Центральная часть Тихого океана

 

«Корсары» эскадрилий берегового базирования в основном действовали в юго-западной части Тихого океана, в то время как самолеты F4U палуб­ных подразделений - в центральной его части. Авианосные «Корсары» широко использовались для нанесения ударов по наземным целям. Впервые и удачно «Корсары» для поражения наземных объектов использовались в период кам­пании на Соломоновых островах.

Истребители F4U корпуса морской пехоты избежали участия в крупномас­штабных воздушных боях во время оккупации Марианских островов, ког­да палубные истребители (главным образом «Хэллкеты») 58-го оператив­ного соединения сбили над Сайпаном и Тинианом более 200 японских само­летов. «Корсары» берегового базиро­вания провели серию воздушных боев во время операции по освобождению Филиппин, в частности над заливом Лейте в октябре 1944 г. Пока «Корса­ры» морской пехоты помогали амери­канским войскам сражаться на Филип­пинах, «корсары» авиации флота США вместе с быстроходным авианосным соединением адмирала Нимитца продвигались в центральную часть Тихо­го океана.

Летчики эскадрильи VF-17 успели продемонстрировать возможность ба­зирования «Корсаров» на авианосцах, прежде чем эскадрилью перевели в раз­ряд подразделений берегового базиро­вания. Окончательно самолет F4U признали годным к эксплуатации с па­луб авианосцев ВМС США в апреле 1944 г., но к этому времени на воору­жении истребительных эскадрилий палубных авиагрупп уже состояли ис­требители F6F «Хэллкет».

Первым боевым подразделением палубной авиации ВМС США, полу­чившим 9 января 1944 г. на вооруже­нии «Корсары», стала эскадрилья VF(N)-101 (фактически - половинка эскадрильи VF(N)-75). Подразделение получило на вооружение четыре само­лета F4U-2. VF(N)-101 являлась час­тью 10-й авиационной группы, кото­рой командовал лейтенант-коммендер Ричард И. «Чик» Хармер (бывший старший офицер VF(N)-75). Еще одна четверка «Корсаров», также приписан­ных к эскадрилье VF(N)-101 базирова­лась на авианосце «Интрепид». Пер­вый ночной перехват был выполнен с борта авианосца «Энтерпрайз» 19 фев­раля 1944 г.

Скорее всего, ночные полеты с авианосцев являлись самой трудной работой, которую морским летчикам приходилось выполнять в годы второй мировой войны. Ночные «Корсары» поступили также на вооружение эскад­рильи берегового базирования VMF(N)-532 (командир майор Эверетт Вогн) и палубной эскадрильи VF(N)-75 (командир лейтенант-коммендер Уильям Дж. Уидхелм. Пилоты этих подразделений претендуют на 14 дос­товерно, четыре вероятно сбитых са­молета и на три поврежденных японс­ких аэроплана.

«Корсары» авиации корпуса морс­кой пехоты США принимали самое деятельное участие в нейтрализации камикадзе, пытавшихся атаковать ко­рабли американского флота. Первые атаки пилотов-смертников отмечены во время битвы в заливе Лейте в конце октября 1944 г. Эффективность ками­кадзе оказалась очень высокой. Атаки смертников продолжались сравнитель­но небольшой период времени. Одна­ко, на долю. Камикадзе пришлась пя­тая часть атак на корабли ВМС США и почти половина потопленного в годы второй мировой войны тоннажа аме­риканских судов и кораблей.

Существовало только одно сред­ство сократить потери от действий фанатиков-самоубийц: усилить истре­бительное прикрытие флота. Решение простое, но для его реализации не хва­тало подготовленных летчиков. Трени­ровочную программу в Штатах значи­тельно урезали после вступления США в глобальный вооруженный конфликт. Летчики морской пехоты начали обу­чаться полетам с палуб летом 1944 г. Планом предусматривалось начать базирование «Корсаров» на эскортных авианосцах, но первые палубные под­разделения «Корсаров» морской пехо­ты развернули на больших ударных авианосцах ВМС США: за 1945 г. для базирования на кораблях были квали­фицированы десять эскадрилий авиа­ции корпуса морской пехоты. Потреб­ность флота в дополнительном коли­чества «Корсаров» привела к заказу дополнительных истребителей, но од­новременно привела к снижению уров­ня подготовки летчиков, что на первых порах привело к излишним потерям.

