Африка и юг Европы (продолжение)

 

В конце мая 1942 года силы DAK начали новое генеральное наступление по всему фронту между Газалой и Бир-Хахеймом. В районе пункта, обозна­ченного на английских картах как «Knightbridge», разыгралось сражение, длившееся несколько дней и закончив­шееся разгромом союзников. 28 мая было решено бросить все силы RAF на поддержку наземных частей, блокиро­вание линий снабжения противника и сдерживание его наступления. На практике это означало распыление сил и высокие потери. Но положение было критическим, приходилось латать дыры. Пилоты совершали за день по три-четыре боевых вылета, сталкива­ясь не только с немецкими истребите­лями, но и мощной зенитной артилле­рией. За три дня WDAF потеряли 39 истребителей и истребителей-бомбар­дировщиков. Многие самолеты полу­чили тяжелые повреждения. Когда 2 июня итальянские части атаковали войска Свободной Франции под Бир-Хачеймом, их действия активно под­держивали немецкие Ju 87. Прикрывая наземные части 5-я южноафриканская эскадрилья провела один из самых ожесточенных воздушных боев в исто­рии. 3 июня, вскоре после полудня, де­сять истребителей «Tomahawk» пере­хватили группу пикирующих бомбар­дировщиков. В течение 15 минут истре­бители заявили десять побед. Капитан Л.К. Бота доложил о трех индивидуальных победах. Четвертую, коллек­тивную, победу Бота одержал совмес­тно с командиром крыла Бересфордом, который перед этим также в одиночку сбил один Ju 87. Но самолет самого Боты получил тяжелые повреждения, так что капитан едва дотянул до свое­го аэродрома и посадил машину на брюхо. В бою погиб капитан Пейр, который успел передать по радио со­общение об одном сбитом им Bf 109. Еще трое южноафриканских пилотов были ранены. Всего 5-я южноафрикан­ская эскадрилья потеряла пять машин, один «Tomahawk» получил тяжелые повреждения. Что любопытно, все это опустошение навел всего один немец­кий пилот - обер-лейтенант Х.-Й. Марсель. На следующий день 4-я и 5-я юж­ноафриканские эскадрильи снова по­явились в районе Бир-Хачема. Коман­дир 5-й эскадрильи майор Фрост зая­вил три сбитых Ju 87, а остальные пи­лоты добавили еще три машины. В бою погиб командир I./StG 3 капитан Г. Эппен. Капитан Бота по дороге на базу сбил одиночный CR42. Однако ис­требители сопровождения на этот раз серьезно потрепали южноафриканцев, сбив пять Р-40 (погибло четверо пилотов). Французы были весьма благодарны летчикам, которые жер­твуя свои жизни, прикрывали наземные части, С истинно французской восторженностью они посылали в эфир слова благодарности.

Все действия истребителей-бом­бардировщиков «Kittyhawk» практи­чески не влияли на события на земле. Пилоты Р-40 постоянно держали свои машины в воздухе, приземляясь лишь для того, чтобы пополнить боекомп­лект и залить бензин. На наступающие колонны DAK постоянно сыпались бомбы и пули. Только за 6 июня истребители-бомбардировщики «Kittyhawk» сообщили о том, что унич­тожили 70 единиц техники. Кроме того, пилоты 112-й эскадрильи заяви­ли три победы в воздухе, без потерь со своей стороны. Через 11 дней 239-е крыло, возглавляемое командиром крыла Мейерсом, атаковали немецкий аэродром в Газале, повредив на земле 12 Bf 109 и два самолета связи Fi 156. Противник оказался захвачен врасп­лох и не успел поднять в воздух само­леты. Зенитная артиллерия также от­крыла огонь слишком поздно и наугад. Благодаря этому обстоятельству союз­ники вернулись на базу без потерь. 20 июня 3-я австралийская эскадрилья по­теряла А.У. Барра; кавалера креста «За летные заслуги», который за два дня до этого добился своей 12 победы, сбив в районе Маддалены итальянский истре­битель «Freccia». 26 июня Барр сопро­вождал группу бомбардировщиков «Boston», когда у его самолета в рабо­те двигателя начались перебои. В этот момент союзников атаковала пара Bf 109F. Барру пришлось прыгать с пара­шютом с высоты 1200 м. Посадка про­шла жестко. С ушибами и переломами Барр попал в плен, где пробыл до кон­ца войны.

Несмотря на все недостатки, пило­ты любили свои Р-40. Шесть крупно­калиберных пулеметов позволяли со­здать перед винтом настоящую лави­ну огня, способную за секунду вывес­ти из строя любой самолет. Эффектив­ной была и стрельба по наземным це­лям. Недостаточная высотность Р-40 становилась его достоинством, когда самолет в роли истребителя-бомбарди­ровщика или штурмовика действовал над самой землей. Первый раз бомбы применили пилоты 112-й эскадрильи 12 мая 1942 года. Шестеро пилотов, ведомых флайт-лейтенантом Дж.П. Бартлом, атаковали цели в районе Тмими. До конца мая в составе WDAF было уже три эскадрильи истребите­лей-бомбардировщиков «Kittyhawk». Особенно удачно действовали пилоты 233-го крыла, которые сопровождали бомбардировщики. За первые 23 дня немецкого наступления пилоты суме­ли не допустить потери ни одного бом­бардировщика в результате действий авиации противника. Истребители «Tomahawk» и «Kittyhawk» действовали концентрированно, одну группу бомбардировщиков прикрывали сразу две-три эскадрильи. Едва противник пытался атаковать истребители тут же связывали его боем, не давая возмож­ности прорваться к бомбардировщикам, Поскольку немцы испытывали нехватку истребителей, они действова­ли небольшими группами, пытаясь зах­ватить англичан врасплох. Совершив один боевой заход, немецкие истреби­тели скрывались, а спустя несколько минут атаковали снова, стараясь нащу­пать брешь в обороне англичан. Анг­личане же, напротив, избегали ввязы­ваться в бой, видя своей главной зада­чей охрану бомбардировщиков. По­этому, хотя истребительная авиация и несла высокие потери, ударные части RAF действовали безнаказанно.

1 июля немцы предприняли первый штурм позиций англичан при Эль-Аламейне. Союзникам удалось сравни­тельно легко отразить наступление. В тот же день, на противоположном бе­регу Атлантики на борт американско­го авианосца «Ranger» в полном соста­ве перебазировалась 57th FG подполковника Фрэнка Мирза. Группа состо­яла из трех эскадрилий, оснащенных истребителями P-40F «Warhawk». Це­лью назначения 57-й истребительной группы был Египет.

