Дополнительные цвета

 

На прототипах и серийных маши­нах концы лопастей винта на длину 102 мм (4 дюйма) покрывали оранжево-желтой (Glossy Orange Yellow ANA 506 -  FS 13358) или оранжевой (Glossy International Orange ANA 508 - FS 12197) краской, а всю остальную часть лопастей закрашивали матовой черной краской (Non-Specular Black ANA 604 -  FS 37038), которая со временем ста­новилась полуматовой.

Внутренние части самолетов: ниши главного шасси, кабину, внутренние по­верхности фюзеляжа и капота двигате­ля закрашивали матовой зеленой крас­кой для внутренних поверхностей (ANA 611 Non-Specular Interior Green - FS 34151), введенной 22 декабря 1942 года документом Aer-E-2574-MVS, F38-2.

Приборная доска, внутренние по­верхности стоек фонаря покрывались полуматовой черной краской (ANA 514 Semi-Gloss Instrument Black - FS 27038). Такой же краской покрывался щиток экрана радара на ночных истре­бителях.

Кожух передачи двигателя и его картер покрывались блестящей серой краской для двигателей (ANA 513 Engine Grey).

Документ SR-2d (подписан 22 де­кабря 1943 года, вступил в силу 6 мар­та 1944 года) определял, что капот двигателя изнутри следует покрывать ма­товой черной краской (Non Specular Black ANA 604). а не зеленой, приме­нявшейся до того времени. Кроме того, в документе определялось, что боль­шинство надписей: род войск (NAVY, \MARINES), тип самолета, серийный номер - должны были делаться буква­ми и цифрами высотой 1 дюйм (25,4 мм) в верхней части обеих сторон киля белой (ANA 601) краской. На руле на­правления наносился тип самолета, на киле в верхней части помещалось сло­во «NAVY» или «MARINES», а под ним с интервалом 1 дюйм следовал серийный номер. Серийные номера, на­звание рода войск и тип самолета в годы войны наносили только на киль. Это правило охватывало как ВМФ, так и корпус морской пехоты США, Первые месяцы надписи делались черными бук­вами высотой 1 дюйм. На фюзеляж над­писи перенесли лишь после войны, ког­да 2 января 1947 года в действие вступил документ Specification SR-2f.

В ходе военных действий на Тихом океане использовались геометрические символы в роли тактических эмблем отдельных авиационных групп на авианосцах. Систему унифицировали 27 января 1945 года. Было введено 27 геометрических фигур, которые нано­сили белой краской на киле и крыль­ях. Позднее фигуры заменили буквен­ными кодами. Кодовые алфавитно-цифровые обозначения на фюзеляже были обычно белого цвета.

Большинство тактических обозна­чений частей представляли собой над­писи буквами высотой 16 дюймов (381 мм), сделанных белой краской (ANA 601). Надписи делались по обеим сто­ронам киля. Часто код повторялся по обеим сторонам капота двигателя.

Несколько первых серийных F6F-3, которые участвовали в различных квалификационных испытаниях, несли на капоте двигателя номер (не путать с серийным номером). Номер состоял из цифр высотой 12 дюймов (304,8 мм). Номера наносили белой смываемой краской (Temporary White).

В последний период службы истре­бителей «Hellcat» в резервных частях использовались дополнительные так­тические обозначения в виде полос, сделанных блестящей краской оранже­вого цвета (Glossy International Orange ANA 508-FS 12197).

Следующий документ, Specification SR-2e от июня 1944 года, определял, что подвесные топливные баки окра­шивались той же краской, что и ниж­няя сторона самолета. В случае истре­бителей «Hellcat» модификации F6F-5 до конца войны это был темно-синяя блестящая краска ANA 623.

Поправка Amendment No 2 к SR-2e, датированная 10 марта 1945 года, опреде­ляла, что черной краской ANA 604 следо­вало красить не только лопасти винта, но также ступицу винта и кок. Оконцовки лопастей остались по-прежнему желто-оранжевого цвета (ANA 614).

