Z это Zwilling

 

На базе Do 335 был создан само­лет Do 335Z (Zwilling), он же Do 635 -самолет дальней разведки, предназна­ченный заменить собой использовав­шиеся до сих пор Fw 200 «Condor» и Ju 290. Стандартный Do 335 не подхо­дил на эту роль из-за сравнительно не­большой дальности полета. Дальний разведчик должен был без заправки пролетать по меньшей мере 6000 км. Поэтому было решено создать сдвоен­ный самолет, в центроплане которого находились бы дополнительные топ­ливные баки.

Задачу создать такой самолет по­ставили перед фирмой Heinkel, которая уже имела опыт создания спарен­ных самолетов Не 111Z. Кроме того, Хейнкель уже хорошо знал конструк­цию Do 335, поскольку его завод в Ораниенбауме готовился к серийному выпуску этих машин. Проект «близне­цов» получил обозначение Р.1075. Пер­вые наброски, подготовленные еще самим Дорнье, были переработаны Хейнкелем, который решил оснастить самолет удлиненным крылом, разрабо­танным для Do 335B-4. Самолет дол­жен был сохранить шасси обоих фюзе­ляжей, то есть все шесть колес. Первые работы над машиной начались во вто­рой половине 1944 года, а облет про­тотипа планировался на конец 1945 года. Однако фирма Heinkel оказалась перегруженной заказами и не смогла продолжать работу над Do 335Z.

Но от идеи не отказались, а пере­дали проект Юнкерсу, который имел опыт работы с многомоторными само­летами. 12 октября конструкторский коллектив фирмы под руководством проф. Г. Гертеля и инженера А. Цинделя переработал полученный проект. Первоначально планировалось разме­стить весь экипаж в одном фюзеляже, но, чтобы ускорить работы, в качестве базового выбрали вариант Heinkel P.1075.01-21/W 00304, в котором летчи­ки помещались в обоих фюзеляжах. Самолет должен был получить новые крылья и шестистоечное шасси, при­чем наружные стойки главного шасси убирались в крылья, а внутренние стойки при взлете сбрасывались. 14 октября 1944 года в кабинете Эрнста Цинделя на совещании было решено, что такое техническое решение ока­жется слишком сложным. Было реше­но, адаптировать в проекте главное шасси, разработанное для самолета Ju 352, имевшее две убирающиеся стойки и третью сбрасываемую. Одновремен­но критике подвергнулся проект Хейнкеля, у которого центр тяжести был заметно сдвинут к хвосту, а хвостовое оперение не отличалось эффективнос­тью. Фюзеляж решили удлинить на 0,8 м, хорду центроплана увеличить до 5 м при толщине 15%. Размах центроп­лана несколько уменьшили, так что фюзеляжи находились в 7 м друг от друга. Оконцовки крыльев удлинили на 1 м. Конструкторы определили, что невозможно полностью унифициро­вать конструкцию левого и правого фюзеляжа, а для отладки хвостового оперения потребовали 100 часов.

Дальнейшую работу над проектом направлял майор Фишер, командир FAG 5 - части дальней разведки, взаи­модействующей с подводными лодками. 16 октября 1944 года Фишер потребовал увеличить дальность полета до 8000 км. От Ju 635 он ожидал также большой ско­рости, достаточной для того, чтобы ухо­дить от истребителей союзников.

Хейнкель постепенно передавала свои проекты, которые находились на стадии предварительных набросков. 25 октября началась проработка двига­тельной системы. За этот участок ра­бот отвечал инженер Якш, а доктор Гофман работал над кабиной. Всю ра­боту координировал доктор Вессель из Ораниенбаума, он же разрабатывал общую конструкцию фюзеляжа. Сно­ва перепроектировали центроплан, увеличив его ширину до 7,5 м и увели­чив его профиль до 15,5%.

Тем временем Дорнье подготовил макет одного фюзеляжа. 27 октября макет отправили для инспекции в Дессау вместе с одним Do 335.

В ходе дальнейших работ рассчи­тали необходимый запас топлива и массу самолета. При этом выяснилось, что колеса 520x1440 мм, взятые у Ju 352В-2, оказались маловаты. Тем не менее, 1 ноября 1944 год RLM заказа­ло макет самолета.

Вместе с контрактом на строитель­ство макета самолету присвоили обозна­чение Ju 635, а также были заказаны че­тыре прототипа и шесть предсерийных машин. Всего планировалось выпустить 20 машин. Самолет планировалось осна­стить двигателями DB 603E.

Сопоставив все предъявляемые к самолету требования, конструкторы выяснили, что потребуются серьезные переделки. В период с 3 по 18 ноября перепроектировали фюзеляжи так, чтобы в них разместить четыре допол­нительных топливных бака. Еще два бака разместили в бомбоотсеке. При этом запас топлива довели до 17530 л. Однако размещение баков в бомбоот­секе было неверным, поскольку там уже предполагалось установить две камеры Rb 50/30,250-литровый бак для GM-1 и 5 60-кг бомб. Пилот и штур­ман-оператор радара находились в общей кабине в левом фюзеляже, мес­то второго пилота находилось в пра­вом фюзеляже. Предусматривалась возможность увеличить экипаж до че­тырех человек. Места штурмана и вто­рого пилота были оборудованы астро­навигационным оборудованием. Запас кислорода для экипажа обеспечивал восемь часов полета на большой вы­соте. Перепроектировали шасси, осна­стив их брызговиками, защищающими воздухозаборники радиаторов от кам­ней и грязи, летящих из-под колес при взлете и посадке. Предполагалось, что при взлете будут использоваться два навесных ракетных ускорителя с тягой 20 кН (2190 кг).

