Великобритания

 

Интерес к американским самоле­там проявляли не только французы. Параллельно с ними в конце 30-х го­дов в Соединенных Штатах действова­ла английская закупочная комиссия. В конце концов обе комиссии начали сотрудничать между собой, надеясь таким образом быстрее решить свои проблемы. В результате англичане су­мели Перевести на себя французские заказы после падения Франции.

Английская авиапромышленность была гораздо слабее французской. С другой стороны, осмысленная полити­ка и концентрация усилий позволили англичанам выжать из своих производ­ственных мощностей все возможное. Рынок истребителей в Великобрита­нии контролировала фирма Hawker. Ее легендарный истребитель «Hurricane» несомненно был удачным самолетом. Но с началом войны «Hurricane» быс­тро устарел. К счастью, к этому момен­ту англичане получили достойную за­мену в виде истребителя «Spitfire», ко­торый оставался основным английс­ким истребителем до конца войны.

Однако перед началом войны об­новить парк истребителей Великобритания не могла. Требовалось время на развертывание, а пока было решено восполнить нехватку американскими самолетами. В Штатах к тому време­ни уже вовсю действовала французская комиссия. Позднее, когда неизбеж­ность войны стала очевидной, союзни­ки образовали смешанную закупочную комиссию, которую возглавил Артур Первис, а также координационную комиссию, возглавляемую Жаном Моннэ. Вскоре Франция капитулиро­вала. Уже 15 июня 1940 года Первис получил из Лондона информацию о том, что капитуляция Франции может произойти в любой момент, поэтому следует позаботиться о том, чтобы французские заказы не были аннулированы. А французские контракты действительно висели на волоске, по­скольку покупатель в любой момент мог просто исчезнуть с карты мира. А поскольку английские контракты были взаимосвязаны с французскими, аннулирование французских контрак­тов рикошетом било по английским. Первис потребовал необходимые пол­номочия и получил их еще до полуно­чи 15 июня. 16 июня полковник Жакен. руководивший французской частью закупочной комиссии, был проинфор­мирован о том, что англичане забира­ют себе все французские контракты. После непродолжительных перегово­ров французы согласились подписать все требуемые документы. Формально­сти были выполнены еще до вечера. В это время во Франции в отставку ушел премьер-министр Рейно. несогласный с намерением маршала Петена капиту­лировать. Правительство распустили, а комиссия в Нью-Йорке лишилась полномочий. Подписанные документы было решено держать в секрете до офи­циального объявления о капитуляции Франции. 17 июня активы Франции в США заморозили, а имущество кон­фисковали. В тот же день маршал Петен, прославившийся в годы Первой Мировой войны, объявил о капитуля­ции Франции. Официально капитуля­цию подписали четыре дня спустя. Те­перь все французские заказы принад­лежали Англии.

Среди полученного «наследства» оказались 140 истребителей Н-81А, которым англичане присвоили назва­ние «Tomahawk» Mk I. Фактически, это были американские Р-40 с мини­мальными отличиями, описанными выше. Особенность заключалась в том, что англичане планировали устано­вить в крыльях собственные пулеметы калибра 7,7 мм. Надписи оставили пре­жними, так как дюймы, футы, мили и галлоны были вполне понятны англи­чанам. Машинам присвоили номера в блоке АН741-АН880 (соответствовало серийным номерам 14446-14545 и 14091-Г4130). Все машины передали заказчику в октябре-ноябре 1940 года.

Поскольку патронов к 12,7-мм пу­леметам не было, решили заменить их пулеметами калибра 7,7 мм. Офици­альное обозначение перевооруженных машин оставили прежнее, но неофици­ально их называли «Tomahawk» Mk II.

Уже первые пробы показали, что американские самолеты не подходят для европейского ТВД, поскольку зна­чительно уступают немецким истреби­телям. Дело было не только в скорос­ти. На американских машинах не было бронирования кабины, герметизирую­щихся топливных баков и даже лобо­вого бронестекла. Вооружение также было слишком слабым. Было решено использовать импортные машины для подготовки механиков. Отдельные машины попали в части взаимодей­ствия с армией, например 2-ю эскадри­лью RAF в Соубриджуорте. Три само­леты АН774. АН793 и АН840 переда­ли Канаде, где их также использовали для подготовки механиков.

