Филиппины

 

Тем временем шла подготовка к операции по освобождению Филип­пин. До середины сентября 1944 года американская авиация проводила на­леты на японские воздушные базы на Филиппинах, готовя почву для десан­та генерала Дугласа МакАртура. Аме­риканская авиация господствовала в воздухе. В ходе налетов были сбиты 170 японских самолетов, еще 300 ма­шин уничтожено на земле. Потери аме­риканской авиации составили всего 8 самолетов.

21 и 22 сентября быстрые авианос­цы проводили налет на Лузон, где по оценкам американской разведки бази­ровалось до 500 японских самолетов.

В этот раз наиболее тяжелое зада­ние выпало на долю легких авианос­цев. Три истребительных эскадрильи провели два налета под руководством командира 28-й авиагруппы подпол­ковника Роджера Меле, и командира 27-й авиагруппы подполковника Фре­да Бардшара.

Бардшар повел 48 истребителей «Hellcat» на аэродромы Николз и Нил-сен, где 16 истребителей с авианосца «Princeton» заявили 38 побед, то есть даже больше, чем во время «большой охоты на марианских индеек». Отряд самолетов из VF-31 под командовани­ем подполковника Меле атаковал аэродром Кларк. Истребители с авиа­носца «Cabot» несли 500-фунтовые бомбы. Японцы перехватили группу на подходе к цели. Копни Нуй и его ведо­мый Э.У. Тоусперн вступили в бой с десятком японских истребителей. Оба американских пилота не спешили сбра­сывать бомбы, хотя это и противоре­чило требованиям устава. Тем не ме­нее, Нуй сбил два «Zero», два «Tojo» и «Топу», а Тоусперн - два «Топу». Раз­делавшись с противником в воздухе, оба истребителя сбросили бомбы на ангары аэродрома Кларк. По итогам боя Нуй получил Военно-Морской крест. Его боевой счет достиг 15 побед. Другие пилоты с авианосца «Cabot» заявили еще 22 победы.

22 сентября прошло спокойнее. VF-15 заявила одну победу, a VF-19 зая­вил шесть подтвержденных и три ве­роятные победы.

Четыре победы VF-2 оказались последними этой эскадрильи в ходе рекордно длинного боевого тура. Лей­тенант М.У. «Текс» Вайнъярд и лейте­нант Уилбур «Спайдер» Уэбб сбили по одному «Топу» во время второго за день боевого вылета. В итоге VF-2 за десять месяцев боевых действий одер­жала 261 победу, из которых офици­альное подтверждение получили 224. Пилоты Била Дина вылетели на свое последнее задание через два дня. Затем 58-я тактическая группа отошла на Улити и Манус. Там на авианосцах сменились эскадрильи, а группу усили­ли еще одним авианосцем.

VF-31 покинула борт авианосца «Cabot», имея на боевом счету 146 по­бед, что составило абсолютный рекорд для эскадрильи с легкого авианосца.

Первая половина октября прошла в налетах на остров Рюкю, а также в предварительных атаках на Формозу и Лузон. Во время налета на Окинаву удалось захватить противника врасп­лох и большинство японских самоле­тов было уничтожено на земле. VF-19 не встретила сопротивления в воздухе, a VF-14 с авианосца «Wasp» сумела обнаружить в воздухе и перехватить только два японских самолета. Истре­бители с авианосца «Essex» были бо­лее удачливыми. В утреннем налете самолеты из VF-15 завязали воздуш­ный бой со смешанной японской истре­бительной группой и сбили восемь ис­требителей типов «Tony», «Oscar», «Zero» и «Nate».

Налеты продолжались до заката. К вечеру удалось уничтожить около 100 японских самолетов, почти все из ко­торых так и не успели подняться в воз­дух. Американцам налет обошелся в 21 машину, в том числе 6 самолетов было потеряно из-за небоевых причин.

На следующий день японцы мало что смогли противопоставить новому налету американцев. Истребители «Hellcat» обнаружили и сбили только три разведывательных самолета.

12 октября 1944 года целью амери­канской авиации стал остров Формо­за. Японцы держали на острове 350 самолетов, из которых половину со­ставляли истребители. Утренний на­лет, начавшийся в 6:00, японцы предуп­редили с помощью радара. В воздух поднялось 230 японских самолетов. Пи­лоты из VF-15 заявили 20 побед, поте­ряв две машины (один истребитель по­пал под зенитный огонь, у другого отка­зал двигатель). Героем дня был 2-й лей­тенант Кларенс А. Борли, который сбил два «Oscar», «Zero» и «Tojo».