Самолеты, перед тем как покинуть сборочный цех, получали на капот три последние цифры серийного номера, наносимые белой смываемой краской (Temporary White). Цифры могли быть разной высоты и стиля.

Истребители F6F-3K окрашива­лись по правилам, определенным в до­кументе Specification SR-2e от июня 1944 года, т.е. целиком блестящей крас­ной краской (Insignia Red ANA 509). Самолеты также получали нормаль­ные опознавательные знаки, т.е. с тем­но-синим кругом и кантом. Позднее хвостовые части самолетов стали по­крывать краской другого цвета: жел­той, синей, розовой и т.д. Цвет хвоста соответствовал частоте, на которой работала аппаратура самолета (два самолета не могли одновременно ра­ботать на одной частоте).

Самолеты F6F-5D (иногда их не­правильно отождествляли с F6P-5K), использовавшиеся в морской пехоте для дистанционного управления само­летами-целями (в том числе F6F-5K), а также их буксировки до конца своей службы окрашивались в соответствии с поправкой Amendment No 3 от 6 мая 1946 года. Чтобы хорошо отличать управляющие самолеты от самолетов-целей использовали следующие схемы:

Желто-оранжевой блестящей крас­кой (Glossy Orange Yellow ANA 506) покрывали крылья сверху и внизу по всей площади, хвостовое оперение целиком;

Темно-синей блестящей краской (Glossy Sea Blue ANA 623) покрывали це­ликом фюзеляж, подвесной топливный бак, дорожки на обеих крыльях шириной 18 дюймов (457,2 мм) на длине от первого лонжерона до задней кромки:

Красной блестящей краской (Glossy Insignia Red ANA 509) покрывали руль направления, полосы на крыльях шири­ной 3 фута (914,4 мм), расположенные от линии перелома наружу;

Киль должен был быть темно-си­ний (ANA 623), но его также допуска­лось делать желто-оранжевым ANA 506). Иногда дорожки на крыльях кра­сили в черный цвет.

Следующие крупные изменения в окраске самолетов ВМФ и корпуса морской пехоты США, которые затро­нули уже немногочисленных истреби­телей «Hellcat», были вызваны доку­ментом Specification SR-2f от 2 января 1947 года. Основной цвет самолетов не изменился, но изменился цвет противобликовой полосы перед кабиной пилота. Полоса стала также темно-си­ней, как и весь остальной самолет, но наносилась матовой, а не блестящей краской (ANA 607 Non Specular Sea Blue - FS 35042). Кроме того, измени­лись правила нанесения надписей: се­рийного номера (Bureau Number), на­звания рода войск (Branch of Service), а также типа самолета. Их теперь стали делать на бортах в хвостовой части фюзеляжа. Положение надписи опре­делялось вертикальной линией, начи­навшейся в точке стыка горизонталь­ного оперения с фюзеляжем. По сере­дине относительно линии белой крас­кой (ANA 601) шло название рода войск (NAVY или MARINES). Буквы были высотой 1 дюйм (25,4 мм). Сразу же под названием буквами также вы­сотой 1 дюйм помещалось название типа самолета. Еще ниже находился серийный номер самолета, сделанный цифрами высотой 2 дюйма (50,8 мм). Размер кода части на хвостовом оперении составлял 36 дюймов (914,4 мм) в случае однобуквенного кода и 30 дюймов (762 мм) в случае двухбуквенного кода. Коды частей также наноси­ли на крылья: верхнюю сторону пра­вого и нижнюю сторону левого крыла. На крыльях код размещали в 6 дюй­мах (152,4 мм) от оконцовки крыла симметрично относительно опознава­тельных знаков. Индивидуальные но­мера самолетов наносили на оба бор­та фюзеляжа в 9 дюймах (228,6 мм) пе­ред опознавательными знаками. Эти же номера повторялись на верхней сто­роне правого и нижней стороне лево­го крыла в 18 дюймах (457,2 мм) в сто­рону фюзеляжа от кода части. Величи­на букв не могла превышать полови­ны высоты фюзеляжа. На крыльях но­мера делали высотой 24 дюйма (609,6 мм). Дополнительно номера повторя­лись на носу фюзеляжа на капоте двига­теля. Здесь цифры имели в высоту 6 дюй­мов (152,4 мм). Все перечисленные над­писи делались белой краской ANA 601. Поправка Amendment 1 к докумен­ту SR-2f, вступившая в действие с 28 февраля 1947 года, содержала два важ­ных новшества, касавшихся истребите­лей «Hellcat». Первое новшество зак­лючалось в нанесении на обшивку са­молета названия авиабазы, полного или сокращенного. Название наноси­ли на обе стороны киля, а также на крылья на стороны без опознаватель­ных знаков. Если название базы состо­яло больше чем из одного слова, на хвостовом оперении ее могли писать в две строчки, но на крыльях всегда в одну строку. Размер букв зависел от длинны слова. На крыльях надпись делали белой краской (ANA 601) бук­вами высотой 6, 9, 12, 15 или 18 дюй­мов (152,4, 228,6,304,381 или 457,2 мм). Другое новшество касалось положения кода части на крыльях. Их наносили также, как и раньше, но с тем расче­том, чтобы середина кода приходилась на точку, расположенную на расстоянии 1/3 от конца крыла, напротив цен­тра опознавательного знака на проти­воположной стороне крыла. До этого код наносили в 6 дюймах от оконцовки крыла.

