В Испании

 

Me 109 начал свою боевую карьеру очень рано. Уже в октябре 1936 года, в тот самый месяц, когда начались испы­тания двух первых прототипов Me 109B-0 (W.Nr. 879, V5 и 880,V6), на фирму BFW в Аугсбурге поступил заказ RLM на под­готовку нескольких самолетов для от­правки в Испанию. Там самолеты пред­полагалось испытать в боевых условиях. Для осуществления задуманной операции было выбрано четыре самолета. После полной проверки машины частично ра­зобрали, упаковали в контейнеры и в на­чале ноября 1936 года по морю отправи­ли в Кадис. Прибыв в Испанию, «мессе­ры» по железной дороге добрались до авиабазы Таблада в районе Севильи, где началась их сборка. Все немецкие само­леты, поступавшие в Испанию, включа­лись в состав авиационного отряда (Versuchkommando - VK/88) легиона «Kondor». В задачу отряда входило ис­пытывать машины в полевых, а по воз­можности и в боевых условиях. Сборку «Мессершмиттов» закончили в декабре и еще до конца года облетали самолеты.

Первая партия из 15 боевых «мессе­ров» прибыла в Кадис в начале марта 1937 года на борту транспорта, плаваю­щего под панамским флагом. Самолеты выгрузили и отправили в Табладу, где их собрали. По мере готовности истребите­ли передавали в состав 2.J/88. Эта эскад­рилья, которой с 19 марта 1937 года ко­мандовал обер-лейтенант Г. Лютцов, дислоцировалась в Альморохе. Три пер­вые машины прибыли в эскадрилью уже 14 марта и были закреплены за обер-лей­тенантом Кнюппелем, обер-лейтенантом Шляффером и унтер-офицером Гёдеки. Первоначально самолеты использова­лись исключительно для подготовки лич­ного состава. По мере того, как в часть поступали новые машины, программу подготовки расширили. Боевые действия эскадрильи в тот период оказались све­дены к минимуму: два разведывательных вылета и три вылета на боевые задания. Но даже эти немногочисленные вылеты были скорее учебными, так как сопротив­ление республиканцев в воздухе было незначительным, хотя обе враждующие стороны постоянно применяли авиацию. В конце марта 1937 года 2.J/88 распо­лагала уже семью Me 109, которые со­ставляли основную ударную силу легио­на во время его первой крупномасштаб­ной операции. Операцию проводили на северном участке фронта в районе Бильбао. В ее ходе «мессеры» одержали пер­вые победы. 7 апреля, во второй полови­не дня командир эскадрильи, обер-лейтенант Лютцов заявил победу над И-15 в районе Очандиано. 22 апреля лейтенант Радуш и фельдфебель Хайльмайер заяви­ли два сбитых И-15, при этом одним из сбитых оказался Фелипе дель Пио, ас рес­публиканцев, имевший на счету семь воз­душных побед. Со своей стороны, респуб­ликанцы заявили несколько сбитых «мес­серов» в мае 1937 года. Наибольшие ре­зультаты имели командир одной из со­ветских эскадрилий П. Путивко и испанс­кий пилот Л. Моркилас. О конкретных об­стоятельствах побед первого ничего не из­вестно, а Моркилас свою первую победу заявил 15 мая 1937 года. В этот день немцы потеряли самолет лейтенанта Винделя, сам пилот попал в плен к республиканцам в районе Дуранго. Правда, лейтенант летал не на Me 109, а на Не 51. По другим источ­никам Виндель был сбит 13 мая.

Несмотря на высокую активность в воздухе, потери обеих сторон были ми­нимальны. Причиной тому была неболь­шая насыщенность фронта авиацией и полное отсутствие каких-либо систем наведения. Лишь в середине мая 1937 года республиканцы получили на севере семь И-15 из 4-й эскадрильи, которой коман­довал капитан P.M. Бакедано. В боях с этой частью немцы заявили только две победы, обе из которых на свой счет за­писал Лютцов. 17 июня республиканцы усилили свое присутствие восемью И-16 из 3-й эскадрильи В. Ухова. Эта эскадри­лья была сводной частью, составленной из лучших советских пилотов, служивших в разных частях.