Эскадрилья VF-19 с авианосца «Lexington» действовала менее удачно. Хотя пилотам удалось заявить 27 по­бед, эскадрилья недосчиталась трех машин и двух пилотов.

В общей сложности истребители с авианосцев «Essex» и «Lexington» зая­вили почти 50 побед. Но самые напря­женные бои пришлось вести 32 F6F из VF-8 и VF-18 с Task Group 38.2. Целя­ми эскадрилий стали аэродромы Синихи и Мацуяма, которые истребители забросали 500-фунтовыми бомбами. По дороге к цели пилоты заметили че­тыре «Lilly» и один «Sally», заходившие на посадку на аэродром Тайен. Капитан Сесил Э. Харрис повел свое звено вниз. В течение пяти минут все бомбардиров­щики были сбиты, а самому Харрису зас­читали один «Lilly» и один «Sally».

Вскоре от 15 до 20 «Zero», пилоти­рованных опытными летчиками, вне­запно атаковало американские истре­бители с тыла. Японцы внезапно вы­нырнули из облаков, висевших на вы­соте 3600 м. Японцы сохраняли пре­имущество в высоте на протяжении почти всего боя. К месту боя прибыва­ли все новые и новые японские само­леты, и вскоре американцам пришлось вести бой уже с более чем сорока япон­скими истребителями. Бой шел на уча­стке площадью 25 км2 на высоте от 3000 до уровня крон деревьев. Амери­канским пилотам оставалось только вертеться в воздухе и жать на гашетку. Японцы мертвой хваткой повисли на хвостах американских истребителей. Пришлось американским пилотам оказывать помощь друг другу, сбивая пре­следователей. 2-й лейтенант Артур П. Молленхор, сбивший один из бомбар­дировщиков, оказался против десятка «Zero». Лейтенант расстрелял 1800 пат­ронов и получил подтверждение четы­рех сбитых истребителей, став асом в ходе своего первого боевого вылета. Лейтенант Ф.Н. Берли сбил три «Zero», в то время как Сесил Харрис и капитан Ф.К. Хиррелл добавили по два «Zero» к уже сбитым бомбардиров­щикам. В этом бою VF-18 потерял че­тыре истребителя «Hellcat» и трех пи­лотов, заявив 20 сбитых истребителей и 5 бомбардировщиков.

Эскадрилья VF-8 также вела тяже­лый бой. Скотт МакКаски, командир эскадрильи, вел бой с пятью самолета­ми и заявил два сбитых «Zero» и один «Nick». Пять других пилотов с авиа­носца «Bunker Hill» также заявили по три победы, некоторые из них совмес­тно с пилотами с авианосца «Intrepid».

После возврата на авианосец, пилотам из VF-2 засчитали 32 подтвержденные и 3 вероятные победы. Эскадрилья по­теряла один F6F, который получил настолько тяжелые повреждения, что его пришлось сбросить за борт.

Бой продолжался целый день, хотя его напряжение постепенно ослабляло. VF-8 и VF-18 подняли свой боевой счет до 49 и 40 побед. К концу дня общий счет американских истребителей соста­вил 188 побед.

Но бои шли не только на острове. Японцы силами около 100 самолетов попытались атаковать корабли TF-38. Считая сбитые разведывательные са­молеты, японцы потеряли 40 машин. VF-29 с авианосца «Cabot» сбила шесть «Betty» во время последнего не­удачного налета японцев в конце дня.

В пятницу 13 октября 1944 года было сравнительно тихо. Новый командир VF-19 капитан Роджер Боулз сбил один «Tojo» - единственный замеченный эскадрильей японский самолет. Другие пилоты с авианосца «Lexington» были заняты обстрелом большого аэродрома, на котором дислоцировалась японская учебная авиачасть.

11 -я авиагруппа вела тяжелый бой в районе Такао. Пилоты с авианосца «Hornet» докладывали о необычайно плотном зенитном огне с кораблей, побережья и холмов, который еще больше усилился в районе порта. Ко­мандир авиагруппы полковник Фред Шрадер, обстрелял стоящий на якоре гидросамолет, но его F6F попал под огонь японской зенитной батареи, был сбит и упал. Пилот не успел покинуть машину с парашютом.