В конце 1944 г. по 36 истребителей F4U-1D получили эскадрильи VMF-124 и VMF-213, эскадрильи базирова­лись на авианосце «Эссекс» из 38-го оперативного соединения. Первый бо­евой вылет летчики обоих подразделе­ний выполнили на «Корсарах» 3 янва­ря 1945 г. - пилоты сопровождали «Эвенджеры» в налете на тайваньский аэродром Каги. Затем они сражались над Окинавой, 6-7 января действовали над Лусоном. Пройдя Лусонским про­ливом, оперативное соединение выш­ло к берегам Индокитая. Здесь палуб­ная авиация нанесла массированный удар по Сайгону, 16-го января самоле­ты атаковали Гонг-Конг, потом Амой, Суатоу и опять Формозу. Затем пос­ледовал второй удар по Окинаве, после чего соединение 26 января вернулось в Улити. Соединение адмирала Хэлси вошло в состав «Тэск форс 58», которым командовал адмирал Спрюенс. 58-е опе­ративное соединение включало четыре ударных авианосца: «Беннингтон», «Уосп», «Эссекс» и «Банкер Хилл».

В состав авиагруппы каждого авиа­носца входило по две истребительных эскадрильи корпуса морской пехоты, а на «Банкер Хилле» базировалась пер­вая дневная флотская эскадрилья, ос­нащенная «Корсарами». Этим подраз­делением стала эскадрилья VF-84, ко­торой командовал бывший старший офицер эскадрильи VF-17 Роджер Хедрайк. Флот впервые готовился нанес­ти удар непосредственно по Японии. 16-17-го февраля налетам палубной авиации подверглись аэродромы. Тре­бовалось уничтожить на земле и в воз­душных боях как можно больше япон­ских самолетов, чтобы противник не смог их задействовать при отражении намеченного десанта на Иводзиму. За­тем авианосцы ушли в южном направ­лении, чтобы принять участие в кам­пании против гарнизона Иводзимы. Удары по Иводзиме силами палубной авиации наносились до 22 февраля., после чего самолеты «Тэск форс 58» пе­реключились на Чичидзиму, 25 февраля последовал налет на Японию, 1 марта -на Окинаву, после чего корабли опера­тивного соединения ушли в Улити.

Первую победу одержал 3 января 1945 г. подполковник Уильям А. Миллингтоун, который командовал VMF-124, и VMF-213. Капитан Говард Финн, сбивший шесть японских само­летов, в периодах кампании на Соло­монах служил в VMF-124:

Я не помню, чтобы у нас случались инциденты при взлете или посадке на авианосец, хотя посадка на корабль ночью - чертовски сложная работа. Заход на посадку контролировался радиолокатором авианосца, глиссаду мы выдерживали, пользуясь светотех­нической системой. Требовалось очень аккуратно пилотировать самолет.

Нам рассказывали о камикадзе - в «Эссекс» еще до нашего прибытия на корабль однажды попал самолет смер­тника. От нас требовалось не допус­тить прорыва самолетов камикадзе к основному ядру соединения. Обнару­жением японских самолетов занима­лись выделенные в радарные пикеты эсминцы, мы же патрулировали в воз­духе над кораблями соединения. В пе­риод боев над Сайпаном и Окинавой японцы даже не пытались пробовать завоевать господство в воздухе, полно­стью сосредоточившись на атаках ка­микадзе.

Мы нанесли удар по докам в порту Формозы, а на обратном пути обстре­ляли с бреющего полета японский эс­минец. Эсминец в надежде спастись шел курсом на север. После атаки я набрал высоту, чтобы сделать серию снимков: на моем самолете был уста­новлен аэрофотоаппарат. Я снял япон­ский корабль за две минуты до того как его потопили 1000-фунтовыми бомба­ми наши ударные самолетами. Не­сколько раз мы принимали участие в налетах по территории Индокитая, тогда мы понесли потери от огня зе­нитной артиллерии. В частности был сбит Джо Линч (5,5 побед), ему при­шлось прилично побродить по джунглям. После налетов на Окинаву и Тай­вань мы вернулись в Улити.

