«Корсары» корпуса морской пехоты на Окинаве

 

«Корсары» корпуса морской пехо­ты прибыли на Окинаву 7 апреля 1943 г. как часть авиагруппы MAG-31, че­рез два дня на Окинаве появились ис­требители F4U из авиагруппы MAG-33. В составе MAG-31 имелась воору­женная самолетами F4U-1C эскадри­лья VMF-311, которой командовал кэптен Перри Лин Шуман (6 побед). Действуя с аэродрома Йонтан летчи­ки VMF-311 сбили 71 японский само­лет. Эскадрилья VMF-323 «Death Rattlers» из авиагруппы MAG-33 рабо­тала с аэродрома Кадена, летчики это­го подразделения добились больших, чем коллеги из VMF-311, успехов: на их счету 124,5 победы, одержанных в воздушных боях над Окинавой. Эскад­рилья VMF-323 потерь в личном соста­ве не понесла, а семь летчиков из «Death Rattlers» стали асами. Подраз­деление стало последней эскадрильей авиации корпуса морской пехоты США, сформированной в годы второй мировой войны и оснащенной истре­бителями «Корсар».

Летчики двух эскадрилий авиации корпуса морской пехоты привлекались к нанесению ударов по позициям япон­ских войск на Окинаве и в Японии, кроме того, за ними оставались «раз­борки» с камикадзе. После войны трое летчиков эскадрильи VMF-323, первый командир подразделения Джордж Экстилл, Джерри О'Кифи (7 побед) и Джэк Броринг, поделились своими воспоминаниями.

Джордж Экстилл:

В 1943 г. я служил инструктором на авиабазе Черри-Пойнт. Тогда я был совсем молодым майором, в то время как мой командир (командир MAG-32) лейтенант-коммендер Джон Л. Смит сбил на F4F 19 японских самолетов и получил за Гуадалканал Медаль Поче­та. В то время численность авиации корпуса морской пехоты быстро рос­ла, поэтому несмотря на мою моло­дость и неопытность, Смит доверил мне командование эскадрильей VMF-323. Я решил во что бы то ни стало сде­лать эскадрилью лучшей в группе. Я и другие пилоты, не имевшие боевого опыта, не питали иллюзий относитель­но степени своей подготовки, в процес­се боевой учебы мы старались в пол­ной мере использовать опыт ветеранов Гуадалканала. Типовой задачей, кото­рую мы отрабатывали являлся пере­хват бомбардировщиков, здесь нам «подыгрывали» самолеты В-24 и В-25 из состава USAF. В основном мы от­рабатывали атаки с нижней полусфе­ры в догон и на встречном курсе с пос­ледующим выходом из атаки вверх. После разворота атака повторялась, но уже на пикировании. Ведущим летал я, за мной - другие пилоты эскадрильи. Порой бомбардировщики шарахались от наших «экзестерций» - в кабинах самолетов ВВС сидели совсем «зеле­ные» пилоты. Они терпеть не могли летать на совместные с нами учения!

В большинстве случаев о наших победах в воздушных боях возвещали огненные шары - японские самолеты взрывались в воздухе. Наши истреби­тели оснащались кинофотопулеметами для оценки результатов воздушного боя, итог схватки подводился офице­ром разведотдела. Пленик также хра­нились у разведчика, но мне очень хо­телось заполучить их или снять копии. Просматривая фильмы проще было бы совершенствовать тактические приемы. Рассказы летчиков о своих действиях в бою в силу субъективности часто отлича­лись от реальности. К примеру пилоты утверждает, что вел огонь с дистанции в 100 ярдов, а согласно анализу кадров кинофотопулемета стрельба осуществлялась с дистанции в 300 ярдов. Фильм позволял нам уточнить пространственное поло­жение самолетов, восстановить ход схватки буквально по секун­дам. Так что, подтверждение победы - важная, но не главная фун­кция кинофотопулемета.

