«Тандерболты» в Советском Союзе

 

В 1944 и 1945 г.г. пресс-служба фир­мы Рипаблик очень часто публикова­ла символический снимок четырех ис­требителей Р-47 «Тандерболт» в цветах ВВС США, Великобритании, Брази­лии и Советского Союза. Для «группо­вого портрета» не хватает только «Тандерболта» с кокардой французских ВВС. В годы второй мировой войны истребители Р-47 состояли на вооруже­нии ВВС пяти государств.

По количеству полученных «Тан­дерболтов» Советский Союз занимает четвертое место. Уильям Грин в сво­ем фундаментальном труде «Warplanes of the Second World War» говорит о 203 отправленных из США в СССР «Тан­дерболтов» вариантов P-47D-22-RE и P-47D-27-RE, 196 самолетов, по дан­ным Грина, дошло до получателя. Информация из архива Главного штаба ВВС Советской Армии отличается не сильно - 190 истребителей Р-47 полу­чено в 1944 г. и пять - в 1945 г. Видимо, в советском архиве не учтен еще один са­молет - P-47D-10-RE заводской номер 42-75202 купленный на собранные амери­канскими сенаторами средства, этот са­молет получил собственное имя «Knight of Pythias». Именно его испытывали в середине 1944 г. в НИИ ВВС и ЛИИ.

«Тандерболт» разочаровал советс­ких летчиков-испытателей. Один из лучших инженеров-летчиков ЛИИ Марк Лазаревич Галлай так вспоми­нал о полете на Р-47:

- Уже в первые минуты полета я по­нял - это не истребитель! Устойчивый, с комфортабельной просторной каби­ной, удобный, но - не истребитель. «Тандерболт» имел неудовлетвори­тельную маневренность в горизонтальной и особенно в вертикальной плос­костях. Самолет медленно разгонялся - сказывалась инерция тяжелой маши­ны. «Тандерболт» замечательно подхо­дил для простого полета по маршруту без резких маневров. Для истребителя этого недостаточно.

Несильно отличалось от летчиков мнение о «Тандерболте», сложившее­ся у советских авиационных инжене­ров. Не смотря на вылизанные формы фюзеляжа и кажущееся совершенство аэродинамики, коэффициент Сх у «Тандерболта» оказался меньше чем у основных германских истребителей Bf. 109G и Fw-190A. Интерес вызвал не сам самолет, а турбокомпрессор (в пер­вую очередь!), двигатель, авиационное оборудование. Самолет разобрали по «косточкам» и тщательно изучили в Бюро новой техники Наркомата авиа­ционной промышленности (БНТ НКАП). Специалисты БНТ выпустили на русском языке полное техническое описание истребителя Р-47. Инженеры сделали выводы также относительно качества и методов изготовления узлов и агрегатов американского истребите­ля, отметив, что по уровню технологии советская авиационная промышлен­ность отстает от американской.

Строевые пилоты ВВС РККА так­же не оценили заокеанское чудо. В эс­кортировании тяжелых бомбардиров­щиков в 1944 г. у Советского Союза не было ни малейшей нужды - всю тя­жесть войны несла на себе фронтовая авиация. Воздушные бои на советско-германском фронте велись на высотах ниже 6000 м, как раз на тех высотах, где «Тандерболт» более всего походил на летающую мишень. На малых вы­сотах Р-47 проигрывал по всем стать­ям любому советскому или германско­му истребителю образца 1944 г. Интересный факт - не исключено, что аме­риканцы пытались улучшить манев­ренные качества «советских» «Тандерболтов», поставляя их с уже снятыми внешними пулеметами. Фактически «Тандерболт» повторял историю со­ветского истребителя МиГ-3 - превос­ходного воздушного бойца на боль­шой высоте и неуклюжего у земли. Та­кой самолет в ВВС РККА в годы вой­ны оказался невостребованным.