Затем мы обеспечивали с воздуха высадку десанта морской пехоты на Иводзиму, после чего ушли на север, где в течении четырех или пяти дней летали на Японию. Перед нами стояла задача блокирования аэродромов. В одном из полетов в разрывах облачно­сти я обнаружил самолеты противни­ка. Я выбрал момент и сбил один из них. Второй самолет мы преследовали всем звеном до тех пор, пока он не вре­зался в гору.

В полетах на блокирование аэро­дромов наши самолеты не несли под­весного вооружения, мы полагались только на мощь бортового стрелково­го оружия. Каждому звену для удара отводился отдельный сектор аэродро­ма. Позже мы стали летать на пораже­ние наземных целей неуправляемыми ракетами и бомбами, которые подве­шивались под плоскости крыльев. К этому времени на истребители стали монтировать вместо пулеметов калиб­ра 12,7 мм автоматические 20-мм пуш­ки. Пушки обладали большим разру­шительным действием, однако пулеме­ты были надежнее. Пушки часто отка­зывали, нередко из четырех работала всего одна. На больших высотах меха­низмы пушек замерзали.

Самолеты «Тэск Форс 58» вновь появились на Японией 18 марта 1945 г. К этому времени количество «Кор­саров» на авианосцах увеличилось. На борту авианосцев «Эссекс» и «Уосп» вместо эскадрилий корпуса морской пехоты стали базироваться «Корсары» эскадрилий VBF из 83-й и 86-й авиа­групп. В состав оперативного соедине­ния вошли авианосцы «Франклин», «Интрепид» (пять эскадрилий «Корса­ров» на двух кораблях) и «Хэнкок» (одна эскадрилья «Корсаров»). В со­ставе 58-го оперативного соединения общее количество оснащенных истре­бителями F4U эскадрилий достигло 13. Однако 19 марта авианосцы «Франк­лин» и «Уосп» получили повреждения в результата налета японцев. Корабли вышли из состава «Тэск Форс 58», количество эскадрилий «Корсаров» уменьшилось до девяти. Соединение принимало участие в операции «Айс­берг» - вторжении на Окинаву. С момен­та начала операции резко возросло ко­личество атак камикадзе. 11 мая смерт­ники вывели из строя авианосец «Банкер Хилл» - еще три эскадрильи «Корса­ров» вышло из боя. В то время на «Банкер Хилле» служил Роджер Хедрайк.

Годом раньше, 7 марта 1944 г., Хед­райк со своей эскадрильей VF-17 при­был на Соломоны. Налетав в боевой обстановки более 250 часов, летчики VF-17 сбили девять самолетов против­ника. Очередной «тур» на войну Хед­райк совершил на борту авианосца «Банкер Хилл» в должности команди­ра эскадрильи VF-84. Его первой по­бедой в составе VF-84 стал сбитый над заводом фирмы Накаямо в Мусасини, Япония, истребитель «Тони». 25 фев­раля Хедрайк одержал свои последние за войну победы - сбил два «Франка» и «Зеро» над аэродромом Катори. Официальный победный счет аса со­ставил 12 подтвержденных сбитых и четыре поврежденных самолета про­тивника. Хедрайк рассказал следую­щую историю:

На вооружении 84-й авиагруппы находились истребители F4U-1D. Вме­сте с самолетами эскадрилий VMF-451 и VMF-221 у нас насчитывалось 72 «Корсара». В составе эскадрилий кор­пуса морской пехоты числилось по 18 истребителей, в нашей VF-84 - 36 «Кор­саров». Нашей главной задачей явля­лось пресечение атак камикадзе. Ос­новное ядро оперативной группы ок­ружало кольцо эсминцев-радарных пи­кетов, эсминцы находились на удалении 100 миль от авианосцев. Флот понес по­тери, несмотря на все наши усилия. Од­ной из причин стала не всегда эффектив­ная работа радарных пикетов.

В одном из первых полетов на бло­кирование японских аэродромов мой «Корсар» получил повреждения от огня зенитной артиллерии. Я мог пи­лотировать самолет только двумя руками - усилия на ручке управления ста­ли очень большими. Позже выясни­лось, что оказалась зажата тросовая проводка системы управления. В том воздушном бою я сбил два «Фрэнка» и «Зеро». Один из самолетов взорвал­ся так близко от меня, что мой «Кор­сар» буквально пронесся через огнен­ный шар. Моей последней добычей стал «Зеро» - я расстрелял его с неболь­шой дистанции. Затем подошел к нему на дистанцию всего 20 футов. Я не мог понять почему самолет противника не горит. У нас уже оставалось мало топ­лива, а мой истребитель к тому же пло­хо управлялся. Я смог дотянуть на сво­ем истребители до авианосца, после посадки в машине насчитали девять пробоин.