Джерри О'Кифи:

Мы прибыли в южную часть Тихого океана после несколь­ких недель пребывания на Гавайях. До Окинавы мы совсем не ощущали войны. Мне тогда исполнился всего 21 год, нашему командиру эскадрильи майору Экстиллу - 23 или 24. В свои годы я стал одним из молодых асов морской авиации. Экстилл, наш старший офицер Джефферсон Д. Доррох (6 побед) и я ста­ли асами в одном бою. Тогда Доррох сбил шестерых японцев, а мы с Экстиллом - по пять. Боевое крещение мы приняли 22 апреля 1945 г., как раз в этом бою мы все и стали асами!

28 апреля Экстилл повел в бой группу из 16 самолетов, я летел командиром звена - мое обычное место в боевом порядке эскад­рильи. Я обнаружил «бандитов» на трех часах ниже нас; противник шел курсом на наши корабли, нахо­дившиеся у берегов Окинавы. Правым разворотом мы перешли в пологое пи­кирование. Моим ведомым летел лей­тенант Билл Худ (5,5 побед). Мы с Ху­дом разделились, я зашел справа сзади, он - слева сзади. Наши «Корсары» нахо­дились выше противника. Японцы обна­ружили наше присутствие только после того, как мы открыли огонь. Худ в пер­вой атаке достал двоих «бандитов», я - одного. Боевым разворотом я вышел из атаки, после чего сразу же начал делать второй заход, в нем я сбил свой второй самолет. Больше самолетов противни­ка в воздухе не наблюдалось. Имея семь побед в двух воздушных боях, я стал са­мым результативным летчиком-истреби­телем на Окинаве. Позже по семь само­летов сбили лейтенант Дж. У. Рахсэм и лейтенант Р. Уэйд.

Джэк Броринг:

Полеты на штурмовку и бомбарди­ровку наземных целей походили один на другой, различались лишь объекты ударов. Ракеты калибра 3,5 и 5 дюймов оказались превосходным оружием. Я думаю, что они являлись самым эффек­тивным оружием для поражения на­земных целей. Обычно мы пускали их, пикируя под углом 45 град, со скорос­тью 400 миль/ч. Ракетами можно было поразить цели, которые весьма слож­но поражались бомбами. Также мы использовали напалм, обычно напалм заливали в подвесные топливные баки, превращая их в зажигательные бомбы. Баки мы сбрасывали с высоты 100 фу­тов, нельзя сказать, что это было точ­ное оружие. Напалмом поражали пе­щеры и искусственные туннели.

Мы все проходили подготовку в качестве летчиков-истребителей, по­этому больше всего стремились сбить хоть какой-нибудь самолет противни­ка. Требовалось всего-то оказаться в нужное время в нужном месте. Время и место совпали 22 апреля, когда наша эскадрилья за 20 минут сбила 25 япон­ских самолетов. В другой раз мое зве­но возвращалось из рутинного полета на патрулирование, топливо было на исходе, но руководитель полета при­казал набирать высоту и присоеди­ниться к ведущим воздушный бой на­шим товарищам. Я увидел четверку «Тони», шедшую на небольшой высо­те. Японцев обнаружили и другие лет­чики, но командир группы противни­ка не видел, а на крики по радио никак не реагировал. Я совершенно не пред­ставлял себе о чем думал командир, но у меня пропал превосходный шанс сбить самолет противника.

Мы патрулировали 28 мая воздуш­ное пространство над кораблями вбли­зи Окинавы, когда в воздухе появились самолеты противника. Японцы наме­ривались нанести удар по нашему фло­ту. Противник летел выше, самолеты время от времени исчезали в облаках. Мы разделились, двое стали набирать высоту, двое остались ниже облачности. Японцы, видимо, решили, что все звено осталось внизу. Я с напарником не смог перехватить над облаками противника -японцы ушли вниз. Пара, которая оста­валась внизу сбила один «Тодзё».