Заказанный Do 335 прибыл в Дессау 14 ноября 1944 года. Спустя две недели, 27 ноября майор Фишер и обер-лейтенант Мюллер ознакомились с макетом фюзеляжа Ju 635. Они при­няли кабину самолета, предложив лишь заменить водяную систему ото­пления более простой электрической.

К середине декабря 1944 года под­готовили схему размещения радиообо­рудования: FuG 10 или FuG 10КЗР (ра­диостанция с проволочной антенной, растянутой между левым фюзеляжем и серединой центроплана), Peil G6 (ра­диопеленгатор, установленный перед бомбоотсеком левого фюзеляжа), FuG 15Z или FuG 16 (ВЧ-радиотелефон с антенной в левом горизонтальном ста­билизаторе), Fu B1 2 (система для по­садки вслепую в левом фюзеляже), FuG 101 (радиоальтиметр с антенной под правым крылом), FuG 25A (устройство «свой-чужой»), FuG 217 (радар задней полусферы с антенной в киле), FuG 200 «Hotentiel» (морской радар для атаки надводных целей, позднее его планировалось заменить радаром FuG 224 «Berlin А»). Как видно, Ju 635 был на­чинен электроникой не хуже современ­ного AWACS.

Некоторое время рассматривалась возможность выноса фотокамер за пределы фюзеляжа, однако в RLM ре­шили, что камеры должны размещать­ся также, как на Do 335A-4/B-4. При необходимости самолет можно было оснастить трехметровым понтоном и системой сигнализации Schwan-See FuG 302с, а также комплектом марке­ров. Кроме того, самолет получил мощное вооружение, защищающее зад­нюю полусферу.

Ознакомившись с машиной, нахо­дившейся в Дессау, свое слово выска­зал летчик-испытатель фирмы Junkers Зигфрид Гольцбаур. Он раскритико­вал машину за плохой обзор назад и за слишком вялую, по его мнению, ра­боту закрылков. При больших скоро­стях самолет начинал рыскать, причем этот недостаток, как уже говорилось выше, устранить не удалось. Была лишь надежда, что проблему удастся решить на Ju 635.

До конца декабря 1944 года успе­ли разработать гидравлическую систе­му уборки шасси, автопилот и концеп­цию расположения радара. Доработа­ли ряд других узлов. Закрылки спро­ектировали так, что выпускавший их механизм можно было втиснуть внутрь их самих. Это позволило освободить дополнительное место внутри крыла, которое тут же заняли дополнительные топливные баки, а также баки с воднометанольной смесью MW-50. Кры­лья и хвостовое оперение оснастили системой антиобледенения. Автомати­ческая система пожаротушения залива­ла пеной двигательное отделение и топливные баки. Параллельно дора­батывалась конструкция кабины и вин­тов. Все эти работы шли в тот момент, когда каждому из участвовавших в про­екте было очевидно, что Ju 635 не имеет ни малейшего шанса воплотиться в ме­талле. Война подходила к концу, а люф­тваффе не было никакого дела до пат­рульного самолета. Требовались только истребители, способные бороться с бом­бардировщиками союзников.

Тем не менее, рабочий план с не­мецкой пунктуальностью расписывал ход проектных работ, словно не было никакой войны и не было бесчислен­ного количества проблем. Например, в январе 1945 года план предусматри­вал завершение предварительных про­ектных работ и постройку модели для испытаний в аэродинамической трубе. Выяснилось, что самолет имеет асим­метричную аэродинамику, то есть воз­душные потоки на одном крыле распо­лагаются иначе, чем на другом. Парал­лельно велись работы над вооружени­ем самолета. RLM предложило, чтобы Ju 635 был вооружен четырьмя пушка­ми MG 151/20, размещенными в фюзе­ляже и защищающими заднюю полу­сферу. Альтернативный проект предус­матривал установку дистанционно уп­равляемых турелей FDL 151Z, FDL-B или FDL-C с такими же пушками. Кро­ме того, самолет должен был нести и наступательное вооружение.

В письме от 17 января Циндель выс­казался против таких планов, посколь­ку они бы резко ухудшили летные каче­ства машины. В качестве основного сред­ства защиты от союзнических истреби­телей Циндель предлагал использовать преимущество в скорости и большой за­пас хода, позволявший легко уходить из зоны действий авиации противника. Например, разведывательные самолеты «Mosquito» заслужили репутацию несби­ваемых, а ведь Ju 635 мог обогнать «Мос­кита». Кроме того, Циндель предложил использовать на самолете вместо бензи­на В4 с октановым числом 87 бензин СЗ с октановым числом 100. Это позволило бы поднять мощность двигателей и зна­чительно повысить летные характерис­тики самолета. Однако в RLM ответи­ли, что бензин СЗ в настоящее время не­доступен. Вместе с тем было разрешено сохранить катапульты кресел экипажа. Вскоре стало ясно, что проект Ju 635 зашел в тупик. Желая получить с него хоть что-то, RLM разрешило про­дать Японии лицензию, на Ju 635. Са­молет произвел на японцев огромное впечатление. 18 января 1945 года дол­жна была состояться передача комп­лекта документации. Однако промыш­ленность Страны Восходящего Солн­ца находилась к тому времени в таком удручающем состоянии, что просто не смогла бы наладить выпуск такого сложного самолета. 5 февраля 1945 года программу официально закрыли. Профессор Гертель получил сравни­тельные данные по Ju 635/4, Huetter Hu 211 и Ju 488. Ju 635 заметно проигры­вал конкурентам. Это обстоятельство стало последним гвоздем в крышку гроба проекта Ju 635.