Фронт стабилизировался на линии Эль-Аламейн - впадина Каттара. В этот период главной задачей 233-го крыла было сопровождение бомбарди­ровщиков «Boston». Самолеты 239-го крыла, напротив, действовали как ис­требители-бомбардировщики. Каж­дый день над оборонительными лини­ями DAK и над тыловыми дорогами появлялись союзнические бомбарди­ровщики «Bristol» и «Baltimore», вокруг которых вилась масса истребителей «Tomahawk» и «Kittyhawk». В составе 233-го крыла появилась новая эскадри­лья, оснащенная истребителями «Kittyhawk» - 4-я австралийская. Бои в небе были горячими. Например, 8 июля 31 «Киттибомбер» из 112-й, 250-й и 3-й австралийской эскадрилий на­меревались нанести удар по немецко­му аэродрому в Мартубе. Но по доро­ге союзники заметили группу Ju 87, сопровождавшихся истребителями Bf 109F. Союзники атаковали, доложив о сбитых трех истребителях (командир крыла Мейерс, командир эскадрильи Дюк, взводный офицер Уайтсайд) и двух бомбардировщиках (командир эскадри­льи Джадц и флайт-лейтенант Маршалл) без потерь со своей стороны. В конце июля в Палестину прибы­ла американская 57-я истребительная группа, которая уже 5 августа приступила к боевым вылетам. Временно в составе группы было только две эскад­рильи, которые разделили между дву­мя крыльями, летавшими на Р-40. Бое­вое крещение пилоты группы приняли 14 августа, когда 22 истребителя «Kittyhawk» из 233-го крыла вылетели на сопровождение 12 бомбардировщи­ков, шедших бомбить аэродром Эль-Даба. Вскоре поднялось еще 18 Р-40. Их задачей было сопровождать бом­бардировщики, летевшие бомбить же­лезнодорожный вокзал Фука. В состав второй группы входило и шесть аме­риканских истребителей «Warhawk». В ходе полета завязался бой с Bf 109F. В бою 260-я эскадрилья потеряла три са­молета, но все пилоты (в том числе командир эскадрона Девениш) смогли вернуться в расположение своей части. Американский лейтенант О'Нилл вне­запно оказался зажат пятеркой Bf 109F, но не растерялся и атаковал. Сбив двух «мессершмиттов» О'Нилл и сам получил попадание. Раненный лейтенант вып­рыгнул с парашютом над морем. Впро­чем, его быстро подобрали и отправили о госпиталь. Список побед USAAF н Северной Африке был открыт.

После небольшой передышки 31 августа Роммель снова атаковал под Эль-Аламейном. Снова начались оже­сточенные бои на земле и в небе. Нем­цы массированно применяли пикиру­ющие бомбардировщики. Англичане применяли истребители-бомбардиров­щики, чтобы сдержать наступление противника. В первый же день «мессершмитты» сбили восемь английских ис­требителей. На следующий день поте­ри подскочили до 20 машин (в том чис­ле девять Р-40), еще больше самолетов нуждались в ремонте. 12 союзнических самолетов в тот день сбил обер-лейтенант Г.-Й. Марсель (он заявил 17 по­бед). 233-е крыло успешно огрызалось.

В полдень по тревоге поднялись в воз­дух 112-я, 250-я, 450-я и 3-я австралий­ская эскадрильи. Вся эта армада набра­ла высоту 4000 м и взяла курс к восто­ку от Эль-Аламейна. Вскоре союзни­ки заметили группу из 50 немецких самолётов, которых сопровождало 35 Bf 109. 112-я эскадрилья атаковала пики­ровщики, а остальные эскадрильи свя­зали боем истребители. Бомбардиров­щики начали беспорядочно сбрасы­вать бомбы. Командир эскадрильи Б. Дрейк заявил два сбитых Ju 87, а капи­тан Э.К. Сэвилл и взводный офицер Филиппе - по одному. Взводному офи­церу Ливингстону засчитали повреж­дение Ju 87. Австралийцы, которые вели бой с истребителями, заявили две подтвержденные победы (командир эс­кадрильи Р.Х.М. Гиббс и сержант Стюарт) и три вероятные, еще два ис­требителя люфтваффе посчитали по­врежденными. Потери эскадрильи -простреленная машина сержанта Вуда. Тяжелую потерю понесла 4-я южноаф­риканская эскадрилья. В аварии на взлете погиб командир эскадрильи майор Смит. Его место вскоре занял капитан дю Туа. Однако потери, поне­сенные истребителями, позволили бомбардировщикам спокойно отбом­биться. За сутки немецким истребите­лям не удалось сбить ни одного союз­нического бомбардировщика. 2 сен­тября союзники потеряли только де­сять истребителей. 3 сентября истреби­тели «Kittyhawk» провели 156 самоле­то-вылетов, a «Tomahawk» - 21. Аме­риканская 57-я истребительная группа (64-я, 65-я и 66-я эскадрильи) подняла в небо 60 самолетов. За сутки группа потеряла пять Р-40, три получили по­вреждения. 5 сентября Роммель прика­зал прекратить натиск и отойти на ис­ходные позиции. Одной из причин про­вала наступления Роммеля была эф­фективные действия английской авиа­ции, уничтожившей большое число не­мецких танков.

Фронт стабилизировался, но в небе не стало спокойнее. Каждый день анг­лийские Р-40 вылетали на сопровожде­ние бомбардировщиков. Каждый день происходили воздушные сражения. 9 октября англичане провели крупную воздушную операцию, известную под кодовым названием «Daba Prang». Воз­душная разведка определила, что на аэродромах Эль-Даба и Фука стоит множество самолетов стран Оси, увяз­ших в грязи после недавних ливней. Было решено немедленно нанести удар. В операции участвовали семь групп бомбардировщиков и многочис­ленные истребители-бомбардировщи­ки. На подходе к цели англичане на­ткнулись на неожиданно мощное со­противление немецкой истребитель­ной авиации. Союзные пилоты доло­жили о 50 уничтоженных на земле не­мецких самолетах, а еще десять сбили в воздухе. Потери союзники состави­ли 15 истребителей и один бомбарди­ровщик. Среди пилотов, заявивших в тот день победы, был американский 1-й лейтенант Маунт.

