Ночной истребитель

 

Начиная войну, Германия не име­ла адекватной защиты от стратегичес­ких бомбардировщиков противника. Никому и в голову не могло прийти, что налеты предпримут такой размах. Первоначально, для отражения налетов хватало зенитной артиллерии и некото­рого числа истребителей, однако чем дальше, тем ситуация обострялась.

Летом 1942 года к налетам подклю­чились американцы. Тогда союзники разделили обязанности. Американцы совершали дневные налеты, а англича­не бомбили ночью. Англичане бомби­ли по площадям, не жалея бомб. По­казательным был налет на Кельн, со­вершенный 30 мая 1942 года. В течение 150 минут на город сбросили бом­бы 1046 самолетов! В ходе предыдущих налетов бомбардировщики шли не­большими группами друг за другом, что растягивало операцию на семь ча­сов. Это давало возможность немцам перехватывать самолеты противника. В упомянутом налете на Кельн англи­чане применили новую тактику, отпра­вив бомбардировщики на цель одной большой группой. Люфтваффе не име­ла ресурсов перехватить такую арма­ду, поскольку в распоряжении немцев было сравнительно немного ночных истребителей.

Первоначально в качестве ночных истребителей использовали переделан­ные дневные истребители. В самом на­чале единственным ночным оборудо­ванием было... развитое ночное зрение пилота. Позднее появились первые примитивные радары. Постепенно ра­дары совершенствовались, также как и самолеты, на которых их ставили. Ле­том 1942 года несколько фирм получи­ли заказ на создание специализирован­ных ночных истребителей. До этого времени эффективнее всего ночью дей­ствовали истребители Bf HOG, а так­же Ju 88C и Ju 88G. Новыми специали­зированными ночными истребителями стали Focke-Wulf Та 154 и Heinkel He 219 «Uhu». He 219, наверное, был луч­шим ночным истребителем люфтваф­фе во 2-й Мировой войне. Однако их было слишком мало, чтобы переломить ситуацию. Свою роль сыграли и интриги «на высшем уровне». Эрнст Хейнкель не пользовался влиянием у высших руководителей Рейха, в том числе и Мильха. Поэтому лучший не­мецкий ночной истребитель не имел никаких шансов на быстрое введение в строй. Травля Хейнкеля усиливалась по мере ухудшения обстановки на фронте. В результате, в роли ночного истребителя приходилось использо­вать любые истребители, хоть сколь­ко-нибудь годящиеся на эту роль. Так появился истребитель Me 262B-1/U1. Ночные истребители создавались на базе Аг 234 и даже Не 111. Очевидно, что такая же судьба ждала и Do 335.

В 1944 году теоретически удалось показать, что на базе Do 335 можно создать идеальный ночной истреби­тель. Хорошие летные характеристики сочетались с большим внутренним объемом, что позволяло установить на самолете мощное вооружение и радар. Быстро подготовили проект Do 335А-6 на базе А-1. Экипаж увеличили до двух человек. За кабиной пилота обо­рудовали место оператора радара, так­же оснащенное катапультой. Для этого пришлось изменить топливную си­стему. Бак в фюзеляже уменьшили до 600 л, а, чтобы сохранить дальность полета, под крыльями подвесили два 300-литровых бака. В крыльях размес­тили небольшие баки с воднометанольной смесью для устройства MW-50. Благодаря этому устройству мож­но было кратковременно форсировать двигатели DB 603E до 2000 л.с. На вых­лопные патрубки установили коллек­торы.

В качестве радара для самолета выбрали аппарат Telefunken FuG 220 «Lichtenstein» SN-2 с планом в перспек­тиве заменить его на FuG 218 «Neptun V», который был эффективнее и рабо­тал на большей частоте. Дополнитель­но самолет оснастили радиоальтимет­ром FuG 101 A, FuG 120 и пассивным радаром FuG 350 «Naxos Z», который засекал работу английских радаров H2S. Антенны FuG 220 смонтировали на крыльях: горизонтальные диполи на правом крыле, а вертикальные - на ле­вом. Вооружение оставили как на А-1 без изменений. В бомбоотсек самолет мог брать 500-кг бомбу или дополни­тельный 500-литровый бензобак. Рассматривалась возможность примене­ния новейших систем вооружения. Под крыльями предполагалось подвесить управляемые ракеты «воздух-воздух» Х-4. 30-мм пушку МК 103 предполага­лось заменить 55-мм пушкой МК 114. Эта пушка при скорострельности 150 выстрелов в минуту имела эффектив­ную дальность огня 2000 м. RLM тре­бовало от создателя пушки фирмы Rheinmetall-Borsig ограничить ее мас­су 1000 кг. Однако конструкторы не смогли удовлетворить это требование, и масса пушки достигла 1265 кг. В ре­зультате программу приостановили. Один из лучших немецких пилотов ночной истребительной авиации Хайнц-Вольфганг Шнауфер предло­жил вооружить самолет орудийной системой «Schraege Musik». Пилот даже облетал Do 335A-1 (W.Nr. 240113), на котором разбился в пред­местье Гутерсло.

