Советский Союз

 

Некоторое число истребителей Р-40 по ленд-лизу попало в Советский Союз. Первая партия Р-40В прибыла в СССР уже в составе второго конвоя в сентябре 1941 года. Эти машины Со­ветский Союз купил у США за золото еще до начала поставок ленд-лиза. В партии было 20 Р-40 самых первых се­рий. В спешке самолеты не получили никакой сопроводительной документации, поэтому их пришлось исполь­зовать только в учебных целях. Кроме того, в СССР попал один самолет Р-40Г (по советской документации), представлявший собой гибрид фюзеля­жа Р-40В и крыльев Р-40С, в которых стояло четыре 12,7-мм пулемета. Вме­сте с первыми конвоями PQ в Архан­гельск и Мурманск начали прибывать следующие «Томагавки». Они были вооружены английскими 7,7-мм пуле­метами. В 1942 году самолеты Р-40 до­ставляли также через Урал. Все Р-40 собирали на аэродроме, расположен­ном в 25 км под Архангельском, где машины собирались английскими тех­никами и американскими инструкто­рами. Всего СССР получил от Вели­кобритании 146 самолетов. Еще 49 са­молетов, предназначенных для RAF, попали сразу в Советский Союз.

С новой техникой очень быстро ознакомился личный состав 126-го ИАП ПВО. Советские пилоты без осо­бого труда освоили иностранную тех­нику. Известен рассказ о том, что в 1942 году майор Н.И. Храмов пройдя лишь небольшой теоретический курс подготовки, поднялся в воздух на Р-40 и совершил на нем несколько фигур высшего пилотажа. 12 октября 1941 года 126-й ИАП ПВО уже был готов к бою. Полк участвовал в боях на Запад­ном и Калининском фронтах, а также оборонял Москву. За месяц боев до 15 ноября полк совершил 685 вылетов, сбив 17 немецких самолетов. В полку некоторое время служил старший лей­тенант С.Г. Ридный, будущий Герой Советского Союза.

В ноябре Р-40 оснастили 154-й ИАП, дислоцированный в районе Ле­нинграда. В декабре на фронт прибыл 159-й ИАП. Оба полка входили в со­став Восточной оперативной группы, их главной задачей было сопровожде­ние транспортных самолетов, достав­лявших продовольствие в осажденный Ленинград. Немцы прикладывали большие усилия для того, чтобы раз­рушить воздушный мост. Пилоты из JG 54 «Gruenherz» часто атаковали транспортные самолеты и автотранс­порт на льду Ладожского озера. 17 де­кабря 1941 года старший лейтенант П.А. Покрышев из 154-го ИАП (буду­щий Герой Советского Союза с 22 по­бедами) вместе с пятью другими пило­тами полка завязал бой с десятью Bf 109F и сбил один «мессер». Через не­сколько дней капитан П.А. Пилютов (тоже будущий Герой Советского Со­юза с 23 победами на счету), командир одной из эскадрилий 154-го полка, сопровождал девять транспортных са­молетов РС-84. Пилютова атаковали шесть Bf 109. Капитан не только сумел прикрыть своих подопечных, но и сбил два «мессершмитта», вернувшись на аэродром в Плеханове на прострелянной машине. Несколько Р-40 поступили в 4-й ГСАП Североморского флота.

Советские пилоты оценили Р-40 немного выше, чем английский Hawker «Hurricane». Однако к Р-40 отношение было тоже далеко от восторга. «Тома­гавк» заметно уступал немецким истре­бителям как по скорости полета, так и по скороподъемности. К достоинствам машины относили удобную кабину с неплохим обзором вперед и в бок, фо­нарь с механизмом аварийного сбро­са, а также мощное вооружение. Ма­невренность у Р-40 была хуже чем у советских или немецких машин. По этому параметру Р-40 превосходил только абсолютного аутсайдера «Hurricane». Еще одним недостатком Р-40 был его ненадежный двигатель, особенно подверженный поломкам в условиях русской зимы. Еще чаще чем двигатель из строя выходил генератор, который повсеместно стали заменять советским генератором ГС-650. Часто выходили из строя подшипники глав­ного вала (кстати, именно из-за разру­шения подшипников разбился на Р-40 подполковник Б.Ф. Сафонов), перегре­валось масло. Перегрев масла иногда приводил к пожару в двигательном отсеке. Такой пожар довелось пере­жить Герою Советского Союза, стар­шему лейтенанту Капитонову из 964-го ИАП. Иногда двигатель Р-40 заго­рался уже через четыре-пять минут ра­боты на полном газу. Проблему пред­ставляло и снабжение запчастями.

