Прототипы

 

Первый прототип Не 177V1 (Werk Nummer 177000001, CB+RP) поднялся в воздух 19 ноября 1939 года в Рехлине. За его штурвалом сидел лейтенант Франке, начальник опытного отдела Erprobungsstelle E-2 в Рехлине. Полет прошел не без проблем. Через 12 минут 39 секунд внезапно начался стремитель­ный перегрев двигателей. Очень быстро температура в системе охлаждения пере­валила за 120°С, и Франке пришлось не­медленно садиться. Кроме того, во вре­мя полета обнаружились недостатки ре­дукторов сдвоенных моторов и вибрации в хвостовой части фюзеляжа. Самолет Не 177V1 недотянул 85 км/ч до требуемой максимальной скорости. Во время перво­го полета прототип весил 16000 кг и под­нялся до 2000 м. На самолете планирова­лось установить три огневые точки, но прототип остался без вооружения. В по­лете на борту самолета находились меха­ник Вюпельманн и инженер Науманн. Вскоре был готов следующий прототип - Не 177 (Werk Nummer 177000002, CB+RQ). Франке облетал V2 в Рехлине 9 декабря 1939 года. Второй прототип от­личался увеличенным килем и расширен­ным бомбоотсеком. 27 июня 1940 года прототип разбился во время попытки пикирования с высоты 4000 м. Самолет не смог выйти из пике и развалился в воз­духе. Катастрофа произошла над Балтий­ским морем к северу от Мюрица. Погиб летчик-испытатель Риккерт.

У последующих прототипов площадь киля увеличили в еще большей степени. Это устранило вибрации и улучшило ус­тойчивость самолета. Однако проблемы с редуктором так просто решить не уда­лось. Третий прототип Не 177V3 (177000003, D-AGIG) служил для стати­ческих испытаний, а также летал. Это был первый самолет с экипажем из четы­рех человек. При этом масса самолета возросла. Прототип разбился 24 апреля 1941 года. 3 октября 1941 года из-за ава­рии закрылков Фулера получил серьез­ные повреждения Не 177V1.

Четвертый прототип Не 177V4 (177000004, CB+RP) служил для испыта­ний на грузоподъемность. Самолет так­же был потерян в июне 1941 года над Бал­тикой, в районе Рибница. Самолет не уда­лось вывести из пикирования из-за отка­за механизма изменения шага винта. Ис­пытатель Ганс Урсинус погиб.

Пятый прототип Не 177V5 (177000005, PM+OD) заметно доработа­ли. Прежде всего, машина получила пол­ное пулеметно-пушечное вооружение. В носовой части фюзеляжа установили оди­ночный 13-мм пулемет Rheinmetall-Borsig MG 131. Такие же пулеметы стояли в хво­стовой части фюзеляжа и под днищем. Четвертый MG 131 поставили сверху на фюзеляж. Спереди под кабиной устано­вили еще один MG 131. В очередной раз увеличили объем бомбоотсека. Прототип V5 разбился 23 июня 1943 года во время опытного полета на малой высоте.

Опыт полетов на всех первых прото­типов показал, что двигательная установ­ка машины нуждается в серьезной дора­ботке. Моторы DB 606 были крайне не­надежны и отличались неравномерным охлаждением блоков цилиндров, часты­ми поломками бензонасосов и неадекват­ной работой системы смазки. В частно­сти, при резком форсаже мотор заливался бензином. С целью сократить массу самолета уменьшили список возможных модификаций. В частности, пришлось пожертвовать несколькими противопо­жарными переборками и сделать мотора­му компактней. В результате в двигатель­ном отделении царила теснота. При этом не удалось устранить частые протечки в топливной системе и системе смазки.

Следующий прототип Не 177V6 (177000006, ВС+ВР) имел сухую массу 16815 кг и взлетную массу 28094 кг. Рост массы привело к тому, что удельная на­грузка на крыло возросла на 15%. Одно­временно мощность двигателей удалось поднять всего на 100 л.с. с 2600 до 2700 л.с., а рабочая мощность двигательной установки на высоте 5500 м составляла 2080 л.с. На прототипах V5 и V6 устано­вили серийные моторы. Максимальная скорость V6 составила 464,7'км/ч, пото­лок 6960 м, а максимальная дальность полета 5494 км (5394 км у V5). Прототип V5 в 1943 году передали в KG 40 как учеб­ную машину.

Прототип Не 177V7 (177000007, SF+TB) почти не отличался от V6. На нем лишь несколько изменили конструкцию кабины, увеличив площадь остекления, и изменили вооружение. На Не 177V6 сто­яли два 13-мм пулемета MG 131 и две 20-мм пушки Rheinmetall-Borsig Oerlikon MG FF (верхняя и хвостовая огневые точ­ки). На V7 стояло три MG 15 и MG 131. Кроме того, на V7 укоротили фюзеляж с 20316 до 19998 мм. Такой фюзеляж потом был на самолетах серий А-0 и А-1.