18 июля 1937 года над Бильбао про­изошел воздушный бой между итальянцами, несколькими машинами из 2.J/88, а также эскадрильей «Чатос» Бакедано. Республиканцы располагали восемью И-15. Немцы не смогли сбить ни одного са­молета. Республиканцы заявили четыре неподтвержденные победы. Отважно действовал республиканский пилот Пандеро. Немцы подожгли его И-15. Несмот­ря на пожар, испанский летчик продол­жил бой и вышел из него, лишь посчитав своего противника уничтоженным. Затем он сбил пламя и снова продолжил бой.

Несмотря на интенсивные действия, пилоты 2-й эскадрильи легиона смогли сбить за весь июнь только один самолет. Результативность резко пошла вверх в июле 1937 года, когда эскадрилью пол­ностью перевооружили «мессерами» и перебросили на участок фронта южнее Мадрида. В ходе последовавшей кампа­нии летчики 2.J/88 заявили 16 побед, это были все победы, которые одержал леги­он в данный период.

В июле эскадрилья потеряла первые Me 109, причем уровень потерь оказался тревожно высоким. За восемь дней невос­полнимые потери составили 3 самолета, в том числе два были потеряны в резуль­тате действий противника. Первым 11 июля разбился самолет унтер-офицера Флегеля. 12 июля очередной «мессер» был сбит в воздушном бою. Пилотиро­вал сбитый Me 109 унтер-офицер Гвидо Хёнесс, а на авторство победы над ним претендовали американский пилот Фрэнк Тренкер (По немецким данным Хёнесса сбили 12 июля, а Тренкер заявил победу 13 июля. Несмотря на этот не­большой разброс, можно предположить, что речь идет об одном и том же собы­тии, а различие в один день объясняется чьей-то ошибкой при составлении рапор­та.) и бортстрелки бомбардировщика СБ-2. Скорее всего, Хёнесс был сбит огнем бомбардировщика, так как он за несколь­ко минут до гибели доложил о сбитом «Туполеве». (Это была вторая победа немецкого пилота. Первый самолет Хёнесс сбил 8 июля, это также был СБ-2). 18 июля в бою с И-16 погиб унтер-офицер Харбах. Очевидно, Харбах пал жертвой Тренкера, который, по документам, зая­вил 17 июля победу над «Mayser-Schmidtem».

Крупное сражение произошло 8 июля над Мадридом, когда самолеты 2.J/88 за­вязали бой с эскадрильей И-15 Еременко и эскадрильей И-16 Минаева. Республи­канцы сбили два немецких самолета (один из которых весь в огне упал рядом со штабом республиканской авиации, так называемой «телефонкой»), потеряв два И-16, пилотированных Минаевым и Лакеевым. В немецких документах ближай­шее похожее сражение проходит под да­той 12 июля 1937 года. В этот день о побе­дах заявили лейтенант Кайдель и фельдфе­бель Илефельд. Вероятно, здесь также име­ет место быть путаница с датой, допущен­ная одной или обеими сторонами.

9 июля о сбитом «мессере» доложили майор Птухин и Божко Петрович из эскад­рильи Рыцарева. Победу записали на счет югославского летчика, но в немецких до­кументах нет этому подтверждения.

В июле 1937 года наступил своего рода перелом. К июлю в Испанию доста­вили всего 17 Me 109B, главным образом, машин первых серий. Из них 15 вошло в состав 2.J/88. Но в первой половине июля в Леон прибыли 22 новых Me 109B, ко­торые собрали и отправили на фронт. На новые истребители пересела 1. J/88 и штаб группы, которые приступили к активным боевым действиям в августе 1937 года. До конца года легион получил еще 11 «мес­серов», которыми оснастили 3.J/88. В ре­зультате легион «Kondor» получил резкое качественное преимущество над про­тивником, которое сохранял вплоть до осени 1938 года.

Тем временем бои продолжались. Необычный случай произошел 24 авгус­та 1937 года. Группа «мессеров», возвра­щаясь с задания, прошла рядом с респуб­ликанским аэродромом, на котором на­ходилась истребительная эскадрилья. В воздух немедленно поднялось семь И-15, которые завязали с противником бой, в ходе которого республиканские пилоты заявили две победы. Одну из побед зая­вил австрийский летчик Том Тобиаш. Он преследовал свою жертву до земли, и, увидев, что противник совершил вынуж­денную посадку, сел рядом. Пилот «мес­сера», услышав немецкую речь, очень удивился, но попросил земляка помочь ему скрыться. Однако Тобиаш остался верен присяге и, несмотря на все угово­ры сбитого немца, пленил вражеского пилота. Из документов 2. J/88 следует, что эскадрилья в тот день потеряла один са­молет, пилот которого, лейтенант Зай-лер, выпрыгнул с парашютом в районе Алар-дель-Рей.