Вечером 23 октября английская 8-я армия начала операцию «Lightfoot», которая завершила ход битвы при Эль-Аламейне. Первые два дня в воздухе господствовали союзники, а немецкие самолеты почти не показывались. Ис­требители-бомбардировщики висели над немецкими позициями почти не­прерывно, нарушая снабжение, пара­лизуя коммуникации и поддерживая действия наземных частей. 28 октября генерал Монтгомери резко изменил свои планы и вместо того, чтобы ата­ковать на северном фланге, нанес глав­ный удар в центре, который занимали итальянские части. Несмотря на то, что немцы перебросили в Северную Афри­ку еще несколько авиачастей, в возду­хе господствовали союзники. В нояб­ре в Каир прибыла еще одна американ­ская часть, оснащенная истребителями P-40F «Warhawk» - 79th FG. К тому времени пилоты 57th FG уже одержа­ли в общей сложности 27 достоверных и шесть вероятных побед ценой гибе­ли двух пилотов и 15 машин. Лишь в начале ноября немецкая авиация сно­ва активизировалась. Уже 1 ноября в совместной операции английской 112-й и американской 66-й эскадрилий были подтверждены семь побед над Ju 87. Еще семь побед посчитали вероят­ными. Союзники потеряли две повреж­денные машины. Сержант Де Бурк за­писал две подтвержденные и одну ве­роятную победы над «штуками», но сам получил ранение в бою с немецки­ми истребителями. Пришлось садить­ся на ближайшей ровной поверхности и уоррент-офицеру Эгнью, который перед этим успел сбить один Ju 87, а другой заявил как вероятную победу. Далее бои в воздухе шли каждый день. 4 ноября Роммель, несмотря на приказ Гитлера оборонять позиции до после­днего солдата, начал отступать в рай­он Фука. Над отходящими немецкими частями снова появились английские самолеты, которые сбрасывали бомбы и стреляли из пулеметов. Немецкая истребительная авиация, и без того потрепанная в предыдущих боях, не могла действовать активно из-за не­хватки топлива. Немцы пытались дос­тавить авиационный бензин по возду­ху с Крита и Сицилии, но союзники успешно перехватили немецкие транс­порты. Например, 7 ноября группа в 12 истребителей «Kittyhawk» из 250-й эскадрильи атаковала наземные цели между Сиди-Барани и Соллюмом. Вне­запно появились четыре Ju 52/3m из III./KGzbV 1. Транспортники везли бензин с Крита на аэродромный комплекс в Фука. Англичане быстро ата­ковали противника и сбили трех Ju 52, четвертый совершил вынужденную посадку. Две победы заявил сержант Ниц, а по одной взводный офицер Троук и флайт-сержант Чеп. Вскоре в этом районе появилось несколько Ju 87, со­провождаемых итальянскими истреби­телями С.202 «Folgore» из 18( Gruppo СТ. Бой продолжился. Троук заявил один сбитый Bf 109, а флайт-сержант О'Брайен - повреждение другого. По­вреждение С.202 заявил и взводный офицер Рассел. В этом бою англичане понесли потери - погибли флайт-сер­жант Чеп и летный офицер Колвер. Накануне погиб командир 79-й истре­бительной группы подполковник Макголдрик, который, атакуя наземные цели, попал под огонь зенитной бата­реи. Свою поврежденную машину Макголдрик посадил на минном поле, одна из мин взорвалась и разнесла са­молет подполковника на куски.

8 ноября союзники начали опера­цию «Torch», высадившись во Фран­цузской Африке, открыв там второй фронт. Французские части сопротивля­лись всего несколько дней. Немцам и итальянцам пришлось отступать. В Египте 8-я армия продолжала наступ­ление и к 11 ноября достигла Хальфаи. В этот день 11 истребителей «Kittyhawk» из 2-й южноафриканской эскадрильи, ведомые капитаном Уайлдсмитом, перехватили 15 Ju 87, сопро­вождавшихся шестью Bf 109G из I./JG 77. Южноафриканские пилоты атако­вали, и, несмотря на потерю лейтенан­та Аллен-Уайта и лейтенанта Терона, заявили восемь подтвержденных и че­тыре вероятные победы над Ju 87. Вскоре подоспела 57-я истребительная группа, которая обнаружила в районе Гамбута только три Ju 87. Американ­цы быстро сбили всех троих, потеряв один «Warhawk». В плен попал коман­дир I./StG 3 обер-лейтенант М. Моссдорф. Еще до полудня 233-е крыло и 112-я эскадрилья провели несколько воздушных боев, сбив шесть Ju 52/3m, пять Bf 109G, а также по одному Ju 87 и Fi 156C. Потери союзников состави­ли четыре истребителя «Kittyhawk», еще три истребителя получили тяже­лые повреждения. Командир 4-й юж­ноафриканской эскадрильи Майор Дю Туа совершил вынужденную посадку на ничейной полосе и вернулся в рас­положение своей части пешком. Всего в тот день части, летающие на Р-40, за­явили 24 победы, потеряв семь машин. 17 ноября союзники подошли к Бенгази. Немцы начали эвакуацию го­родского гарнизона. В небе господ­ствовала авиация союзников, затруднявшая действие немецкой транспорт­ной авиации. 250-я эскадрилья сбила над аэродромом Бенина шесть Не 111 и один Ju 52/3m, а на земле уничтожи­ла еще два Не 111 и два итальянских SM81. Три из четырех машин на земле уничтожил флайт-лейтенант Хенкок, который перед этим сбил в небе еще один Не 111. В полдень 3-я австралий­ская эскадрилья заявила два сбитых Bf 109G при потере взводного офицера Апуорда и сержанта Поллока. 450-я эс­кадрилья потеряла одну машину. На следующий день продолжался погром немецкой транспортной авиации. Пер­выми аэродром Магрун атаковали ма­шины 3-й австралийской эскадрильи. Австралийцы уничтожили на земле два Не 111 и сбили взлетавший Ju 52/3m. В полдень 233-е крыло перехватило к югу от Бенгази группу из 20 Ju 52/3m и ата­ковало их силами 2-й и 4-й южноаф­риканских эскадрилий. Летчикам удалось сбить восемь транспортных само­летов ценой потери одного истребите­ля. Тем временем 260-я эскадрилья ата­ковала аэродром Берка, где разведка заметила шесть или семь самолетов, и аэродром Магрун, где находилось до 40 машин противника. Во время нале­та два Ju 52/3m пытались взлететь, но были сбиты. Затем удар нанесла 250-я эскадрилья, обстреляв на земле шесть самолетов. Налет завершили своим ударом австралийцы. Всего за сутки на аэродромах удалось уничтожить де­сять транспортных самолетов. На сле­дующий день пилоты 112-й эскадрильи завязали бой с немецкими двухмотор­ными истребителями. Командир эскад­рильи Дрейк заявил один сбитый и один поврежденный Bf 110, а взводный офицер Райт доложил о сбитом Me 210. В это время 112-я эскадрилья выдели­лась из состава 239-го крыла и вошла четвертой эскадрильей в состав амери­канской 57-й истребительной группы, которая с 20 ноября стала действовать как отдельная часть WDAF. В тот же день части 8-й армии заняли Бенгази, а через семь дней дошли до Агейлы. В период с 5 по 25 ноября англичане по­теряли 45 самолетов, а американцы шесть. Потери стран Оси были тяже­лее. Люфтваффе потеряло 123 самоле­та (из них 78 уничтожено при отступ­лении), а итальянцы лишились около 25 машин. До 13 декабря англичане потеряли еще восемь самолетов, аме­риканцы -11, немцы - 15, а итальянцы - четыре. Американская 57-я истреби­тельная группа в ноябре заявила 17 подтвержденных и одну вероятную победу, потеряв шесть P-40F.