Конечно, следует учитывать, что мнение советских летчиков и инжене­ров было сформировано на базе оце­нок истребителя P-47D-10-RE. По ленд-лизу же поставлялись оснащен­ные более мощными двигателями R-2800-59 самолеты P-47D-22-RE и Р-47D-27-RE. На Западе распространено мнение, что де русские просто не ту машину испытывали, a P-47D-22 и Р-47D-27 прибыли слишком поздно. Это вряд ли. Весь ход воздушной войны на Восточном фронте говорит о том, что тяжелые высотные истребители здесь не приживались. Тяжелым и неуклю­жим оказался даже Fw-190 - истреби­тель, который на фронте Западном сла­вился своей маневренностью. В Красной Армии все высотные истребители «сплавляли» в авиаполки ПВО. Снача­ла такая участь постигла МиГ-3, затем ленд-лизовские «Спитфайры» и нако­нец «Тандерболты». Единственным местом, где появись они годом рань­ше, «Тандерболты» еще могли бы себя проявить, оставалась авиация военно-морского флота.

Большинство «Тандерболтов» при­было в Советский Союз южным мар­шрутом протяженностью 26 000 км (путь занимал 42 суток) из Нью-Йор­ка в персидский порт Абадан. В Аба­дане самолеты собирали под надзором военных представителей ВВС РККА, затем облетывались, после чего летчи­ки 6-го перегоночного истребительно­го авиационного полка перегоняли «Тандерболты» по маршруту Абадан-Тегеран-Кировобад. В Кировабаде само­леты принимал 11-й запасной бомбарди­ровочный авиационный полк. На мар­шруте протяженностью 1450 км летчи­кам приходилось преодолевать две гор­ные гряды. С промежуточной посадкой в Тегеране протяженность беспосадоч­ного перелета до Кировобада с терри­тории Ирана сокращалась до 754 км.

Пара истребителей P-47D-30 из 397-й эскадрильи 368-й группы в полете над Германией летом 1945 г. Красно-желто-красные полосы вокруг фюзеляжей были нанесены после окончания войны с Германией для быстрой идентификации «дружественных» самолетов, очевидно - «недружественные» самолеты несли красные звезды. Полоса на вертикальном оперении, антибликовая полоса перед фонарем кабины и треугольная полоса на борту фюзеляжа - .желтые.

Первые истребители «Тандерболт» прибыли на аэродром 11 -го ЗБАП 24 августа 1944 г. В этот день по полку был отдан приказ № 30, в котором от­мечалось принятие на вооружение полка оснащенных двигателями R-2800-59 истребителей P-47D-22-RE с заводски­ми номерами 42-25611 и 42-26633. Мас­штабные поставки начались чуть поз­же. Согласно приказам №№ 36, 38 и 39 от 22 декабря 1944 г. на вооружение части поступили самолеты P-47D-22-RE с заводскими номерами 42-25541, 543-7, 552, 553, 555, 557, 559, 560-564, 566-568, 570, 574, 576-580, 582, 583, 586, 591, 594, 595, 600-610, 612, 614-617, 619-628, 631, 634, 636-638 - всего 62 самоле­та. Тогда же были приняты 47 истреби­телей P-47D-27-RE с заводскими номе­рами 42-27015, 018, 019, 021, 0222, 025-029, 031-033, 037, 038, 042-044, 050, 052-055, 058, 061, 116, 117, 123, 129, 130-132, 134, 140, 141, 144, 149, 150, 154, 156, 157, 159, 160,162 и 163. Таким образом, 11-й ЗБАП получил 111 «Тандерболтов».

В 1945 г. «Тандерболты» прибыли в расположение 11-го ЗБАП двумя партиями, 21 апреля - два P-47D-27 выпуска завода в Фэрмигдэйле (завод­ские номера 42-27136 и 42-27146) и 27 апреля - еще четыре аналогичных ис­требителя (заводские номера 42-25551, 587, 590 и 593).