Во второй половине дня японские торпедоносцы снова атаковали амери­канские корабли. Три низколетящие «Betty» атаковали «Franklin». В ходе налета получил повреждения крейсер «Canberra».

14 октября японские самолеты, как и ожидалось,, все усилия прилагали к тому, чтобы потопить поврежденный крейсер. Семь истребителей «Hellcat» под командованием капитана Нелсона Дейхоффа перехватили 12 пикиру­ющих бомбардировщиков «Judy», со­провождавшихся 20 истребителями «Zero». Истребители из VF-11 рассея­ли группу, заявив 14 побед, потеряв четыре машины и трех пилотов.

Фред Бардшар повел два звена из VF-27 на перехват группы из 16 бом­бардировщиков «Francess». несших торпеды. Командир сбил три самоле­та, а его пилоты еще 10. Остальные японцы сбросили торпеды и скрылись.

VF-19 располагала 20 боеспособ­ными истребителями. Между 16:00 и 17:00 летчики завязали бой с 30 японс­кими самолетами и сбили 10 из них.

Несмотря на все усилия пилотов VF-11, VF-19 и VF-27, а также других истребительных эскадрилий, прикры­вавших корабли, японцы все же смог­ли достичь некоторых успехов. На за­кате получил в борт торпеду легкий крейсер «Houston», который буксиро­вал поврежденный «Canberra». Два поврежденных крейсера получили шу­точное прозвище «Первый инвалид­ный дивизион» (CripDiv One). Повреж­денные корабли вместе с сопровожде­нием начали потихоньку выходить из зоны действия японской авиации. Пи­лоты из VF-29, отражая налеты японс­кой авиации, сумели сбить три японс­ких самолета в районе «дивизиона», потеряв при этом одну машину вместе с пилотом.

На следующий день, 15 октября, три оперативные группы отошли на юг для пополнения топлива, после чего провели налет на Лейте. Но Task Group 38.1 осталась для прикрытия поврежденных крейсеров, которых буксировали со скоростью 4 узлов. VF-14 с авианосца «Wasp» на протяжении дня заявили 31 победу, потеряв одно­го пилота. VF-11 заявил только три сбитые «Judy», но также потерял пи­лота. Потери имелись и в VF-14, где также недосчитались одного летчика. Тем временем VF-29 сбила три японс­ких разведчика неподалеку от обоих крейсеров. 16 октября японцы попыта­лись атаковать крупными силами. Бо­лее 60 самолетов атаковало группу, которую прикрывало всего 46 истреби­телей «Hellcat» из двух эскадрилий лег­ких авианосцев. Основная тяжесть боя легла на плечи VF-29. Восемь истреби­телей «Hellcat» рассеяли основные силы японцев, заявив 26 побед, поте­ряв один F6F.

VF-22 с авианосца «Cowpens» заяви­ла 12 побед, в том числе четыре торпе­доносца записал на свой боевой счет ка­питан Клемент М. Крейг. Один японс­кий торпедоносец все же сумел прорвать­ся и второй раз торпедировал «Houston». Но крейсер удержался на плаву.

Около 500 японских самолетов, пред­назначенных для защиты Филиппин, было уничтожено на Формозе. Поэтому следующие две недели прошли сравни­тельно спокойно. Быстрые авианосцы направились к западу от Лузона.

Среда, 18 октября, стала самым напряженным днем недели. Американ­цы вели небольшие, но напряженные бои над сушей и морем. В утреннем налете на район Манилы Фред Бакатис вылетел с тремя звеньями «Hellcat» из VF-20. Всего эскадрилья заявила 18 побед в ходе первого вылета, а к вече­ру добавила к списку еще 11. Потери эскадрильи составили два истребите­ля «Hellcat».

Эскадрилья VF-14 провела два на­лета на центральную часть острова Лузон, встретив там сильное сопротив­ление. Японские истребители атакова­ли звено капитана Э.Б. Тернера и сби­ли командира второй пары. В отмест­ку Тернер сбил пятерых японцев, а дру­гие пилоты с авианосца «Wasp» заяви­ли еще 11 побед.

18 октября большинство эскадрилий не встретило сопротивления в воз­духе. VF-15 заявила пять побед в ходе утреннего налета на Висайяс (МакКемпбелл сбил «Dinah» и «Nate», довел свой боевой счет до 20, поставив тем самым рекорд).