В начале декабря 5-я южноафри­канская эскадрилья, летавшая до сих пор на старых Р-40С «Tomahawk», на­чала переходить на истребители «Kittyhawk». Сформировали 7-е южно­африканское крыло, в состав которо­го вошли все южноафриканские эскадрильи: 1-я, 2-я, 4-я и 5-я). Южноафри­канское крыло сформировали на базе прежнего 233-го крыла, откуда един­ственную английскую 260-ю эскадри­лью передали 239-му крылу.

Главным заданием самолетов Р-40 на этом этапе кампании было нанесе­ние бомбовых ударов по наземным це­лям. Истребителей противника в воз­духе почти не наблюдалось, главную угрозу представляла немецкая зенит­ная артиллерия. Немногочисленные воздушные бои складывались удачно для союзников. 21 декабря шесть ис­требителей «Kittyhawk» из 3-й австра­лийской эскадрильи атаковали аэро­дром Хун, где находилось десять не­мецких самолетов и два планера. Не­смотря на плотный зенитный огонь, австралийцы сумели сжечь семь само­летов, потеряв взводного офицера Бейли и сержанта Би. Видя, что Бейли со­вершил вынужденную посадку, коман­дир эскадрильи Р.Х.М. Гиббс призем­лился рядом, взял пилота к себе в ка­бину и благополучно поднялся в небо. Через три дня аэродром Хун атакова­ла 250-я эскадрилья. В время налета огнем зенитной артиллерии был сбит сержант Пилторп. Флайт-лейтенант Кларк, помня о недавнем поступке Гиббса, сел рядом и подобрал Пилторпа. На взлете самолет попал под огонь зенитной артиллерии и получил по­вреждения, но это не помешало обоим пилотам благополучно вернуться на базу. Двигатель заглох у самого аэро­дрома, машину пришлось сажать на брюхо. 1942 году завершился крупной победой англичан. 30 декабря восемь пилотов из 450-й эскадрильи патрули­ровали линию фронта, когда их атако­вали в районе Бир-эль-Зидан четыре Bf 109G. Бой прошел без потерь, а взвод­ный офицер Уинн доложил о том, что ему удалось повредить один самолет противника. Около полудня восемь других Р-40, на этот раз из 260-й эскад­рильи, в том же районе завязали бой с шестью Bf 109G, которые обстрелива­ли наземные цели. Не обращая внима­ния на плотный зенитный огонь, четы­ре истребителя «Kittyhawk» атаковали противника. Первым на расстояние прицельного выстрела вышел флайт-лейтенант Эдварде, который тут же от­крыл огонь и сбил один «мессершмитт». Не теряя темп, Эдварде обру­шился на второго противника, но тут его пулеметы заклинило. Летному офи­церу Торнхиллу пришлось сделать два боевых захода, прежде чем сбить Bf 109G. Противник взводного офицера Шеппарда взорвался в воздухе. Лет­ный офицер Фоллоу также разнес на куски попавший к нему на прицел Bf 109G. Еще одного «мессершмитта» сбил взводный офицер Ингленд. Пять побед без потерь со своей стороны. Утром того же дня сержант Редигер из 3-й австралийской эскадрильи на вы­соте 8000 метров перехватил одиноч­ный Не 111. К сожалению, на машине Редигера был сбит прицел, и он смог только обстрелять немецкий бомбар­дировщик. Но для австралийцев день еще уготовал новые приключения. В полдень семеро пилотов атаковали группу из 15 немецких истребителей. В коротком бою флайт-лейтенант Уатт, флайт-лейтенант Бордмен и сержант Ригетти заявили по одному сбитому Bf 109G. Кроме того, Уатт заявил одну вероятную победу. Всего в тот день пилоты истребителей «Kittyhawk» за­явили восемь подтвержденных побед без потерь со своей стороны.

Во Французской Африке, где союз­ники открыли еще один фронт, также быстро появились истребители Р-40. Уже на третий день операции с палу­бы американского авианосца «Chenango» взлетели 77 истребителей «Warhawk» из 33rd FG. Группа пере­летела на базу Кемп-Казес. Через три дня в Порт-Лётей прибыло еще 35 Р-40, доставленных английским авианос­цем «Archer». По дороге было потеря­но всего два истребителя, но 21 маши­на получила повреждения в ходе посад­ки. 33-я истребительная группа, воз­главляемая подполковником Уилья­мом У. Момьером, включала в свой состав три истребительных эскадрильи: 58-ю, 59-ю и 60-ю. Пилоты груп­пы еще не имели боевого опыта. По­требовалось довольно много времени для того, чтобы американские летчи­ки акклиматизировались на новом ме­сте, а также освоили тактику, выстра­данную в боях английскими пилотами.

21 ноября французские ВВС, недав­но перешедшие на сторону союзников, получили от американцев 30 новых Р-40 «Warhawk». Командант Мартен, ко­мандовавший французской истреби­тельной эскадрильей Groupe de Chasse П/5, передал свои обязанности команданту Рене Розаноффу. Розанофф еще до войны получил известность как лет­чик-испытатель. Именно ему довелось облетать трофейный немецкий Bf 109B, захваченный в Испании. После капи­туляции Франции в июне 1940 года, Ро­занофф эмигрировал в США, где сумел добиться доверия. Под его руковод­ством французские пилоты прошли ин­тенсивный курс подготовки. Первые полеты французы совершили 26 нояб­ря. Часть Розаноффа получила офици­альное название Groupe Lafayette. К Рождеству группа обрела боеготов­ность. К сожалению, не обошлось без досадного инцидента. 9 января 1943 года во время перелета на базу 33-й истребительной группы в Телепте, двое пилотов дезертировали и на но­вых машинах ушли во Францию.

