белорусский санаторий озерный фото и отзывы посетителей

Тихий океан - оборона

 

Война на Тихом океане началась внезапным налетом японской авиации на американскую базу Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. Атака Перл-Харбора стала первым этапом японского плана по захвату источников стратеги­ческого сырья в регионе, позволивших бы вести длительную войну. Одновре­менно с этим японская армия атакова­ла на юге. Союзники оказались захва­ченными врасплох, японцы стреми­тельно занимали территории.

В Перл-Харбор находились три базы USAAC - Беллоуз, Хикем и Уилер. Части, дислоцированные на этих базах, располагали истребителя­ми Р-40В и С «Tomahawk», а также Р-36. Так как американцы оказались зах­вачены врасплох, большинство истребителей было уничтожено на земле. В результате координированного отпо­ра японцам в небе Перл-Харбора аме­риканцы организовать не смогли. Не­смотря на это, в воздух удалось под­нять несколько машин, которые одер­жали первые победы в войне. Особен­но отличились двое пилотов из 47th PS 16th PG: 2-е лейтенанты Джордж С. Уэлш и Кеннет М. Тейлор. Оба летчи­ка были недавно произведены в офи­церы. Они возвращались в казармы из ночного офицерского клуба, когда по­казались первые японские самолеты. Офицеры по телефону приказали гото­вить машины к взлету и спустя не­сколько минут уже были в воздухе. На недостаток целей пожаловаться было нельзя. Они обнаружили и тут же ата­ковали группу из 12 пикирующих бом­бардировщиков Aichi D3A1 «Val», кру­жившую над базой корпуса морской пехоты Ива. Уже в первой атаке Уэлш сбил один D3A1, а противник Тейло­ра взорвался в воздухе. Через несколь­ко минут американцы заметили еще одну группу D3A1, шедшую над водой, атаковали ее и заявили еще по одной победе. Тут летчикам пришлось лечь на обратный курс, поскольку боеком­плект подошел к концу. Но возвраще­ние прошло с трудом. Американская зенитная артиллерия вела огонь по все­му, что находилось в воздухе. Несмот­ря на плотный заградительный огонь, оба летчика добрались до базы, попол­нили боекомплект, и снова поднялись в воздух. В этот момент база Уилер подверглась налету 15 пикирующих бомбардировщиков. Три D3A1 немед­ленно село на хвост Уэлшу. Тот отча­янно маневрировал, пытаясь уйти от преследования. При возможности он атаковал другого D3A1, сидевшего на хвосте у Тейлора. Но Тейлор все же был ранен и посадил свою поврежден­ную машину возле аэродрома. Японс­кий борт-стрелок повредил и Р-40С Уэлша, но тот решил продолжать бой до тех пор, пока машина сохраняет управляемость. Над аэродромом Ива-филд Уэлш заметил уходящий в сторо­ну открытого моря пикировщик. В ко­роткой погоне Уэлш сбил японца, а потом приземлился на аэродроме Халейва. Там его Р-40 подготовили к но­вому полету. На этот раз вместе с Уэлшем вылетел лейтенант Джон Дейнс на Curtiss P-36. Однако Дейнс быстро был сбит огнем американской зенитной артиллерии в районе казарм Шефилд. Уэлш также больше опасался огня соб­ственной зенитной артиллерии, чем самолетов противника. Вскоре он при­землился на базе Уилер. Ему и Тейло­ру засчитали по четыре победы и пред­ставили к кресту за отличную службу. Их победы стали первыми победами USAAC над японской авиацией. Над базой Беллоуз в бою с японцами погиб лейтенант Джордж А. Уайтмен из 44th PS 18th PG, а лейтенант Сэмюэл Бишоп получил ранение и посадил свой Р-40 на воду у берега. Кроме того, в кабине своего Р-40 погиб лейтенант Ханс К. Кристиансен, срезанный очередью японского истребителя во время рулежки. Всего в момент налета японс­кой авиации на Гавайи там находилось 62 Р-40В и 11 Р-40С, из которых япон­цы уничтожили 55.