Август прошел под знаком новых боев на северном участке фронта. За ме­сяц боевой счет легиона пополнился 14 победами. Две из них были одержаны 18 августа при необычных обстоятельствах. Легион «Kondor» вылетел на бомбарди­ровку республиканских аэродромов в районе Сантандера. Немцы начинали боевой заход, когда над аэродромом Аль-берисия показалась эскадрилья Б.А. Смирнова, насчитывавшая 9 И-16. Рес­публиканские самолеты шли на остатках топлива и не могли принять бой. К ним на выручку в воздух поднялись несколько машин из двух других эскадрилий, дислоцированном в том районе. Начал­ся бой, в котором республиканцы поте­ряли И-15 и И-16, которые пилотирова­ли испанские летчики Рафалья и Магринья, соответственно. Немцы потерь не понесли, хотя командир 3-й истребитель­ной эскадрильи И.И. Евсеев (заменивший на этом посту отозванного в СССР Ухова) заявил одну победу. Немецкие пило­ты заявили в тот день три победы, но за­явка фельдфебеля Флегеля не получила подтверждения, в то время как Лютцов и фельдфебель Боддем свой боевой счет увеличили. Летом 1937 года Боддем стал лучшим асом легиона, заявив с 12 июля по 10 сентября десять побед. За ним шел обер-лейтенант Хардер, который, сменив Не 51 на Me 109, начал стремительно де­лать карьеру, одержав с 27 августа по 14 октября девять воздушных побед, дове­дя свой боевой счет до 10 сбитых самоле­тов. Остальным пилотам легиона этих результатов не удалось превзойти еще целый год.

Тем временем продолжались бои на севере. Легиону «Kondor» противостоя­ла эскадрилья Смирнова. Особенно жар­кими выдались дни 21-23 августа, когда произошло несколько крупных сраже­ний. В их ходе легион потерял шесть бом­бардировщиков и пять истребителей, а республиканцы пять И-16 и четырех пи­лотов. В числе сбитых оказался и сам Смирнов. Очевидно, он стал жертвой Лютцова, Пингеля или Флегеля, которые 22 июня заявили по одному сбитому И-16. Но потери республиканцев в тот день составили только два самолета: кроме Смирнова был сбит испанец Гардия.

Всего с 18 по 27 августа на северном участке фронта пилоты «мессеров» зая­вили восемь сбитых истребителей. Поте­ри республиканцев за этот период со­ставили 13 машин. Сбитые самолеты так­же заявляли итальянцы и франкисты, но их победы вообще никак не подтверждались, поэтому к цифрам их побед следует отно­ситься с повышенной осторожностью.

Дальше легион перебросили в район Теруэль. Здесь действия авиации с обеих сторон проводились с большой интенсив­ностью, так как и республиканцы и фран­кисты имели хорошо налаженную систе­му снабжения и действия самолетов ог­раничивались только погодой. Результа­том этого стали ожесточенные воздуш­ные битвы, в которых обе стороны несли заметные потери. Например, в декабре 1937 года почти 80 республиканских истребителей перехватили крупную форма­цию бомбардировщиков легиона. В ходе долгого боя республиканцы заявили 11 побед, в том числе над 7 «мессерами». Потери республиканцев составили не­сколько самолетов, в том числе И-16 Ф. Моралеса. Из немецких документов сле­дует, что в декабре истребители одержа­ли три победы. 5 декабря один самолет сбил капитан Хардер (это была его 11-я победа). В тот же день легион потерял обер-фельдфебеля Зигмунда. 30 декабря немецкие пилоты заявили три победы без потерь со своей стороны.

Хуже повернулись события 5 января 1938 года, когда легиону пришлось вес­ти бой со 2-й и 4-й эскадрильями респуб­ликанцев. «Мессеры» пикировали с вы­соты 5000 метров, атаковав 2-ю эскадрилью П.Ю. Смолякова. Однако республи­канцы не дали захватить себя врасплох, приняли бой и заявили две воздушные победы, не подтвержденные документа­ми противоположной стороны. В пол­день произошло еще одно сражение, в ходе которых республиканцы заявили еще одну победу, потеряв при этом «ишак» испанского летчика Антонио Ариаса. Эту победу записал на свой бое­вой счет унтер-офицер Престеле из 1-й эскадрильи.