Первоначально 33-я истребитель­ная группа находилась в резерве и к бо­евым вылетам приступила лишь в на­чале декабря, когда вошла в состав XII Air Support Command. Первые атаки наземных целей группа провела 6 де­кабря, а первую победу пилоты одер­жали 7 декабря. Двое летчиков из 60th FS занимались свободной охотой в районе аэродрома Сехира. Безрезуль­татно покружив в заданном районе, летчики повернули назад. Пролетая над аэродромом Габес, истребители заметили три стоящих на земле немец­ких самолета. Американцы обстреля­ли их и уничтожили две машины. Од­нако истребитель 1-го лейтенанта Баузера получил повреждения от зенит­ного огня, что заставило пилота совер­шить вынужденную посадку, едва его самолет перевалил за линию фронта. Первую победу в воздухе 33-я группа одержала еще через два дня. Лейтенант Чарльз Б. Пилльон из 58-й эскадрильи сбил над своим аэродромом одиноч­ный Ju 88. 19 декабря Пилльон поднял­ся в воздух на перехват приближаю­щихся самолетов противника. Как вы­яснилось, противником был одиноч­ный разведывательный Ju 88 из 2(F)./ 122. Началась погоня, которая закон­чилась победой Пилльона. Сбитый Ju 88 рухнул в районе Керуана. Два дня спустя группа понесла первую потерю, причем весьма болезненную. При не­известных обстоятельствах погиб ко­мандир 58-й эскадрильи майор Лоуренс, не вернувшийся из боевого выле­та. На утро американцы из 58-й эскад­рильи перехватили несколько двухмо­торных штурмовиков Hs 129 из 8(Pz)./ SG 2, и капитан Чейс сбил один из них, несмотря на то, что у него отказало пять из шести пулеметов. Второго «хеншеля» сбил лейтенант Томас. За­тем пилоты заметили и обстреляли шедший поезд.

1943 год начался не лучшим обра­зом. Уже 1 января 3-я австралийская эс­кадрилья потеряла двух пилотов, а 33-я истребительная группа - одного. 2 ян­варя 250-я эскадрилья потеряла три машины, а 260-я эскадрилья - две, су­мев при этом сбить два Bf 109G и по­вредить еще один. Напряжение в воз­духе с каждым днем усиливалось. По­тери с обеих сторон росли. 8 января отличилась 58-я эскадрилья. В полдень самолеты эскадрильи вылетели сопро­вождать штурмовики А-20, атаковав­шие немецкие танки в районе Габес. Командовал истребительным прикры­тием подполковник Момайер. В ходе операции американцев атаковало не­сколько Bf 109G и Fw 190A. Командир 33-й группы сбил один «мессершмитт», а лейтенанты Уоткинс и Грей - по од­ному Fw 190. В период с 6 декабря до 13 сентября пилоты 58-й эскадрильи заявили уничтожение 14 танков, шес­ти бронеавтомобилей, 200 грузовиков, двух локомотивов. 20 вагонов и 15 са­молетов. К числу побед следует доба­вить и сбитый по ошибке «Beaufighter» из 153-й эскадрильи RAF.

14 января стал черным днем для WDAF. В полдень 57-я истребительная группа сопровождала бомбардиров­щики, шедшие на Геддабию. Во время вылета пришлось вступить в бой с не­сколькими Bf 109G. Удалось обойтись без потерь. Майор Г.Б. Билби сбил один «мессершмитт», а затем другой совместно с лейтенантом Г.Л. Кроуэллом. Лейтенант Ричард У. Кимбелл повредил один Bf 109G. Капитан Йейтс из 66-й истребительной эскадри­льи был зажат восемью Bf 109 и С.202, но сумел вырваться, сбив одного ита­льянца и нырнув в облака. Немецкая сторона потеряла обер-фельдфебеля В. Брандта из I./JG 77, имевшего на бое­вом счету 37 побед. Вскоре после это­го успеха 48 истребителей «Kittyhawk» из 239-го крыла вылетели сопровож­дать следующую группу бомбардиров­щиков. И на этот раз союзников ата­ковали истребители из JG 77. Прикры­вая бомбардировщики, 239-е крыло потеряло 11 истребителей, сумев одер­жать всего три победы. Ближе к вече­ру союзники потеряли еще один «Kittyhawk» из 3-й австралийской эс­кадрильи, а взводный офицер Бейли заявил один сбитый Bf 109G. На следующий день боевое крещение приня­ли французские летчики. Четверо из них, ведомых Розаноффым, взлетело с аэродрома Телепте. В этот момент в воздухе появилась восьмерка Bf 109G, которые тут же атаковали французов. Лейтенант Лестум получил ранение в лицо, но сумел посадить свой повреж­денный самолет. Шеф-адъютант Деланнуа погиб, атакованный сразу тре­мя «мессершмиттами». Лейтенант Эбрар отделался вынужденной посадкой. Спустя несколько часов, в момент ког­да на посадку заходило два других французских самолета, над аэродро­мом появилось десять немецких истре­бителей, которые сбросили бомбы и обстреляли стоящие на земле самоле­ты. Французы быстро убрали шасси, набрали скорость и вместе с американскими пилотами из 58-й эскадрильи попытались навязать противнику бой. Немцы бой приняли и сбили лейтенан­та Уоткинса.

Главной задачей Р-40 в этот пери­од было сопровождение бомбардиров­щиков, которые постоянно атакова­лись немецкой авиацией. Тактические бомбардировки, проводимые с помо­щью средних бомбардировщиков, были важным элементом наступатель­ной стратегии союзников. Поэтому даже небольшие группки бомбарди­ровщиков неизменно сопровождались истребителями. Кроме того, самолеты Р-40 выступали и в роли истребителей-бомбардировщиков. При этом их так­же сопровождали другие Р-40 или анг­лийские истребители «Spitfire». Каж­дый день союзная авиация наносила чувствительные удары по наземным частям противника. Немцы активно применяли новейшие типы самолетов: Bf 109G-4 и Fw 190A-4. Особенно гроз­ным противником был «фокке-вульф», оснащенный звездообразным двигате­лем воздушного охлаждения. Fw 190 обладал великолепными летными ха­рактеристиками и нес мощное воору­жение, не имея себе равных в небе Се­верной Африки.

24 января 239-е крыло перебазиро­валось в Кастель-Бенито. а уже на сле­дующий день провело массированный налет на аэродром Бен-Гардане. На земле удалось уничтожить четыре Bf 109G, а пилоты 450-й эскадрильи по случаю сбили одиночный Ju 88. На базу не вернулся взводный офицер Р. Уинн, попавший под огонь зенитной батареи. Еще один английский само­лет получил серьезные повреждения от зенитного огня. По мере продвижения наземных частей, эскадрильи переба­зировались на все новые аэродромы: Эль-Саса, Зуара и Неффатия. В бой снова вступила 7-е южноафриканское крыло, возглавляемое подполковни­ком Лофтусом. В составе крыла дей­ствовали 2-я, 4-я и 5-я южноафриканс­кие эскадрильи. 19 января в Африку прибыла следующая американская ис­требительная группа, оснащенная ма­шинами P-40F «Warhawk» - 325th FG. Группу возглавлял подполковник Гор­дон X. Остин, в состав группы входи­ли три эскадрильи: 317th, 318th и 319th FS. Группу доставил к берегам Афри­ки американский авианосец «Ranger». Базовым аэродромом группы стал Кемп-Казес. Вскоре группа соедини­лась с 57-й и 79-й группами.

