Истребитель Рипаблик P-47D

 

Первоначально планировалось индекс «D» присваивать самолетам постройки завода в Ивэнсвилле, но как уже гово­рилось выше в конечном итоге «Тандерболты» из Ивэнсвилла получали довесок к обозначению в виде литер «RA», а Р-47 производства завода Фэрмингдэйле - «RE».

Первые четыре P-47D-RE (заводские номера 42-2250 и 42-2253) были собраны в Ивэнсвилле из узлов, доставленных с завода в Фэрмингдэйле. В Фэрмигндэйле, в частности, били изготовлены фюзеляжи, крылья поставлял другой субподрядчик.

Сложности с освоением производства, недостаточно вы­сокий уровень рабочих и мастеров нового завода сильно вли­яли на качество «Тандерболтов» из Ивэнсвилла - самолеты по­ступали исключительно в тренировочные подразделения, дис­лоцировавшиеся в континентальной части США. Кстати «Тады» фирмы Кертисс-Райт продолжали поступать только на вооружение тренировочных частей и в конце двух­летнего периода производства, и это при наличии квалифицированной ра­бочей силы!

Самолетов P-47D-1-RE (заводские номера 42-78530 - 42-7957) было изго­товлено 105 экземпляров. Вариант бли­зок к последним самолетам модифика­ции Р-47С, за исключением увеличен­ного для лучшего охлаждения двига­теля количества створок «юбки» капо­та, кроме того на самолете появилась передняя бронеплита перед приборной леской кабины летчика, были доработаны топливная и кислородная систе­мы, внесен ряд других, не очень существенных, изменений.

Истребитель P-47D-2-RE отличался от P-47D-1-RE только отсутствием кожуха турбонагнетателя; построено 445 самолетов, заводские номера 42-7958- 42-8402.

Истребители P-47D-2-RA являлись полным аналогом P-47D-2-RE, постро­ено 200 самолетов с заводскими номе­рами 42-22364 - 42-22563.

Самолеты P-47D-3-RA имели весь­ма существенные доработки по кисло­родной и топливной системам, всего построено 100 машин с заводскими номерами 42-22564 - 42-22663.

Близкими к P-47D-3-RA являлись самолеты P-47D-4-RA, оснащенные системой впрыска воды в цилиндры двигателя. Всего построено 200 само­летов с заводскими номерами 42-22664 - 42-22863.

На модификации P-47D-5-RE (300 построенных истребителей с заводски­ми номерами 42-8401 - 42-8702) были внедрены две важных новинки, в зна­чительной степени повысивших бое­вую эффективность «Тандерболта». Увеличение мощности двигателя осу­ществлялось в основном путем повы­шения давления смеси в цилиндрах. На P-47D-5-RE был установлен турбонаг­нетатель С-21, способным работать при 20 000 об/мин, но из-за недостаточ­ного охлаждения частота вращения ограничивалась величиной 18250 об/ мин. Впрыск воды в цилиндры предуп­реждал возможную детонацию смеси и улучшал охлаждение головок цилинд­ров. Бак для воды емкостью 57 л мон­тировался в отсеке агрегатов двигате­ля, в воду добавлялись антикоррози­онные присадки и метиловый спирт, предотвращавший замерзание воды. Насос для подачи воды имел привод от двигателя. Впервые массовый амери­канский самолет получил систему впрыска воды в цилиндры двигателя. Более глубоко, чем на P-47D-2-RE мо­дернизировали топливную и кислород­ную системы. Боевые самолеты пере­гонялись из США в Великобританию через Гренландию и Исландию. «Тандерболты» про причине недостаточной дальности летать этим маршрутом не имели возможности. Вообще, лишь «Лайтнинги» с дополнительными вне­шними баками являлись единственны­ми американскими истребителями, способными самостоятельно пересе­кать Атлантику с промежуточными по­садками в Гренландии и Исландии. До­ставка «Тандерболтов» в Европу нача­лась в конце ноября 1942 г. Истреби­тели перевозили в частично разобран­ном виде на палубах и в ангарах авианосцев, а также на палубах танкеров. P-47D-5 стал первым «Тандерболтом», на котором была предусмотрена воз­можность подвески под фюзеляжем сбрасываемого топливного бака или авиабомбы массой до 454 кг.

