Me 109 против самого себя

 

JG 54 «Gruenherz» был одним из са­мых молодых истребительных полков люфтваффе. Его сформировали летом 1940 года в ходе реорганизации немецких ВВС. Stab/JG 54 начал функционировать зимой 1940 года, однако укомплектовать новые группы не удалось из-за нехватки самолетов. В результате группы полка были переформированы из уже существо­вавших групп других полков. Первой появилась I./JG 54, переформированная из I./JG 70. Через пять месяцев, в июле и августе добавились еще пять переформи­рованных групп. Две из них добавились в июле. Это были I./JG 21, ставшая III./ JG 54, и I./JG 76, ставшая II./JG 54. 25 августа на должность командира полка назначили майора Ханнеса Траутлофта, усилиям которого группа во многом обя­зана своей предстоящей славе.

После завершения «Битвы за Анг­лию» полк в числе многих других частей люфтваффе отправился на отдых, кото­рый продолжался несколько недель. В середине января полк снова прибыл в район Ла-Манша. Стандартные оборо­нительные вылеты проводились почти до апреля без всяких осложнений. 29 марта полк был поднят по тревоге и перебро­шен в Австрию. Как оказалось, причиной тому стали беспорядки в Югославии. С помощью английской разведки там была свергнута монархия и к власти пришло республиканское правительство, которое тут же обратилось за помощью к Советскому Союзу. Гитлер, который букваль­но за несколько дней до этого заключил союз с югославским королем, был непри­ятно поражен и немедленно приказал провести военную операцию в Югосла­вии. На подготовку вторжения ушло все­го две недели. К границам Югославии подтянулись достаточно мощные силы, которые должны были провести очеред­ной блицкриг. О быстроте и слаженнос­ти немецкой военной машины говорит тот факт, что все наземные службы JG 54 были всего за неделю переброшены на расстояние 1630 километров!

Вечером 5 апреля части полка уже на­ходились на аэродромах вдоль северной границы Югославии. Полк имел такую структуру и командование: Stab/JG 54 (май­ор Ханнес Траутлофт, Грац, Австрия), П./ JG 54 (капитан Дитрих Грабак, Грац, Ав­стрия), 4./JG 54 (обер-лейтенант Ганс Фи­липп, Арад, Румыния), III./JG 54 (капитан Арнольд Лигниц, Арад, Румыния).

Части, дислоцированные в Австрии должны были атаковать с севера, в рай­он Загреба, в то время как части из Ру­мынии должны были ликвидировать авиацию противника в районе Белграда, облегчая наступление на столицу Юго­славии. Именно на этом направлении 6 апреля произошли самые напряженные бои. Первое столкновение имело место между 7:30 и 8:40. Люфтваффе соверша­ло первый налет на столицу Югославии. В налете участвовали Do 17 из KG 2 и KG 3, а также 40 «мессеров» из JG 77 и III./JG 54. Следующий налет немцы провели в полдень, а затем до наступления сумерек успели еще дважды бомбить Бел­град. Всего 4-й воздушный флот за сутки четырежды бомбил столицу Югославии, совершив 484 самолето-вылетов силами бомбардировочных полков. Истребители совершили всего 120 самолето-вылетов, но этого хватило, чтобы полностью уст­ранить авиационное присутствие против­ника в районе Белграда. Воздушные бои отмечались в ходе двух первых вылетов. Пилоты 1II./JG 54 заявили три победы. Первым самолет сбил лейтенант Ганс-Экхард Боб, командир 9-й эскадрильи. Кроме того, командиру III-й группы уда­лось сбить один «Blenheim» из 11-й от­дельной авиагруппы, пытавшейся бом­бить аэродром в Араде. При невыяснен­ных обстоятельствах полк потерял один Me 109 из Stab/JG 54. Скорее всего, са­молет был сбит огнем югославской зенит­ной артиллерии.

Более напряженным выдался следую­щий день боев. Около полудня группа, насчитывавшая шесть «мессеров» из 5./ JG 54, перехватила в районе Печи восемь «Бленхеймов» из 68-й группы и в ходе длительного боя сбила пять из них. Тя­желый бой с противником выпал на долю 4./JG 54, которая совместно с нескольки­ми Me 110 сопровождала 26 «штук» и 24 Ju 88, шедших бомбить Белград. Немцев перехватила дюжина истребителей из 32-й группы, которые сумели сбить три Ju 88, понеся при этом тяжелые потери. Немцы обстреляли восемь югославских истребителей, сбив четыре из них. Противником немецких летчиков были Me 109Е-3 из 32-й группы.

9 апреля 34-я группа и III./JG 54 сно­ва встретились в воздухе. Когда в 14:00 немецкие истребители появились в рай­оне, на посадку как раз заходили два IK-2 из 107-й эскадрильи. Обе машины были тут же атакованы. Один самолет был тут же сбит обер-лейтенантом Бобом, а вто­рой, пилотируемый сержантом Б. Йовановичем, завязал бой и держался семь минут, пока не подоспела помощь в виде пяти «Харрикейнов» из 106-й эскадрильи. Немцы также получили подкрепление в виде остальных самолетов III-й группы. Югославы потеряли три истребителя, а немцы один, пилотированный ефрейто­ром Фабианом. Это был последний зна­чимый воздушный бой, какой пришлось вести «Зеленым Сердцам» в Югославии. В последующие дни полк вступал лишь в незначительные стычки или совершал штурмовые налеты, одержав 19 побед и не потеряв ни одного самолета.

После завершения главной части кам­пании JG 54 перебазировался на югослав­ские аэродромы, чтобы позднее передать машины другим частям, которые долж­ны были участвовать в штурме Крита. Сам же полк получил новые Me 109F. В войне с Грецией полк не участвовал, по­скольку началась подготовка к нападе­нию на Советский Союз.