С 05:45 Me 109 отвечают огнем

 

В начале весны 1939 года, незадолго до развертывания польско-германского кризиса, началась мобилизация люфт­ваффе. Наибольшая тяжесть мобилиза­ции легла на штабы 1-го и 4-го воздуш­ных флотов, которые дислоцировались вдоль польской границы. После заверше­ния развертывания, летом 1939 года оба флота насчитывали десять истребитель­ных групп, эскадрилью ночных истреби­телей и три полковые штаба. Все перечис­ленные части были оснащены Me 109E, Me 109D и отдельными Me 109C. Всего к 1 сентября 1-й и 4-й воздушные флоты располагали 459 «Мессершмиттами», из которых 428 находилось в боеспособном состоянии. Это составляло 43,5% парка истребителей люфтваффе.

Не все самолеты этих двух флотов участвовали в наступательных действи­ях. Часть машин находилась в резерве на тот случай, если бы польское командо­вание отважилось нанести авиационные удары по немецким городам. Кенигсберг прикрывали две группы общей численно­стью 85 Me 109D/E, Берлин защищали подразделения JG 2 общей численность 53 Me 109D/E, а Дрезден - две группы, располагавшие 84 «Эмилями». За исклю­чением I./JG 21 из-под Кенигсберга, эпи­зодически совершавшей налеты на Вар­шаву, остальные части вообще не участвовали в битвах над Польшей. Всего ударная группировка немецкой армии насчитывала пять истребительных групп общей численностью 234 машины, в том числе 214 боеготовых. Этого было более чем достаточно, многие эскадрильи це­лыми днями не имели перед собой по­ставленных задач.

Одной из групп, активно участвовав­ших в боях над Польшей, была I./JG 76, возглавляемая капитаном Вилфредом фон Мюллер-Ринцбургом. Группа дисло­цировалась на аэродроме Штубендорф в Оттмютце. Группа располагала 51 Me 109Е (Это при том, что штатная числен­ность группы составляла всего 39 истре­бителей.), в том числе 45 исправных.

Первые два дня войны не принесли пилотам I./JG 76 положительных эмоций. Было выполнено всего несколько боевых вылетов, закончившихся без ощутимых результатов. Лишь 3 сентября, когда польские ВВС приступили к активным действиям, немецким пилотам удалось добиться первых побед.

После обеда, 3 сентября отряд из 60 Me 109 показался над Радомском, где не­мецкие моторизованные колонны попали под удар польской бомбардировочной авиации. В период между 14:00 и 14:30 немецкие пилоты перехватили над Ра­домском несколько звеньев PZL Р.23 из трех эскадрилий: 21. EBL, 22. EBL и 55. ЕВ (EBL - Eskadra Bombowa Lekka (лег­кая бомбардировочная эскадрилья), ЕВ - Eskadra Bombowa (бомбардировочная эскадрилья).). Бой шел трудно, так как поляки прижимались к земле, а снизу била немецкая зенитная артиллерия. Се­рьезную проблему доставляла ограни­ченная емкость бензобаков, что не позво­ляло немецким самолетам долгое время оставаться в районе боя. В итоге, летчи­ки I./JG 76 заявили только две победы, авторами которых стали унтер-офицер Лорер и лейтенант Циглер. Жертва Лорера упала севернее Гурника, PZL Циглера разбился в районе Кломниц. Нем­цы сбили PZL Р.23 из 21. EBL подпоручника Круля, а также PZL Р.23 из 22. EBL подпоручника Калиновского. Оба само­лета вели разведку дорог к северу, восто­ку и западу от Радома, то есть далеко от основного места боя.

В бою два Me 109E получили повреж­дения и совершили вынужденную посад­ку. Один из них сел западнее Радомска, а другой, пилотированный обер-лейтенантом Храбаком, командиром 1-й эскадри­льи, сел на территорию, контролируемую противником. Обер-лейтенанта посчита­ли погибшим. Его Me 109, по-видимому, попал под огонь немецкой зенитной ба­тареи, а вот второй «мессер» был срезан очередью, пущенной бортстрелком «Карася» капрала Уступского из 22. EBL. Случай с Храбаком показывает, что не­мецкие пилоты пытались атаковать польские бомбардировщики и над немец­кими колоннами.