Предполагалось, что коллекторы выхлопных газов и радары уменьшат скорость Do 335 на 70 км/ч. На Do 336А-6 предполагали установить ги­роскопический прицел EZ-42, а также систему антиобледенения. Планировалось также оснастить самолет винтом Messerschmitt P8 с возможностью ре­верса, что должно было сократить про­бег на 200 м.

Прототипом ночного истребителя стал Do 335M10 (V10, W.Nr. 230010, CP+UK). В первый раз прототип под­нялся в воздух 24 января 1945 года в Дипензее. К этому времени его еще не успели полностью укомплектовать. Фонарь кабины оператора радара не выступал за силуэт фюзеляжа, а в се­рийных машинах ей предполагалось придать чуть выпуклую форму. В те­чение долгого времени считалось, что на ночном истребителе использовали опыт создания учебной машины, про­сто слегка утопив кабину вглубь фюзеляжа. Эта точка зрения иногда выс­казывается и в наши дни. Она совер­шенно неверна. Имеющиеся рисунки «горбатого» ночного истребителя представляют собой мысленные рекон­струкции внешнего вида. Авторы этих рисунков в меру своей фантазии пыта­лись изобразить двухместный истреби­тель, созданный на базе одноместно­го. В действительности ночной истре­битель А-6 и учебный самолет А-11/А-12 - это совершенно разные машины. Несмотря на это, можно предполо­жить, что в самом конце войны появи­лась идея создать ночной истребитель на базе учебного Do 335. С одной сто­роны, так удалось бы резко сократить сроки ввода самолета в строй. С другой стороны, летные качества учебно­го самолета были заметно хуже боевой машины. Все же необходимо признать, что полностью утопленная вглубь фю­зеляжа кабина была бы оптимальным решением.

Вскоре после облета Do 335V10 пе­редали в центр Вернойхен для завер­шения испытаний. Тем временем совет­ские войска приблизились к центру. Центр пришлось эвакуировать в Штаде, где на самолет планировалось ус­тановить радар FuG 218. В конце кон­цов машину передали в I./NJG 3.

Дорнье рассчитывал, что к концу марта 1945 года сумеет выпустить 50 машин Do 335A-6. Сборку машин пла­нировалось проводить на заводе Heinkel в Ораниенбурге и оснащать их радарами FuG 220D. Однако Хейнкель был перегружен заказом на Не 162 и не смог организовать серийное произ­водство, хотя один самолет, по-види­мому, все же собрал. Не удалось нала­дить выпуск самолетов А-6 и в городе Швехат в районе Вены.

Свое обещание Дорнье дал через два дня после облета Do 335VIO на со­вещании Специальной комиссии по вопросам развития ночной истреби­тельной авиации. Председательствую­щий Курт Танк подтвердил, что март -это последний срок, иначе на вторую половину 1945 года будет запланиро­ван выпуск только самолетов Me 262 и Аг 234. Однако в дальнейшем (во многом под давлением Геринга) испы­тания Do 335A-6 перенесли на более поздний срок,. Одновременно должны были идти работы над самолетом со смешанной двигательной установкой -Do 535. В случае, если продолжение работ становилось слишком дорогим, проект предполагалось свернуть. Незадолго до этого, в декабре 1944 года на другом совещании, также под пред­седательством Курта Танка было ре­шено поддержать программу Do 435 с двигателями Jumo 222.

Другим прототипом ночного ис­требителя был Do 335M17 (W.Nr. 240313), который планировалось за­кончить в феврале 1945 года. Однако этот прототип соответствовал модифи­кации В и представлял собой прототип Do 335B-6. У этого самолета фонарь кабины оператора радара также был плоским. На самолет предполагалось поставить радар FuG 218, однако за­вершить машину до конца войны не успели. Недоделанный самолет попал в руки французов.

Третьим прототипом ночного ис­требителя был Do 335M21 (W.Nr. 240317), но к концу войны он находил­ся на еще более ранней стадии сборки, чем Ml7. Остальные варианты ночно­го истребителя на базе Do 335 не пере­шагнули за стадию прототипа.