Утром 24 октября 1944 года три из четырех оперативных групп выдвину­лись в сторону залива Лейте. Task Group 38.1 направилась в сторону Улити, а 11 других авианосцев проводили боевое патрулирование и разведку.

Дальше всего выдвинулась TG-38.3 контр-адмирала Фреда Шермана. В со­став группы входили авианосцы «Essex», «Lexington», «Princeton» и «Langley». Группа находилась в 100 милях к восто­ку от Лузона. В день боя у залива Лейте основная нагрузка легла на экипажи именно этих авианосцев. 19-я авиагруп­па на борту авианосца «Lexington» вела разведку японских кораблей.

В то время как другие части смог­ли обнаружить основные силы японс­кого флота, пилотам с авианосца «Lexington» удалось обнаружить толь­ко три корабля береговой обороны на участке между Миндоро и Минданао.

Самая крупная добыча досталась звену лейтенанта Уильяма Дж. Мейсонера, который обнаружил 20 двухмо­торных японских бомбардировщиков, шедших четырьмя группами. Мейсонер заявил четыре «Nell», одну «Dinah» и одну «Betty». Остальные трое пило­тов сбили еще 7 бомбардировщиков. Всего 15 пилотов VF-19 заявили 30 по­бед в течение пятичасового вылета. Пилоты VF-15 заявили семь побед.

Тем временем японцы контратакова­ли. Около 450 самолетов морской авиа­ции, прибывшие ночью на Филиппины, в 7:50 начали налет. Три эшелона, насчи­тывавшие по 50-60 самолетов, выдерживая дистанцию 15 миль, атаковали четы­ре авианосца контр-адмирала Шермана. Американцы подняли в воздух все спо­собные летать истребители.

Истребители с авианосца «Lexington» заявили 11,5 побед, поте­ряв одну машину.

В это самое время самолеты из VF-27 также вели бой. В 9:38 одиночный «Judy» внезапно вынырнул из облаков и сбросил бомбу на палубу авианосца «Princeton». Бомба поразила авианосец в районе палубного лифта. Подоспевшие истребители тут же сбили дерзкого япон­ца, однако на борту авианосца вспыхнул пожар, который начал распространять­ся. Через шесть часов корабль взорвал­ся и затонул. Остававшиеся в небе ма­шины из осиротевшей VF-27 заявили 36 побед. Из семи пилотов, которые в тот день одержали по пять и больше побед, четверо были из VF-27.

В то утро на левой катапульте авиа­носца «Essex» стоял F6F-5 МакКемпбелла, названный «Minsi III» в честь подружки пилота Мэри Блац из Милуоки. Первоначально МакКемпбелл должен был координировать налет на японскую базу, но в 8:20 взлетел на пе­рехват приближающихся к эскадре японских самолетов. Вместе с ним под­нялось семь машин - два звена. Вскоре американцы увидели группу из 60 японских самолетов, находившихся в 25 милях от эскадры. МакКемпбелл приказал второму звену атаковать пи­кирующие бомбардировщики и торпе­доносцы, в то время как его три F6F занялись истребителями. В этот мо­мент отказала бортовая радиостанция МакКемпбелла, и он утратил контроль над остальными машинами. Четверых американских пилотов сбили японцы. Дейв МакКемпбелл, который имел на своем счету 21 победу, со своим ведо­мым Роем Рашингом оказался против 40 японских самолетов, главным обра­зом «Zero», оснащенных подвесными бомбами, и нескольких «Oscar». Япон­цы крутили карусель, защищая хвосты друг друга. После трех или четырех неудачных атак МакКемпбелл и Рашинг начали набор высоты.

МакКемпбелл предполагал, что японцы уже потратили много топлива, поэтому скоро им придется рассыпать строй. Так и случилось. В течение 95 минут Дейв МакКемпбелл и Рашинг ждали. Они проявляли осторожность и атаковали только те самолеты, кото­рые покидали круг.

После того, как американцы сби­ли пять самолетов, МакКемпбелл ре­шил отмечать победы карандашом на приборной доске.

МакКемпбелл 30 минут тщетно пытался связаться с самолетами. Рабо­тала лишь связь на волне радиостан­ции на авианосце. Через дежурного офицера связи удалось вызвать на по­мощь один F6F из VF-15, который пи­лотировал лейтенант Альберт Г. Слэк. Теперь американцы могли действовать активнее, чем они и воспользовались.