Самолеты Не 177V6 и V7 передали KG 40, дислоцированному на аэродроме Бордо-Мериньяк, с целью испытать ма­шины в полевых условиях. 2 августа 1941 года в IV./KG 40 (это была учебно-бое­вая группа) прибыли оба прототипа. Ка­кое-то непродолжительное время IV группа даже называлась Ergaenzungs-Kampfgruppe 177. Несколько пробных полетов показали, что ненадежность дви­гателей исключает возможность боевого применения машин. Отправка самолет в боевой вылет грозила большой вероятно­стью потерять машину из-за аварии.

В сентябре 1941 года достроили пос­ледний прототип Не 177V8 (177000008, SF+TC). Первоначально машину предпо­лагалось использовать для испытания двигателей в Рехлине, но самолет быст­ро вернулся на завод для переделки пла­нера. Сухая масса самолета достигала 17225 кг, а взлетная 27935 кг. Вооруже­ние самолета сократили до трех MG 131 и одной MG FF в верхней огневой точке. Экипаж самолета составлял пять человек.

Кроме перечисленных прототипов от­дельные экспериментальные машины вы­пускались в ходе серийного производства. Они использовались для совершенствова­ния конструкции самолета и также полу­чали обозначение «Versuch». Прототип Не 177V14 - VI3 суеверно пропустили, по­скольку прототипы и без того регулярно бились - (Werk Nummer 15152, GI+BM) использовался для отработки системы наведения летающих бомб Hs 293.

Не 177V19 (332101,VF+QA) служил для испытаний двигателей Daimler-Benz DB 610. Машина сгорела 13 ноября 1943 года. Не 177V20 (VF+RD, 15254) в марте 1944 года был вооружен сдвоенным 13-мм пулеметом MG 131Z, установленном в хвостовой огневой точке. Самолет Не 177V21 (VF+QC, 332103) участвовал в аэродинамических испытаниях, а также оснащался системой наведения летающих бомб Hs 293 FuG 203 «Kehl IV». С той же целью был построен и Не 177V22 (VF+QD, 332104), который проходил ис­пытания в Мюнхене. В марте 1944 года самолет привели к стандарту А-5. Не 177V23 (332112, VF+QL) и V24 (135024, ND+SS) находились в Рехлине, где на них испытывались двигатели DB 610. He 177V24 прибыл в Рехлин 28 апреля 1944 года.

Самолет Не 177V25 (GI+BN, 15153) имел увеличенный киль и также испытывался в Рехлине. По той же программе испытывался прототип Не 177V27 (15203). Прототип Не 177V26 (GA+QM,

00019) в мае 1943 года совершал пробные пуски торпед. Не 177V28 (355056) оснас­тили системой управления типа Patin. He 177V29 (GO+IF, 15155) нес дополнитель­ное оборонительное вооружение, уста­новленное на нижней передней огневой точке. Не 177V30 (135018) оснастили тор­педным вооружением. Система сброса, установленная на V30, позволяла сбрасы­вать две торпеды сразу. Самолет Не 177V31 (550202, TM+IF) использовался для испытаний торпед типа LT950. Ис­пытания проходили на аэродроме иссле­довательского центра авиационных тор­пед TWP (Готенхафен-Гексенгрунд) в Бабьем Доле. Иногда вылеты соверша­лись с соседнего аэродрома Рамель-Загарш (Румя-Загуже) в районе Гдыни. В июле 1943 года испытывался самолет Не 177V32 (535353, GP+WC), оснащенный задней башенкой типа HL 131 V. В декаб­ре 1943 года та же башенка испытывалась на самолетах Не 177V33 и V34 (535364, GP+WN). Самолет Не 177V35 (GP+WP, 535366) использовался для тестирования герметичной кабины.

Самолет Не 177V36 (332121) исполь­зовался для испытания системы FuG 203 «Kehl IV», предназначенной для наведе­ния летающих бомб Hs 293. Самолет раз­бился в Карлсхагене на острове Узнам 14 января 1944 года. Не 177V37 (550038, KM+TN) в 1944 году в Карлсхагене и Пенемюнде летал с подфюзеляжными бомбодержателями типа ETC. He 177V38 (550002, КМ+ТВ) использовался до 27 апреля 1944 года в центре Вернойхен для испытаний морского поискового радара FuG 200 «Hohentweil» и FuG 217. Само­лет Не 177V40 (535850, GR+HM) исполь­зовался для испытаний радара FuG 217 (июль 1944 года). Не 177V39 (550049, КМ+ТХ) был оснащен деревянными створками бомболюка и испытывался в июле 1944 года в Рехлине.

Самолеты Не 177V101 (535550, NN+QQ), He 177V102 (10200023, GA+QQ) и Не 177V103 (550036, KM+TL) были оснащены четырьмя одиночными моторами вместо двух спаренных.