери Брэбхэм, работав­ший на фирме со времен Северского. Брэбхэм опасался са­жать тяжелый самолет на раскисший после недавнего дож­дя аэродром, летчик предложил выполнить посадку на рас­положенном поблизости аэродроме Митчел-Филд.

Первые минуты полета вполне могли вызвать у впечат­лительных людей нервный срыв. Кабина истребителя напол­нилась дымом. Брэбхэм в надежде провентилировать каби­ну открыл форточки - дым повалил наружу. Опытный пи­лот имел крепкие нервы - Брэбхэм не только не стал пры­гать, но и продолжил выполнять полетное задние на заби­той дымом машине, языков пламени-то летчик не видел.

Причина появления дыма оказалась банальной - при стоянки на воздухо­воды турбокомпрессора попало масло. От высокой температуры масло стало дымить. Как только все масло прого­рело, дым исчез. Брэбхэм без приклю­чений сел в Митчел-Филде.

Появление истребителя, наречен­ного Миллером именем «Тандерболт», еще до первого полета сопровожда­лось мощной рекламной кампанией. Реакция за океаном была различной -реакция британцев оказалась более чем сдержанной, в то время как нацис­тская пресса в пух и прах разгромило очередное американское «чудо». Через два года главный конструктор фирмы Бломм унд Фосс доктор Ричард Фогт заметит после осмотра трофейного двигателя R-2800: «Как могли наши лидеры надеяться выиграть войну у нации, способной выпускать столь прекрасные моторы для военных само­летов?»

Тип двигателя, который стоял на прототипе ХР-47В долгое время был одной из загадок, окутывающих «Тан­дерболт». К настоящему времени уста­новлено, что 6 мая 1941 г. «Брэб» ле­тал на ХР-47В с мотором R-2800-11.

Прототип оставался в Митчелл-Филд несколько дней - устраняли мел­кие недоделки. Затем самолет вернул­ся на заводской аэродром. Командова­ние авиационного корпуса рассматривало самолет уже как «производствен­ный прототип» - эталон для серийно­го производства. Истребитель окраси­ли по нестандартной схеме с завышен­ной границей цветов. На самолете от­сутствовало вооружение - стояли толь­ко макеты пулеметов, чтобы не меня­лась аэродинамика. На ХР-47В летали как фирменные, так и военные летчи­ки. В неофициальном полете на самолет поставили двигатель R-2800-25. С этим мотором самолет разогнался на высоте 7860 м до скорости 663 км/ч, замеренная мощность двигателя при этом составила 1960 л.с. Летчики от­мечали прекрасную управляемость ис­требителя.

Благожелательные комментарии перебивала суровая проза - «Тандерболт» оказался явно перетяжеленным.

Проблему эту в целом так решить и не удалось. У более тяжелого и прочного самолета на войне оказался неожидан­ный плюс - летчики «Тандерболтов» не опасались выполнять вынужденные посадки, уверенные в том, что самолет способен выдержать очень крепкие соприкосновения с землей. С точки зрения выживаемости при вынужден­ных посадках, «Тандерболту», скорее всего не было равных среди истреби­телей союзников.

Прототип летал до 8 августа 1942 г. В обычном испытательном полете бывший морской летчик Филмор «Фил» Гилмер по ошибке выпустил шасси при работающим турбокомп­рессоре. Струя раскаленных газов мгновенно «сожрала» пневматик хво­стового колеса, после чего загорелся изготовленный из магния диск. Гилмер убрал шасси. Лучше бы он этого не делал. Диск колеса продолжал гореть уже внутри фюзеляжа. Пожар переки­нулся на другие узлы конструкции. Перегорели тяги управления рулем высоты - самолет терял управление. Гилмер пытался сохранить контроль над машиной регулируя положение триммеров на рулях высоты. Безуспеш­но. Все, чего добился Гилмер - это от­вернул пикирующий на высокой ско­рости опытный истребитель от жилых кварталов Лонг-Айленда в сторону Атлантики. Летчик покинул истреби­тель с парашютом.