Все истории о доставке «Тандер­болтов» в Советский Союз северными конвоями через Мурманск или по трас­се Аляска-Сибирь являются вымысла­ми чистой воды. Истребители Р-347 прибывали в СССР только южным пу­тем через Иран. Технические специа­листы ВВС РККА дорабатывали (или вообще меняли) радиостанции «Тан­дерболтов» под частоты, используе­мые в советской авиации; ответчики радиолокационной системы опознава­ния «свой - чужой» снимались за нена­добностью. Опознавательные знаки на P-47D-22-RE перекрашивались в Со­ветском Союзе - наносились красные звезды с бело-красной каймой. На предназначенных для поставки в СССР P-47D-27-RE красные звезды наноси­лись непосредственно на заводе фир­мы Рипаблик. Как правило их наноси­ли в тех же мечтах и тех же размеров, что и опознавательные знаки ВВС США, зачастую красную звезду рисо­вали в белом круге.

В состав 11-го ЗБАП входили четы­ре эскадрильи- на базе 1-й и 2-й велась подготовка бомбардировочных экипа­жей, на базе 3-й и 4-й - подготовка лет­чиков-истребителей, главным обра­зом, для самолетов P-39N/Q. В офици­альной документации 11-го ЗБАП ис­требитель Р-47 именуется «Сандерболтом». Количество пилотов, подготов­ленных в полку к полетам на «Сандерболте» невелико: 12 летчиков в 1944 г. и 15-в 1945 г.

До окончания войны в Европе ис­требители Р-47 так и не появились на вооружении фронтовых частей ВВС РККА. Почти все «Тандерболты» по­ступали в истребительные авиаполки Юго-Западного округа ПВО. Эта мощ­ная авиационная группировка была сформирована 24 декабря 1944 г. для прикрытия путей сообщения 1-го, 2-го, 3-го и 4-го Украинских фронтов в Ру­мынии, Венгрии и Чехословакии.

Первые 11 «Тандерболтов» (десять P-47D-22-RE с заводскими номерами 42-25544, 547, 555, 557, 564, 570, 604, 610, 622 и 638, один P-47D-27-RE с за­водским номером 42-27026) прибыли на расположенный в 50 км южнее Кие­ва аэродром Белая Церковь 31 мая 1945 г. В июне 1945 г. истребители распре­делили по авиационным полкам. 12 июня в войска прибыли еще 18 само­летов P-47D-22-RE (заводские номера 42-25543, 560, 563, 678, 593, 600, 601, 605, 606, 609, 611, 614617, 619, 621, 628, 633 и 634) и один P-47D-27-RE с завод­ским номером 42-27038.11 июля посту­пила третья партия: 17 самолетов Р-47D-22-RE (заводские номера 42-2552, 556,567,580,582, 583,691, 594,602,603, 607, 616, 624-627 и 631) и два P-47D-27-RE с заводскими номерами 42-27132 и 42-27154.

Истребители Р-47 не долго остава­лись на вооружении частей советской ПВО. Согласно соглашению о ленд-лизе большинство самолетов вернули американцам. «Тандерболты» сосредо­точили на аэродроме Стрый (80 км юго-западнее Львова), где их и пере­дали представителям США. Амери­канцы посчитали экономически неце­лесообразным тащить назад груду ставших ненужными истребителей. Было принято решение привести само­леты в непригодное к полетам состоя­ние, в качестве инструмента для такой работы лучше всего подошли танки. Уничтожение «Тандерболтов» заняло много времени - всю зиму 1945-46 г.г. Бдительность представителей США, наблюдавших за процессом, постоян­но подвергалась искушениям. Дело в том, что свято верившие в идеалы Сво­боды представители Запада лицом к лицу встретились со звериным оскалом хищнического социализма и не выдер­жали искушения. Простые советские люди научили доверчивых как младен­цев 100% янки пить всякую алкоголесодержащую гадость из авиационного хозяйства - не водку, не самогон и уж тем более не виски, а какой-то ликер шасси! Более того, варвары закусыва­ли алкоголь украинским беконом, ко­торый представлял собой просто соле­ный свинячий жир - сало. Самый же кошмар заключался в том, что пили ликер шасси и жрали «бекон» прямо под открытым небом день за днем! Бед­ные американцы втянулись в процесс настолько, что стали менять «бекон» у местного населения на пригодные в хозяйстве детали «Тандерболтов». Как известно, украинский крестьянин кру­че советского прапорщика - у хохла любая деталь в хозяйстве пригодится. А тут - авиационные часы, колбочки, баночки из нержавейки или алюминия, а какие замечательные змеевики полу­чались из трубопроводов! В общем, бизнес и дружба народов цвели на аэродроме Старый вне зависимости от трескучих морозов. Идиллию наруша­ли только несознательные любители халявы, не желавшие расставаться с салом, но так и норовившие отколуп­нуть от «Тандерболта» какую-нибудь жизненно необходимую для огорода штуковину.

