Импровизации, доработки

 

Летчики и механики часто дораба­тывали «Тандерболты» на уровне под­разделений. Чаще всего (на первых модификациях) самолеты дорабатыва­лись с целью улучшения обзора назад - монтировались на раме козырька ка­бины зеркала заднего обзора, устанав­ливался выпуклый сдвижной сегмент фонаря от «Спитфайра», иногда вмес­то плоских боковых панелей остекле­ния фонаря монтировались блистеры.

Неудовлетворительную скоро­подъемность самолета пытались улуч­шить за счет облегчения истребителя. Чаще всего демонтировалось по одно­му внешнему пулемету и сокращался боезапас к остальным. Уверенные в себе летчики снимали переднюю бронеплиту кабины. Земке снял даже бро­нестекло за что едва не поплатился жизнью - пуля, выпущенная немецким истребителем, пробила лобовое стек­ло фонаря и чудом избежала встречи с головой американского летчика.

Головной болью для летчиков «Тандерболтов» являлись германские истребители прикрытия, которые ме­шали отражать атаки «антибомбарди­ровочных» групп самолетов люфтваф­фе. Для борьбы с высотным эскортам требовалось улучшить летные данные Р-47 в диапазоне высот от 10 500 до 11 500 м. Порой шли даже на такие край­ние меры как демонтаж не двух, а че­тырех пулеметов и сокращение бое­комплекта остальных до 200 патронов на ствол - таким образом в середине мая 1944 г. «модернизировали» по крайне мере четыре P-47D-22-RE из 360-й эскадрильи 356-й истребитель­ной авиагруппы. Для снижения аэро­динамического сопротивления смыва­лась окраска с передних кромок кры­ла и со всего хвостового оперения, по­верхность самолета вышкуривалась и полировалась. Такие, казалось бы при­митивные меры, давали прирост ско­рости в 10-13 км/ч. Способствовало улучшению летных характеристик ис­пользование высокооктанового бензи­на. Облегченные «Тандерболты» про­звали «Суперболтами». Появление «Суперболтов» в заметном количестве заставило немцев изменить тактику. 360-я эскадрилья имела на вооружении «Суперболты» вплоть до ноября 1944 г., когда подразделение перевооружи­ли «Мустангами».

Еще одним объектом «народного творчества» стала кабина - достаточ­но часто силами самих подразделений одноместные «Тандерболты» переде­лывались в двухместные. Вторая каби­на оборудовалась в фюзеляже за штат­ным местом летчика. В 56-й истреби­тельной группе пошли еще дальше: второе место в самолете предназнача­лось для оператора РЛС. Возросший вес, а главное - увеличившееся из-за антенн радара лобовое сопротивление, отрицательно сказались на летных ха­рактеристиках этого самолета. Истребитель не довелось опробовать на практике, в теории этот самолет пред­назначался для поиска истребителей противника за облаками.

Финальный баланс действий истре­бителей Р-47 «Тандерболт» в годы вто­рой мировой войны впечатляет:

Уничтожено в 546 000 боевых вы­летах более 7000 самолетов противни­ка, 9000 локомотивов и 6000 транспор­тных средств. Летчики только одной, 56-й истребительной авиагруппы, одержали 1006 побед в воздушных боях, потеряв 128 самолетов.

Помимо США, истребители Р-47 «Тандерболт» состояли на вооруже­нии в Великобритании, Советском Союзе, Франции, Италии, Китае, Бразилии, Боливии, Доминиканской республике, Эквадоре, Гватемале, Чили, Мексике, Перу, Иране, Тур­ции, Югославии и на Кубе.