Обычно их источником служили по­врежденные машины. Зимой ситуация усугублялась. Часто отмечалось разру­шение маслорадиатора в полете и от­каз гидравлической системы. Гидрав­лическая жидкость Lockheed Nr. 5 за­мерзала зимой регулярно. Поэтому пришлось применять меры предосто­рожности. На ночь с самолетов всегда сливали масло и гидравлическую жид­кость, для чего самолеты оснащались специальными сливными кранами. Пилоты 154-го ИАП для ремонта по­врежденных радиаторов собрали со всех окрестных деревень и сел все се­ребряные ложки.

Неоспоримым достоинством Р-40 была большая дальность полета (до 1100 км), что было особенно важно при сопровождении бомбардировщиков, а также при полетах над морем. Одоб­рение вызывала и механическая проч­ность несущих конструкций машины. Поскольку вести традиционный бой на Р-40 с немецкими истребителями на равных было невозможно, советские пилоты часто шли на таран, благо прочная конструкция машины позво­ляла это. Первый таран на «Томагав­ке» провел 20 января 1942 года капи­тан А.В. Чирков из 154-го ИАП. Герой Советского Союза старший лейтенант А.С. Хлобыстов из 147-го ИАП в тече­ние одного боя трижды таранил про­тивника, причем два первых тарана были направлены на один и тот же са­молет. Этот случай произошел 8 янва­ря 1942 года, когда «Томагавки» ата­ковали шестерку Ju 88, сопровождав­шихся истребителями Bf 109F. На по­ходе к Мурманску Хлобыстов таранил немецкий истребитель. Однако «мес­сер», несмотря на полученные повреж­дения, удержался в воздухе и начал уходить к линии фронта. Тогда стар­ший лейтенант снова таранил против­ника. На этот раз Bf 109 потерял кры­ло и рухнул на землю, Хлобыстов бла­гополучно вернулся на свой аэродром. В этом же бою выполнил таран капи­тан А. Поздняков. В марте 1943 года два «Киттихаука» из 768-го ИАП за­вязали бой с 12 Bf 109. Лейтенант Б. Николаев таранил одного из против­ников, а потом благополучно выпрыг­нул с парашютом.

Когда выяснилось, что американс­кий истребитель не годится для борь­бы с немецкими истребителями, «тома­гавки» было решено использовать в качестве штурмовиков. Для этого са­молеты вооружили четырьмя неуправля­емыми ракетами РС-82, подвешенными под крыльями. Этими ракетами летчи­ки атаковали моторизованные колонны противника, а также использовали для борьбы с бомбардировщиками.

В начале 1942 года в России появи­лась новая модификация самолета - Р-40Е. Как и в Северной Африке, в Со­ветском Союзе эти машины чаще все­го использовали в роли истребителя-бомбардировщика. Р-40Е выгодно от­личался от машин прежних модифика­ций усиленным бронированием, луч­шей быстроходностью, большей даль­ностью полета и наличием наружной подвески бомб. С другой стороны, у самолета упала скороподъемность, уменьшился потолок, ухудшилась ма­невренность и удлинился разбег и про­бег. В Советском Союзе для каждого типа одноместных самолетов было принято создавать двухместную учеб­ную модификацию. Позднее это пра­вило переняли немцы и западные союзники. Переделка в двухместный ва­риант не обошла собой и «Томагавк». Например, в 964-м ИАП ПВО, дисло­цировавшемся весной 1942 года к за­паду от Ленинграда, в двухместный вариант переоборудовали один Р-40. Вторую кабину оборудовали за штатной кабиной. Вторая кабина, несмотря на тесноту, вполне позволяла инструктору управлять машиной. В частях ПВО «То­магавки» использовались до конца вой­ны. В мае 1945 года на их вооружении оставалось 27 машин этого типа.