Январь 1938 года прошел сравнитель­но спокойно. Летчики легиона заявили восемь побед. В том числе по первому своему самолету заявили обер-лейтенант Шелльманн и обер-лейтенант Бальтазар, которые позднее стали одними из лучших асов легиона.

5 февраля 1938 года к югу от Теруэля «мессеры» снова столкнулись со 2-й эс­кадрильей республиканцев. Вскоре к бою присоединились самолеты республикан­ской 4-й эскадрильи. Республиканцы по­теряли два И-16, в то время как немецкие пилоты заявили лишь одну победу, запи­санную на счет унтер-офицера Лорера из 2-й эскадрильи легиона. Немцы потеря­ли один «мессер» с желтым коком винта, сбитый испанским пилотом Ариасом.

Через два дня на долю Jagdgruppe 88 выпал самый крупный за всю ее историю успех. 7 февраля 1938 года объединенный отряд 1-й и 2-й эскадрилий перехватила в районе Формиче 22 республиканских бомбардировщика СБ-2 из испанской и советской эскадрилий 24-й группы, шед­ших без сопровождения. Экипажи бом­бардировщиков, по-видимому, были зах­вачены врасплох, так как ожидали под­хода истребителей сопровождения. По­этому тревогу подняли лишь когда про­гремели первые выстрелы. Республикан­ские истребители показались спустя не­сколько минут, когда бой уже был в са­мом разгаре. Всего немцы заявили десять сбитых бомбардировщиков, из которых четыре записали на счет обер-лейтенанта Бальтазара. В действительности, рес­публиканцы потеряли всего четыре ма­шины, еще несколько СБ-2 получили по­вреждения разной степени тяжести. Из советской эскадрильи были сбиты экипа­жи И. Суржина и И. Смирнова, а самолеты Морозова и Лисова едва дотянули до аэродрома. Подробности потерь, по­несенных испанцами, неизвестны. Это был первый и единственный за всю вой­ну в Испании случай, когда эскадрильи, оснащенные бомбардировщиками Тупо­лева, несли столь ощутимые потери. Мощные двигатели и великолепная аэро­динамика советских бомбардировщиков позволяла им развивать скорость 423 км/ ч на высоте 4000 м и просто уходить от любого истребителя противника. «Мес­серы» могли их перехватить только в момент бомбометания. Во всех других случаях пилотам СБ-2 было достаточно дать полный газ. и самолеты противни­ка не смогли бы приблизиться на рассто­яние прицельного выстрела. Например, 3-я эскадрилья 24-й группы, которой вес­ной 1938 года командовал Н. Красноглазов, потеряла в боях с «мессерами» всего лишь одну машину - самолет В. Морозо­ва, сбитый 23 мая 1938 года. И эта маши­на оказалась захваченной врасплох неиз­вестно откуда выскочившим «мессером», который обстрелял бомбардировщик и ушел, не надеясь на возможность сделать второй боевой заход.

21 февраля началось сражением вок­руг эскадрильи R-Zet. Немецкие истреби­тели спикировали с высоты 6000 метров. Прикрывавшие сверху «ишачки» 4-й эс­кадрильи республиканцев сумели пере­хватить лишь часть немецких самолетов. Пока разворачивался бой, обе стороны получили подкрепления. Бой продлился почти час. Немцы заявили семь воздуш­ных побед (реальные потери республикан­цев 4 И-16 сбитых и 9 поврежденных), а республиканцы - 15 побед. Среди немцев первую свою победу одержал унтер-офи­цер Илефельд - будущий ас люфтваффе.

В марте 1938 года парк легиона по­полнился 19 Me 109B и 5 Me 109C. Летом из Германии прибыли очередные под­крепления в виде 28 Me 109D. В резуль­тате все четыре истребительные эскадри­льи легиона «Kondor» были оснащены новыми истребителями.

