В качестве трофея

 

США

 

В апреле 1945 года американские войска заняли Оберпфаффенхофен и захватили все находящиеся там само­леты. Среди захваченных Do 335 мно­гие были недоделаны, другие получи­ли повреждения в результате налетов. Только две машины могли летать. Од­ним из этой пары был Do 335A-02, о котором рассказывалось выше. В рам­ках операции «Seahorse» самолет по­ручили полковнику Уотсону и напра­вили в Шербур. Туда же прибыл дру­гой «Pfeil» - Do 335M3 (A-l, W.Nr. 240161).

Оба самолета прибыли в Шербур по воздуху. Do 335A-1 пилотировал немецкий летчик-испытатель капитан Ганс Паделль, a Do 335A-02 перегнал уже упоминавшийся полковник Уотсон. В Шербуре оба самолета погрузи­ли на борт английского корабля «Reaper». 20 июля обе «Стрелы» вмес­те с тридцатью восемью другими тро­фейными самолетами отправились за океан. А-02 передали ВМФ США. У новых хозяев самолет получил иденти­фикационный номер BuAer 121447. Другой самолет планировалось отправить во Фриман-Филд, а пилотировать самолет должен был главный летчик-испытатель фирмы Bell Джек Вулемс. Однако едва оторвавшись от земли, «Pfeil» был вынужден приземлиться из-за перегрева заднего двигателя. В ре­зультате планы изменились, и истреби­тель доставили во Фриман-Филд гру­зовым автомобилем. Там самолету присвоили регистрационный номер FE-1012. К августу 1946 года машину удалось отремонтировать только на 75%. До конца не сумели устранить перегрев заднего двигателя. В резуль­тате программу испытаний закрыли и самолет не облетали.

Испытания Do 335A-02 проводили на авиабазе в Патаксент-Ривер, куда самолет прибыл в конце декабря 1945 года. Самолет испытывали довольно вяло, так как постоянно выходили из строя двигатели, а сама конструкция самолета была признана бесперспек­тивной. В 1947 году машину перевели на базу Норфолк, а в 1961 году - Смитсонианский институт. В конце концов самолет оказался в коллекции Нацио­нального аэрокосмического музея в Силвер-Хилле. Там же оказались и крылья второго «американского» Do 335. Это оказалось очень кстати, так как крылья самого А-02... пропали. В результате пришлось собрать из двух машин одну.

Через тринадцать лет, в мае 1974 года, в Музей пришло письмо из Не­мецкого музея в Мюнхене. Немцы про­сили передать им один из немецких самолетов, экспонирующихся в Сил­вер-Хилле. Было решено передать Do 335А-02-. Поскольку отремонтировать самолет американцы не могли, эта за­дача досталась немцам. К счастью, фирма-изготовитель самолета по-пре­жнему действовала. 10 октября 1974 года траченный временем самолет по­грузили на Boeing 747 и отправили во Франкфурт. Оттуда на борту транс­портного самолета Lockheed C-130 «Стрела» прибыла в Оберпфаффенхофен. Тут начались реставрационные работы, которые продолжались с июля до декабря 1975 года. Самолет при­шлось доукомплектовывать. Напри­мер, пришлось разыскивать 31 прибор. Отсутствующие деревянные части са­молета (например, передняя кромка киля) изготовили заново из дюралево­го листа. 12 марта 1976 года состоялась презентация, а с 1 по 9 мая самолет находился на авиавыставке в Ганнове­ре. 27 июня 1983 года американцы, со­хранявшие до той поры права на само­лет, подарили его Немецкому музею.

В начале 90-х годов машина снова ока­залась в США и в настоящее время эк­спонируется в Национальном аэрокосмическом музее.

 

Великобритания

 

Еще два самолета, захваченные американцами, были переданы англий­скому испытательному центру в Фарнборо, возглавляемого Эриком М. Брауном. Первым из самолетов был Do 335A-12 (W.Nr. 240112). Самолет своим ходом прилетел в Нойбиберг, где ему присвоили регистрационный номер АМ223. 8 сентября 1945 года самолет перелетел в Фарнборо. 1 ок­тября его облетал командир крыла Роли Фолк. Потом до 15 января само­лет простоял на аэродроме. Фолк и Браун высоко оценили летные каче­ства машины и заявили, что если бы самолет удалось довести, получился бы великолепный истребитель. Они осо­бенно отметили высокие ТТХ машины, хороший обзор из кабины и ее эргономичность. Не пропустили они и недо­статков самолета. 18 января 1946 года капитан Алан Ф. Харде снова поднял самолет в воздух. Внезапно начался пожар заднего двигателя. Повторилась ситуация, имевшая место быть 15 апреля 1944 года с Do 335V2. В огне быс­тро перегорели тяги рулей, и неуправ­ляемая машина рухнула на здание шко­лы в городе Коув, графство Гемпшир. Пилот погиб.