Следующие НО самолетов англи­чане также получили в рамках «фран­цузского наследства». Это были маши­ны Н-81А-2, соответствующие амери­канским Р-40В. Самолетам присвоили номера АН881-АН990 и обозначение «Tomahawk» Mk IIA (серийные номе­ра 14131-14220, 14582-14601).

Машины начали прибывать 30 ок­тября 1940 года, а 27 ноября поставки были выполнены. Эти машины уже имели бронирование кабины, гермети­зирующиеся бензобаки и лобовое бро­нестекло. Англичане установили на них свои радиостанции TR-9D или TR-1133А.

Хотя машины А-2 были заметно лучше, они также не вызвали у англи­чан большого энтузиазма. Их также направили в учебные части. 23 маши­ны позднее передали СССР, а один (АН938) попал в Канаду.

Лишь третья модификация Р-40, закупленная англичанами, оказалась на службе в линейных частях. Это были самолеты «Tomahawk» Mk IIB (Model 81 А-2), примерно соответствующие американским Р-40С. Англичане заку­пили 930 таких истребителей, постав­лявшихся четырьмя сериями. Первая серия получила номера АН991-АН999 (серийные номера 14659-14666, девять машин), вторая АК100-АК570 (14582-14951, 15423-15522, 471 машина), тре­тья АМ370-АМ519 (15823-15972, 150 машин), а четвертая AN218-AN517 (17817-18116, 300 машин). Самолеты несли по четыре пулемета и оснаща­лись бомбодержателями под крылья­ми. Половина машин прибыла в Анг­лию еще до конца 1940 года, а осталь­ные в первые месяцы 1941 года.

Эти истребители поступили на во­оружение 17 эскадрилий RAF, базиро­вавшихся на территории Великобрита­нии, а также 5 эскадрилий в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Кроме того, этими самолетами оснащались южноафриканские (SAAF) и австралийские (RAAF) эскадрильи. В Афри­ку самолеты доставляли морем, упако­вав их в контейнеры. Контейнеры выг­ружали в порту Такоради, собирали и по воздуху перегоняли в Египет и даже в Индию. Тяжелые условия пустыни приводили к большому уровню ава­рий. Из 300 самолетов обычно могло летать лишь 90. Уже в 1942 году ста­рые машины начали вытесняться ис­требителями «Kittyhawk» и «Mustang».

Хотя импортные машины имели небольшую боевую ценность, Англия находилась в таких условиях, когда выбирать не приходилось. Однако вскоре после того, как «Битва за Анг­лию» закончилась, появилась возмож­ность заменить американские самоле­ты английскими. Выпуск истребителей «Hurricane» и «Spitfire» нарастал и пол­ностью удовлетворял потребность ар­мии в самолетах. Потрепанные «Тома­гавки» передали СССР, Турции и Египту. Всего Советский Союз полу­чил 146 машин от Англии и 49 непос­редственно от США.

Еще 100 «Tomahawk» Mk. IIB (иногда их обозначали как Н-81А-3) передали Китаю. Там их использова­ли в составе American Volunteer Group (AVG) возглавляемой генералом Кле­ром Ли Шенно. Неофициально груп­па называлась «Летающие Тигры».

Как уже говорилось выше, появле­ние P-40D стало переломным пунктом в истории самолета. Характеристики машины резко улучшились. На эти машины претендовали еще французы, заказавшие самолеты Н-87А-1. В мае 1940 года Великобритания заказала 560 машин «Kittyhawk» Mk. I (Н-87А-2). Самолеты Н-87А-2 соответствова­ли P-40D и несли в крыльях четыре 12,7-мм пулемета. Но в последний мо­мент заказ сократили до 20 машин. Им присвоили номера АК571-АК590 (14952-14971). Остальные самолеты следовало вооружить уже шестью пу­леметами. За машинами с усиленным вооружением сохранили обозначение «Kittyhawk» Mk. I. Эти самолеты по­лучили номера АК591-АК999 (409 ма­шин), а также AL100-AL230 (131 маши­на). Серийные номера самолетов 14972-15251, 15342-15421, 18695-18743, 18744-18874. Основная масса самоле­тов «Kittyhawk» Mk I попала в Север­ную Африку. 17 самолетов передали Турции, а 72 - Канаде.