Следующий «мессер» был сбит совет­скими летчиками 10 марта, когда само­леты легиона пытались бомбить респуб­ликанские аэродромы. Пока немецкие бомбардировщики сбрасывали бомбы на три аэродрома, истребители обстреляли два других. Однако «красным» удалось поднять в воздух несколько машин и за­вязать бой. Республиканцы заявили три победы. Одну из них заявил Хуан Босх, который сбил Me 109 после долгой пого­ни за ним. Немцам удалось подбить ма­шину одного из лучших республиканских асов Перейры, который все же сумел по­садить свой пылающий «ишачок». Нем­цы заявили две победы, в том числе одну обер-лейтенант Шлихтинг, доведший свой боевой счет до пяти и ставший бла­годаря этому асом. На земле немцам уда­лось уничтожить три самолета (данные с республиканской стороны подтверждают этот факт) и еще шесть повредить (нем­цы этого установить не смогли). В тот же день обер-фельдфебель Престеле из 1.J/ 88 заявил один сбитый И-15, но это слу­чилось во время другого боевого выле­та. По данным немецкой стороны леги­он в тот день самолетов не потерял.

Судьба внезапно отвернулась от не­мецких летчиков на следующий день. 11 марта «мессеры» сопровождали группу бомбардировщиков, когда их атаковало более 30 республиканских истребителей. В тяжелом бою немцы потеряли коман­дира 2. J/88 Графа цу Дона, который толь­ко что занял эту должность и совершал свой второй боевой вылет. Пять бомбар­дировщиков получили повреждения, а ни одного республиканского истребителя сбить не удалось.

Следующая крупная битва произош­ла в конце марта, когда улучшилась по­года. 24 марта немецкие пилоты заявили три сбитых И-15 без потерь со своей сто­роны. Документы республиканцев под­тверждают эти потери. 25 марта лейте­нант Майер сбил испанца Бело из 4-й эс­кадрильи.

Далее последовала двухмесячная па­уза. В апреле легион летал мало, а в мае истребителям удалось добиться всего шести побед. В начале июня 1938 года ситуация обострилась. Началась после­дняя фаза боев за Валенсию. Вечером 13 июня немцы столкнулись с республикан­цами в районе Кастельона. Пилоты 1. и 2.J/88 сопровождали группу Не 111, ког­да их атаковали И-16 из 4-й эскадрильи. Почти сразу к бою присоединилась и 5-я эскадрилья республиканцев. Немцы суме­ли навязать республиканцам инициати­ву и нанести противнику потери. Всего немецкие пилоты заявили 9 побед. В чис­ле сбитых оказался Ф. Филипченко из 5-й эскадрильи. Его И-16 тип 10 получил серьезные повреждения и пилоту пришлось выйти из боя. Республиканские пилоты заявили одну победу, которую записали на счет звена С. Кортисо. Пи­лот немецкого самолета покинул маши­ну с парашютом и приводнился. Доку­менты легиона не подтверждают этого события.

Назавтра произошло новое сражение. J/88 потеряла два Me 109, заявив одну победу. Дополнительно, два «мессера» были потеряны из-за аварий. Это оказал­ся серьезный удар по легиону. Две пер­вые эскадрильи истребительной группы теперь насчитывали только 11 боеспособ­ных Me 109, то есть всего половину от штатной численности. В июле 1938 года легион вступил в очередной период ус­пеха. За восемь дней немецкие летчики заявили 35 побед, потеряв всего 4 маши­ны, в том числе только две из-за действий противника. Это был абсолютный рекорд легиона. В дальнейшем число побед толь­ко сокращалось: август 1938 года - 29 побед, сентябрь - 25, октябрь - 23, ноябрь - 21, декабрь - 19, январь 1939 года - 13, февраль - 12 побед.

Первый июльский бой, имевший ме­сто 12 числа, оказался небольшой стыч­кой, которая принесла две победы. 15 июля немцы заявили уже девять побед -это был их лучший день в июле.

Через два дня счет J/88 пополнился еще шестью победами, из которых две заявили будущие лучшие асы люфтваф­фе: обер-лейтенант Мёльдерс и лейтенант Озау. Мёльдерс сбил два И-15 в течение двух дней, а 19 июля сбил И-16. Озау 17 и 18 июля сбил И-16 и И-15. Следующий И-15 Озау сбил 20 июля. Всего за неделю боев (15-20 июля) J/88 одержала 28 побед без потерь со своей стороны.