22 февраля первые части союзни­ков высадились в Тунисе. Через четыре дня немцы предприняли новую на­ступательную операцию, пытаясь вер­нуть себе инициативу. Однако силы Роммеля были на исходе и наступле­ние быстро захлебнулось. В первый день боев, 26 февраля, союзническая авиация провела шесть налетов на главную базу JG 77 - аэродром Габес. Немцы отчаянно сопротивлялись, су­мев сбить 14 истребителей «Kittyhawk». а еще несколько машин серьезно повредить. Союзники сумели в ответ одержать 12 подтвержденных и четыре вероятные победы. 10 марта 112-я эскадрилья завязала бой с груп­пой Ju 87D, которых сопровождало не­сколько Bf 109G из JG 77. Взводный офицер Гест заявил два сбитых истре­бителя противника. Это были 200-я и 201-я победы эскадрильи. Кроме того, летный офицер Ливингстон сбил один пикирующий бомбардировщик. Одна­ко эти победы имели горький привкус - на базу не вернулось шестеро пило­тов, в том числе канадец флайт-лейтенант Роберт Р. Смит, имевший 8 побед. В тот же день 112-я эскадрилья поте­ряла еще одну машину, но ее пилот су­мел вернуться в расположение своей части. Через три дня в районе Габеса 34 истребителя «Warhawk» из 57-й ис­требительной группы завязали бой с Bf 109G из JG 77. Лейтенант Уильям С. Бах сумел поразить один «мессершмитт», который взорвался в воздухе. Майор Найт сбил еще один Bf 109, а два других повредил. Прицельно об­стрелял один Bf 109 лейтенант Булвар. Но на базу не вернулось сразу четыре истребителя «Warhawk». причем спас­тись удалось лишь одному пилоту.

Растущие потери среди Р-40, а так­же появлявшиеся во все больших ко­личествах новые модификации истре­бителя «Spitfire», привели к тому, что Р-40 все чаще и чаще стали использо­вать в роли истребителей-бомбарди­ровщиков. Но и эта роль была для Р-40 весьма опасной. Ведь это был истре­битель, с характерной для истребите­ля слабой броней. Однако Р-40 часто удивлял пилотов своей живучестью. Конструкция самолета выдерживала прямые попадания 20-мм снарядов. Тем временем, 33-я истребительная группа получила новые P-40L. Истре­бители-бомбардировщики Curtiss P-40 сыграли важную роль в прорыве «ли­нии Марет», которую немецкие части были вынуждены покинуть 25 марта. Через четыре дня после этого пилоты 7-го южноафриканского крыла одер­жали крупную победу. Они атаковали аэродром Ачичина, уничтожив там пять итальянских С.202, а еще 12 по­вредив, потеряв при этом всего одну машину. Март закончился крупной по­бедой американцев. 31 марта бои в воз­духе начались с самого утра. Четыре P-40L из 60-й эскадрильи 33-й группы проводили разведку в районе Фаида. Там они засекли четыре взлетавших Bf 109G. Американцы не успели атако­вать противника, так как внезапно по­пали под удар другой четверки «мессершмиттов», зашедшей со стороны солнца. Во время короткого боя лей­тенант Джордж С. Эрвин сбил один немецкий истребитель. Через два часа 12 истребителей «Warhawk» из той же эскадрильи вылетели атаковать цели на шоссе в районе Эль-Геттара. Там американцы заметили три Bf 109G. Немцы оказались захвачены врасплох 1! все были сбиты. Авторами побед ста­ти лейтенанты Хансон, Э.Дж. Мозес и Култер. В этот день I./JG 77 потеряла в том районе двух пилотов. Удача со­путствовала и 58-й истребительной эскадрильи. Капитан Стюк и лейтенант Парти сбили ранним утром по одному Bf 109G. В полдень 12 истребителей эскадрильи атаковали наземные цели в районе Эль-Геттара. Там им попа­лось несколько Ju 87 в сопровождении «мессершмиттов». Свое мастерство по­казал командир 33-й истребительной группы полковник Момайер, который решил слетать на боевое задание. В ходе боя полковник заявил сразу четы­ре сбитых Ju 87. Пятую «штуку» сбили коллективными усилиями шесть истре­бителей, ведомых капитаном Дунканом. Немцам удалось сбить один «Warhawk», вместе с которым погиб лейтенант Граббс. Тем временем на фронте появилась новая часть, осна­щенная машинами P-40F. Это была американская 324-я истребительная группа. В группе было только две эс­кадрильи: 314-я, приданная 57-й груп­пе, и 316-я, действовавшая в составе 79-й группы. Пилоты этих двух эскадри­лий успели поучаствовать в последних боях на «линии Марет».

Английская 8-я армия и американ­ский II корпус продолжали наступать. 12 апреля англичане заняли Сусс. а на следующий день вышли к Энфидавиллю. Немцы контролировали лишь не­большую площадь на севере Туниса, подвергавшуюся непрерывным бом­бардировкам союзнической авиацией.

5 апреля союзническая авиация на­чала операцию «Flax», в ходе которой планировалось полностью перерезать линии снабжения DAK. Поскольку на Средиземном море безраздельно гос­подствовал английский ВМФ, снабже­ние DAK шло по воздуху. Немецкие транспортные самолеты в большом числе совершали рейсы между Туни­сом, с одной стороны, и Сицилией или Критом, с другой. Истребительного сопровождения почти не было. В ре­зультате союзнические истребители безнаказанно охотились на перегруженные транспортные самолеты. Дей­ствия союзнических истребителей были еще эффективнее, благодаря по­мощи радиолокационных станций. В первый же день операции «Flax» осо­бенно отличились истребители «Lightning», но и старые машины «Warhawk» показали себя с лучшей стороны. В полдень в воздух поднялись машины 60-й эскадрильи 33-й истреби­тельной группы. Вел отряд полковник Момайер. В задачу истребителей вхо­дило сопровождение бомбардировщи­ков. На обратном пути американцы на­ткнулись на полтора десятка Bf 109G, которые неудачно попытались атако­вать. Майор Леви Р. Чейс сбил один «мессершмитт», но большинство P-40L должно было возвращаться на базу в виду нехватки топлива. Оставшиеся американские истребители продолжи­ли бой в районе Хаджеб-эль-Айоуна. Вскоре Чейс сбил еще один немецкий самолет и атаковал третий. В этот мо­мент на хвост Чейсу сел другой Bf 109G. На помощь майору поспешил лейтенант Генри, который успешно сбил немца. Чейс продолжил атаку и повредил Bf 109G. В бою был ранен лей­тенант Джордж К. Пауэлл, который со­вершил вынужден­ную посадку на сво­ей территории и по­пал в госпиталь.

