Модификации

 

На самолетах Me 109G/K устанавли­вали дополнительное оборудование, рас­ширяющее круг решаемых боевых задач, а также улучшающее характеристики са­молета. Это довольно сложная тема, так как модификации проводились в рамках трех различных систем. Часть модифика­ций не имела специального обозначе­ния, а часть со временем становилась стандартной комплектацией самолета. Случалось, что заводское обозначение модификации отличалось от принято­го в люфтваффе. Некоторые модифика­ции кочевали из одного руководства в другое, несмотря на то, что от них уже давно отказались.

В теории обозначение самолета было очень точным, но на практике подробных классификаций не использовали. И это не удивительно. Например, Me 109G-6 с высотным двигателем, пушками под кры­льями, дополнительным баком под фю­зеляжем, ускорителем GM 1, радиомая­ком, радиостанцией FuG 16ZY и 30-мм пушкой за двигателем по всем правилам должен был называться Me 109G-6y/AS/ U3/U4/R3/R6/R7. Кто бы стал пользо­ваться такими обозначениями?!

Упомянутые три системы модифика­ции самолета назывались Ruestsatz, Ruestungstand и Bausatz. Первая из них - Ruestsatz (что можно перевести как «си­стема оснащения») - охватывала самые простые модификации, обычно внешние или сделанные в легко доступных частях самолета. Эти модификации делались просто и не требовали серьезных трудо­затрат. Они условно обозначались бук­вой «R» с последующей цифрой, напри­мер, R6. Но на практике таких обозначе­ний не использовали. Ни полных - Me 109G-6/R3/R6/R7, ни упрощенных Me 109G-6/R6.

Несмотря на простоту переделок это не означало того, что их можно было проводить в условиях полевого аэродро­ма. Например, две пушки MG 151/20 можно было установить под крыльями или снять только на заводе или специа­лизированной мастерской. Пушечные гондолы приклепывали к обшивке и не­сущим элементам крыла.

Следующим типом модификаций был Ruestzustand («оснащенный до состоя­ния»). Это были более серьезные моди­фикации, требующие переделки внутрен­ней конструкции фюзеляжа и крыльев. Эти модификации также обозначались буквой «R» и цифрой, например, R6. Подобные обозначения иногда использо­вались в технической документации. В текущей документации люфтваффе обо­значения Ruestzustand не использовались. Среди модификации Ruestzustand можно назвать переделку «Густава» в разведывательный самолет. Переделка была достаточно серьезной: внутрь фю­зеляжа устанавливалась фотоаппаратура, органы управления фотоаппаратами вы­водились в кабину, часть днища выреза­лась, отверстие прикрывалось обтекате­лем, конструкция в районе выреза усили­валась. Следует иметь в виду, что систе­ма со временем изменялась. Если в пер­вой половине 1942 года установка двух пушек в крыльях Me 109G-2 требовала серьезной переделки крыльев и относи­лась к категории Rustzustand, то такая же модификация Me 109G-6 в конце 1943 года проходила заметно проще и уже от­носилась к Ruestsatz. Это объяснялось тем, что в фюзеляже и крыльях самолета в качестве стандартного элемента были установлены узлы для крепления до­полнительного оборудования, чего прежде не было. Иногда на одном са­молете одновременно проводили не­сколько модернизаций, например GM1 и фотокамера Rb 75/30.

Последней из перечисленных модифи­каций была система Umbausatz («система модификации»), которая могла быть двух типов. Одну из систем использовали для обозначения опытных заводских модифи­каций, которым еще следовало пройти при­емные испытания. Например, самолет с ковриком для ног, наклеенным на левое крыло, получил на заводе обозначение G-7/U18, а после прохождения испытаний обозначение сменили на G-7/R9. Иногда такая модификация после приемки полу­чала новый номер.

 

Таблица модификаций, встречавшихся на самолетах Me 109G и К, о которых есть достоверная информация.

 

R1

R2

R3

R5

R6

R7

R8

R12

W

U1

U2

U3

U4

U6

G-1

 

а

•а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G-2

b

• а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G-3

 

а?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G-4

а/с

•а/b

 

 

 

 

 

 

 

 

G-5

 

 

•а

 

 

•а

 

 

 

• ?