23 июля состоялось одно из самых крупных сражений. 30-35 «мессерам» противостояло около 40 республиканс­ких истребителей. Немецкие пилоты зая­вили четыре победы.

В августе бои вспыхнули с новой си­лой. Республиканцы предприняли успеш­ное наступление над Эбро, а Советский Союз доставил в Испанию новые партии вооружения. Часть самолетов поступило в истребительную группу С.И. Грицевца, который пользовался заслуженной сла­вой наиболее грозного противника немцев. За 20 дней августа над Эбро республикан­цы заявили 72 воздушные победы, из кото­рых половина пришлась на группу Грицев­ца. Тем самым советские пилоты свели сче­ты с легионом, за 3,5 месяца боев с кото­рым группа потеряла 27 пилотов.

1 августа немцы заявили три победы над республиканскими истребителями. 12 августа были заявлены три сбитых СБ-2 и один истребитель. В тот день отличил­ся капитан Шелльманн, командир 1.J/88, сбивший два бомбардировщика, доведя свой боевой счет до десяти побед. На сле­дующий день республиканцы нанесли ответный удар силами двух групп: испан­ской (Кано) и советской (Грицевец). 4-я эскадрилья атаковала немецкие самолеты в пике с высоты 7000 м. По данным испанской стороны, в ходе боя немцы потеряли один Me 109, сбитый испанским пилотом Хосе Перейро. Более удачно для немцев развернулись события 14 августа, когда пилоты 1. и 3.J/88 заявили семь сби­тых И-16 в ходе двух воздушных боев. Республиканцы заявили 18 побед, в том числе две над Me 109. Обе победы запи­сали на счет летчиков эскадрильи В. Семенко из группы Грицевца.

19 августа отряд из шести Me 109 ата­ковал в районе Гандеса эскадрилью из девяти СБ-2, прикрытых И-16. Советские пилоты перехватили немцев, но тем в ходе маневренного боя удалось про­рваться к бомбардировщикам. Первый боевой заход немцев оказался безрезуль­татным. Тем временем, бомбардировщи­ки отбомбились и вся группа легла на обратный курс. Немцы воспользовались минутным замешательством, возникшим в ходе перестроения, и снова атаковали. Пара «мессеров» связала боем шесть И-16. Советским пилотам удалось сбить один Me 109. Немцам удалось повредить машину И. Какутича, которому при­шлось совершить вынужденную посадку. Другой «ишачок» получил повреждения, а его пилот А. Туров был ранен. Треть­им неудачником дня с республиканской стороны стал испанский пилот Касела из 4-й эскадрильи. Он неосторожно ото­рвался от основной группы и был сбит. Касела попытался покинуть самолет с парашютом, но купол загорелся и пилот погиб. Немцы заявили четыре сбитых И-16, один из которых записали на счет обер-лейтенанта Мёльдерса. Эта победа стала четвертой на боевом счету будуще­го аса. Остальные три победы заявили унтер-офицер Кюлль, обер-лейтенант Келлер и лейтенант Шольц.

Также удачным для J/88 стало 23 ав­густа, когда немцы снова атаковали груп­пу СБ-2, сопровождаемую истребителями. Легионеры снова заявили четыре по­беды: Мёльдерс заявил СБ-2, а трое дру­гих пилотов - истребители. Вероятно, это был бой, в ходе которого 4-я эскадрилья республиканцев потеряла два И-16, кото­рые пилотировали Гаскон и Бадин. Оче­видно, их сбили обер-лейтенант Мюллер и лейтенант Бертрам. Спустя два дня две четверки Me 109 столкнулись в районе Сении с четырьмя И-16. Республиканцы заявили три победы, немецкие докумен­ты не подтверждают этого факта.

Бои над Эбро длились целый месяц, но их напряженность постепенно умень­шалась. Последние события произошли уже в сентябре, когда против легиона начали действовать семь истребительных эскадрилий республиканцев, оснащен­ных в основном И-16, в том числе одна советская (Ухова) и одна смешанная (Перейры, бывшая Грицевца). Несмотря на достигнутое количественное превосход­ство, республиканцы не смогли компен­сировать качественное превосходство противника.