Удача улыбну­лась пилотам истре­бителей «Warhawk» 18 апреля, когда 46 машин из 57-й ис­требительной груп­пы (плюс 314-й ис­требительной эс­кадрильи) вместе с английскими истре­бителями «Spitfire» атаковали форма­цию из 65 Ju 52/3m, сопровождаемых 21 истребителем. Во время грандиозного сражения союзни­ки сбивали транспортные самолеты один за другим. Избиение противника продолжалось в течение часа. В море рухнуло 24 Ju 52/3m, девять Bf 109G и один Bf 110E. Еще 35 транспортных самолетов совершили вынужденную посадку на побережье. Первоначально союзники заявили 146 подтвержден­ных и 17 вероятных побед, а также по­вреждение 77 машин. Позднее, после тщательного анализа рапортов, 64-й эскадрильи засчитали 6.5 побед (плюс одну вероятную). 65-й эскадрильи -17, 66-й эскадрилье 26.5. а 314-й - 25. Все­го 75 побед. По пять побед заявили лейтенант Ричард Э. Даффи, лейтенант Макартур Пауэрс-младший, а также лейтенант Артур Б. Кливленд. Четыре победы записали на счет капитана Р.Э. Уиттэйкеру. Американцы потеряли шесть истребителей. На следующий день повезло 7-му южноафриканскому крылу, которое возглавлял подполков­ник Д.Х. Лофтус. Южноафриканские пилоты атаковали над Средиземным морем группу итальянских транспор­тных самолетов, идентифицированных как Ju 52/3m, в сопровождении истре­бителей С.202. Пилоты 2-й и 5-й юж­ноафриканских эскадрилий заявили 15 и 20 трехмоторных транспортных са­молетов (плюс четыре вероятные по­беды), потеряв две машины. В действи­тельности итальянцы потеряли восемь SM82, еще четыре машины совершили вынужденную посадку. Следующую охоту на транспортную авиацию союз­ники провели 22 апреля. Части 7-го южноафриканского крыла, ведомые оператором РЛС, точно вышли на пе­рехват 20 огромных шестимоторных Me 232 из TG 5. Это были самые круп­ные транспортные самолеты люфтваф­фе, способные брать тяжелые грузы. Они были под завязку загружены боч­ками с бензином, поэтому вспыхивали как свечки от первых же попаданий. Союзники заявили 25 сбитых Me 232, из которых 22 записали на счет 4-й и 5-й южноафриканских эскадрилий. Фактические потери немцев составили 16 Me 232, а союзники потеряли одно­го пилота. Войскам стран Оси был на­несен мощнейший удар. Они не толь­ко лишились топлива, но и не смогли провести эвакуацию.

22 апреля части I армии атаковали позиции Оси, позволив 8-й армии ак­тивизировать действия под Энфидавиллем. Истребители Р-40 патрулиро­вали район мыса Бон, атакуя неболь­шие немецкие транспорты, пытающи­еся по морю пробиться к Тунису. На­пример, 28 апреля 4-я южноафриканс­кая эскадрилья в двух вылетах отпра­вила на дно четыре баржи и транспорт общим водоизмещением 5000 брутто-тонн. Через два дня американские пи­лоты из 87-й и 316-й эскадрилий пото­пили итальянский эсминец и сбили два истребителя (в действительности, ита­льянские ВВС потеряли лишь один Macchi С.205 «Veltro»), В это же время пилоты 65-й эскадрильи 57-й истреби­тельной группы также потопили одно

судно, а другое повредили. Кроме того, американцы сбили два Bf 109G, еще одну победу записали как вероятную. 3 мая американская 1-я танковая дивизия заняла Матер, а через четыре дня вышла к Бизерте. Основные силы DAK оказались зажаты на полуостро­ве Ken-Бон, ожидая эвакуации. Союз­ники непрерывно бомбили полуост­ров. В небе постоянно висели истреби­тели-бомбардировщики Р-40. Немец­ко-итальянские войска, сталкиваемые в море и постоянно подвергаемые бом­бардировке, 13 мая капитулировали. В плен попало 248 тысяч солдат, в том числе 15 немецких и семь итальянских генералов.

Перед десантом на Сицилию союз­ники предприняли ряд налетов на аэродромы противника. Вылеты про­ходили на минимальной высоте, где главным противником для Р-40 была немецкая зенитная артиллерия. Важ­ным элементом тактики была внезап­ность. Успешный налет на базу италь­янских гидросамолетов в Станьоне на Сицилии утром 1 июня совершила 325-я истребительная группа. Американ­цам удалось уничтожить 12 машин и четыре вспомогательных судна. Аме­риканцы потеряли лейтенанта Томаса Б. Джонсона, чей «Warhawk» получил попадание и взорвался в воздухе. Не­сколько частей сменило самолеты Р-40 на истребители «Spitfire» Mk V. Это были в основном южноафриканские эскадрильи. К началу высадки десанта на Сицилию истребители «Kittyhawk» оставались только в со­ставе только 5-й южноафриканской эскадрильи. 239-е крыло по-прежнему летало на Р-40 (112-я, 250-я, 260-я, 450-я и 3-я австралийская). Все эти части входили в состав Северо-западного аф­риканского тактического воздушного соединения (North West African Tactical Air Force - NWAfTAF).

Высадка десанта на Сицилии нача­лась 10 июля. С рассвета в воздухе кру­жили истребители-бомбардировщики Р-40, прикрывавшие высаживающий­ся десант. Самолеты наносили точные удары по аэродромам, дорогам и опор­ным пунктам противника. Сопротив­ление немецкой истребительной авиа­ции было минимально, но за сутки со­юзники потеряли 11 истребителей. В последующие дни преимущество союз­ников только увеличивалось. Пилоты союзников каждый день совершали по два-три боевых вылета, не давая передышки подразделениям танковой ди­визии «Hermann Goering», пытавшей­ся контратаковать в районе Гелы. 15 июля истребители-бомбардировщики провели серию налетов на цели в рай­оне Энны, Мессины и Милаццо. На следующий день немецкие войска сно­ва контратаковали, вынудив 8-ю ар­мию остановиться. Но лишенные под­держки с воздуха, а также испытывав­шие нехватку снабжения немецкие ча­сти очень быстро выдохлись и отошли на исходные позиции. 20 июля посчас­тливилось капитану Ралфу Дж. Тейлору-младшему из 317-й истребительной эскадрильи 325-й истребительной группы. В ходе одного воздушного боя он смог сбить сразу три итальянских истребителя. Через десять дней этот результат повторил капитан Уолтер Р. Уолкер-младший из той же эскадри­льи, сбивший три Bf 109G. В сентябре 325-ю истребительную группу сняли с фронта и отправили в Тунис для перехода на истребители Republic P-47 «Thunderbolt». Всего на истребителях Р-40 группа совершила 3990 самолето­вылетов, сбив 135 самолетов против­ника и сбросив 150 тонн бомб.