Спустя несколько месяцев - 14 ав­густа 1947 года - изменили размеры опознавательных знаков в соответ­ствии с документом Army-Navy Aeronautical Specification AN-I-9c. Но­вые правила требовали, чтобы знаки по своему размеру не превышали 75% пространства между передней кромкой крыла и началом элерона или 75% про­странства между крылом и хвостовым оперением на фюзеляже. Было предло­жено несколько фиксированных типо­размеров знаков с шагом в 5 дюймов.

Поправка Amendment 3 к SR-2f от 1 мая 1948 года определяла высоту букв в названии рода войск, которая теперь составляла 2 дюйма, а также высоту цифр серийного номера, кото­рая составила 4 дюйма. В этом же до­кументе одобрялась сложившаяся практика красить крюки аэрофинише­ра 4-дюймовыми полосами белой (ANA 511) и черной (ANA 515) блес­тящей краски.

Кроме того, в поправке указыва­лось, что экспериментальные морские самолеты следовало красить синей краской. Позднее распространилась практика красить экспериментальные самолеты желтой блестящей краской (ANA 505). Позднее. 1 феврале 1949 года появился документ Specification SR-2g. в котором указывалось, что экспериментальные самолеты должны были нести надпись – “US NAVY”, данную буквами высотой 30 дюймов на верхней стороне правого я нижней сто­роне левого крыла, напротив опозна­вательных знаков. В документе также предписывалось, чтобы оконцовки ло­пастей пропеллера выкрашивались спе­реди желто-оранжевой блестящей (ANA 506), а с задней стороны желто-оранже­вой матовой (ANA 614) краской.

Практика писать на фюзеляже род войск, тип самолета и серийный номер сохранилась, во надписи эти сместили дальше к хвосту, под горизонтальное оперение. На нижней стороне левого срыла у самой оконцовки также помещали название рода войск, сделанное белыми буквами высотой 24 дюйма 406.4 мм). Тактический номер самолета оставался на том же крыле, но его сместили к фюзеляжу, а размер букв уменьшили до 16 дюймов (406,4 мм). Код части перенесли на нижнюю сто­рону правого крыла, расположив его между опознавательным знаком и фю­зеляжем или мотогондолой. Высоту букв также уменьшили до 16 дюймов.