Единственным способом пресечь атаки камикадзе оставалось постоян­ное патрулирование истребителями воздушного пространства над опера­тивным соединением. Ночами я испы­тывал состояние, близкое к клаустро­фобии. У нас на корабле базировались истребители F6F-3N из эскадрильи VF(N)-76 - единственные самолеты, способные отражать ночные атаки японской авиации. Мы, дневные лет­чики, обычно проводили вечера на ан­гарной палубе за игрой в карты или чтением. Когда пятидюймовая артил­лерия корабля открывала огонь, мы знали - ОНИ приближаются. Помеще­ние для отдыха быстро начинало за­полняться клубами дыма, поскольку каждый хватался за сигареты. Затем в дело вступали 40-мм пушки - враг под­ходил совсем близко. Стрекот 20-мм автоматов и крупнокалиберных пуле­метов означал атаку нашего авианос­ца, следовало подумать о возможном покидании корабля. Атаки камикадзе отличались высокой эффективностью, насколько мне известно смертники поразили 38 кораблей, причем некото­рые авианосцы получали повреждения от камикадзе дважды.

11 мая я привел на борт авианосца «Банкер Хилл» свою группу после на­лета на японский аэродром на Окина­ве. На борту авианосца находился ко­мандующий соединением адмирал Митчер, я докладывал ему лично пос­ле каждого боевого вылета. Над Оки­навой мы летали на строго определен­ных высотах и по заранее оговоренным маршрутам, чтобы избежать обстрела со стороны собственных войск. Одна­ко, такая тактика мало чего давала -морская пехота каждый раз открыва­ла огонь по «Корсарам». Так было и в тот раз: как только мы вышли на цель, наши же зенитчики открыли огонь -строй самолетов был нарушен. Мне пришлось отказаться от атаки и опи­сывать круги, восстанавливая боевой порядок.

Мы вернулись на корабль пример­но в 9 часов утра. К 10 часам я нахо­дился в отведенном для меня помеще­нии, расположенном уровнем ниже комнаты предполетного инструктажа. Я занимался планирование очередно­го полета на сопровождение торпедо­носцев, когда на корабль обрушился первый камикадзе. В это время на па­лубе готовились к взлету «Корсары». Бомбы были разложены совсем рядом с самолетом командира эскадрильи VF-84 Тедом Хиллом. Хилл немедлен­но распорядился убрать все самолеты с верхней палубы.

Менее чем через три минуты к ко­раблю приблизился второй камикадзе. Смертник врезался в авианосец между надстройкой-островом и полетной ча­стью палубы. Большинство людей, на­ходившихся в помещении для предпо­летного инструктажа погибло. Тед мне потом рассказывал как прямо на его глазах от взрыва изогнулась полетная палуба авианосца. Я вместе с другими офицерами выскочил из своего штаба в коридор, уже забитый прибывшими вчера на замену летчиками. Кругом был дым, сильно пахло бензином. Мы стали пытаться погасить пожар. Рядом со мной оказался англичанин, придан­ный нам в качестве наблюдателя. Джентльмен грязно ругался, призывая окружающих как можно быстрее по­кончить с пожаром.

Поставить пожар под контроль удалось лишь к шести часам вечера. Корабль мог развивать ход не более 10 узлов. Авианосец все еще дымился, поэтому мы опасались повторных уда­ров. Быстро уйти из опасного района корабль не имел возможность, а обна­ружить авианосец визуально по стол­бу дыма не составляло труда. Главный инженер корабля пребывал в состоя­нии шока. Окончательно пожар поту­шили только утром следующего дня. Только тогда я смог попасть на ангар­ную палубу. Здесь все было затянуто пеленой дыма, ужасная картина уви­денного преследует меня всю жизнь -кругом лежали тела погибших. Убитых и сгоревших мы предали волнам. Удар камикадзе поставил точку в нашей «ко­мандировке» на войну.