Победа

 

Кампания на Окинаве официально закончилась на первой неделе июня, когда Task Force 38 снова совершила налет на Кюсю. Налеты проводились 2, 3 и 8 июня. В ходе налетов амери­канцы встретили лишь незначительное сопротивление противника. Пилоты «Hellcat» и «Corsair» заявили только 77 побед, потеряв при этом 14 самолетов. Как обычно, основную опасность аме­риканской авиации представляла японская зенитная артиллерия.

Когда палубная авиация проводи­ла налеты на Кюсю, в них активно уча­ствовали истребители «Hellcat» из воз­душной группы корпуса морской пехо­ты. 1-я авиагруппа корпуса морской пехоты в составе эскадрилий VMF-511 и VMTB-233 базировалась на борту эскортного авианосца «Block Island» (CVE-106). Эскадрилья VMF-511 май­ора Роберта К. Мейза участвовала в боях на Окинаве с начала мая. Эскад­рилья располагала восемью F4U-1D, восемью F6F-5N и двумя F6F-5P. Еще три авиагруппы корпуса морской пе­хоты на эскортных авианосцах также участвовали в боях, но VMF-511 была единственной эскадрильей, в которой имелись истребители «Hellcat». Сме­шанный состав эскадрильи доставлял проблемы, так как F4U были быстрее, чем F6F, а также отличались большей скоростью пикирования, что затрудня­ло совместные действия.

В мае и июне 1945 года авианосец «Block Island» курсировал между Оки­навой и Формозой, а большинство бо­евых вылетов авиагруппы имело целью поддержку наземных частей. Затем «Block Island» ушел на юг, где поддер­живал высадку австралийцев на Баликпапан. Во время операции VMF-511 сумела одержать свою единственную победу в воздухе, когда лейтенант Брюс Дж. Рьютер на F6F-5N сбил за несколько минут до полуночи 3 июля гидросамолет «Jake».

Task Force 38 в последний раз при­ступила к боевым действиям 1 июля 1945 года. Целью операции стал рай­он Токио. Действовало шесть авиа­групп, в том числе 27-я авиагруппа Фреда Бардшара с авианосца «Independence».

Налет на Токио провели на рассве­те 10 июля 1945 года. Эскадра находи­лась в 170 милях от берега. Истребите­ли не обнаружили над Токио ни одного японского самолета, лишь несколько машин удалось уничтожить на земле.

Наиболее активно американцы действовали на севере Кюсю и Хоккай­до 14 и 15 июля. Единственным само­летом, попытавшимся приблизиться к TF-38 был японский разведчик «Betty», но перехватить его не удалось.

14 июля палубная авиация потопи­ла 26 транспортов, эсминец и три фре­гата. Еще пять кораблей пошло ко дну на следующий день. Поскольку японс­ких самолетов в воздухе не было, аме­риканская авиация терзала корабли.

16 июля к операции подключились четыре английских авианосца (Task Force 37). На их палубах находилось 112 «Seafire» или «Firefly», 73 «Corsair» и 63 «Avenger». Кроме того, на «Formidable» перебазировалось не­сколько F6F из 1844-й эскадрильи с авианосца «Indomitable». Англичане активно использовали на Тихом океа­не истребители «Hellcat» осенью 1944 года. В серии налетов на нефтяные ме­сторождения и нефтеперегонные заво­ды на Суматре 1844-я и 1839-я эскад­рильи с авианосца «Indomitable» сбили 15 японских самолетов при незна­чительных потерях со своей стороны. Позднее английские F6F участвовали в кампании на Окинаве, где 12 апреля 1945 года 1844-я эскадрилья сумела поставить рекорд для английских «Hellcat», за сутки одержав шесть по­бед: четыре «Oscar», «Tony» и «Zero» над Формозой.

