Me 109 в погоне за червяками

 

10 мая 1940 года началось долго ожи­даемое наступление немецкой армии во Франции. Начало наступления, первона­чально запланированного на ноябрь 1939 года, многократно переносилось. Основ­ной идеей немецкого генштаба было втя­нуть войска союзников на территорию Бельгии, чтобы затем отсечь их реши­тельным ударом через Седан в Арденнах. Для достижения задуманного результата немецкие войска были разделены на две части, каждой из которых придавался

воздушный флот: Luftflotte 2 генерала Альберта Кессельринга и Luftflotte 3 ге­нерала Хуго Шперрле. В составе 2-го воз­душного флота действовало два воздуш­ных корпуса, прикрывавшие сухопутные войска на двух главных направлениях. Оба корпуса пользовались поддержкой командования истребительной авиации - Jagdfliegerfuehrer (Jafue) 2 - возглавляемо­го полковником фон Дёрингом. Одной из ударных частей Jafue 2 был Jagdgeschwader 26 «Schlageter» майора Ганса-Хуго Витта. Полк насчитывал 137 самолетов Me 109E-1 и Е-3, а также око­ло 150 пилотов.

 

Состав Jagdgeshwader 26 «Schlageter»

Часть              командир                               база                   самолеты/исправные

Stab/JG 26      майор Витт                          Дортмунд                       4/3

I./JG 26          майор Г. Хандрик             Бённингхардт                    44/35

II./JG 26         капитан X. Кнюппель          Дортмунд                       47/36

III./JG 26        майор Э. фон Берг        Эссен-Мюльхайм                 42/22

 

Первая боевая операция имела место уже в 6:00 10 мая над территорией Гол­ландии, где полк сопровождал транспор­тные самолеты с десантом на Роттердам. На протяжении 30 минут полета было отмечено несколько стычек, в ходе кото­рых немецкие пилоты заявили шесть сби­тых голландских истребителей. Позднее было сбито еще два голландца. Несмот­ря на то, что JG 26 в тот день совершил еще несколько боевых вылетов, больше побед одержать не удалось. На следую­щий день полк впервые вел групповой бой с французскими самолетами, хотя в целом день прошел достаточно спокой­но. Лишь в 17:00 немецкие пилоты заме­тили несколько групп французских истре­бителей. В период между 17:30 и 19:10 произошло несколько воздушных боев. Французы были представлены самолета­ми Curtiss H-75 из GC 1/4. Пилоты JG 26 заявили девять побед без потерь со своей стороны.

13 мая 1940 года немецкие пилоты столкнулись с английскими истребителя­ми. Перед английскими летчиками стояла задача сбить как можно больше транспортных Ju 52 в районе Гааги. Од­нако в районе цели англичане заметили несколько пикирующих бомбардировщи­ков Ju 87, бомбящих железнодорожную ветку. Англичане не смогли удержаться от искушения, и атаковали «штуки». Но тут же сами попали под удар дюжины «мессе­ров» из 5./JG 26. Англичане оказались зах­вачены врасплох. Уже во время первого захода немцы смогли сбить четыре истре­бителя, а затем еще один. Затем началась ожесточенная схватка, продлившаяся око­ло четверти часа. Пилоты 5./JG 26 заявили восемь побед: семь «Spitfire» и один «Defiant», потеряв при этом только одну машину. Больше других отличился лейте­нант Рох, сбивший три «Спитфайра», а лей­тенант Круг заявил две победы. В действи­тельности англичане потеряли пять «Defiant» из 264-й эскадрильи и один «Spitfire» из 66-й эскадрильи. Всех англий­ских летчиков - шесть пилотов и бортстре­лок - посчитали погибшими. Позднее трое из них вернулись в расположение своих частей. Из немецких пилотов с парашютом пришлось прыгать лейтенанту Карлу Боррису, которого в 7:00 ранил бортстрелок «Defiant'a». Его Me 109E-3 упал западнее Дордрехта.