Утром 8 декабря 1941 года японс­кая авиация начала действия над Фи­липпинами. В этот момент на острове Лузон, который был центром обороны союзников в регионе, находилось V Intercept Command, в состав которого входили 24-я и 35-я истребительные группы. 24th PG включала в себя: 3rd PS, дислоцированную на Ибе, 18 Р-40Е, 17th PS, дислоцированную на аэродро­ме Николз-филд, 18 Р-40Е, а также 20th PS, дислоцированную на аэродроме Кларк-Филд, 18 Р-40В. 35-я истреби­тельная группа объединяла две эскад­рильи, одна из которых (21st PS) дис­лоцировалась на аэродроме Дель-Кармен и располагала 18 Р-40Е. Первый удар японцы обрушили на морскую базу Давао, расположенную на южном побережье Минданао, а также на цели на острове Лузон. Сопротивления в воздухе японцы не встретили. Много­численные Р-40 кружили в воздухе всю первую половину дня и к обеду верну­лись на аэродромы. В этот момент над базой Кларк-Филд появились 53 япон­ских бомбардировщика в сопровожде­нии 36 истребителей А6М2. 54 других бомбардировщика в сопровождении 53 истребителей в это же время обруши­лись на аэродром Иба. Японцы суме­ли уничтожить на земле десять истреби­телей Р-40, а также почти 50 самоле­тов других типов. Кроме того, в воз­духе японцы сбили девять Р-40. Аме­риканцы заявили шесть сбитых «Зеро», в том числе по две победы заявили лей­тенант Ренделл Б. Китор из 20th PS и лейтенант Джек Доналдсон из 21st PS. Всего до вечера V Interceptor Command потеряло 55 Р-40. На следующий день Р-40Е из 17-й эскадрильи атаковали бомбами крейсер «Нака» и легко его повредили. В бою над аэродромом Дель-Кармен лейтенант Джордж Кайсер и лейтенант Уильям Шеппард из той же 17-й эскадрильи сбили по два А6М2. В то же время эскадрилья поте­ряла три Р-40. Хуже пришлось 20-й эскадрильи, лишившейся 11 машин, несмотря на то, что лейтенант Джозеф Мур и лейтенант Карл Джиз заявили по два «Зеро».

Р-40 на Филиппинах несли огром­ные потери не только в боях, но и по небоевым причинам. Незнакомые с матчастью пилоты дорого платили за свои ошибки. Но были и удачи. Более других отличился один из пилотов 17-й эскадрильи лейтенант Бойд Д. Ваг­нер. 12 декабря он вылетел на своем Р-40Е на разведку в район Апарри. По дороге его атаковали два истребителя Ки-27, но Вагнер быстро сбил обоих. Разгоряченный боем, он обстрелял по­павшийся на маршруте японский аэро­дром, уничтожив там еще пять или шесть японских самолетов. На обрат­ном пути его снова атаковали, на этот раз три Ки-27. Прежде чем кончились патроны, Вагнер успел сбить два истре­бителя. Все его жертвы были из 50-го сентая. 14 декабря капитан Грант М. Махони в одиночку совершил налет на японский аэродром Виган. На земле капитану удалось уничтожить несколько самолетов противника. На следую­щий день три Р-40 снова атаковали аэродром Виган. Каждый из самолетов нес под крыльями по шесть 9-кг бомб. Особых результатов налет не достиг, но огнем зенитной артиллерии япон­цев был сбит лейтенант Рассел М. Черч-младший. который погиб в ре­зультате взрыва самолета. На перехват двух оставшихся Р-40 поднялся оди­ночный Ки-27. Лейтенант Вагнер, уча­ствовавший в налете, тут же сел япон­цу на хвост и сбил его. Так Вагнер стал первым асом американской авиации и кавалером креста за отличную службу. Однако и сам Вагнер был ранен и с трудом дотянул до базы. 30 апреля 1943 года, уже летая на Р-39 в составе 35-й истребительной группы, он одержал еще три победы. В 1943 году Вагнер вернул­ся в США, где погиб в катастрофе на базе USAAF Элджин во время учебного по­лета на Р-40. Вторым асом USAAF стал командир 21-й истребительной эскадри­льи капитан У.Э. Дайсс.

Стремительно японская армия за­нимала Гонконг, Сингапур, Борнео и Селебес. Филиппины также перешли в руки японцев. Следующей их целью стала Ява, входящая в состав Голландской Ист-Индии. Оборона острова была явно недостаточной. Авиация союзников на Яве насчитывала около 100 машин, в том числе около 30 Р-40. Для обороны острова спешно форми­ровались части, укомплектованные беженцами с Филиппин и других тер­риторий. Подходили немногочислен­ные австралийские подкрепления. Так удалось сформировать пять истреби­тельных эскадрилий. Первой сформи­ровали 17-ю временную истребитель­ную эскадрилью, оснащенную Р-40Е. Эскадрилья заняла аэродром на севе­ро-западной оконечности Явы и почти сразу приступила к боевым вылетам. Эскадрилья действовала в крайне тя­желых условиях, почти не имея техни­ческого и материального обеспечения. Несмотря на это, летчикам эскадрильи удалось одержать несколько блестя­щих побед. Капитан Уильям Дж. Хеннон в период с 3 по 25 февраля сбил три бомбардировщика Ки-21 «Sally» и два истребителя «Зеро». Капитан Грант М. Махони, командир 17-й эс­кадрильи, записал на свой боевой счет три японских самолета. Лейте­нант Эндрю Дж. Рейнолдс сбил три А6М2 и один бомбардировщик, а ка­питан Джеймс Б. Морхед в ходе од­ного вылета по обороне голландско­го порта в Сурабае сбил два бомбар­дировщика. Статус аса получил и лейтенант Джордж Э. Кайсер. Боевые действия на земле начались 18 фев­раля. Спустя две недели стало ясно, что дальше оборонять остров невоз­можно. Наземные части капитулиро­вали 8 марта, а некоторые летчики ушли на своих машинах в Австралию, где большинство из них попало в ряды 49-й истребительной группы.