В ночь на 25 июля был обнаружен небольшой отряд японских самолетов, направлявшихся в сторону английских авианосцев. На перехват противника вылетели два истребителя «Hellcat» из 1844-й эскадрильи FAA. Это были стандартные истребители «Hellcat» Mk II (F6F-5) без радаров, но их пилоты имели навык ночных полетов. Наведе­ние на цель проходило по командам с радиолокационной станции. Капитан У.Х. Аткинсон, канадец по националь­ности, вывел свою пару на цель. Ат­кинсон идентифицировал противника как одномоторные торпедоносцы «Grace», и вместе со своим ведомым новозеландцем 2-м лейтенантом Р.Ф. Макки атаковал. Аткинсон повис на хвосте у пары торпедоносцев и сбил их обоих. Макки сбил третьего. Четвер­тый «Grace» получил повреждения. Эти три победы довели победы англий­ских «Hellcat» на Тихом океане до 47,5. 1844-я эскадрилья была самой эффек­тивной английской частью, оснащен­ной F6F. Эскадрилья имела на боевом счету 31,5 побед. Лучший пилот эскад­рильи - 2-й лейтенант Э.Т. Уилсон -заявил 4,83 победы. Уилсон участвовал в операциях на Суматре и Окинаве.

Последняя неделя июля ознамено­валась мощными налетами на Курэ, Кобэ и Нагою. Американцы концент­рировали силы, добившись неплохих результатов. С 24 по 28 июля 1945 года три японских линкора пошли на дно в районе Курэ, а еще три авианосца получили тяжелые повреждения.

Японских самолетов в воздухе было мало, тем не менее командир VF-88 ка­питан Малколм У. Кегл сумел 24 июля принести первую победу своей эскадри­льи, сбив в районе базы Курэ гидроса­молет «Jack» и повредив еще один.

Истребители занимались в основ­ном атаками малых кораблей в аква­тории Внутреннего моря. Применя­лись бомбы, неуправляемые ракеты и пулеметы. Огонь вели по всему, что движется. 25 июля в районе Нагой про­изошло несколько воздушных битв. Несколько машин из VF-31 были ата­кованы превосходящими по численно­сти силами японцев. 24-й подполков­ник Корнелиус Нуй, который прово­дил на фронте уже второй тур, послал в эфир сигнал тревоги, развернул ма­шину и контратаковал. Сразу же ему удалось сбить японца с хвоста F6F с авианосца «Belleau Wood». Нуй начал набирать высоту, увлекая за собой не­сколько японских самолетов, после чего присоединился к машинам свое­го звена и снова развернулся к против­нику. На этот раз ему удалось сбить два и повредить один японский само­лет. Это было эффективное завершение его карьеры. Всего в пяти воздушных боях в течение двух боевых туров в со­ставе VF-31 Конни Нуй одержал 18 побед, то есть по меньшей мере три в каждой из битв.

9 августа 1945 года, в тот день ког­да была сброшена атомная бомба на Нагасаки, главной целью американс­кой палубной авиации стала авиабаза Мисава на юге Хонсю. Разведка опре­делила, что на аэродроме стоят 200 двухмоторных бомбардировщиков, готовя массовую атаку камикадзе на базу бомбардировщиков В-29 на Марианах. Истребители F6F и F4U, воо­руженные бомбами и ракетами, атаковали аэродром и уничтожили почти все находящиеся на нем самолеты.

Конец войны приближался. Когда погода улучшилась, начали планиро­вать новые налеты. 13 августа в райо­не Токио было уничтожено 250 само­летов. Тем временем, в районе 38-й так­тической группы появились японские самолеты, что к этому времени стало уже редкостью. Всего удалось опреде­лить машины восьми разных типов, в том числе одиночные «Judy» и «Jill». Находящиеся на боевом патрулирова­нии истребители перехватили группу и сбили 22 самолета. На 15 августа были запланированы два налета на Токио. Сигнал на взлет подали в 4:15 с тем расчетом, чтобы в районе цели само­леты оказались на рассвете. В 6:35 103 самолета первого эшелона начали ата­ку. 73 самолета 2-го эшелона находи­лись на подлете. Внезапно в эфире про­звучал сигнал: «Все самолеты 1-го эше­лона, все самолеты 1-го эшелона, не­медленно возвращаться на базу. Не атаковать цель. Война закончена».