Теоретически P-47D-5 отличались от самолетов предшествующих моди­фикаций более выпуклым «брюхом» в месте подвеске подфюзеляжного топ­ливного бака, но далеко не на всех «D-5» в заводских условиях монтирова­лись пилоны и усиленная балка фюзе­ляжа. С другой стороны, в полевых условиях множество Р-47С и P-47D прошли доработку, позволяющую не­сти внешнюю нагрузку под фюзеля­жем, более того - на них ставили сис­тему впрыска воды в двигатель и но­вые воздушные винты, дорабатывая самолеты до уровня стандартного Р-47D-5. Фактически единственным до­стоверным способом идентификации истребителей P-47D-5 является иденти­фикация по заводскому номеру. Пос­ледний построенный на заводе P-47D-5 имел заводской номер 43-22563, на этом самолете был опробован капле­образный фонарь кабины.

Точно также как и «D-5» практи­чески не возможно отличить по внеш­нему облику самолеты модификации P-47D-6-RE, эти самолеты отличались от предшественников измененной электрической системой. Всего заводом в Фэрмингдэйле изготовлено 350 самолетов P-47D-6-RE с заводскими номерами 42-74615 - 42-74964.

Все серийные самолеты оснаща­лись двигателями Пратт энд Уитни R-2800-21 мощностью 2000 л.с., но дви­гатели могли комплектоваться различными нагнетателями - С-2, С-5, D-l, D-2 или D-3. Нагнетатели серии «D» были рассчитаны на впрыск воды в цилиндры, их устанавливали в поле­вых условиях, в то время как нагнета­тели D-4 и D-5 ставили на заводе.

На истребителях P-47D-10-RE (по­строено 250 самолетов с заводскими номерами 42-74965 - 42-75214) стави­лись двигатели Пратт энд Уитни R-2800-63 мощностью 2300 л.с. и турбо­нагнетатели Дженерал Электрик С-23, позволявшие двигателям работать при 20 000 об/мин продолжительное время, а течение 15 минут - с частотой 22 000 об/мин. 15-минутный режим получил название «боевой чрезвычайный». Лет­чик переводил двигатель на боевой режим вручную тумблером, установ­ленном на рукоятке управления двигателем. На боевом режиме максималь­ная скорость возрастала на 21 км/ч, на высоте 9140 м максимальная скорость составляла до 697 км/ч.

Самолеты «D-10» также получили доработанные масло- и гидросистемы, был упрощен механизм перезарядки бортового вооружения в полете. Элек­тропроводка выполнялась из более надежных проводов фирмы Боудин.

Самолеты серии P-47D-11 выпуска­лись в Фэрмингдэйле и Ивэнсвилле па­раллельно. На P-47D-11-RE (построено 400 самолетов с заводскими номерами 42-22864 - 42-23113) ставились электро­насосы для впрыска воды в двигатель с автоматическим управлением.

Партия истребителей P-47D-15-RE включала 496 самолетов, заводские номера 42-75615 - 42-75864 и 42-76119 - 42-76364. Еще 157 P-47D-15-RA пост­роил завод в Ивэнсвилле. Серия P-47D-15 стала основной в модификации «D». Две «15-х» машины были достроены как ХР-47Н. Впервые в серии на 15-х «Тандерболтах» монтировалось по одному пилону В-10 под каждой плос­костью крыла, емкость внутренних топливных баков была увеличена до 1420 л. Цена установки пилонов и ряда других доработок - снижение на 50 км/ ч максимальной скорости горизон­тального полета. Топливная система была доработана под «мокрые» пило­ны - сквозь крыло проведены к узлам подвески трубопроводы для горючего и трубопроводы системы наддува ба­ков инертным газом. Помимо топлив­ных баков, на внешней подвеске само­лет имел возможность нести бомбы.

Максимальная бомбовая нагрузка со­ставляла 1130 кг, по одной 454-кг бом­бе на подкрыльевых пилонах и одна бомба массой 227 кг - под фюзеляжем. Не исключалась возможность монта­жа «мокрых» пилонов на «Тандерболтах» более ранних серий, однако на практике это мероприятие требовало больших трудозатрат, связанных с монтажом трубопроводов в толще крыла. Истребители P-47D-15-RA и Р-47D-15-RE имели еще одно важное нововведение - фонарь кабины с меха­низмом аварийного сброса. Теперь летчику, чтобы покинуть кабину само­лета не надо было тратить время на сдвиг сегмента фонаря назад. Заедание подвижного сегмента уже не могло сде­лать пилота заложником поврежден­ного истребителя.

Истребители P-47D-16-RE (254 са­молета с заводскими номерами 42-75865 - 42-76118) и P-47D-15-RA (29 самолетов с заводскими номерами 42-23114 - 42-23142) отличались от P-47D-11-RE модифицированными под ис­пользование высокооктанового бензи­на двигателем и топливной системой. Самолеты поставлены в 1944 г.