Сделав два боевых захода, истребите­ли сбили трех японцев. Слэк расстре­лял весь боекомплект, сбивая четвер­тый «Zero», после чего был вынужден возвратиться на авианосец. МакКем­пбелл и его ведомый совершили 18-20 атак. Когда у японцев осталось всего два десятка самолетов, обоим истреби­телям пришлось возвращаться на базу. МакКемпбелл получил девять под­твержденных побед: пять «Zero», два «Натр» и два «Oscar», а также две ве­роятные победы: один «Zero» и один «Oscar». Рой Рашинг сбил четыре «Zero», один «Натр» и один «Oscar», а еще три самолета повредил. В свою очередь, оба истребителя получили лишь небольшие царапины и вмятины, сделанные разлетавшимися кусками обшивки японских самолетов. В этом вылете МакКемпбелл установил абсо­лютный рекорд: девять побед за один вылет. Он довел свой боевой счет до 30 побед и сравнялся по результатам с «асом из асов» майором Ричардом Бонгом из ВВС США. Рашинг удвоил свой боевой счет с 6 до 12 побед. МакКемпбеллу пришлось на последних каплях топлива садиться на ближай­ший к нему авианосец «Langley». Двигатель заглох, когда пилот попытался отрулить с посадочной полосы. Меха­ники, осмотревшие самолет, сообщи­ли, что от боекомплекта на его F6F-5 осталось всего два 12,7-мм патрона.

Тем временем поступил сигнал сно­ва подниматься в воздух. Два полных звена капитана Берта Морриса пере­хватили смешанную группу японских самолетов на удалении 50 миль от аме­риканских кораблей. На протяжении 25 миль восемь истребителей «Hellcat» сбили десять японских самолетов. Вскоре с палубы авианосца «Essex» поднялось еще 15 F6F, которые сбили 35 японских самолетов. Всего самоле­ты оперативной группы в тот день одержали более 85 побед.

Тем временем TG-38.4, находяща­яся на юге, выпустила разведыватель­но-ударные группы с авианосцев «Enterprise» и «Franklin». Самолеты с «Big E» под командованием полковни­ка Дога Смита из 20-й авиагруппы об­наружили семь кораблей вице-адмира­ла Нисимуры в районе Минданао. 18 F6F и 12 SB2C не смогли потопить оба линкора Нисимуры, но американцам удалось причинить линкорам тяжелые повреждения. Подполковник Фред Бакатис, командир VF-20, который вел в атаку вооруженные ракетами истре­бители, получил попадание в двига­тель. Давление масла начало падать, и Бакатис, сбросив подвесной бак, при­воднился. Через семь дней его подо­брала американская подводная лодка.

Все остальные усилия американцев были сконцентрированы против эскад­ры адмирала Куриты, которая пред­ставляла наибольшую угрозу. До 15:00 огромный линкор «Мусаси» получил шесть прямых попаданий бомб и тор­пед и затонул.

Но Курита продолжал упорно про­двигаться на восток, чтобы за ночь выйти к проливу Сан-Бернардино. Все­го против этой эскадры американцы провели 259 самолето-вылетов, в том числе половина пришлась на истреби­тели «Hellcat». Американцы потеряли 18 самолетов в момент атаки японских кораблей. Еще десять машин было по­теряно в ходе разведывательных и пат­рульных вылетов, но потери японцев составили более 150 машин. Более трех четвертей успеха обеспечили истреби­тели «Hellcat» из TG-38.3. Самыми ре­зультативными были истребители с авианосца «Lexington», которые заяви­ли 52 победы.

На следующий день удалось обна­ружить японские авианосцы. В ночь с 24 на 25 октября американские быст­рые авианосцы выдвинулись на север. Адмирал Халси, командующий 3-м Флотом, не собирался упускать япон­цев. Но он не знал, что четыре японс­ких авианосца, стоявшие у мыса Энганьо со всего 29 самолетами на борту, были только приманкой, призванной отвлечь внимание американцев от про­лива Сан-Бернардино. Халси повелся на уловку японцев и оставил открытым пролив. В образовавшуюся щель проскользнули линкоры и крейсера Кури­ты, которые должны были атаковать американский десант. На запад и на север американцы высылали разведыва­тельные F6F и SB2C, пытаясь точно оп­ределить положение японских авианос­цев. Для экономии времени разведку проводили сразу ударными отрядами, которые прочесывали зону на 50 миль вокруг TF-38, намереваясь сразу же ата­ковать обнаруженного противника.