Ожесточенное и длительное сражение произошло 5 сентября, когда мощная группировка советских истребителей пе­рехватила группу франскистских бомбар­дировщиков. Республиканцы располага­ли почти 70 истребителями, действующи­ми на высотах от 4000 до 11000 метров. Бой носил очень напряженный характер, немецкие пилоты заявили только один сбитый И-15.

Интересно развивались события 7 сентября (Советские источники датиру­ют это событие 5 сентября, но по косвен­ным данным можно считать, что бой имел место двумя днями позже.). 6-я ис­требительная эскадрилья республикан­цев, возглавляемая Ф. Мероньо, состав­лявшая часть группы из более чем 50 ис­требителей, завязала бой с несколькими Me 109. Это были четыре «мессера» из Stab и 1.J/88, ведомые капитаном Хандриком. Республиканцам удалось быстро рассеять противника, лишь лейтенанту Бертраму удалось сесть «ишачку» на хвост и сбить Ф. Кастелло. Командир 6-й эскадрильи, в свою очередь, атаковал немецкого лейтенанта и посчитал его сбитым. По другим данным, Мероньо обстрелял ведомого Бертрама, которому удалось уйти в облака. Тем временем Берхраму удалось сбить второго республи­канца - Маркалета. Это была шестая по счету победа немецкого летчика. Другие пилоты легиона в тот день не добились успеха, но по данным республиканцев еще три их истребителя получили незна­чительные повреждения. Республиканцы заявили два сбитых Me 109. В действи­тельности, в тот день J/88 потеряла само­лет лейтенанта Лютца, но по данным не­мецкой стороны это произошло в резуль­тате авиакатастрофы.

Не менее драматично развивались события 27 сентября. В тот день J.88 круп­ными силами атаковала республиканс­кую группировку, насчитывавшую 18 СБ-2 и 40-50 И-16. Легионеры попыта­лись в лоб атаковать бомбардировщики, но были перехвачены истребителями. Завязался бой, в котором немцы заявили четыре победы. В действительности испанцы потеряли только три машины пи­лотов Морато, Антонио и Прадо. Веро­ятно, Антонио был сбит лейтенантом Титценом, который заявил две победы. Но сам Титцен получил ранение в плечо, а его истребитель получил тяжелые по­вреждения. Немецкий пилот совершил вынужденную посадку. Автором этой победы, по-видимому, стал республика­нец Р. Фернандес, который заявил один сбитый «мессер».

Необычные события произошли 10 октября, когда немцы снова вылетели на перехват республиканских бомбардиров­щиков. Во время стремительной атаки один из «мессеров» сбил И-16 К. Уэртаса из 6-й эскадрильи, после чего немцы выш­ли из боя и скрылись. Уже над террито­рией, контролируемой франкистами, немцы заметили еще один отряд СБ-2. Один из немецких пилотов самостоятельно атаковал противника. Прорвавшись через заслон 4-й истребительной эскад­рильи, немец обстрелял бомбардиров­щик, который взорвался в воздухе. Взрыв был такой силы, что наблюдателям на земле показалось, что взорвался и атаку­ющий Me 109. Действительно, немецкий истребитель получил повреждения, которые заставили обер-лейтенанта Гамрингера совершить вынужденную посад­ку. Его жертвой стал СБ-2 К. Миньяна, экипаж которого чудом уцелел и вос­пользовался парашютами. Сбитый И-16 заявил Мёльдерс. Кроме того, немцы за­явили еще одну победу, записанную на капитана Грабманна, но документы рес­публиканской стороны этот факт не под­тверждают.

15 октября произошло большое сра­жение в районе Эбро-Согрье-Каласейте. Как вскоре оказалось, это было последнее сражение, в котором участвовали советские пилоты. После этой даты не­мецким летчикам уже не составляло осо­бого труда вычесывать из неба остатки республиканских ВВС. Эта последняя битва закончилась не в пользу республи­канцев. Хотя они и заявили три сбитых Me 109 и пять CR.32, в действительности ни одной машины не сбили, а сами поте­ряли три истребителя. Два из них, пило­тируемые Пласой и Мединой, упали в море. Один сбитый Me 109 заявили лет­чики 4-й эскадрильи, летавшие на моди­фицированных истребителях Поликарпова. Новые И-16 могли активно действо­вать на высотах до 7000 м. В действитель­ности немцы потерь не понесли, в свою очередь, заявив четыре победы. Победы засчитали пилотам из Stab и 3.J/88. Две победы получил Мёльдерс, это были его 10-я и 11-я победы. Одну победу получил Грабманн, ставший асом, а одну, восьмую по счету, - Озау.