Очередным значительным шагом в линии развития истребителя «Тандерболт» стал самолет серии «D-20» - уве­личена высота хвостовой опоры шас­си, с целью снижения аэродинамичес­кого сопротивления облагорожена форма подкрыльевых пилонов, уста­новлены двигатели R-2800-59, вместо электроподогрева отсеков вооружения и кабины летчика стал использовать­ся подогрев выхлопными газами дви­гателя, модернизировано радиообору­дование и система впрыска воды в ци­линдры двигателя. Самым «видимым» изменением стал отказ от маскировоч­ной окраски, «Тандерболты» переста­ли красить начиная с P-47D-20-RE с заводским номером 42-25274. Окраска не только увеличивала массу самоле­та, но и за счет большей чем у полиро­ванного металла шероховатости созда­вала дополнительное аэродинамичес­кое сопротивление. В условиях абсо­лютного господства в воздухе авиации союзников маскировочную окраску самолетов признали излишней. Было изготовлено три сотни P-47D-20-RE (заводские номера 42-76365 - 4276614 и 42-25274 - 42-25322. Самолет с завод­ским номером 42-76614 (235-я серийная машина) достраивался как XP-47L с капле­образным фонарем и срезанным гаргротом.

Истребителей P-47D-20-RA было по­ставлено 187 штук, заводские номера 43-25254 - 43-25440, самолеты P-47D-20-RE были идентичны выпуска завода в Фэрмингдейле.

На самолетах серии P-47D-21-RE верну­лись к ручному управлению системой впрыс­ка воды в цилиндры двигателя, управляемой от кнопки на секторе газа. Дело в том, что отмечались случаи, когда пилотам с переиз­бытком адреналина в крови не хватало ем­кости водяного бочка, поскольку они посто­янно пилотировали самолет при повышен­ных оборотах мотора. Слишком интенсив­ное использование системы впрыска приво­дило к быстрому износу моторов, а порой укорачивало еще и жизни летчиков. Всего было построено 216 «Тандерболтов» серии P-47D-21-RE, заводские номера 42-25323 -42-25538. Завод в Ивэнсвилле поставил 224 практически идентичных истребителя P-47D-21-RA, заводские номера 43-25441 - 43-25664.

Построенные в количестве 850 штук «Тандерболты» серии P-47D-22-RE (заводские номера 42-25539 - 42-26388) стали одними из массовых ма­шин модификации «D». От предше­ственников эти самолеты отличал прежде всего четырехлопастный воз­душный винт Гамильтон-Стандарт Гидроматикс 24Е-50-65 диаметром 4,01 м, винт имел гидравлический механизм изменения шага лопастей. «Веслообразные» лопасти винта имели боль­шую хорду, чем лопасти винтов Кертисс Электрик, ранее стоявших на «Тандерболтах», а втулка нового вин­та - короче. Из-за более короткой втул­ки винта общая длина самолета умень­шилась на 95 мм. Новый винт устано­вили в надежде повысить скороподъемность «Тандерболта», винт Кертисс Электрик не мог реализовать все рас­полагаемую мощность двигателя. Ряд изменений был внесен в конструкцию турбонагнетателя и карбюратора дви­гателя, однако на внешнем облике са­молета они никак не отразились.

На истребителях P-47D-23-RA, опять же с целью повышения скоро­подъемности, ставились воздушные винты Кертисс Электрик C-542S диа­метром 3,96 м и «тип 836», последние винты имели широкие «веслообразные» лопасти. В период производства самолетов серий «D-22» и «D-23» пред­принимались меры по их унификации, так как одновременно два завода стро­или истребители с различными типа­ми воздушных винтов, однако эффект от этих мер был получен минималь­ный. Всего изготовлено 889 истребите­лей P-47D-23-RA, заводские номера объединены в две группы: 43-25665 - 43-25753 и 42-27389 - 42-28188. Первые две цифры в заводском номере обозначают финансовый год, в котором данный са­молет планировался к производству.