Японцы согласились на безогово­рочную капитуляцию. Однако сигнал опоздал. Самолеты 2-го эшелона сбро­сили бомбы и подвесные баки в море и повернули на базу, но большинство самолетов 1-го эшелона успели отбом­биться. Вероятно, последние бомбы в войне сбросили 12 истребителей «Hellcat» из VBF-87 с авианосца «Ticonderoga». Лейтенант Джон Мак-Набб шел в отряде последним, и его 500-фунтовая бомба стала последней американской бомбой, сброшенной на японцев. Однако война еще не кончи­лась. Звено из VF-6 под командовани­ем капитана Гершеля Пала возвраща­лось на борт авианосца «Hancock», когда в районе Сагами-Ван их атако­вали семь японских самолетов. В ко­ротком бою четыре F6F сбили один «Zero» и два «Jack» без потерь со сво­ей стороны. Другие эскадрильи попа­ли в похожую ситуацию, но там про­шло не все так гладко. Налет на Чёси-Пойнт вел капитан Говард М. Харрисон. За ним шло 12 «Hellcat» из VF-88 и 24 «Corsair» с авианосцев «Shangri La» и «Wasp». Отряд рассыпал строй и через тучи шел позвенно. 6 F6F с авианосца «Yorktown» держались ря­дом. Харрисон был уже над аэродро­мом Токорозава, когда поступил при­каз прекратить боевые действия. Вне­запно в воздухе появилось 17 японских самолетов, пилоты которых не знали о перемирии, или проигнорировали этот факт. Смешанная группа, состо­явшая из истребителей «Jack», «Frank», «George» и «Zero» атаковали шестерку «Hellcat» сверху и сзади с высоты 2500 м. Харрисон развернул свои самолеты для атаки, и в первый же заход американцы сбили четыре японца. После напряженного боя пи­лоты Проктор и Хансен вернулись на авианосец и заявили девять побед. Потери составили четыре F6F-5 и че­тырех пилотов. Последняя битва на Тихом океане закончилась.

Самолеты уже возвращались на авианосцы, когда поступило подтвер­ждение мира. ВМФ США получил приказ прекратить наступательные боевые действия, однако адмирал Хал-си приказал сбивать все замеченные японские самолеты. С бомбардиров­щиков и торпедоносцев слили топли­во и разоружили их. В то же время на летные палубы выкатили дополнитель­ные истребители. Кроме того, небо над флотом патрулировали усиленные пат­рули. Ни у кого не было уверенности, что японцы не проведут еще один на­лет. До вечера в районе Task Force 38 было сбито еще восемь японских само­летов, а еще около десятка были ото­гнаны истребителями. В ходе патруль­ных вылетов истребители «Hellcat» сбили еще 24 японские машины.

Последний раз во 2-й Мировой войне истребители F6F поучаствовали . 2 сентября 1945 года во время парада по случаю официальной капитуляции Японии.

Как и многие другие самолеты 2-й Мировой войны, истребитель «Hellcat» имел долгую последующую карьеру, в том числе в составе французской, ар­гентинской и уругвайской армий. На вооружении ВМФ и корпуса морской пехоты США истребитель в ограничен­ном числе оставался на протяжении восьми послевоенных лет. 4-я смешанная эскадрилья (VC-4) была последней аме­риканской частью, летавшей на F6F вплоть до августа 1953 года. В ограни­ченном количестве истребитель приме­нялся американцами в Корее в качестве дистанционно управляемой бомбы.

На протяжении двух последних лет войны пилотам ВМФ и корпуса морской пехоты США удалось одержать 5156 побед. Еще 47 побед одержали на F6F англичане. В Европе английские и американские F6F сбили 13 немецких самолетов. Таким образом, с августа 1943 по август 1945 года общее число побед достигло 5216. Потери со сторо­ны истребителей «Hellcat» составили 270 машин (соотношение потерь 19:1).

F6F «Hellcat» не был самым скоро­стным истребителем на Тихом океане. Скороподъемность у него также не была особенно высокой. Некоторые другие типы самолетов превосходили «Hellcat» при выполнении отдельного рода заданий, поскольку создавались специально с расчетом на это. Однако по универсальности с F6F сравниться мог разве лишь F4U «Corsair». Одна­ко этот самолет, хотя и имел большую скорость и потолок, появился в доста­точных количествах лишь в самом кон­це войны. И даже к сентябрю 1945 года самолеты F4U составляли менее поло­вины от общего числа палубных истре­бителей.