От огня зенитной артиллерии потери несла и польская сторона. Один экипаж погиб, а второй разбился, совершая вы­нужденную посадку на поврежденном самолете.

Новые бои разгорелись 5 сентября, около полудня. В ходе одного из них фельдфебель Хир заявил один PZL Р.24, сбитый им юго-восточнее Лодзи. Лейте­нант Филипп заявил еще один истреби­тель в районе Радомска. В обоих случаях немецкие пилоты ошиблись, так как в тот день поляки не понесли потери в истре­бительных эскадрильях в той части стра­ны. Вероятно, немцы не смогли правиль­но определить типы сбитых самолетов. Хир, по-видимому, сбил «Czapel» из 63. ЕО (ЕО - Eskadra Obserwacijna (разведывательная эскадрилья).), пилотирован­ный капралом Мисяком. Жертву Филип­па точно определить не представляется возможным.

Следующим из пилотов I./JG 76 от­личился обер-фельдфебель Кляйн, кото­рый 7 сентября во второй половине дня сбил PZL P.23. Очевидно, жертвой немец­кого летчика стал экипаж подпоручника Брамы из 21. EBL, совершавший разве­дывательный вылет к югу от Лодзи.

В тот же день группа перебазирова­лась в Витковицы, в 10 км к северу от Ченстоховы. Вскоре выяснилось, что но­вый аэродром не принес удачи немецким пилотам. Действуя с той базы, группа потеряла 9 сентября сразу три Me 109 и один Аг 66. Один из «мессеров», пилоти­руемый фельдфебелем Вюлидалем, был сбит в районе Варшавы. Летчик сумел посадить самолет на брюхо и вернулся в расположение части на следующий день. Та же история случилась с фельдфебелем Пёсом, чей Аг 66 был сбит над Варша­вой. Третья машина упала при невыяс­ненных обстоятельствах. Последний «мессер» разбился при посадке в районе Радомска.

10 сентября в 7:20 утра по Среднеев­ропейскому времени лейтенант фон Асперн заявил очередной сбитый PZL Р.23 из 21. EBL. Сбитым оказался экипаж кап­рала Палецкого, который на поврежден­ном самолете возвращался на свой аэро­дром. Так случилось, что самолет под­нялся в воздух в тот самый момент, ког­да в районе показалось звено «мессеров».

Одиночный Р.23 упал возле деревни Нивы-Остроленцке, немецкий пилот оп­ределил это место как район Канары.

На следующий день в районе Бялы-Бжегув группа вступила в первый свой воздушный бой. Me 109 лейтенанта Шальтена получил повреждения и совер­шил вынужденную посадку. Поляки по­терь не понесли.

Это была последняя боевая акция группы в Польше. В дальнейшем польские самолеты в воздухе не появля­лись. Тем не менее, группа продолжала совершать боевые вылеты, действуя с аэродрома Ками, расположенного южнее Радома. Туда группа прибыла 12 сентяб­ря и в тот же день понесла потерю в ре­зультате боевых действий противника. В 10 км юго-восточнее Варки огнем польской зенитной артиллерии был сбит лейтенант фон Асперн, который посадил на брюхо свой пробитый самолет. Та же история случилась с тремя другими пи­лотами (лейтенант Мадер, обер-фельдфебель Кнес и фельдфебель Вюлидаль) на протяжении буквально двух летных дней 15 и 16 сентября. Все трое также посади­ли свои поврежденные машины на брюхо. 14 сентября лейтенант Шюльтен по­вредил свой самолет во время взлета с аэродрома Садкове.

Всего за две недели боев пилоты I./JG 76  заявили всего шесть побед, точные потери группы не определены. Было спи­сано 11 Me 109E, но трудно определить, какие из них были сбиты. Девять само­летов совершило вынужденную посадку не выпуская шасси. Некоторые из них удалось отремонтировать и вернуть в строй. Один «мессер» был сбит огнем не­мецкой зенитной артиллерии, а два - ог­нем польских зениток. Еще два Me 109 были сбиты польскими летчиками, а ос­тальные машины, очевидно, были поте­ряны в результате аварий. Таким обра­зом, в I./JG 76 только половина потерь была вызвана действиями противника. Можно предположить, что по боевым причинам в Польше было потеряно все­го не более двух десятков «мессеров».