Всего в тот день JG 26 заявил 12 по­бед над английскими, французскими и голландскими самолетами, потеряв при этом четыре машины. Тяжелее всего при­шлось 1-й эскадрилье полка, ей пришлось вести бой с шестью MS.406 из GC III/3, которые перехватили группу немецких бомбардировщиков над Бредой, Голлан­дия примерно в 11:00. В ожесточенном бою французы сбили два «мессера», а третьего таранил командир отряда. Нем­цы смогли сбить только один французс­кий истребитель.

14 мая союзники сконцентрировали все свои усилия в районе Седана, где предприняли отчаянную попытку задер­жать прорвавшиеся немецкие танковые части. Седан лежал вне зоны ответственности Jafue 2, поэтому пилотам JG 26 выдался сравнительно спокойный день. Затишье продолжалось три дня. В этот период пилоты JG 26 участвовали всего в одном-двух боях с одиночными само­летами противника. Ситуация обостри­лась 18 мая 1940 года, когда II./JG 26 всту­пила в поединок со множеством англий­ских эскадрилий, дислоцированных в районе Витри-ан-Артуа. Эту базу немцы подвергали «систематической обработ­ке» почти половину дня. Пилоты JG 26 действовали над целью крупным отря­дом. С аэродрома взлетали одиночные «Hurricane'ы», которые формировали небольшие группки. В небе и на земле царила кутерьма. Немцы рвались в бой и заявили множество побед, число кото­рых заметно превзошло действительные потери англичан. Немцы заявили 12 сби­тых истребителей, идентифицированных как MS.406, Н-75 и «Hurricane». В действи­тельности, им противостояли только - «Hurricane'ы». Действительные потери ан­гличан составили четыре или шесть истре­бителей, сбитых или поврежденных до та­кой степени, что их пришлось списать.

В начале третьей декады мая 1940 года JG 26 пережил еще один период за­тишья. Но в конце мая напряженность боев снова повысилась, поскольку начи­нался период разгрома союзников во Франции. Уже первая неделя кампании позволила немецкой армии захватить инициативу, и в дальнейшем нужно было только разыграть имеющиеся козыри. К началу второй недели боев кампания 5ыла, по сути, выиграна, хотя потребо­валось еще известное время и заметные усилия для разгрома противника. Чтобы уменьшить потери и смягчить пораже­ние, англичане организовали и провели операцию «Dynamo», имевшую целью эвакуировать остатки разбитого экспеди­ционного корпуса. Тем временем Гитлер лично приказал Герингу уничтожить ок­руженные в Дюнкерке английские войс­ка силами люфтваффе, а точнее силами 3-го воздушного флота. Перед соедине­нием генерала Шперрля была поставле­на задача непрерывно атаковать как Дюнкерк, так и ведущие к нему морские коммуникации. Операцию подготовили в спешке, в ходе подготовки и исполне­ния была допущена масса ошибок. Тем не менее, это была грандиозная воздуш­ная операция, превзошедшая ту, что не­сколькими днями раньше имела место в небе над Седаном. К налетам на Дюнкерк привлекли и JG 26.

Первый налет на Дюнкерк полк про­вел 28 мая. Успех сопутствовал полку в этот день. Около 10:301./JG 26 начала на­пряженный бой с тремя эскадрильями «Спитфайров», базировавшихся на аэро­дроме Хорнчерч. Немецкие пилоты зая­вили восемь сбитых самолетов при поте­ре одного «мессера», пилот которого, фельдфебель Бигерт несколько дней спу­стя умер от полученных ран. В действи­тельности, англичане потеряли сбитыми и списанными как не подлежащими ре­монту только три истребителя. Лучше обстояли дела у пилотов II. и III./JG 26, которые в 12:30 вступили в бой со сме­шанным отрядом RAF, заявив семь побед (два «Spitfire» и пять «Hurricane»). В действительности немцам удалось лишь повредить один «Спитфайр» из 19-й эс­кадрильи и сбить четыре или пять «Харрикейна» из трех эскадрилий, базирую­щихся в Биггин-Хилл. При этом немец­кие пилоты не понесли потерь, хотя анг­личане заявили семь сбитых Me 109.