Другим «английским» Do 335 был также захваченный американцами А-1 (W.Nr. 24016). Этот самолет получил английский номер АМ225. 7 сентября 1945 года флайт-лейтенант Тейлор по­пытался вылететь на этом самолете из Нойбиберга в Реймс, но едва подняв­шись в воздух был вынужден возвра­титься из-за возникших проблем. Три месяца самолет простоял на аэродро­ме. 13 декабря 1945 года «Стрела» сно­ва взлетела и направилась в Мелвилл. При заходе на посадку не вышла пере­дняя стойка шасси. Пилоту капитану Миршу удалось сесть на брюхо, но са­молет полностью вышел из строя.

 

Франция

 

Единственным другим государ­ством кроме Германии, где активно заинтересовались Do 335, оказалась Франция. История эта началась 10 фев­раля 1945 года рапортом подполков­ника Бадрэ. 27 апреля танковая диви­зия 1-й армии заняла Менген, интерес получил материальную форму.

Французы обнаружили в Менгене три Do 335. Один из них - Do 335V7 -обгорел и не подлежал ремонту. Зато две другие машины вполне годились для испытаний. Do 335M14 мог летать, a Do 335M17 находился на последней стадии сборки. Уже в мае 1945 года в Менген прибыла группа специалистов MIST (Mission d'Information Scientifique et Technique), которую воз­главлял капитан Мирле. Комиссия ос­мотрела машины, после чего Do 335М14 разобрали и передали в Centre d'Essais en Vol (CEV) в Бретани. 5 ав­густа самолет собрали. Через два дня машина совершила пробную рулежку на аэродроме.

По некоторым данным М14 в до­кументах обозначался как 335 № 1. Вероятно, самолет не имел вооружения в фюзеляже, а нес только две 30-мм пушки МК 108 в крыльях. Из-за этого в самолет пришлось погрузить 150 кг балласта. Однако этого оказалось слишком много, и носовая часть ока­залась перегружена. Трудно в чем уп­рекнуть французов, так как американ­цы, отдавая им базу, вывезли из нее всю техническую документацию, и французам пришлось все делать мето­дом тыка.

8 августа за штурвал самолета сел Поль Бадрэ (в некоторых текстах его называют Поль Бадье) - главный кон­структор самолета Arsenal VB-10. Самолет совершил километровый разбег и поднялся в воздух. Пилот намеревал­ся набрать высоту, развернуться и сесть. Но на высоте 1000 м машину вне­запно охватила сильная вибрация, в кабине появился дым. Пилот, знавший о проблемах с перегревом заднего дви­гателя, немедленно выключил на нем зажигание. Но это не помогло. Тогда Бадрэ выключил и передний двига­тель. Самолет тяжело рухнул на поса­дочную полосу. Правое колесо лопну­ло. Отказала гидравлическая система самолета, и лишенный тормозов М14 таранил стоявший на аэродроме В-26. К удивлению всех повреждения само­лета оказались незначительными. При­чиной аварии стал лопнувший шатун в переднем двигателе. Самолету при­шлось заменить передний двигатель, правое колесо и нижний киль. Ремонт требовался и крыльям. В сентябре 1945 года самолет отправили на фирму SNCASO в Сюренне под Парижем (другие источники называют город Курбевуар). Там произошла еще одна неприятность. Самопроизвольно сра­ботала катапульта, и вылетевшее крес­ло пробило крышу ангара. 3 июня 1946 годя отремонтированный самолет сно­ва вернулся в Бретань, где продолжа­лись наземные испытания. В феврале 1947 года самолет получил полный комплект вооружения, но вместо бое­комплекта оставили балласт. 24 февра­ля 1947 года во время пробной рулеж-ки загорелась правая шина. Обнаружи­лись проблемы с задним винтом.

Следует заметить, что всю инфор­мацию о самолете французы получи­ли допрашивая немецких пилотов и техников, а также экспериментируя с машиной. Обнаружилось, например, что при одинаковом режиме работы обоих двигателей, в кабине не слышно задний двигатель, поэтому его прихо­дится контролировать по приборам.