В авиации ВМФ СССР истребите­ли Р-47 получил 255-й ИАП ВВС Се­верного флота. «Тандерболт» не был первым американским самолетом, ос­военным летчиками полка. В 1943 г. 255-й ИАП перевооружили истребите­лями Белл Р-39 «Аэрокобра» модифи­каций «N» и «Q». Советские морские летчики успешно дрались на «Кобрах», так 16 июля 1943 г. лейтенант В. А. Бурматов на P-39N сбил Ганса Дёбриха из II./JG-5, эксперта с 65 победами. Пер­вый P-47D-22-RE 255-й ИАП получил 29 октября 1944 г.

Командование морской авиации решило перепроверить результаты лет­ных испытаний P-47D-10-RE в ЛИИ. Собственной испытательной базы авиация ВМФ СССР не имело, поэто­му решили, что испытывать «Тандер­болт» станут опытные фронтовые лет­чики из 255-го ИАП.

Испытательные полеты проводи­лись с 29 октября по 5 ноября 1944 г., одновременно исследовалась возмож­ность базирования «Тандерболтов» на заполярных аэродромах. Несмотря на сжатый срок программа испытаний выглядела весьма насыщенной:

- взлет и посадка с бетонной и грун­товой полос с полной загрузкой;

- определение боевого радиуса дей­ствия с различными вариантам бомбо­вой нагрузки на внешней подвеске: 2хФАБ-250 (по бомбе на подкрыльевых пилонах), 3хФАБ-250 (две бомбы на подкрыльевых и одна на подфюзеляжном узлах подвески), 2хФАБ-500;

-  бомбометание с пикирования;

- топмачтовое бомбометание с вы­соты 20-25 м на дистанции 150-170 м от цели.

Результаты испытаний в целом оказались благоприятными. Самолет с двумя бомбами ФАБ-250 нормально взлетал с аэродрома Ваенга. Сброс бомб производился в пикировании под углом 50 град с высоты 3000 м, прице­ливание при бомбометании произво­дилось по штатному пулеметному при­целу. Бомбометание тремя ФАБ-250 или двумя ФАБ-500 сочли возможным выполнять только с горизонтального полета. Ниже приведена выдержка из «Протокола по испытаниям самолета P-47D-22-RE «Тандерболт».

 

От командующего ВВС СФ генерал-лейтенанта авиации Преобра­женского № 08489 от 13 ноября 1944 г.

 

Рапорт Командующему ВВС ВМФ СССР

Маршалу Жаворонкову Докладываю, что по результатам испы­тания самолета P-47D-22-RE «Тандер­болт» серийной постройки мною принято решение о вооружении одной эскадрильи 255-го ИАКП 14 самолетами «Тандерболт».

Эскадрилья будет выполнять следующие задачи:

1.  дальнее сопровождение бомбардиров­щиков

2.  горизонтальное и маловысотное бом­бометание из расчета бомбовой нагрузки до 1000 кг на один самолет

3.  атака кораблей охранения конвоев

 

Маршал Жаворонков поставил на документе резолюцию: «Одобряю. Перевооружить полк. Выделить 50 самолетов».

В 255-м ИАП «Тандерболты» (в основном P-47D-27-RE с каплеобраз­ными фонарями) эксплуатировались в течение года после окончания войны, дольше, чем где бы то ни было в СССР. Свой путь морские «Тандерболты» за­вершили почти так же, как и их собра­тья из частей ПВО - в овраге на окраи­не Ваенги под гусеницами тракторов.