В целом успешными были действия JG 26 и в течение двух последующих дней. 29 мая над Ла-Маншем II-я и III-я груп­пы полка вступили в бой с четырьмя ис­требительными эскадрильями RAF: 64-й и 620-й на «Спитфайрах» и 229-й и 242-й на «Харрикейнах». Исход боя походил на предыдущий. Немцы заявили девять по­бед без потерь со своей стороны. Англи­чане, в свою очередь, заявили 15 сбитых «мессеров».

После одного дня вынужденного без­делья из-за нелетной погоды штаб JG 26 смог похвастаться еще одним успехом. I. и III./JG 26 во второй половине дня 31 мая снова вступили в бой с крупной группи­ровкой английских истребителей. В тече­ние пяти минут боя немецкие пилоты за­явили 12 воздушных побед, в числе кото­рых имелись как «Спитфайры», так и «Харрикейны», а также один «Lysander», сбитый лейтенантом Мюнхебергом за пять минут до начала основного боя. В свою очередь, немцы потеряли два Me 109, сбитых «Харрикейнами» из 213-й эскадрильи, по крайней мере так опреде­лили противника сами немецкие пилоты. Англичане заявили девять побед, потеряв столько же своих машин (три «Defiant», пять «Hurricane» и один «Spitfire»). В тот же день имели место еще две стычки, в которых немцы потеряли еще два «мес­сера», заявив три победы. Из четырех сбитых в тот день немецких пилотов трое погибли, а один был ранен.

Последующие дни уже не были столь «продуктивны». Операция «Dynamo» подошла к концу и наступило относи­тельное затишье. Тем не менее, I. и II./JG 26 1 июня заявили девять побед, а 2 июня - десять. Если 1 июня обе группы потеря­ли четыре самолета (двое пилотов погиб­ли, двое были ранены), а 2 июня удалось обойтись без потерь.

Всю оставшуюся часть июня JG 26 можно сказать отдыхал. Случались дни, когда в воздухе не удавалось встретить английских самолетов вообще. Некото­рое сопротивление противник оказывал во время проведения немцами наступа­тельных операций. 3 июня в ходе опера­ции «Paula» были заявлены три победы, а в ходе четырех дней операции «Rot» немцы заявили 21 сбитый французский и английский самолет. Самым продуктивным днем стало 8 июня, когда в несколь­ких небольших столкновениях немецкие пилоты заявили десять побед, потеряв при этом три самолета. Однако некото­рые победы не получили подтверждения, поэтому можно говорить скорее о ничь­ей, чем об успехе.

Последние победы до капитуляции Франции пилоты JG 26 одержали 13 и 14 июня в ходе зачистки воздушного про­странства к юго-западу от Парижа. 13 июня было сбито три самолета, а 14 июня - еще шесть в одном бою с бомбардировщиками RAF. В тот день англичане по­теряли во Франции четыре «Battle» из 12-й и 103-й эскадрилий, а также три «Blenheim» из 21-й и 40-й эскадрилий, в то время как пилоты JG 26 заявили четы­ре «Battle» и один «Blenheim» (а также один «Hurricane»). Последнюю победу во французской кампании одержал коман­дир 4-й эскадрильи, капитан Эббингхаузен, который сбил «Battle» 14 июня в 17:53. Это была его пятая победа, так что Эббингхаузен сумел добыть себе звание аса до подписания перемирия.

Всего, в ходе боев во Франции полк заявил 163 победы, из которых часть не получила подтверждения. Точное число подтвержденных побед не известно, мож­но предполагать, что их оказалось око­ло 140. Число же реальных побед вряд ли превысило 100, но и этот результат мож­но признать удовлетворительным, если учесть, что во Франции полк потерял в результате действий противника только 36 машин. Еще пять самолетов полк по­терял в результате аварий. Столь низкий уровень аварийности свидетельствует о возросшем профессионализме немецких пилотов и техников, уже вполне освоив­ших новые самолеты.