Первыми частями, получившими новые Р-40Е, были те, что уже летали на «Томагавках». Среди прибывших в Архангельск машин были английские истребители с пустынными пылевыми фильтрами, совершенно бесполезными в условиях русского севера. «Киттихауки» оказались лучше «Томагавков». Уже весной 1942 года новые машины поступили в некоторые эскадрильи 258-й САД на Карельском фронте. Первой новую технику получила 2-я эскадрилья 19-го ГвИАП. В районе Мурманска на Р-40Е летала 122-я И АД ПВО. где также имелись английские истребители «Hurricane». На северо-западном фронте действовал 436-й ИАП ПВО, тоже оснащенный истреби­телями «Киттихоук». Действовали Р-40 и в составе частей морской авиации, например во 2-м ГвИАП Североморс­кого флота или 7-го ИАП Черноморс­кого флота.

По массе секундного залпа Р-40Е не уступал немецкому Bf 109F и лишь немного уступал Fw 190A-3. Как и пер­вые «Томагавки» новые «Киттихауки» отличались повышенной механичес­кой прочностью и живучестью. Поэто­му машины направляли обычно в час­ти ПВО, где их использовали в роли штурмовиков или истребителей-бом­бардировщиков. Большая дальность полета Р-40 делала его подходящим для сопровождения бомбардировщи­ков. Часто в советских авиаполках ис­пользовались самолеты разных типов, поэтому не всегда можно точно опре­делить, на каком самолете тот или иной пилот одерживал свои победы.

Как мы уже упоминали выше, на «Киттихоуке» разбился весной 1942 года лучший в то время ас советских ВВС подполковник Борис Сафонов. Он командовал 2-м ГвИАП, в состав которого в то время входил 72-й САП, оснащенный Р-40Е. 17 мая 1942 года Сафонов, летя на Р-40Е, заметил в рай­оне аэродрома Военга одиночный Ju 88А-6 из 3./KG 30. Сафонов сбил его, это была 17-я победа пилота. 30 мая Сафонов разбился на Р-40Е из 72-го САП (тактический номер «10»). В этот день он вместе с двумя другими пило­тами - капитаном П.И. Орловым (бу­дущий Герой Советского Союза, погиб 15 марта 1943 года, имел 11 побед) и капитаном В.П. Покровским - вылете­ли на сопровождение конвоя PQ-16. Конвой атаковали семь бомбардиров­щиков Ju 88A из I./KG 30. Завязался бой. Сафонов передал по радио, что сбил три «юнкерса». Его товарищи доложили по одной победе каждый (фактически был сбит только один «юнкере»). Внезапно Сафонов сооб­щил об аварии двигателя, после чего связь с ним прервалась. Возможно, двигатель вышел из строя из-за по­вреждения, полученного в бою, но, скорее всего, это была механическая поломка, обычная для капризных мо­торов Alison.