13 марта 1947 года самолет снова поднялся в воздух. Пилотировал ма­шину капитан Роже Ресево. Полет про­должался 45 минут. В течение года ма­шина провела в воздухе не более девя­ти часов. На дальнейшие испытания самолета не было денег, и 5 марта 1948 года испытания прекратили. Два пос­ледних полета М14 совершил в мае и июне 1948 года, налетав час и 25 ми­нут. 5 сентября программу испытаний Do 335M14 окончательно свернули. Самолет показал сравнительно скромные результаты, которые во многом объяснялись низкокачествен­ным топливом. Лишь когда самолет удалось заправить бензином с окта­новым числом 100, характеристики заметно улучшились.

Другим Do 335, попавшим в руки французов, был прототип Ml7 (335 № 2). Самолет находился в Менгене в ча­стично разобранном состоянии. Было решено собрать самолет, для чего при­влечь немецких механиков. То, что са­молет был ночным истребителем, не имело большого значения. Главное то, что самолет был двухместным. Это позволило бы во время полета держать на борту наблюдателя, который фик­сировал бы показания измерительных приборов. Сборка самолета шла очень медленно, так как не хватало запчас­тей. Завершить сборку удалось только в начале 1947 года.

2 апреля Ресево совершил на само­лете первый неофициальный полет. Официальный полет планировался на 4 апреля, но к тому времени отказал наддув заднего двигателя. Наддув за­менили, но новый агрегат также вышел из строя. Пришлось установить рас­пределительную коробку, которая решила проблему. Самолет вернулся из ремонта только через месяц. 29 мая машина совершила 30-минутный по­лет. В тот же день Ресево перегнал ма­шину в Бретань. Самолет шел на ско­рости 700 км/ на высоте 4500 м. Отче­ты о 12 полетов, к сожалению, не со­хранились. Известно только, что в ходе полетов исследовалось поведение са­молета при разных скоростях. Позднее о ходе испытаний рассказал сам Ресе­во. По его воспоминаниям испытания проходили так. Истребитель совершал крутое пикирование с выключенным передним и работающим на минималь­ных оборотах задним двигателем. Ра­зогнавшись до предельно допустимой скорости, пилот, не изменяя режима работы двигателей, переходил в гори­зонтальный полет, и продолжал ле­теть, постепенно задирая нос, пока не сваливался в штопор.

27 ноября 1948 года (по другим ис­точникам 3 декабря) во время рулежки самопроизвольно сложилась правая стойка шасси. Самолет получил повреж­дения. Было решено не восстанавливать машину, а провести наземные испытания системы аварийного сброса заднего вин­та и хвостового оперения. Выяснилось, что механизм сброса блокировался при выпущенном шасси.

Официально с 27 ноября самолет не летал, но вероятно полеты (и уж точно рулежки) неофициально проводились. Доказательством этого может служить снимок М17, на котором видны совсем другие повреждения, чем на снимках, сделанных 27 ноября. На позднем снимке самолет изображен лежащим на брюхе. Шасси убрано, фюзеляж пе­реломлен за задним двигателем, кок переднего винта отсутствует. Иногда проскальзывает информация о том, что Ml7 совершал полеты в Лион-Бро и в конце 1948 года потерпел там ава­рию. Пилотом мог быть Андре Мойе. Но, может быть, поврежденный М17 на последнем снимке - это Ml7, отправ­ленный на слом. В марте 1949 года са­молет окончательно списали, снимок мог появиться именно в это время.

Do 335 самолетом французских ВВС не стал. Какое-то время морская авиация всерьез рассматривала возможность принять «Стрелу» на воору­жение. Большой интерес к самолету проявили конструкторы фирмы Arsenal, которые еще перед войной со­здали самолет VB-10 с тандемным рас­положением двигателей в фюзеляже, но оснащался двумя соосными винта­ми. Французская машина уступала немецкой, но начиналась эра реактивной авиации и преимущество Do 335 како­го-либо значения не имело.

 

СССР

 

В апреле 1945 года Советская Ар­мия захватила один Do 335, находив­шийся в Ораниенбурге. Два офицера 812-го ИАП - майор Егор Анкудинов и капитан Александр Тищенко - напи­сали донесение, в котором было ска­зано следующее: «[обнаружен]...нео­бычно выглядящий самолет с винтами спереди и сзади и антеннами на кры­льях». В советских архивах не удалось найти документов, освещающих даль­нейшую судьбу трофея. Однако само донесение офицеров 812-го ИАП сви­детельствует о том, что в Ораниенбур­ге возможно организовывался выпуск ночной модификации Do 335.