Бои продолжались до 14 августа. В последние дни операции 5-я южноаф­риканская эскадрилья перешла в со­став 239-го крыла. Теперь все самоле­ты Р-40 были собраны в составе одно­го соединения. На протяжении июля крыло занималось охотой на поезда противника, а в начале августа пере­ключилось на борьбу с судоходством. В последний день операции 3-я авст­ралийская эскадрилья была атакована шестеркой С.202. Но итальянцы сража­лись без вдохновения. Один С.202 был сбит, три получили повреждения, а ав­стралийцы потерь не понесли. После того, как союзники оккупировали Сицилию, правительство Бенито Муссо­лини пало. Новое правительство возгла­вил Пьетро Бадолио, который 3 сентября (в день высадки союзников в Италии) подписал сепаратный мир, а через девять дней объявил войну Германии.

Тем временем 239-е крыло, возглав­ляемое командиром крыла Дэвидом Хейсомом, действовало с аэродрома в Милаццо. Туда начали прибывать но­вые модификации самолета Р-40 (К, М и N - «Kittyhawk» Mk. IV). В октябре крыло перебазировалось в Фодджу. Главной задачей эскадрилий была бомбардировка наземных целей и до­рог непосредственно за линией фрон­та. В октябре части 239-го крыла со­вершили несколько вылетов в Югосла­вию, сбрасывая бомбы и доставляя партизанам снабжение. 24 октября со­юзники провели несколько успешных налетов на немецкие части в районе Куна на полуострове Пелесан в Юго­славии. Кроме того, в этот день Р-40 потопили судно водоизмещением 1400 брутто-тонн, а также сожгли баржу с живой силой.

В феврале 1944 года боевые дей­ствия на Средиземноморье несколько оживились. Истребители-бомбарди­ровщики «Kittyhawk» теперь летали почти ежедневно. Р-40 брали на вне­шнюю подвеску бомбы массой до 454 кг. 24 февраля 49 Р-40 участвовало в разгроме немецкой моторизованной колонны, шедшей в Кассино. Было уничтожено 46 машин, еще 50 получи­ли повреждения. Истребители-бомбар­дировщики «Kittyhawk» поддержива­ли действия новозеландской пехотной дивизии в районе Кассино, а в конце февраля крыло переключилось на борьбу с судоходством на Адриатичес­ком море. В начале марта крыло снова перебросили в район Кассино и Анцио. 3 марта 59 машин уничтожило артил­лерийские позиции к северу от Квино.

11 марта самолеты 239-го крыла впер­вые со времен боев на Сицилии, стол­кнулись в воздухе с самолетами про­тивника. 3-я австралийская эскадрилья перехватила четыре Bf 109G и один SM79. Бомбардировщик австралийцы сбили. Через два дня пилоты этой же эс­кадрильи сбили одиночный Ju 52/3m. Тем временем 260-я эскадрилья получи­ла новые машины - «Mustang» Mk. III.

В апреле союзники приступили к нарушению железнодорожного движе­ния на севере Италии. Это были труд­ные вылеты, так как железнодорожные станции немцы хорошо прикрывали зенитной артиллерией. Во время выле­тов Р-40 обычно сопровождались ис­требителями. В этот период 239-е кры­ло приняло свой последний воздушный бой на Р-40. 7 апреля 12 истребителей-бомбардировщиков «Kittyhawk» из 112-й эскадрильи шли над аэродромом Риети, откуда в воздух поднималось 12 Fw 190. В коротком бою англичане заявили три победы, потеряв две машины.

5 мая Р-40 239-го крыла провели удачную бомбардировку 227-кг бомба­ми плотины в Пескаре. Плотина была полностью уничтожена, крыло не по­теряло ни одного самолета. Далее кры­ло поддерживало атаку польского II корпуса на Монте-Кассино. В июне-июле Р-40 охотились на суда на реке По, а в августе сыграли заметную роль в прорыве линии фронта в районе Импрунета. Крыло участвовало в проры­ве «линии Готов». Пробыв какое-то время на Крите, 239-е крыло перебази­ровалось в Иези, откуда должно было поддерживать действия 8-й армии. Штурм «линии Готов» начался 26 ав­густа. Для Р-40 наступил период тяже­лых боев. Летчики атаковали наземные цели на передовой линии, оказывая непосредственную поддержку наступа­ющим сухопутным частям. Однако не­смотря на всю помощь, наступление союзников быстро захлебнулось. В сентябре на фронт прибыла новая часть, оснащенная машинами «Kittyhawk» Mk. IV. Это была 11-я южноафриканская эскадрилья, входив­шая в состав 8-го южноафриканского крыла. Первоначально 11 -я эскадрилья летала на истребителях «Spitfire», но позднее ее перевооружили самолетами Р-40, оставшимися от 5-й южноафри­канской эскадрильи. Состояния боего­товности 11-я эскадрилья достигла в конце октября и убыла на фронт, где действовала с аэродрома Понтедера.

В октябре-ноябре 1944 года 239-е крыло действовало над Югославией. Только за одну неделю ноября само­леты крыла уничтожили более 100 по­ездов, три Ju 52/3m на аэродроме и множество других целей. В это время истребителями «Mustang» оснастили и 3-ю южноафриканскую эскадрилью. На Р-40 в 239-м крыле теперь летали только 250-я и 450-я эскадрильи. Кры­ло перебазировалось в Фано, откуда могло действовать над Югославией, Грецией и островами Эгейского моря.

В начале 1945 года союзники про­должали медленно наступать в Ита­лии, а Р-40 239-го крыла (возглавляе­мого командующим крылом Дж.Х. Уэстлейком) продолжали действовать в роли штурмовиков, часто атаковали и прибрежное судоходство противни­ка. 18 марта крыло участвовало в удач­ном налете на порт Венеции, в ходе которого потопили транспорт «Otto Loenhardt», а также подожгли и уничтожили танкер, торпедный катер, не­сколько барж и береговые склады. Эффективно действовали Р-40 и во вре­мя боев в районе Турина. Немецкие войска в Италии капитулировали 24 апреля, но бои продолжались вплоть до 2 мая. К этому дню машины «Kittyhawk» Mk. IV состояли на воо­ружении только трех частей: 250-й, 450-й и 11-й южноафриканской эскадри­лий. Вскоре и эти эскадрильи пересе­ли на «Мустанги».