В течение следующих двух недель не происходило чего-либо интересного. Крупный бой состоялся лишь 31 октяб­ря. Пилоты 2. и 3.J/88 атаковали группу из 80 республиканских истребителей. Без потерь со своей стороны немцы заявили девять сбитых И-16 и один И-15. Снова отличился Мёльдерс, который записал на свой боевой счет две очередные победы. Фельдфебель Фляйшманн также заявил два сбитых республиканских самолета.

В ходе двух последних месяцев 1938 года J./88 не одерживала сколько-нибудь заметных успехов. Ситуация изменилась в последние дни года, когда 23 декабря началось наступление на Барселону. Рес­публиканцы отчаянно сопротивлялись, но исход операции был предрешен. В те­чение последних трех дней 1938 года (28-30 декабря) штаб J/88 доложил о 16 сби­тых самолетах противника, в то время как за весь остальной декабрь удалось добиться лишь трех побед.

30 декабря произошел необычный случай. Немцы атаковали около десяти И-16 из 2-й истребительной эскадрильи республиканцев. В первом заходе с пере­дней полусферы немцам удалось сбить И-16 М. Моралеса. Горящий «ишак» рух­нул на шедший ниже И-16 Р. Фернанде­са. Вскоре был сбит третий республика­нец, легион без потерь вернулся на базу.

Вечером испанские истребители со­вершили очередной боевой вылет, в ко­тором участвовали 24 И-16 из четырех эскадрилий. Однако вскоре сгустились облака и начались сумерки, так что рес­публиканцам пришлось поворачивать назад. В этот момент несколько «мессе­ров» захватили врасплох самолеты 6-й эскадрильи, шедших на небольшой высо­те. Немцам удалось сбить машину Ф. Гальярдо. Завязался бой. Вскоре к сраже­нию присоединились другие республи­канские эскадрильи. Всего республикан­цы заявили три сбитых Me 109, хотя нем­цы в тот день потерь не понесли. В свою очередь, пилоты 2.J/88 заявили четыре сбитых И-16. Одну победу записал на свой счет унтер-офицер Шоб, который тем самым заслужил звание аса. Всего на счет эскадрильи записали шесть побед, в том числе две над И-15.

В январе 1939 года республиканцы попытались контратаковать. Погода не благоприятствовала воздушным опера­циям, однако пилоты J/88 заявили 13 по­бед в восьми сражениях, имевших место в январе. Легион потерял лейтенанта Бёттлихера, погибшего в бою над Моллет 29 января 1939 года. Наиболее результатив­ным оказалось 17 января, когда пилоты 3.J/88 заявили четыре сбитых И-16. 21 января обер-фельдфебель Мюллер стал автором юбилейной, 300-й победы своей группы.

В феврале республиканцы уже почти не оказывали сопротивления в воздухе. С началом 1939 года деятельность леги­она постепенно сокращалась, истребите­ли все больше и больше стояли на земле. Сказывалось, с одной стороны, отсут­ствие целей в воздухе, а, с другой сторо­ны, приходилось учитывать политичес­кую ситуацию в Европе. В феврале немец­кие истребители заявили 12 побед, в том числе шесть И-16 и Ге-23 в одном сраже­нии, имевшем место 6 февраля. В том бою легион также понес потери - был сбит Me 109Е унтер-офицера Виндермута, пилот разбился в районе Вильяюги. Спустя по­чти месяц обер-лейтенант фон Бонин из 3.J/88 добился последней победы легио­на в Испании, сбив одиночный И-15. Дальнейшая служба легиона больше походила на курорт. Последнюю потерю J/ 88 понесла не в результате действий про­тивника, а из-за авиакатастрофы. На базе Леон 11 апреля разбился унтер-офицер Нирмингер.

Всего истребители легиона «Kondor» заявили в Испании 314 побед, из которых 52 не получили подтверждения. Легион потерял 29 «мессеров» Me 109B/D/E, из которых половина была уничтожена в результате действий противника. Если разделить число побед на число боевых потерь, то получается малоправдоподоб­ное соотношение 27:1. Очевидно, имен­но в Испании появилась «традиция» не­мецких пилотов безбожно завышать свои результаты.