Большинство Р-40 служило в соста­ве частей ПВО. В задачу этих частей входило указывать бомбардировщикам цель. Обычно, Р-40 появлялся над целью первым и сбрасывал в пике бом­бы САБ-100. Затем появлялись средние бомбардировщики. «Киттихоук» мог брать шесть стокилограммовых бомб, чем выгодно отличался от других ма­шин. «Hurricane» брал только четыре бомбы, а прочие истребители - только по две. Подобная тактика показала себя в ходе освобождения Киева. Ка­рьеру истребителя-бомбардировщика Р-40 начал в 1942 году, когда появился приказ приспособить все истребители к выполнению задач по непосредствен­ной поддержке наземных частей. Пи­лоты 154-го ИАП брали одну бомбу ФАБ-250 под фюзеляж. В 78-м ИАП Североморского флота Р-40 несли на внешней подвеске ФАБ-500. Часто ис­пользовалась комбинация ФАБ-250 под фюзеляжем и две 100-кг бомбы под крыльями. Целью были аэродромы, дороги, артиллерийские позиции, а также суда противника. 78-й ИАП спе­циализировался в бомбометании с ми­нимальной высоты. Этот прием полу­чил название «топ-мачтовая атака». Самолет, летя на уровне топмачты, сбрасывал бомбу. Бомба рикошетиро­вала от поверхности воды и взрыва­лась на уровне борта, причиняя кораб­лю огромные повреждения. Действуя таким образом, группа «Киттихоуков» капитана В.П. Стрельникова лишь за 11 октября 1944 года потопила две не­мецкие баржи и шесть моторных бар­касов. Другим вооружением Р-40 были четыре ракеты РС-82, которые приме­нялись как против воздушных, так и наземных целей.

Часто Р-40 использовались для раз­ведки, в том числе и аэрофоторазведки. Например, на Черном море аэрофоторазведкой занималась 3-я эскадрилья капитана Ю.Н. Новикова из 30-го РАП, л на севере 118-й РАП. На Ленинградс­ком фронте несколько Р-40 переделали в двухместный вариант, который назывался П-40ЕФ, хотя их делали на базе Р-40К-5. Эти самолеты могли нести фото­аппаратуру и оснащались дополнитель­ными топливными баками.

Весной 1942 года, когда моторы Р-40 уже выработали свой ресурс, со всей остротой встал вопрос их замены. В мае 1942 года в 154-м ИАП все самолеты сто­яли на аэродроме, ожидая ремонта. Ме­ханики быстро нашли выход из неразре­шимой, казалось бы, ситуации. На Р-40 вместо оригинальных двигателей Allison V-1710 предложили ставить отечествен­ные М-105П и М-105Р. С этой инициа­тивой выступили подполковник А.А. Матвеев и полковник П. Маликов. В мастерских 1-й ремонтной группы 13-й ВА под Ленинградом началась передел­ка самолетов. Всего переделали около 40 «Киттихоуков». Характеристики само­лета несколько ухудшились. С мотором М-105П и винтом ВИШ-61П развивал у земли скорость 465 км/ч вместо штатной 477 км/ч. Больше всего переделанных Р-40 находилось в составе 196-го ИАП, действовавший в районе Ладоги. В ян­варе 1943 года четыре переделанных Р-40 передали в 12-ю ОКЭ (отдельную эс­кадрилью корректировки артиллерийского огня). В ее составе самолеты слу­жили до декабря 1943 года, пока их не заменили Су-2 и американскими О-52.

На истребителях Curtiss Р-40 лета­ли многие асы советских ВВС, как, на­пример майор Найденов, который ле­тая в 154-м ИАП на Р-40 разных моди­фикаций, до марта 1942 года сбил 16 немецких самолетов и стал Героем Советского Союза. Другим пилотом Р-40, который стал Героем Советского Союза, стал капитан В.П. Стрельников из 78-го ИАП. Звание Героя Стрельни­ков получил в марте 1945 года. В кон­це 1942 - начале 1943 года много побед на Р-40К одержал старший лейтенант Н.Ф. Кузнецов из 436-го ИАП. Если в 1942 году половина полков ИАП лета­ло на Р-40, но к середине 1943 года Р-40N остались только в составе 147-го ИАП. Весной 1943 года на Кубани дей­ствовал 45-й ИАП, оснащенный Р-40Е.

Всего за годы войны в Советский Союз отправили около 2200 самолетов Р-40, из которых прибыло около 2100. До конца войны уцелело 884 машины. Пос­ле победы истребители Р-40 были сняты с вооружения и отправлены на слом.