Истребитель P-47D-25-RE перво­начально имел обозначение P-47L, он представлял собой P-47D-20 со срезан­ным гаргротом и каплеобразным фо­нарем кабины, эти нововведения впер­вые были опробованы на XP-47L. В конечном итоге решили не менять обо­значение модификации, ограничив­шись только изменением номера серии. Помимо внешних, «D-25» имел еще и внутренние отличия: увеличенный до емкости в 1020 л основной топливный бак, два дополнительных кислородных баллона в задней части фюзеляжа. За счет «внутренних» изменений увеличи­лась дальность полета, летчик мог дольше пилотировать истребитель на больших высотах, где требовалось пользоваться для дыхания кислоро­дом. Объем бачка для воды (к радости летчиков, богатых адреналином) уве­личили вдвое - до 114 л. От электрона­соса впрыска воды отказались, вернув­шись в насосу с приводом от двигателя. Козырек фонаря кабины стал бо­лее угловатым, с интегрированным в конструкцию бронестеклом. За крес­лом летчика монтировался бронезаголовник, основным назначением кото­рого, впрочем, являлось дублирование противокапотажного переплета, пре­дохранявшего пилота при опрокиды­вании самолета на взлете или посадке. Изменения коснулись приборного обо­рудования кабины: изменилось распо­ложение некоторых тумблеров, был добавлен тахометр турбонагнетателя, модернизировано радиооборудование. Штатным для самолетов P-47D-25-RE являлся воздушный винт Гамильтон Стандарт Гидроматикс 25Е-50.

Самолетов серии P-47D-26-RA по­строили 250 экземпляров (заводские номера 42-28189 - 42-8438). Они стали первыми построенными в Ивэнсвиле «Тандерболтами» с каплеобразными фонарями. Самолеты оснащались воз­душными винтами Кертисс Электрик с веслообразными лопастями. По фор­ме лопастей самолеты P-47D-26-RA легко отличить от истребителей P-47D-25-RE.

Завод в Фэрмингдэйле изготовил 615 самолетов P-47D-27-RE (заводские номера 42-26774 - 42-27388). Начиная с истребителя заводской номер 42-27074 была повышена на 130 л.с. мощ­ность двигателя R-2800-59 на чрезвы­чайном боевом режиме и на 64 л.с. на номинальном режиме работы. Самолеты оснащались воздушными винтами Кертисс Электрик С-542S. Была доработана система сброса внешних нагрузок. Три самолета (заводские номера 42-27385, 42-73386 и 42-73388) из­вестны как YP-47M, послужившие основой для «спринтерской» модели «Тандерболта». Самолет с заводским номером 42-7387 был модернизирован в вариант XP-47N.

Унификации по воздушному винту удалось добиться на модели P-47D-28. Завод в Фэрмингдэйле изготовил 750 истре­бителей P-47D-28-RE (заводские номера 44-19558 - 44-20307), завод в Ивэнсвилле - 1028 самолетов P-47D-28-RA (заводские номера 42-28439 - 42-29466). Все истребители 27-й серии осна­щались воздушными винтами Кертисс Электрик C-542S-A-114. Ряд изменений был внедрен в конструкцию гидросистемы, до­работано радиооборудование.

Истребители P-47D-30-RE в количестве 800 экземпляров (заводские номера 44-20308 - 4421107) сдавались заказчику за­вод в Фэрмингдэйле. Самолеты имели лучшую управляемость на больших скоростях за счет внедрения элеронов с тупой пе­редней кромкой и тормозных решеток, установленных на 30% ходы крыла. Решетки монтировались как на верхней, так и на нижней поверхностях крыла, они отклонялись на 90 град. Из­менилось крепление оптического прицела в кабине летчика, теперь к верхнему переплету козырька фонаря кабины крепи­лось только зеркало заднего обзора. Дальнейшей модерниза­ции подверглись подкрыльевые пилоны - в них были установ­лены пружинные толкатели, обеспечивающие большую надеж­ность отделения пустых топливных баков. В очередной раз была доработана гидросистема.

Самолеты P-47D-30-RA стали самыми массовыми среди «Тандерболтов» всех модификаций - их было построено 1800 машин (заводские номера 44-32668 - 44-33867 и 44-89684 - 44-90283). Истребители P-47D-30-RA идентичны P-47D-30-RE.

Последней моделью модификации «D» стал P-47D-40-RA, эта серия состо­яла из 665 самолетов (заводские номе­ра 44-90284 - 44-90483 и 44-49090 - 44-49554). На машинах данной сери мон­тировались короткие пилоны для под­вески неуправляемых ракет HVAR ка­либра 127 мм (5 дюймов), пилоны ус­танавливались между стойками основ­ных опор шасси и «длинными» пило­нами для топливных баков и бомб. В кабине летчика ставился новый гирос­копический прицел К-14, обеспечивав­ший большую точность стрельбы, чем прежний оптический.