Ударные группы с авианосцев «Essex» и «Lexington» первыми присту­пили к операции. От 18 до 20 «Zero» поднялись в воздух на перехват. Истре­бители из VF-15 атаковали и сбили де­вять «Zero». Дейв МакКемпбелл коор­динировал атаку и распределял цели между самолетами первых двух эшело­нов. Своих пилотов он направил на авианосец «Читозе», который в ходе налета получил несколько попаданий бомб. Самолеты с авианосца «Lexington» также несколько раз поразили бомбами «Читозе», который в результате затонул в 9:37.

МакКемпбелл уступил место Хью Уинтерсу, командиру CAG-19 с авиа­носца «Lexington», который командо­вал третьим эшелоном. Пилотам Уинтерса удалось повредить еще два авиа­носца и один линкор, оборудованный полетной палубой. Третья атака аме­риканцев была самой крупной в тот день, в ней участвовало более 200 са­молетов. Уинтерс направил торпедо­носцы на последний ударный авиано­сец, ветерана тихоокеанской кампании «Дзуйкаку», который получил не­сколько попаданий и вскоре затонул. Затем американцы добили два остав­шихся легких авианосца.

29 октября оперативные группы TG-38.2 и TG-38.4 получили новые цели: аэродромы на острове Лузон. Там четыре американские воздушные группы одержали впечатляющую побе­ду. Истребители «Hellcat» с авианосцев «Hancock», «Franklin», «Intrepid» и «Enterprise» заявили в ходе налета 70 побед, а также уничтожили на земле еще 12 самолетов. Пилоты из VF-19 в ходе четырех налетов сбили 42 японс­ких самолета, потеряв в бою два истре­бителя и еще один по небоевым при­чинам. Капитан Сесил Харрис сбил три «Tojo» и «Zero», третий раз в сво­ей карьере сбил четыре японских само­лета за день.

Во второй половине дня удалось перехватить крупную авиагруппу японцев, направлявшуюся к американ­ским кораблям. Одному камикадзе удалось прорваться к авианосцу «Intrepid». Японский пилот направил свою машину на одно из 20-мм зенит­ных орудий и разбился. Серьезных по­вреждений авианосец не получил и продолжал принимать и выпускать са­молеты. Тем не менее, это был первый случай успешной атаки камикадзе.

Вскоре появились очередные ками­кадзе. На следующий день группы TG-38.2 и TG-38.4 действовали в районе Лейте. В ходе предыдущих боев число боеспособных истребителей на борту американских авианосцев упало до опасно низкого уровня. Поэтому ками­кадзе удавалось проскочить мимо ред­ких боевых патрулей. Пять камикадзе атаковало корабли TG-38.4. Огнем зе­нитных орудий удалось сбить трех японцев, которые упали в океан. Один из уцелевших камикадзе врезался в «Franklin». На палубе авианосца обра­зовалась огромная пробоина, было уничтожено 33 самолета, погибло 100 человек. Другой камикадзе атаковал «Belleau Wood» и также причинил се­рьезные повреждения, уничтожил 12 самолетов и убил 150 человек.

Из-за полученных повреждений оперативной группе пришлось вер­нуться в Улити. В районе Лейте оста­лась одна группа - TG-38.2. На Улити вице-адмирал Джон С. МакКейн сме­нил Мичера на должности командую­щего оперативным отрядом. Новый штаб начал искать решение возникшей проблемы с камикадзе.

Первым, очевидным шагом было пополнить истребительные эскадри­льи до штатного состояния: 54 истребителей на ударных и 24 на легких авианосцах.

МакКейн решил также больше ис­требителей привлекать к боевому пат­рулированию и только небольшую часть отправлять для сопровождения бомбардировщиков. До конца 1944 года авианосцы получили все штатное число ночных истребителей, что позво­лило в любое время суток перехваты­вать самолеты. Дело дошло до того, что на долю истребителей F6F при­шлось до 60% от общего числа само­летов на авианосцах. Истребители вы­нуждены были также действовать в роли бомбардировщиков, Рассматри­валась также возможность использо­вать их в качестве торпедоносцев. Хотя «Hellcat» и мог брать на внешнюю под­веску торпеду, это никогда не практи­ковали.