 

 

 

G-5/AS

 

а

 

 

 

•а

 

 

 

 

 

 

 

 

G-6

а?/b

•а/b@

• ?

•а

• ?

G-6/AS

 

 

•а?

 

 

• а

 

 

 

 

 

 

 

 

G-8

 

•Ь

•а

••

 

• а

 

 

 

 

 

 

G-10

•Ь

•а

 

••а/b

 

 

 

••

 

G-14

 

•а

 

a/b

• ?

 

 

 

••

 

G-14/AS

 

 

•а

 

 

••а

 

 

 

 

 

 

 

 

К-4

 

•• а

 

•X

••а

 

 

 

 

 

••

••

 

 

Условные обозначения:

R1 — пилот ETC 500IX;

R2 — а) ускоритель GM1, b) фотокамера Rb 75/30 или Rb 50/30#, с) пилон ETC 50VH1;

R3 — а) подвесной 300-литровый бак, b) два 300-литровых бака под крыльями и фотокамера Rb 75/30*;

R5 — две фотокамеры Rb 12,5/7x9 или одна Rb 32/7х9#;

R6 — две пушки MG 151/20 под крыльями;

R7 — а) радиомаяк Peil#, b) ракеты W.Gr. 21 под крыльями;

R8 — фотопулемет BSK16;

R12 — условное   обозначение  модификации   с   FuG 125   и   автопилотом   (всепогодный   истребитель);   эти   истребители   почти   все   несли   две

дополнительные пушки MG 151/20, поэтому их часто обозначали как R6;

W—условное обозначение модификации с ракетами W.Gr, 21, устанавливавшихся на некоторые самолеты в 1943 году;

U1 — винт МеР 6;

U2 —ускоритель GM1@@;

U3 —ускоритель MW 50;

U4 — пушка МК108 в фюзеляже;

U6 — пушка МК 108 в фюзеляже и две МК 108 в крыльях.

• — модификация встречалась на машинах;

•• — модификация стала стандартной;

# — модификация Ruestzustand, без # — модификация Ruestsatze;

@ — вероятно R3 на «Густаве-6» имел ту же фотокамеру Rb 75/30, что и «Густав-4», в то время как 300-литровые баки под крыльями отсутствовали.

Модификация без баков стала стандартной для разведывательного самолета;

@@ — Внимание! Первоначально ускоритель GM 1 монтировали в крыльях самолета, лишь позднее устройство получило один баллон, установленный в хвостовой части фюзеляжа. Первый вариант имел обозначение R2, а второй — U2. Это изменение произошло во время выпуска G-6.

$ — Не известно, устанавливали ли ракеты W. Gr. 21 на «Густав-14» отдельно ('W'), или это вооружение входило в состав модификации R7.

X— На Me 109K эта модификация обозначалась как R4.

 

Другая система использовалась для обозначения изменений, внесенных в конструкцию самолета в процессе его сборки. Например, установка пушки МК 108 вместо MG 151/20 относилась имен­но к этому типу модификаций, посколь­ку требовала серьезных переделок внут­ри фюзеляжа на участке между двигате­лем и кабиной пилота. Так же серьезные работы требовались для установки уско­рителей GM 1 или MW 50, их баки мож­но было установить в фюзеляже, только частично его разобрав.

После того, как во второй половине 1943 года начался массовый выпуск са­молетов в разных вариантах системы Umbausatz, на заводах несколько изме­нили саму систему и обозначения. Вмес­то обозначений Ruestsatz стали использовать буквенно-цифровым кодом, кото­рым обозначали всю партию самолетов. Например, существовали следующие ва­рианты самолета Me 109G-6/U4:

Me 109G-6/U4 А - стандартный вари­ант;

Me 109G-6/U4 А1 - с тремя 20-мм пуш­ками:

Me 109G-6/U4 В - с подвесным 300-литровым баком;

Me 109G-6/U4 В1 - с подвесным ба­ком и тремя пушками;

Me 109G-6/U4 С - с 250-кг бомбой;

Me 109G-6/U4 С1 - с бомбой и тремя пушками:

Me 109G-6/U4 D - с четырьмя 50-кг бомбами;

Me 109G-6/U4 D1 - с четырьмя бом­бами и тремя пушками.

Но эта система действовала только на заводе. В люфтваффе подобными обозна­чениями не пользовались.