Следующую партию самолетов Англия закупила в Штатах уже в рам­ках программы ленд-лиза. Это были 1500 истребителей, вооруженных шес­тью пулеметами в крыльях. В США самолеты этого типа обозначались Н-87А-3 и А-4, они соответствовали ма­шинам Р-40Е. Англичане назвали ис­требители «Kittyhawk» Mk IA и при­своили им номера ЕТ100-ЕТ999 и EV100-EV699. Поставка этих самоле­тов началась в сентябре 1941 года, а завершилась в июне 1942 года. Боль­шинство истребителей снова ушло в Северную Африку, 163 достались Ав­стралии, 12 Канаде, а 62 Новой Зелан­дии. Самолеты использовались как в качестве чистых истребителей, так и истребителей-бомбардировщиков. Не­которое количество купленных англи­чанами машин попала в части USAAF, действовавшие в Северной Африке.

Самолетам P-40F и P-40L, то есть оснащенным мотором «Merlin», соот­ветствовало английское обозначение «Kittyhawk» Mk II. Число закупленных машин этого типа точно не известно. Обычно считается, что заказали 330 машин, из которых первые 230 обозна­чались как «Kittyhawk» Mk IIA. Они носили номера FL219-FL368 и FL369-FL448. Скорее всего, это были анало­ги американских P-40F. Но некоторые английские источники сообщают, что было закуплено всего 150 таких истребителей. Еще 81 машину передали в распоряжение частей USAAF, а семь -Свободной Франции. Вероятнее всего «пропавшие» самолеты были отгруже­ны, но заказчику не попали, а пошли на дно вместе с транспортами, потоп­ленными немецкими U-ботами.

Последнюю партию, обозначен­ную как «Kittyhawk» Mk II, составля­ли самолеты P-40L. Машинам присва­ивались английские номера FS400-FS499 (100 истребителей). Их достави­ли летом 1943 года. По некоторым дан­ным американцы поставили еще 160 Р-40L. Новая Зеландия получила один Р-40L, но, скорее всего, напрямую от Соединенных Штатов.

Определенная неясность осталась в отношении самолетов «Kittyhawk» Mk III. Источники разнятся в мнении на­счет того, какой модификации Р-40 соответствовало это английское обо­значение. Чаще всего предполагают машины Р-40К и Р-40М. Р-40К полу­чили номера FL875-FL905 (31 маши­на), FR111-FR115 (5 машин), FR210-FR361 (152 машины), а также FL710-FL713 (4 машины). Всего англичане получили 192 самолета, хотя контракт предусматривал поставку 352 машин. Вероятнее всего, недостающие истре­бители остались у американцев.

Англичане должны были также получить 364 Р-40М, также обозна­чая их как «Kittyhawk» Mk III. В дей­ствительности, они получили только 94 машины (FR779-FR872), а осталь­ные самолеты разошлись между дру­гими заказчиками, в том числе 170 ушло в СССР, 19 - в Бразилию, а 168 - в Австралию.

Иногда встречаются данные о еще 160 истребителях «Kittyhawk» Mk III, которые соответствовали американс­ким P-40L. Данным самолетам припи­сываются номера FL714-FL730 (17 штук), FR116-FR140 (25 штук), FR385-FR392 (8 штук) и FR412-FR521 (ПО штук). Но возникает вопрос, почему самолеты P-40L с двигателем «Merlin» обозначались также как Р-40К или Р-40М с двигателем «Allison»? Скорее всего тут случилась ошибка, данная партия самолетов входила в серию «Kittyhawk» Mk II, а не Mk III.

Последней модификацией самоле­та, состоявшей на вооружении RAF и ВВС стран Содружества был «Kittyhawk» Mk IV, соответствовав­ший американскому P-40N. Было зака­зано 586 таких машин, которым выде­лили блоки номеров FS270-FS399, FT849-FT954 и FX498-FX847. Однако 130 машин серии передали Советско­му Союзу, а большинство остальных попало в RAAF.

Англичане никогда не считали Р-40 хорошим истребителем. Эти истребите­ли старались направить на менее важные ТВД, предпочитая вместо них использо­вать собственные истребители «Spitfire» или несомненно более лучшие американ­ские истребители «Mustang».