Советский Союз

 

После начала войны с Германией, Советский Союз фактически превра­тился в союзника Великобритании и США. Соответственно, на СССР рас­пространила свое действие программа ленд-лиза. 12 июля 1941 года Советский Союз заключил договор о взаимо­помощи с Великобританией, а 1 октяб­ря 1941 года - с США. В результате Советский Союз получил определен­ную материальную помощь, которая была заметна в драматические месяцы 1941 года.

Как известно, к 1941 году в Совет­ском Союзе ситуация с парком истре­бителей чем-то напоминала ту, что год назад наблюдалась во Франции. Мно­гочисленные КБ были загружены ра­ботой по созданию новых типов само­летов, но львиную долю парка ВВС составляли устаревшие истребители И-16 и И-152. Начало войны складыва­лось для советской авиации неудачно - люфтваффе удалось накрыть многие приграничные аэродромы и уничто­жить на земле большое число самоле­тов. Возместить потери не представля­лось возможным, так как заводы эва­куировались на восток. В результате к месту пришлись даже такие посред­ственные истребители, как Р-40.

Первые 195 «Томагавков» прибы­ли в Архангельск в октябре 1941 года. Это были английские машины, от ко­торых англичане при первой возмож­ности поспешили избавиться. Полу­ченные самолеты собирали на аэро­дроме, расположенном в 25 км от Ар­хангельска. Вскоре поступило еще 25 Р-40, закупленных в США за золото. В кратчайшие сроки самолеты начали передаваться в боевые части. Советс­кие пилоты считали «Томагавки» сред­ними машинами, лучше чем И-15 и И-16, но хуже Яков. Это мнение сохра­нилось до конца войны. Р-40 уступал в популярности Якам и Ла.

В начале 1942 года прибыли первые «Киттихауки» и их американские ана­логи Р-40Е, а также P-40F и К (313 ма­шин), М (220 машин) и N (980 машин). В советских документах самолеты Р-40Е числились по прежнему «Томагав­ками», название «Киттихаук» стали применять лишь к следующим моди­фикациям.

Всего в Советский Союз отправи­ли 2430 самолетов Р-40, но доставить удалось лишь 2097 машин. Больше все­го - 939 машин - отправили в СССР в 1943 году.

Слабость Р-40 на больших высотах не так остро ощущалась на Восточном фронте, где бои обычно велись у зем­ли. Однако пилоты не любили Р-40 за их низкую маневренность, скороподъ­емность и максимальную скорость. Свои претензии к самолету высказыва­ли механики. Особенно резко отзыва­лись они о «Томагавках» в зимний пе­риод эксплуатации. В холода часто за­мерзала жидкость в гидравлической системе, выходил из строя масляный радиатор, а подшипник вала винта рас­сыпался, что приводило к заклинива­нию пропеллера в полете.

Объективности ради надо сказать и о достоинствах самолета. Он отли­чался механической прочностью, имел большую дальность полета, мог в пе­регруз брать бомб больше, чем Ил-2, имел удобную защищенную кабину. Но все это не окупало его многочис­ленных недостатков. В неофициальном рейтинге истребителей советских ВВС Р-40 занимал почетное предпоследнее место, уступая первое место с конца «Харрикейну». В поздний период вой­ны машинами Р-40 в виде наказания оснащались те части, которые несли тяжелые потери, не показывая замет­ных успехов. В лучше же части посту­пали хорошие -Як-7, Як-9, «Аэрокоб­ры» и Ла-5.

Не способствовали популярности Р-40 в Советском Союзе постоянные перебои с поставками запасных частей. Дело доходило до того, что местными силами пытались приспособить к ма­шинам советские колесные диски и покрышки. На самолеты пытались ста­вить советские радиаторы, а в систему охлаждения обязательно врезали слив­ные краны, чтобы не оставлять на ночь в радиаторах гликоль. Острее всего ощущалась нехватка запчастей к дви­гателям Allison V-1710. Но и тут уда­лось найти выход. По инициативе май­ора А.А. Матвеева в мастерских 13-й ВА переделали более 40 Р-40, устано­вив на них моторы М-105П или М-105Р с винтами ВиШ-61П. Решение оказа­лось не очень удачным, максимальная скорость самолетов после переделки падала до 465 км/ч, но это был един­ственный способ поднять «Томагавки» в небо. В 1942 году в некоторых частях под крыльями истребителей устанав­ливали направляющие для неуправля­емых ракет РС-82, по два на крыло.

Поставки Р-40 в СССР прекрати­лись в декабре 1944 года.

Р-40 был первым истребителем фирмы Curtiss, который шел в основном на вооружение USAAF, а не на экспорт. Всего выпустили 13738 машин всех модификаций. Из них в страны Содружества поступило 2799 самоле­тов, а в Советский Союз - 2097. Кроме того, 89 Р-40 получила Бразилия, не­сколько машин досталось Турции.

Следует также упомянуть о... фаль­шивых Р-40, в большом количестве произведенных в годы войны. С 1941 года в Соединенных Штатах налади­ли массовый выпуск деревянных маке­тов, отдаленно напоминавших «Warhawk». Макеты устанавливали на ложных аэродромах, вводя противни­ка в заблуждение. В Китае изготавли­вались макеты из бамбука и тростни­ка. Макеты также использовались при создании документальных и художе­ственных фильмов.